Обобщающий урок по химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы неорганических соединений»
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Дадюкова Анфиса Андреевна

Урок проводится в конце учебного года после изучения классификации и свойств основных классов неорганических веществ. Для его проведения выбрана форма игрового химического кафе. Учитель выступает в роли ведущего. Желательно присутствие жюри, в его состав могут войти представитель администрации школы, второй учитель химии, старшеклассники (победители олимпиад, конкурсов, ученики, хорошо знающие предмет). Задания для участников, оформление кабинета готовит учитель, ведущий урок, при участии инициативной группы учащихся. Готовятся наградные сертификаты, лабораторное оборудование, реактивы для проведения практической работы, презентация.

Тип урока: закрепление, обобщение и контроль знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon химия 8 кл164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы неорганических  соединений»

                                               

Организация урока:

Урок проводится в конце учебного года после изучения классификации и свойств основных классов неорганических веществ. Для его проведения выбрана форма игрового химического кафе. Учитель выступает в роли ведущего. Желательно присутствие жюри, в его состав могут войти представитель администрации школы, второй учитель химии, старшеклассники (победители олимпиад, конкурсов, ученики, хорошо знающие предмет). Задания для участников, оформление кабинета готовит учитель, ведущий урок, при участии инициативной группы учащихся. Готовятся наградные сертификаты, лабораторное оборудование, реактивы для проведения практической работы, презентация.

Тип урока: закрепление, обобщение и контроль знаний.

Вид урока: урок -  состязание  в форме игрового химического кафе  «В гостях у химиков».

Цель урока: с помощью интеллектуальной - творческой игры обобщить и закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений; проверить глубину знаний, умение их применять, проводить химический эксперимент; находить решение нестандартных задач, формировать умения учащихся работать в группах.

Форма проведения: работа в группах, общественный смотр знаний учащихся с применением компьютера.

Методы: словесные (беседа), словесно-наглядные, постановка вопросов и ответы на вопросы, отработка практических навыков и умений при решении расчётных задач.

Оборудование: компьютер, презентация, химическая посуда, реактивы.

Реактивы: растворы  соляной кислоты, сульфата натрия, карбонат кальция, цинк.

План проведения урока-состязания:

1. Вступительное слово учителя. 
2. Экспресс- опрос.
3. Винегрет химический.

4. Солянка расчётная.

5. Химический бутерброд. 

6. Коктейль

7. Десерт «Фантазия».

8. Подведение итогов урока.
9. Награждение.
10.Рефлексия.

Информация о каждом этапе конкурса может быть представлена в виде слайда на электронном носителе.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в кабинете химии, где мы собрались для того, чтобы сегодня подвести итоги вашей работы по теме «Важнейшие классы неорганических веществ», обобщить знания по данному разделу.  А урок мы проведем в необычной форме, и я надеюсь, что вы продемонстрируете высокий уровень знаний по данной теме. Для чего я приглашаю вас пообедать в школьном химическом кафе “В гостях у химиков ”. Но мне нужны помощники повара – химики.  Итак, у нас  4 команды: «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли». Каждая команда приготовит свой «химический обед».  Для приготовления хорошего, вкусного обеда нам необходимы ваши умения и знания по основным классам неорганических соединений.

 Каждой команде необходимо приготовить:

- винегрет

- первое блюдо

- бутерброд

- коктейль.

- десерт

Учитель:

– Для полноценной работы кафе необходимы слаженные и опытные команды химиков-поваров, которые порадуют нас своими химическими блюдами. Постарайтесь успеть все!

2. Экспресс- опрос.

Учитель:

– Для приготовления «химического обеда» вам необходимо вспомнить определения классов неорганических соединений.

Внимание вопрос:

- Какие классы неорганических соединений мы изучили?

Учащиеся называют классы неорганических соединений и дают им определения.

Следующий вопрос:

Вопрос к  командам:

- Охарактеризуйте физические и химические свойства  оксидов (команде «Оксиды»)

- Охарактеризуйте физические и химические свойства  оснований (команде «Основания»)

-  Охарактеризуйте физические и химические свойства  кислот (команде «Кислоты»)

- Охарактеризуйте физические и химические свойства  солей (команде «Соли»)

За каждый правильный ответ команда получает  баллы (5 – 20)

3.  Винегрет химический

Учитель:

– Молодцы, ребята! А теперь необходимо  каждой команде приготовить свой  винегрет.  Каждая команда получает карточку с химическими формулами. Для приготовления  винегрета необходимо выбрать один оксид, одну кислоту, одно основание и не забудьте соль. А также необходимо распределить все химические формулы  по классам и назвать их, чтобы проверить, не образовался ли у вас в головах «винегрет» из химических формул.

Команды выполняют задания  в тетрадях.

Mg(ОН)2; NaСl , НNO3; SiO2; Ca(OH)2; NO2; HCl; MgO; NaСl; Р2О5; Al2(SO4)3; H2CO3; HPO4; Ba(ОН)2; СаО; Na2CO3; НSO4; K3PO4; NaOH; КОН.

Один представитель от команды защищает свою работу.

