Внеклассное мероприятие по химии "Химия в разных науках"
учебно-методический материал по химии

Чуприна Карлгаш Аделкановна

Разработка внеклассного мероприятия по химии.

Данное мероприятие поможет заинтересрвать учащихся, покажет практическое значение науки и взаимосвязь с другими науками естественного цикла и не только.

Каждый учитель сможет дополнить данную разработку в соответствии со своими требованиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_himii.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное частное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»

городское поселение Мытищи

                                                               

Внеклассное мероприятие

Интеллектуальная викторина 

«Химия в разных науках»

                                                             Провела: Чуприна К.А.                                                                                   учитель химии

Внеклассное мероприятие

Интеллектуальная викторина «Химия в разных науках»

Широко простирает химия руки свои в дела человеческие (Михайло Ломоносов).

Химия окружает нас повсюду. В современном мире без продуктов химического синтеза жизнь практически стала невозможной. Также химия «запустила свои руки» во все изучаемые школьные предметы. Несмотря на сложность предмета, каждый из вас, даже не имевший отношения к этой науке уже обладает рядом знаний по химии. Давайте их сегодня и проверим.

Наш урок пройдет в игровой форме. На игровом поле представлены категории вопросов, каждый вопрос обладает определенной сложностью и соответствующим ему количеством баллов. Команды отвечают в порядке очереди. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Если команда, выбравшая вопрос, не справляется с заданием, право ответа переходит к команде соперников. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Удачи! Пятерки за урок получит сильнейший!

Химия в истории

1) 5 мая 1821 (51 год), Лонгвуд, Остров Святой Елены скончался император Франции

 (1804 - 1815 гг), великий французский полководец и государственный деятель Наполео́н I Бонапа́рт. Есть версия, что Наполеон был отравлен. Эту гипотезу выдвинул шведский стоматолог Стен Форсхувуд, исследовавший волосы Наполеона и нашедший в них этот химический элемент (мышьяк).

2) Издревле женщины (а в некоторых цивилизациях даже мужчины) пользовались косметикой. На Руси – это чаще всего были соки ягод, отвары трав. К примеру, русские девушки подкрашивали волосы отваром кожицы лука, румянили щеки свеклой. А что использовали они для чернения бровей и беления кожи лица? (сажа/уголь и мел/известь)

3) В истории человечества рассматривается несколько периодов, связанных с металлами. Самый ранний из них период (4—3 тыс. до н. э.) носит научное название энеолит. Преобладают каменные орудия труда, но уже начали появляться металлические. О каком металле и, соответственно, веке идет речь? (медь, медный век)

4) Алхимия – специфическая область натурфилософии, зародившаяся во II веке нашей эры. В начальный период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило. Сопоставьте название небесных тел с названиями соответствующих металлов:

  • серебро — Луна,
  • ртуть — Меркурий,
  • медь — Венера,
  • золото — Солнце,
  • железо — Марс,
  • олово — Юпитер,
  • свинец — Сатурн.

5) Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент этого металла, что делает ее сверхпрочной. Недостаток его в стали привел к тому, что к 1944г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры”, и “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. О каком металле идет речь? (никель)

Химия в биологии

1) Это «заболевание» связано с металлом, относящимся к группе благородных металлов. Считается, что им болели люди, населявшие в большей степени североамериканский материк. Этим заболеванием болели люди на всех континентах, даже в Евразии - в Сибири. Но самая массовая вспышка этого заболевания произошла в Бразилии в период с 1690 по 1923 год. (золотая лихорадка)

2) В крови человека находится железо, которое входит в состав гемоглобина и, окисляясь на воздухе, дает алую окраску крови. У ракообразных и моллюсков кровь при насыщении кислородом становится голубого цвета. Какой металл находится в крови ракообразных? (медь)

3) Жалящее действие крапивы, пчел и некоторых медуз связано с действием органической кислоты. Впервые она была выделена из яда насекомого и получила его имя. О каком веществе идет речь? (муравьиная кислота)

4) Это вещество входит в состав практически всех жидкостей организма. 0,9% раствор его в воде носит название физиологическим раствором. О чем идет речь? (поваренная соль/ хлорид натрия)

5) Ученые выявили прямую зависимость между повышенным содержанием этого вещества в крови и активностью мозга. У большинства гениев этот показатель был в несколько раз выше нормы. Выражение «моча в голову ударила» возникло отнюдь не случайно. О каком веществе идет речь? (мочевина, карбамид)

Химия в литературе

1) А.С.Пушкин "И далее мы пошли - и страх обнял меня..."

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,

Как будто тухлое разбилось яйцо,

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

О каком соединении серы идет речь? (сероводород)

2) Имена великих поэтов: Анна Ахматова, Иван Бунин, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и др., - абсолютно непохожих друг на друга объединяет химия металлов. Какой металл является общим для всех перечисленных великих личностей? (серебро, поэты серебряного века)

3) В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Как сказал А. Блок:

Век девятнадцатый …,

Воистину … век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек.

