урок по химии в 8 классе кислоты
методическая разработка по химии (8 класс)
урок химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kisloty.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г.Тайшета
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:
«КИСЛОТЫ»
ФИО автора методической разработки:
Боротюк Татьяна Сергеевна,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
Г.Тайшет
16.01.2022 г.
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Кислоты»
Тема урока | Кислоты |
Цель | Знакомство с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей этого класса |
Задачи | образовательные: изучить состав, общие признаки классификации кислот сформировать умение составлять формулы кислот рассмотреть названия основных представителей развивающие: развивать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами и химической посудой развивать умения обобщать и делать выводы при изучении материала темы формировать потребность в обучении и саморазвитии воспитательные: воспитывать аккуратность при оформлении заданий в тетради и у доски воспитывать химическую культуру учащихся |
Планируемые результаты | Предметные -Умение определять понятия «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH»; -экспериментально различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов; -описывать свойства отдельных представителей кислот. Метапредметные - Умение использовать знаково-символические средства для решения задач; -проводить наблюдение; -создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы. Личностные -Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. -Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту |
Основные понятия | Кислота , кислотный остаток, кислотная среда |
Межпредметные связи | Биология |
Базовый учебник | Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2019 г. |
Техническое оборудование | Мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, листы самооценки, ПСХЭ, таблица растворимости, компьютерная презентация на тему «Кислоты». |
Формы работы | Работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, составление синквейна, кластера |
Тип урока | Урок изучения нового (открытие новых знаний) |
Технология | Технология критического мышления |
Условные обозначения: | М-метод обучения С-средство обучения Ф- форма обучения |
Ход урока
приложение 1
Лист самооценки учащихся
Формулировка определения кислот | Работа по классификации кислот | Умение составлять формулы кислот | Определение заряда иона кислотного остатка | Выполнение лабораторного опыта | Самооценка | Задания, вызвавшие затруднения |
Примечание: Что понравилось на уроке, что хотели бы изменить на уроке? |
Приложение 2
ВЫ – УЧИТЕЛЬ! Маша считает, что своё домашнее задание она выполнила верно. Вещества: H2SO4, CaO, NaOH, P2O5, K2O, HCl, SO3, Fe(OH)2 , MgO по классам неорганических соединений она распределила следующим образом:
Оксиды | Основания | ||
Кислотные | Основные | Щелочи | Нерастворимые в воде |
H2SO4 | MgO | Fe(OH)2 | NaOH |
CaO | K2O | HCl | |
P2O5 | |||
SO3 |
Проверьте домашнюю работу Маши. Найдите и исправьте ошибки, если они имеются.
Проверьте работу по ключу. Оцените свою работу, за каждую верно найденную ошибку поставьте 1 б.
Если ты нашел 5 ошибок – ТЫ МОЖЕШЬ ПОРАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ!
Если ты нашел 4 ошибки- ТЕМУ НУЖНО НЕМНОГО ПОВТОРИТЬ!
Если ты нашел 3-0 ошибок – НУЖНО ВЫУЧИТЬ ТЕМУ!
Приложение 3
КАКИЕ ОНИ?
Даны формулы кислот: H2SO4, HCl, H3PO4, HNO3, H2CO3, Н2S, H2SiO3, НВr.
Проведите свое исследование по следующему плану:
Внимательно рассмотрите предложенные формулы.
Выделите признак их (должно быть два), по которому можно провести классификацию кислот. Запишите его в схеме на горизонтальной линии, а формулы кислот ниже. На основе признака проведи классификацию.
Приложение 4
Инструктивная карта №1
Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?
Цель: определить окраску индикатора в растворе соляной кислоты
Ход эксперимента:
В раствор кислоты внести несколько капель индикатора (лакмуса)
Что наблюдаете?
Сделайте вывод о распознавании кислот.
Инструктивная карта №2
Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?
Цель: определить окраску индикатора в растворах соляной кислоты и серной.
Ход эксперимента:
В раствор кислоты внести несколько капель индикатора (лакмуса и метилового оранжевого)
Что наблюдаете?
Сделайте вывод о распознавании кислот.
Инструктивная карта №3
Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?
Цель: определить окраску индикатора в предложенных растворах
Ход эксперимента:
Каждый из предложенных растворов разделите на две части.
В первый раствор внести несколько капель индикатора лакмуса , а во вторую метилового оранжевого
Что наблюдаете?
