"Получение и свойства соединений металлов" Практическая работа в 9 классе
план-конспект занятия по химии (9 класс)
Обобщение знаний по теме "Свойства соединений металлов"
Цель урока: закрепить на практике получение соединений металлов и их свойства, закрепить знания о химических свойствах соединений металлов; продолжить формировать умение проведения эксперимента; закрепить знания о реакциях, доказывающих основные и амфотерные свойства гидроксидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.r.no_2_9_klass_-_otkrytyy_urok.docx | 747.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Клишинская ООШ»
Сценарий открытого урока по химии в 9 классе
Рябухина Е.А. учитель химии
11 января 2018 года
9 класс
Тема урока: Практическая работа. Получение и свойства соединений металлов.
Тип урока: обобщение знаний
Цель урока: закрепить на практике получение соединений металлов и их свойства.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания о химических свойствах соединений металлов; продолжить формировать умение проведения эксперимента; закрепить знания о реакциях, доказывающих основные и амфотерные свойства гидроксидов.
Развивающие: формирование исследовательского интереса к практической деятельности на уроках химии; развивать умение предполагать результат опыта на основе полученных знаний.
Воспитательные: продолжать формирование химического мировоззрения; повторить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
План урока
- Организационный момент –2 мин.
- Основная часть урока – 38 мин:
1. Коррекция и актуализация ранее изученного материала
2. Организация выполнения практической работы.
3. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
3. Заключительная часть урока- 5 мин.
Подведение итогов работы на уроке
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».
- Как вы понимаете слова великого философа?
- Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? (выполнять практическую работу)
- Основная часть урока.
- Коррекция и актуализация ранее изученного материала.
Но прежде чем перейти к практической работе, мы с вами повторим то, что изучали на прошлых уроках.
Напомните мне, о чем же мы говорили на прошлых уроках (о металлах: щелочных, щелочноземельных, алюминии).
- Что нового мы узнали о металлах?
- Какие же вещества называются металлами? (элементы, имеющие на последнем уровне от 1 до 3 электронов)
Интеллектуальная разминка.
- Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:
А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Al.
- Укажите общее в строении атомов K и Li:
А) 2 электрона на последнем электронном слое;
Б) 1 электрон на последнем электронном слое;
В) одинаковое число электронных слоев.
- Металлический кальций проявляет свойства:
А) окислителя Б) восстановителя;
В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.
- Дайте общее название приведённым ниже группам веществ:
А) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий; (Ответ: щелочные металлы, металлы I группы главной подгруппы)
Б). СаО, Li2O, Na2O; (Ответ: основные оксиды)
Мы с вами на уроках говорили, что важны не только сами металлы, но и соединения металлов, а также их свойства, которые в химии отражают с помощью генетических цепочек превращений. Давайте, рассмотрим одну из таких.
Работа у доски.
1 2 3
СаО → Са(ОН)2 →Са(NO3)2 → СаСО3
- СаО + Н2О = Са(ОН)2 - реакция соединения (гидроксид кальция)
- Са(ОН)2 + НNO3 = Са(NO3)2 + Н2О – реакция обмена (нитрат кальция)
- Са(NO3)2 + Na2CO3 = СаСО3↓ + NaNO3 – реакция обмена (карбонат кальция)
- Организация выполнения практической работы.
Химия – это наука экспериментальная, поэтому все наши теоретические знания мы должны подтвердить практически. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Практическая работа. Получение и свойства соединений металлов».
Перед вами лежат опорные конспекты, где сегодня вы будете оформлять все наблюдения и выводы по ходу практической работы. Поставьте дату и укажите свою фамилию.
- Давайте, сформулируем цель практической работы (учащиеся высказывают свои предположения)
Итак, цель практической работы: закрепить на практике получение соединений металлов и их свойства.
А теперь можно и приступать к практической части нашего урока. И самое главное это повторить правила по ТБ. Это наши традиционные правила. Давайте вместе их вспомним.
- Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
- Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- Жидкие вещества берем только с помощью пипеток, а если взяли больше необходимого количества ни в коем случае не выливаем опять в склянку с веществом.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Опыты производите только над столом.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Учащиеся ставят росписи в журнале по ТБ.
Выполнение практической работы учащимися. Два варианта практической работы: для сильных и слабых учеников.
- Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
Хочу вам открыть небольшой секрет. Мы с вами сегодня выполняли разно уровневую практическую работу: кому-то нужно было смешать те вещества, которые указаны, а кому-то нужно было подумать, какие вещества смешивать. Но к выводу мы должны были прийти к одному.
Итак, какой вывод сделала пара…..
А пара….
Как видите, выводы одинаковые.
3.Заключительная часть
Подведение итогов работы на уроке
- Чему мы сегодня научились на уроке? (получать соединения металлов, изучать их свойства, доказали, что гидроксид алюминия является амфотерным веществом)
Домашнее задание
Ваша задача повторить все химические свойства металлов, о которых мы говорили, а также выполните те задания, которые представлены на листах. Вы можете выбрать то задание, которое считаете выполнимым для вас.