О каком металле идет речь? (железо)

4) Антуан Сент – Экзюпери. «Планета людей» писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.» О чем идет речь? (о воде)

5) В 1865 году английский математик, поэт и писатель Льюис Кэрролл написал «Алису в стране чудес». Среди главных героев произведения был трагикомический персонаж Сумасшедший Шляпник. В Средние века среди работников шляпных фабрик действительно было распространено заболевание, названное «болезнью сумасшедшего шляпочника», так как им заболевали мастера, применявшие препараты, содержащие это вещество при изготовлении фетровых шляп. О каком веществе идет речь? (ртуть)

Химия в географии

1) Переместимся в Италию. Совсем недавно скульптурное изображение коней, украшавшее площадь Святого Марка, пришлось заменить копией, так как за последнее время семивековое наследие Венеции оказалось под угрозой. От чего спасли скульптуры? (кислотные осадки)

2) В конце XIX века в Сибирь направилась хорошо снаряженная экспедиция. Казалось, все было предусмотрено, чтобы сибирские морозы не помешали ее успешной работе. Но одну оплошность путешественники все же допустили: они взяли с собой оловянную посуду, которая вскоре вышла из строя. Пришлось вырезать ложки и миски из дерева. Лишь тогда экспедиция смогла продолжить свой путь. Что случилось с посудой? (рассыпалась, превратилась в серый порошок – явление «оловянной чумы»)

3) Существует группа минералов, химическая формула которых Al2O3. Минералы уступают по твердости только алмазам. Корунд – первый представитель этой группы применяется в хозяйстве как абразивный материал. Два других – драгоценные камни, имеющие яркую окраску. О каких камнях идет речь? (сапфир и рубин)

4) По производству этой кислоты Россия занимает 1 место в мире. Районы химических предприятий располагаются вблизи месторождений ископаемого сырья – Уральский, Поволжский, Восточно-Сибирский. О каком веществе идет речь? (серная кислота)

5) Д.И.Менделеев, открывший Периодическую систему, был многогранной личностью – химии были посвящены только 9% его исследований. В 1887 году Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения …». За чем наблюдал Дмитрий Иванович из воздушного шара на высоте более 3 километров? (солнечное затмение)

Практическая химия

1) Получение газа из перекиси водорода и распознание его по возгорающейся лучинке. Определить газ. (кислород)

2) Взаимодействие мела и кислоты. Каким образом почвоведы могут определить карбонатность почв? (капнув соляной кислоты на почву)

3) При кипячении в разбавленном растворе едкого натра (щелочь) шерсть растворяется, при более низких температурах в щелочной среде шерстяные изделия также структурно меняются. Какими средствами можно стирать шерстяные изделия? (проверка фенолфталеином – стиральный порошок, хозяйственное мыло, детское мыло)

4) В раствор сульфата меди помещают железный гвоздь. Через минуту гвоздь покрывается налетом. Что это за вещество? (медь)

5) В качестве разрыхлителя в домашних условиях используется гидрокарбонат натрия (пищевая сода) (демонстрация реакции соды с кислотой), при этой реакции тесто становится рыхлым от выделяющегося углекислого газа. Но в пищевой промышленности в качестве разрыхлителя чаще всего используется другое вещество – карбонат аммония (пищевая добавка Е-503). Какие газы, образовавшиеся при разложении этого вещества, образуют пористую структуру кулинарных изделий? (аммиак и углекислый газ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по биологии "Такие разные грибы"

Занятие по биологии включает рассмотрение характерных признаков грибов, их значение в природе и жизни человека,представлении о седобных и ядовитых грибах....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – ВИКТОРИНА «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТРЕХ НАУК»

Цели проведения интегрированного  мероприятия:1)создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;2)  рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях – гео...

Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг к Дню науки"

Во многих образовательных учреждениях проводятся День науки.Предлагаю разработку внеклассного мероприятия "Брейн-ринг к Дню науки" , в котором объединены вопросы по различным отраслям науки: зоо...

Разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуальный марафон "Знатоки естественных наук". 9 класс

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование интереса у обучающихся к естественным наукам: биологии, химии, географии....

Внеклассное мероприятие по математике: Математика - волшебная наука!"

Мероприятие может быть проведено во время недели математики. Фокусы и занимательные задания показывают, что математика может быть волшебной и весёлой....

Внеклассное мероприятие. В рамках недели естественных наук. Интеллектуальная викторина по информатике.

Интерактивная презентация для учащихся 8-9 классы.Вопросы по информатике и химии.Вопросы оценивают вместо баллов "мозгом", для этого распечатайте заранее на листках изображения мозга и подготовьте их ...

Внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук КВН, автор учитель биологии Сизова С.В.

Презентация к КВНу естественных наук включает занимательные вопросы по предметам естественнонаучного цикла: физике, химии, биологии и географии. Она включает вопросы к Конкурсу капитанов, Битве титано...