урок по химии в 8 классе кислоты
методическая разработка по химии (8 класс)

урок химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kisloty.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 г.Тайшета

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:

«КИСЛОТЫ»

ФИО автора методической разработки:

Боротюк Татьяна Сергеевна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

Г.Тайшет

16.01.2022 г.

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Кислоты»

Тема урока

Кислоты

Цель

Знакомство с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей этого класса

Задачи

образовательные:

изучить состав, общие признаки классификации кислот

сформировать умение  составлять формулы кислот

рассмотреть названия основных представителей

развивающие:

развивать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами и химической посудой

развивать  умения обобщать и делать выводы при изучении материала темы

формировать потребность в обучении и саморазвитии

воспитательные:

воспитывать аккуратность при оформлении заданий в тетради и у доски

 воспитывать химическую культуру учащихся

Планируемые результаты

Предметные

-Умение определять понятия «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH»;

-экспериментально различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов;

-описывать свойства отдельных представителей кислот.

Метапредметные

- Умение использовать знаково-символические средства для решения задач;

-проводить наблюдение;

-создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы.

Личностные

 -Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

-Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

Основные понятия

Кислота , кислотный остаток, кислотная среда

Межпредметные связи

Биология

Базовый учебник

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2019 г.

Техническое оборудование

Мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, листы самооценки, ПСХЭ, таблица растворимости, компьютерная презентация на тему «Кислоты».

Формы работы

Работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, составление синквейна, кластера

Тип урока

Урок изучения нового (открытие новых знаний)

Технология

Технология критического мышления

Условные обозначения:

М-метод обучения

С-средство обучения

Ф- форма обучения

Ход урока

Этап урока, время

Приемы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1

2

3

4

5

6

I

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

(2 мин)

С: слайд

Ф: фронтальная

Приветствует гостей, ребят, создает эмоциональный настрой.

Слушают учителя, «погружаются в ситуацию». Заполняют лист самооценки (приложение 1)

Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы

II

Вызов. Мозговой штурм.

 (3 мин)

М: частично – поисковый, словесный

Эпиграф урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель

Предлагает учащимся вспомнить какие классы неорганических веществ им известны. Предлагает выполнить задание ВЫ УЧИТЕЛЬ (приложение 2)

Подводит учащихся к формулированию понятия кислоты. Почему вы назвали не все вещества? Выпишите их формулы в тетрадь. Что между ними общего? Попробуем догадаться, как они называются.

Приветствуют, слушают. Выполняют задание учителя.

Формулируют тему  урока.

Предметные: осознать тему кислоты

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

III

Целеполагание  

(1 мин)

Ф: фронтальная

-Сегодня на уроке мы узнаем…..(продолжите фразу)

Предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке. Записывают тему в тетрадь.

Метапредметные: учение понимать проблему, выделять причинно-следственные связи

IV

Осмысление

1.Беседа

(3 мин)

Ф: фронтальная

-Предлагает учащимся дать определение понятию кислота исходя из формул. Предлагает выполнить задание (приложение 3)

Проводят сравнение. Выполняют задание.

Формулируют понятие кислоты. Записывают в тетрадь.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. 

Предметные: отвечать на вопросы по прочитанному тексту, уметь вести диалог.

2. Формирование знаний и умений . Групповая работа над проблемными вопросами

(10 мин)

М: наглядный, объяснительно – иллюстративный

С: презентация, объяснение, доклад

Ф: фронтальная, групповая

Классификация кислот. Названия кислот. Используя текст учебника с.102,104 найдите признаки, по которым классифицируют кислоты, составьте кластер, приведите примеры. Ознакомьтесь с названиями кислот

Инструктаж по ТБ перед проведением лабораторного опыта, следит за выполнением экспериментальной части. Координирует работу учащихся.Делает выводы вместе с учащимися.

РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ (приложение 4)

 Работают в группах по инструктивным картам (приложение 4)

Слушают, работают с учебником, таблицей растворимости, ПСХЭ, делают записи в тетради, отвечают на вопросы, делают выводы.

Предметные: формировать определения нового химического понятия, объяснять смысл и результаты

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества

3. Афиширование ответов учащихся.

(6 мин)

С: презентация, объяснение, доклад

Ф: фронтальная, групповая

Организует обсуждение результатов эксперимента

Дают ответы, слушают своих товарищей.

Предметные :создавать усные высказывания.

4.Постановка проблемного вопрос

(2 мин)

Ф: фронтальная,

Задает вопросы:

Что объединяет кислоты и кислотные оксиды?

