Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_r.no1_svecha_8_kl._releon.docx149.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Практическая работа № 1  «Изучение строения пламени»

Тип урока: практическая работа с элементами исследования .

 Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, умений проводить простейшие исследования, навыка составлять отчёт о работе и делать выводы.

Продолжительность урока: один академический час .

Планируемые результаты:

 Предметные:

 •применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

•соблюдать правила безопасной работы при проведении нагревания;

•пользоваться спиртовкой, лабораторным оборудованием и посудой .

Метапредметные:

 •познавательные: наблюдать и выполнять химические эксперименты, формулировать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом .

 •регулятивные: составлять план последовательных действий при выполнении опытов, организовывать рабочее место при выполнении химического эксперимента .

коммуникативные: эффективная работа в паре, в группе при решении учебных задач .

Личностные:

•соблюдать правила безопасного обращения с реактивами и оборудованием .

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы: Компьютер с программным обеспечением Releon Lite, цифровой датчик температуры термопарный, штатив с зажимом; спиртовка, пробирка, сухое горючее; свеча .

Ход урока

Этап урока 1. Организационный

Предполагаемая продолжительность: 1―2 мин .

Педагогическая деятельность учителя: проверяет готовность к уроку, организует работу класса на уроке, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся .

Учебная деятельность обучающихся: эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность .

Этап урока 2. Актуализация знаний

Предполагаемая продолжительность: 5 мин .

Педагогическая деятельность учителя: Учитель проводит фронтальную беседу; актуализирует знания о правилах работы в химической лаборатории, о приёмах работы со штативом и спиртовкой, с датчиком температуры; создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели .

Работа с терминами и понятиями. 

Повторить и обобщить знания учащихся об устройстве и принципе работы лабораторного штатива и спиртовки, знакомство с датчиком температуры . Описание проблемной ситуации. 

Для приготовления чая две хозяйки поставили на газовую плиту чайники с одинаковым объёмом воды . Зажгли газовую горелку . У первой хозяйки чайник закипел на две минуты раньше, чем у второй . С чем это может быть связано? Отмечает, что правильный ответ на этот вопрос ученики получат в ходе выполнения практической работы .

Учебная деятельность обучающихся: отвечают на вопросы, высказывают свои предположения; строят гипотезы; предлагают способы и средства решения учебной задачи.

Этап урока 3. Выполнение практической работы

Предполагаемая продолжительность: 25 мин .

 Педагогическая деятельность учителя: знакомит учеников с методикой проведения практической работы, даёт задание, распределяет оборудование и раздаёт инструкции по работе .

Учебная деятельность обучающихся: выполняют лабораторную работу; работая в парах( в группах) строго по инструкции (см.материалы к уроку), заносят результаты работы в тетради или в специальные бланки .

Этап урока 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Предполагаемая продолжительность: 7 мин .

Педагогическая деятельность учителя: организует обсуждение результатов работы, коррекцию выводов по работе; на основе выводов решение проблемной ситуации; обсуждение ответов на контрольные вопросы . Учебная деятельность обучающихся: сравнивают полученные данные с результатами других учащихся или групп; при необходимости корректируют выводы и оформляют результаты практической работы в тетради или на специальных бланках; отвечают на контрольные вопросы.

Этап урока 5. Информация о домашнем задании и рефлексия. Предполагаемая продолжительность: 6 мин .

Педагогическая деятельность учителя: информирует о домашнем задании, даёт комментарий по его выполнению;

предлагает для заполнения анкету рефлексии к уроку и предлагает рассчитать «Индивидуальный индекс качества урока»;

подводит рефлексивную статистику урока по количеству учеников, у которых индекс качества выше значения 5;

демонстрирует запись проблемы и цели урока, спрашивает:

 «Как вы думаете, решена ли проблема, достигнута ли цель?»

 Если проблема не решена и цель не достигнута, даёт объяснение и предлагает в дополнение к домашнему заданию подумать над причинами такого результата .

Учебная деятельность обучающихся: задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания»;

 рассчитывают «Индивидуальный индекс качества урока;

 определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

 степень своего продвижения к цели;

 высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока .

Материалы для подготовки к уроку 

Инструкция к практической работе «Изучение строения пламени» .

  1. Запустите на регистраторе данных программное обеспечение Releon Lite .

  2. Подключите высокотемпературный датчик (термопару) к регистратору данных (компьютеру) .

  3. Закрепите датчик в штативе так, чтобы его кончик касался фитиля спиртовки .

  4. Запустите измерение температуры клавишей «Пуск» .

  5. Зажгите спиртовку

  6.  Когда показания стабилизируются, запишите значение температуры на схеме пламени (рис. 1) .

  1. Перемещайте датчик температуры в следующие точки пламени в соответствии с указанной схемой . Для этого ослабляйте муфту и перемещайте её (вместе с лапкой и датчиком) в нужное место . Когда показания стабилизируются, снова заносите значение температуры в соответствующей точке на схему .

8. Перемещайте датчик температуры в следующие точки пламени в соответствии с указанной схемой . Для этого ослабляйте муфту и перемещайте её (вместе с лапкой и датчиком) в нужное место . Когда показания стабилизируются, снова заносите значение температуры в соответствующей точке на схему .