оксиды

основания

кислоты

соли

       SiO2

 оксид кремния

         NaOH

гидроксид натрия  

        HCl

соляная кислота

        NaСl

хлорид натрия

      MgO

 оксид магния

       Mg(ОН)2

гидроксид магния      

        НNO3

 азотная кислота

       Na2CO3

карбонат натрия

      NO

оксид азота (IV)

        Ca(OH)2

гидроксид кальция    

        НSO

серная кислота

        K3PO4

 фосфат калия

      Р2О5

 оксид фосфора

      Ba(ОН)2

гидроксид бария    

       H2 CO3

угольная кислота

       Al2(SO4)3

сульфат алюминия

      СаО

оксид кальция

      КОН

гидроксид калия    

       HPO4

 фосфорная кислота

       Na2SiO3

силикат натрия

Выигрывает в этом конкурсе та команда, которая правильно распределила вещества по классам.(1 балл за каждую правильно распределенную формулу)

Правильное решение проверяем по слайду.

4. Солянка расчётная

Учитель:

– У нас одно блюдо уже готово. Перейдем к следующему блюду, которое называется “Солянка расчётная ”, но для того,  чтобы его приготовить,  необходимо вспомнить состав солянки.

Учащиеся называют ингредиенты, входящие в состав солянки и делают вывод, что это смесь, поэтому, чтобы солянка получилась вкусной, нам необходимо рассчитать массы ингредиентов,  входящих в состав солянки.

Вспоминают формулу для расчета массовой доли вещества в смеси.

Для приготовления 6 кг солянки необходимы следующие ингредиенты:

- 30% мяса  для бульона

- 15% ветчины
- 12% сосисок
- 10% колбасы
- 3 луковицы
- 2 моркови
- 4 соленых огурца
- лавровый лист
- перец горошком
- томат-паста
- маслины
- лимон
- зеленый лук
- сметана.

Задания для команд:

– Сколько грамм каждого ингредиенты необходимо взять для приготовления солянки?

1 команда: определить массу мяса;
2 команда: определить массу ветчины;
3 команда: определить массу сосисок;
4 команда: определить массу колбасы.

За правильно решённую задачу команда получает 10 баллов.

Дополнительный вопрос: сколько литров воды необходимо? 

 Команда, давшая первой верный ответ,  зарабатывает 5 баллов.

Правильное решение проверяем по слайду.

Учитель:

– Итак, у нас готово  еще одно блюдо.

5. Химический бутерброд 

Учитель:

– Переходим к третьему блюду, которое называется “химический бутерброд”. Для его приготовления вам необходимо закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать их тип.

Задание для команд:

  1. H2t= ? + ?;
  2. Zn + HCl = ? + ?;
  3. CuO+ HCl = ? + ?;
  4. Na + О2 = ?
  5. Cu(OH)t= ? + ?

За каждое верное уравнение – 5 баллов.

Правильное решение проверяем по слайду.

  1. 2 H2t= 2Н2 + О2 – разложения.
  2. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 – замещения.
  3. CuO+ 2HCl = CuCl2+ H2O – обмена.
  4. 4Na + О2 = 2Na2О – соединения.
  5. Cu(OH)t= CuO+ H2O – разложения.

6. «Коктейль»

Учитель:

Конечно же,  никакой обед не обходится без напитков, который мы с вами сейчас и приготовим.  Готовить мы будем коктейли:

-  коктейль «Шипучий» (1 команда)

-  коктейль «молочный» (2 команда)

-  коктейль «содовый» (3 команда)

-  коктейль «ягодный» (4 команда).

 Для этого нам необходимо вспомнить правила техники безопасности в химическом кафе.

Внимание вопрос:

Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с химическими веществами?

Учащиеся называют правила техники безопасности.

За каждое правило команда получает 5 баллов.

 Задания для команд:

1 команда: получить коктейль «Шипучий»: Zn + HCl.
2 команда: получить коктейль «молочный»:  Na
2 SO4 + BaCl2.

3 команда: получить коктейль «содовый»: СаCO3+ HCl.

4 команда: получить коктейль «ягодный»: HCl. + метилоранж

Выигрывает та команда, которая быстрее приготовит коктейль  и сумеет защитить его.

7. Десерт «Фантазия»

Командам предлагается расшифровать неизвестные вещества, выполнить схему превращений, указать тип реакций.

X   XO       XСl2        X(ОН)2       XСО3     XO

За каждое верное уравнение – 5 баллов.

Правильное решение проверяем по слайду.

8. Подведение итогов урока

Вот и подошёл к концу наш обед. Вы славно потрудились! Кто стал лучшей командой химиков - поваров?

Награждение. Лучшими химиками - поварами    в “химическом кафе” стали: .......   (председатель жюри вручает сертификаты).

Рефлексия

Учитель: Благодарю всех  за проделанную работу. (презентация) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по химии "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений"

Обобщающий урок в 8 классе в форме игры. Рассчитан на 2 урока (желательно, спаренные).Предполагает групповую, индивидуальную и фронтальную работу ....

Обобщающий урок по химии "Типы химических реакций" 8 класс.

Обобщающий урок по химии "Типы химических реакций" 8 класс....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ "УГЛЕВОДОРОДЫ" 10 КЛАСС(базовый уровень).

Урок проводят с целью проверки и обобщения знаний учащихся по теме "Углеводороды". Кроме того учащиеся продолжают учиться работать в группе, поскольку задания составлены так, чтобы в их выполнении был...

Технологическая карта обобщающего урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества"

Технологическая карта обобщающего урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества" с приложениями: оценочный лист обучающегося, тест по теме "Простые вещества", табличный ...

Обобщающий урок по химии "Посвящение в химики" в 8 классе

Обобщающий урок- соревнование "Посвящение в химики" по итогам 1 полугодия в 8 классе....

Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО

Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...