Отвечают на вопросы

Метапредметные: уметь планировать, прогнозировать, контролировать, оценивать полученные знания

5.Обобщающая работа  

(6 мин)

С: презентация, объяснение, доклад

Ф: фронтальная

Совершенствуем логические умения:

Подчеркните формулы кислот. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название химического элемента, образующего кислоту, которая разрушает стекло.

А

Ф

И

Т

В

У

О

П

Р

Е

CO2

HCl

KOH

H2S

SO2

N2O

HNO2

MgO

H3PO4

CaCl2

Дайте названиям кислот. Дайте характеристику кислотам, по всем признакам, которые рассмотрели на уроке.

Докажите истинность или ложность суждения:

а) с помощью раствора лакмуса можно распознать дистиллированную воду и раствор серной кислоты;

б) с помощью фенолфталеина можно распознать раствор азотной кислоты;

в)  с помощью метилоранжа можно распознать уксус.

Выполняют задания

Обсуждают и доказывать истинность или ложность суждений.

Предметные : понимание понятий кислоты, их характеристика

V

Рефлексия

(5 мин)

Ф: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Вернемся к целям нашего урока. Достигли ли мы их в процессе работы? Какой класс веществ мы сегодня изучили? Итогом вашего плодотворного труда будет составление синквейна  по теме Кислоты

 

Составляют и зачитывают составленные синквейны. Работают с листами самооценки.

Метапредметные: учение преобразовывать информацию.Личностные: совершенство духовно-нравственных качеств.

VI

Домашнее задание  

(1 мин)

Ф: фронтальная, С: презентация, объяснение,

Комментирование домашнего задания.

Параграф 21, Мини-проект

Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии, случайно пролил её. Кислота попала на растения. Спустя некоторое время?.. стали ярко-красными. Это явление заинтересовало Бойля, и он тут же провёл серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений.

Задание к тексту.

Ваша задача исследовать в домашних условиях свойства лимонной кислоты на листья комнатных растений. Найти информацию недостающую в тексте. Согласиться или опровергнуть результаты английского химика и написать отчет о проделанной работе.

Записывают домашнее задание

Предметные: создавать письменные работы

VII

Выставление и комментирование отметок. Итог урока

(1 мин)

Ф: индивидуальная

Выставление отметок за урок, комментирует их, благодарит ребят за урок.

Воспринимают информацию, осознают личный вклад.

Метапредметные:соотносить оценку учителя и самооценку.

Личностные: осознавать личностную значимость темы

приложение 1

Лист самооценки учащихся

Формулировка определения кислот

Работа по классификации кислот

Умение составлять формулы кислот

Определение заряда иона кислотного остатка

Выполнение

лабораторного опыта

Самооценка

Задания, вызвавшие

 затруднения

Примечание: Что понравилось на уроке, что хотели бы изменить на уроке?

Приложение 2

ВЫ – УЧИТЕЛЬ! Маша считает, что своё домашнее задание она выполнила верно. Вещества: H2SO4, CaO, NaOH, P2O5, K2O, HCl, SO3, Fe(OH)2 , MgO по классам неорганических соединений она распределила следующим образом:

Оксиды

Основания

Кислотные

Основные

Щелочи

Нерастворимые в воде

H2SO4

MgO

Fe(OH)2

NaOH

CaO

K2O

HCl

P2O5

SO3

Проверьте домашнюю работу Маши. Найдите и исправьте ошибки, если они имеются.

Проверьте работу по ключу. Оцените свою работу, за каждую верно найденную ошибку поставьте 1 б.

Если ты нашел 5 ошибок – ТЫ МОЖЕШЬ ПОРАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ!

Если ты нашел 4 ошибки- ТЕМУ НУЖНО НЕМНОГО ПОВТОРИТЬ!

Если ты нашел 3-0 ошибок – НУЖНО ВЫУЧИТЬ ТЕМУ!

Приложение 3

КАКИЕ ОНИ?

Даны формулы кислот: H2SO4, HCl, H3PO4, HNO3, H2CO3, Н2S, H2SiO3, НВr.

Проведите свое исследование по следующему плану:

Внимательно рассмотрите предложенные формулы.

Выделите признак их (должно быть два), по которому можно провести классификацию кислот. Запишите его в схеме на горизонтальной линии, а формулы кислот ниже. На основе признака проведи классификацию.

Приложение 4

Инструктивная карта №1

Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?

Цель: определить окраску индикатора в растворе соляной кислоты

Ход эксперимента:

В раствор кислоты внести несколько капель индикатора (лакмуса)

Что наблюдаете?

Сделайте вывод о распознавании кислот.

Инструктивная карта №2

Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?

Цель: определить окраску индикатора в растворах соляной кислоты и серной.

Ход эксперимента:

В раствор кислоты внести несколько капель индикатора (лакмуса и метилового оранжевого)

Что наблюдаете?