Рефлексия
- Что вам сегодня на уроке понравилось?
- Что запомнилось больше всего?
- Были ли затруднения на уроке?
Выставление оценок, благодарность за урок.
Дата:_________
Ф.И. учащегося_________________________________
Практическая работа №2
Получение и свойства соединений металлов
Цель работы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: Fe, FeCl2, СuSO4, NaOH, AlCI3, H2SO4, HCl.
Задача №1
- Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерный характер.
- Результаты работы оформите в таблицу.
Что делали | Наблюдение | Уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде |
AlCI3 + NaOH | ||
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Как можно получить нерастворимое основание?
2) Почему гидроксид натрия необходимо добавлять по каплям?
3) В чем сущность амфотерности?
Задача №2.
- Получите сульфат железа (II) с помощью тех реактивов, которые вам выданы.
FeCl2 → Fe(OH)2 → FeSO4
- Результаты работы оформите в таблицу. Укажите тип реакций.
Что делали | Наблюдение | Уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде |
1 | ||
2 |
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С помощью каких реакций можно получить данную соль?
Внимание!
Не забывайте убирать рабочее место, и записывать уравнения реакций.
Если кислота или щелочь попала на кожу, надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
Дата:_________
Ф.И. учащегося_________________________________
Практическая работа №2
Получение и свойства соединений металлов
Цель работы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: Fe, FeCl2, СuSO4, NaOH, AlCI3, H2SO4, HCl.
Задача №1
- Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерный характер.
К хлориду алюминия прилейте гидроксид натрия и полученный осадок разделите на две пробирки; к одной добавьте соляной кислоты, к другой гидроксида натрия.
- Результаты работы оформите в таблицу.
Что делали | Наблюдение | Уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде, тип реакции |
1) AlCI3+NaOH | ||
2) AI(OH)3+HCI | ||
3) AI(OH)3+NaOH |
Вывод: Гидроксид алюминия носит ______________________________, так как______________________________________________________.
В первой реакции выпадает осадок _____________цвета.
Осадок в кислотах ________________.
Осадок в щелочах ________________.
Задача №2.
- Получите сульфат железа (II) с помощью тех реактивов, которые вам выданы.
К железу прилейте серной кислоты.
Железный гвоздь опустите в раствор медного купороса
- Результаты работы оформите в таблицу. Укажите тип реакций.
Что делали | Наблюдение | Уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде. Тип реакции |
1 | ||
2 |
Вывод
В первой реакции выделяется______________________________,
Во второй реакции выпадает _____________________осадок
Сульфат железа (II) можно получить с помощью___________________________________________________
Внимание!
Не забывайте убирать рабочее место, и записывать уравнения реакций.
Если кислота или щелочь попала на кожу, надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
Домашнее задание.
- Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
- Осуществите цепочку превращений, расставьте коэффициенты.
Первую реакцию рассмотрите, как ОВР, четвертую и шестую в свете ТЭД.
Правила по ТБ.
- Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
- Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- Жидкие вещества берем только с помощью пипеток, а если взяли больше необходимого количества ни в коем случае не выливаем опять в склянку с веществом.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Опыты производите только над столом.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Интеллектуальная разминка.
- Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:
А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Al.
- Укажите общее в строении атомов K и Li:
А) 2 электрона на последнем электронном слое;
Б) 1 электрон на последнем электронном слое;
В) одинаковое число электронных слоев.
- Металлический кальций проявляет свойства:
А) окислителя Б) восстановителя;
В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.
- Дайте общее название приведённым ниже группам веществ:
А) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий;
Б). СаО, Li2O, Na2O;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическя работа "Получение и свойства соединения металлов"_9 класс
Данная методическая разработка может быть использована на этапе закрепления учебного материала по теме "Получение и свойства соединения металлов"...
Классы неорганических соединений. Тестовая работа. 8 класс
Тестовая работа для 8 класса ....
Урок – практикум по теме: «Получение и свойства соединений металлов».
Урок - практикум для учащихся 9 класса проводится после изучения темы "Металлы". Цель данного урока обобщить и расширить сведения учащихся о химических свойствах и способах получения метал...
Практическая работа "Получение и свойства соединений металлов".
Практическая работа для 9 класса по получению и изучению свойств соединений металлов....
Урок "Получение и свойства соединений металлов"
Урок - практикум "Получение и свойства соединений металлов" 8 класс...
Получение и свойства соединений металлов
Урок – практикум по теме: «Получение и свойства соединений металлов».Класс 9.Учитель: Мохова Т.В. Цель урока:обобщить и расширить сведения учащихся о химических свойствах и спос...
9 класс. Практическая работа№2 по теме: "Получение и свойства соединений металлов"
9 класс. Практическая работа№2 по теме: "Получение и свойства соединений металлов"...