9.Таким способом измерьте температуру во всех точках пламени, отмеченных на схеме . Повторите действия со свечой и сухим горючим

    10.Обратите внимание! При изучении строения пламени сухого    горючего используется 1/4 часть таблетки . Кусочек горючего помещают на керамическую плитку .

    11. Внесите в пламя спиртовки на полминуты пробирку . Извлеките  пробирку из пламени и рассмотрите её поверхность .

    12.Повторите опыт со свечой . 

Контрольные вопросы:

1.Какого цвета образовался налёт?

2.Что это за вещество?

Выводы: В выводах указать, какой источник теплоты предпочтительно использовать в химической лаборатории и почему .

Контрольные вопросы: 

1 . Какой источник пламени был использован?

 2 . Какая часть пламени самая горячая?

 3 . До какой максимальной температуры удаётся прогреть термопару?

4 . Что горячее – центр пламени или края?

 5 . Почему спиртовка горит почти бесцветным пламенем, а свеча – светящим? Можно ли использовать свечи в лаборатории вместо спиртовок?

 6 . Какие продукты горения одинаковы у спиртовки и свечи?

 7 . Задание для подготовки к ГИА, ВПР

При нагревании твёрдых веществ в пробирке необходимо:

1) взять пробирку в руки и нагревать ту часть, где лежит вещество;

2) закрепить пробирку в штативе и нагревать ту часть, где лежит вещество;

 3) взять пробирку в руки, прогреть всю пробирку, а затем ту часть, где лежит вещество;

4) закрепить пробирку в штативе, прогреть всю пробирку, а затем ту часть, где лежит вещество . (Правильный ответ: 4 .)

 8 . Задание для развития функциональной грамотности 

В книге Майкла Фарадея «История свечи» автор описывает опыт, который он демонстрировал на своих лекциях . В пламя свечи он помещал изогнутую стеклянную трубку . Один конец трубки опускался недалеко от фитиля, второй выводился на несколько сантиметров от пламени . Через некоторое время к концу трубки подносили горящую лучину . Появлялось пламя, которое существовало отдельно от пламени свечи . Как можно объяснить это явление?

Ответ: В этой части пламени происходит испарение парафина . Пары парафина на воздухе, при поджигании, загораются .

ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Теоретическая часть 

Горение — сложный процесс, сопровождающийся выделением энергии, как правило, в виде тепла и света .

Различают гомогенное горение (например, при работе газовой горелки), и гетерогенное горение (например, горение спирта и сухого горючего) . В рассмотренных примерах пламя имеет сходное строение .

 В нём можно выделить три части . 1) Внутренний конус темного цвета (в случае газовой горелки синего цвета) с низкой температурой ~ 300―500 °С . Здесь происходит испарение и разложение горючего вещества .

2) Средний восстановительный конус состоит из смеси воздуха и горящего газа . Здесь под влиянием более высокой температуры (1500―1800 °С) продукты испарения и разложения горючих веществ активно реагируют с кислородом . Если часть углерода остаётся свободной, то его мельчайшие частицы раскаляются и придают пламени яркое свечение . Эта часть пламени богата угарным газом СО — сильным восстановителем, поэтому её называют восстановительной . Точка наиболее высокой температуры находится на острие восстановительного конуса .

3) Внешний окислительный конус образует невидимую оболочку, окружающую пламя . Здесь под влиянием значительного притока кислорода воздуха происходит полное окисление горючего вещества до СО2 и Н2О (при горении сухого горючего на основе уротропина также образуется N2) . При этом остаётся избыток кислорода, который при высокой температуре обладает высокой окислительной активностью, поэтому внешняя часть пламени называется окислительной . Используя поддув воздуха, можно увеличить температуру пламени .

Анкета для расчёта индивидуального индекса качества урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по зоологии "Строение пера птицы"

Практическую работу можно выполнить, использовав тот материал, который есть на листе. Также можно добавить свои комментарии, схемы или рисунки...

Курс практических работ по изучению MS Excel 2007

Курс практических работ по табличному процессору Excel версии 2007 , может быть использован для проведения аудиторных занятий, для самостоятельного изучения и домашней работы. Предполагается, что базо...

Практическая работа «Почки, их строение и разнообразие».

План выполнения практической работы по ботанике. Но перед ее  выполнением, есть небольшая биоразминка по теме прошлого урока "Корень"...

Практическая работа «ТБ. Внутреннее строение рыбы» 7 класс

Цели урока: Закрепить знания по теме «Внутреннее строение рыбы» Формы и методы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение,  беседа, работа с препаратом, работа с раздаточным материалом...

Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая  работа № 2 &laq...

Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Материал предназначен для проведения практической работы №1 в 10 классе по теме: "Сравнение строения клеток растений и животных". Материал содержит задания формата ЕГЭ....

Практическая работа «Создание презентации «Строение атома» с использованием эффекта анимации входа Вспышка»

Цель: создать модель атома водорода и гелия в программе Power Point  с использованием эффекта анимации «Вспышка»....