Сделайте вывод о распознавании кислот.

Инструктивная карта №3

Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?

Цель: определить окраску индикатора в предложенных растворах

Ход эксперимента:

Каждый из предложенных растворов разделите на две части.

В первый раствор  внести несколько капель индикатора лакмуса , а во вторую  метилового оранжевого

Что наблюдаете?

В какой пробирке находится кислота? С помощью чего вы это доказали?

РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.(приложение 5)

Лаборант перепутал три пробирки, в которых были: щелочь, кислота и вода.

Выскажите предположения с помощью чего можно распознать данные вещества. Для проверки предположения проведите исследование, соблюдая правила ТБ по плану:

В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор лакмуса. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.

В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор фенолфталеина. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.

В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор метилоранжа. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.

Определите вещества, которые находятся в пробирках №1, №2, № 3.

№ пробирки

Что наблюдали, когда добавили

Вещество

Лакмус

фенолфталеин

Метилоранж

1

2

3

На основе проведенного исследования сделайте общий вывод.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14 г.Тайшета

Отзыв

по результатам публичного представления педагогического опыта

в форме открытого урока

ФИО, давшего открытый урок: Боротюк Татьяна Сергеевна

Должность: учитель химии и биологии

Дата проведения урока: 16 января 2022 г.

Класс: 8

Предмет: химия

Тема урока: «Кислоты»

Цель урока: знакомство с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей.

Тип урока: открытие нового знания

Используемые образовательные технологии и методики: словесный, наглядный, деятельностный, частично – поисковый, метод мозгового штурма, элементы технологии развития критического мышления

ФИО специалиста, давшего отзыв: Быбина Полина Геннадьевна, заместитель директора по учебно – методической работе

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» соответсвует требованиям ФГОС. Урок проведен методически грамотно, соблюдены все его этапы.

Организационный момент способствовал включению школьников в учебную деятельность. Мотивация обучающихся на урок, положительный настрой на взаимное сотрудничество были организованы с помощью приема «Знаю – не знаю». Использование проблемного диалога, подводящего к теме урока, способствовало познавательной активизации обучающихся. Школьники самостоятельно формулируют учебные задачи, намечают пути их решения.

Объяснение нового материла учитель строит с опорой на представления обучающихся, задаёт им вопросы по предыдущим урокам, ведёт беседу. Прием мозгового штурма вызвал оживление, ребята выдвигали идеи, предположения. Далее учитель предлагает восьмиклассникам объединиться в группы и выполнить лабораторный опыт. Результатом этой работы стали ответы на вопросы.

На этапе обобщения составляется кластер по содержанию темы, включающий в себя основные содержательные моменты урока.

Этап информирования учащихся о домашнем задании проведен, инструктаж по его выполнению дан. Итог урока подведен, отметки учащихся озвучены и прокомментированы.

Запланированный результат урока был достигнут, обучающиеся активно усваивали материал, с интересом выполняли поставленные задачи, получали возможность высказать свое мнение и были включены в процесс открытия нового знания. На уроке была обеспечена познавательная, коммуникативная и самостоятельная деятельность обучающихся, материально-техническая база соответствовала целям урока и обеспечивала успешное получение и усвоение знания (раздаточный материал, презентация) Обучающиеся провели актуализацию уже полученного знания, установили причинно-следственные связи прошлых тем с новой. Работа в группах обеспечила интерес и занятость всего класса. Учителем были использованы целесообразные методы обучения, позволившие достигнуть поставленных цели и задач.

Применение приемов развития критического мышления повышает эффективность урока. На стадии вызова учитель формирует мотивацию на учебную деятельность, а также настраивает на воспроизведение изучаемого материала. На стадии осмысления происходит систематизация новых знаний, а на стадии рефлексии формируют полученные результаты, по которым можно проследить продуктивное использование технологии критического мышления.

В результате урока обучающиеся получили знания о кислотах, их свойствах, узнали общие признаки кислот, научились обнаруживать кислоты экспериментально. Раскрыли понятия «кислота» и «кислотная среда», познакомились с признаками классификации кислот.

Боротюк Татьяна Сергеевна в ходе урока продемонстрировала следующие компетенции: профессионально-коммуникативную, общепедагогическую, предметную, информационно-коммуникативную.

16.01.2022 г                                                                                           П.Г. Быбина                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с интерактивной доской, химия 8 класс, "Кислоты"

Цель данного материала:  сформировать понятие о кислотах как  классе электролитов....

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....

конспект урока по химии, 8 класс "Кислоты"

Урок "Кислоты" - разработан с учетом требований ФГОС второго поколения, стал дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей в 2014 году....

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...

Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"

Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....