В какой пробирке находится кислота? С помощью чего вы это доказали?
РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.(приложение 5)
Лаборант перепутал три пробирки, в которых были: щелочь, кислота и вода.
Выскажите предположения с помощью чего можно распознать данные вещества. Для проверки предположения проведите исследование, соблюдая правила ТБ по плану:
В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор лакмуса. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор фенолфталеина. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор метилоранжа. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
Определите вещества, которые находятся в пробирках №1, №2, № 3.
№ пробирки | Что наблюдали, когда добавили | Вещество | ||
Лакмус | фенолфталеин | Метилоранж | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 |
На основе проведенного исследования сделайте общий вывод.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14 г.Тайшета
Отзыв
по результатам публичного представления педагогического опыта
в форме открытого урока
ФИО, давшего открытый урок: Боротюк Татьяна Сергеевна
Должность: учитель химии и биологии
Дата проведения урока: 16 января 2022 г.
Класс: 8
Предмет: химия
Тема урока: «Кислоты»
Цель урока: знакомство с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей.
Тип урока: открытие нового знания
Используемые образовательные технологии и методики: словесный, наглядный, деятельностный, частично – поисковый, метод мозгового штурма, элементы технологии развития критического мышления
ФИО специалиста, давшего отзыв: Быбина Полина Геннадьевна, заместитель директора по учебно – методической работе
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» соответсвует требованиям ФГОС. Урок проведен методически грамотно, соблюдены все его этапы.
Организационный момент способствовал включению школьников в учебную деятельность. Мотивация обучающихся на урок, положительный настрой на взаимное сотрудничество были организованы с помощью приема «Знаю – не знаю». Использование проблемного диалога, подводящего к теме урока, способствовало познавательной активизации обучающихся. Школьники самостоятельно формулируют учебные задачи, намечают пути их решения.
Объяснение нового материла учитель строит с опорой на представления обучающихся, задаёт им вопросы по предыдущим урокам, ведёт беседу. Прием мозгового штурма вызвал оживление, ребята выдвигали идеи, предположения. Далее учитель предлагает восьмиклассникам объединиться в группы и выполнить лабораторный опыт. Результатом этой работы стали ответы на вопросы.
На этапе обобщения составляется кластер по содержанию темы, включающий в себя основные содержательные моменты урока.
Этап информирования учащихся о домашнем задании проведен, инструктаж по его выполнению дан. Итог урока подведен, отметки учащихся озвучены и прокомментированы.
Запланированный результат урока был достигнут, обучающиеся активно усваивали материал, с интересом выполняли поставленные задачи, получали возможность высказать свое мнение и были включены в процесс открытия нового знания. На уроке была обеспечена познавательная, коммуникативная и самостоятельная деятельность обучающихся, материально-техническая база соответствовала целям урока и обеспечивала успешное получение и усвоение знания (раздаточный материал, презентация) Обучающиеся провели актуализацию уже полученного знания, установили причинно-следственные связи прошлых тем с новой. Работа в группах обеспечила интерес и занятость всего класса. Учителем были использованы целесообразные методы обучения, позволившие достигнуть поставленных цели и задач.
Применение приемов развития критического мышления повышает эффективность урока. На стадии вызова учитель формирует мотивацию на учебную деятельность, а также настраивает на воспроизведение изучаемого материала. На стадии осмысления происходит систематизация новых знаний, а на стадии рефлексии формируют полученные результаты, по которым можно проследить продуктивное использование технологии критического мышления.
В результате урока обучающиеся получили знания о кислотах, их свойствах, узнали общие признаки кислот, научились обнаруживать кислоты экспериментально. Раскрыли понятия «кислота» и «кислотная среда», познакомились с признаками классификации кислот.
Боротюк Татьяна Сергеевна в ходе урока продемонстрировала следующие компетенции: профессионально-коммуникативную, общепедагогическую, предметную, информационно-коммуникативную.
16.01.2022 г П.Г. Быбина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с интерактивной доской, химия 8 класс, "Кислоты"
Цель данного материала: сформировать понятие о кислотах как классе электролитов....
Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.
Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
конспект урока по химии, 8 класс "Кислоты"
Урок "Кислоты" - разработан с учетом требований ФГОС второго поколения, стал дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей в 2014 году....
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...
Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"
Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....