Методика проведения уроков повторения
статья по химии (9 класс)
предлагаются методики повторения для успешной сдачи экзамена по химии в форме ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_uroki_povtoreniya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Покровская Е.В., учитель химии
МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского
Ставропольский край
Методика проведения уроков повторения. Организация сопутствующего повторения в течение всего учебного года – залог успешной сдачи ОГЭ по химии.
Существенным психическим компонентом, который обеспечивает крепкие знания учеников, является память. Память позволяет хранить полученную информацию. Но для нее свойственна так же способность потери информации - забывание. Для предотвращения забывания нужно регулярно возобновлять знания учеников в форме повторения.
Под повторением понимают процесс возобновления в памяти ранее полученных знаний на новом, более высоком уровне.
Повторение учебного материала – необходимая и обязательная часть процесса его усвоения учащимися, без которой нельзя добиться прочных знаний по химии.
Требования к организации повторения
При планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения.
Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения.
Первое требование - это определение времени, т.е когда повторять. Оно должно осуществляться по принципу: "Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое".
Второе требование к организации повторения отвечает на вопрос: Что повторять?
Можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала:
1. Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, выявленные при проведении кратковременных проверочных работ или индивидуальном опросе.
2. Выделять такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.
3. Выделять то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
4. Повторять основательно надо главное и трудное.
Третье требование – это как повторять.
При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным путём внесения элементов новизны.
Перейдём к краткой характеристике некоторых видов повторения.
1. Повторение пройденного в начале года.
При повторении в начале учебного года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом.
Само повторение следует проводить как в классе, так и дома. Наиболее трудный материал повторили в классе, а менее трудный можно задать на дом.
2. Текущее повторение ранее пройденного.
Это весьма важный момент в системе повторения. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом. Текущее повторение осуществляется в процессе разбора упражнений, включается в домашнее задание. Оно может быть проведено как в начале или в конце урока, так и во время опроса учащихся.
3. Тематическое повторение.
При тематическом повторении систематизируются знания учащихся по теме на завершающем этапе его прохождения.
Для тематического повторения выделяются специальные уроки, на которых концентрируется и обобщается материал одной какой-нибудь темы.
4. Заключительное повторение.
Заключительное повторение учебного материала преследует цели:
1. Обозрение основных понятий, ведущих идей курса; их теоретические и практические приложения.
2. Углубление и по возможности расширение знаний учащихся по основным вопросам курса в процессе повторения.
Повторение учебного материала по химии осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний – на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся.
Формы повторения:
Самостоятельные работы:
- кратковременные (на 10-15 мин): проверка знания формул, определений; химические диктанты;
- на весь урок: решение задач;
- занимательного характера: решение кроссвордов, ребусов, охватывающих параграф или тему.
Контрольные работы: по темам, за четверть, итоговые. Работы предлагаю иногда в 2 вариантах, иногда в 4, в отдельных классах – индивидуально (каждому учащемуся).
Зачеты:
- индивидуальные, командные, парные;
- устные и письменные; по теории (на пересказ материала параграфа);
- по решению задач: задачи предлагаю из решенных ранее на выбор или подобного характера, либо новые, устное решение задач (краткое условие записано на доске);
- тестовые;
- занимательные: «Морской бой», «Звездный час», соревнования, эстафета, урок – игра;
- в виде семинара, на котором каждый должен кратко выступить и рассказать о чем-то самом важном в теме: понятия, формулы, единице измерения и др.;
- заполнение обобщающих таблиц.
Конкурсы.
Игры.
Обобщающие уроки.
В своей работе на каждом уроке отвожу строго определенное время, это 5-10 минут, на повторение, используя при этом различные вышеперечисленные формы. После изучения каждого раздела провожу обобщающее повторение (так же используя различные формы) и в конце учебного года, как правило, отвожу время на итоговое повторение курса химии.
Организация повторения в течение всего учебного года необходимо для успешной сдачи ОГЭ.
Введение основного государственного экзамена по химии в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена, прежде тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по химии. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. Поэтому возникла необходимость отойти от традиционных уроков повторения, обобщения и закрепления знаний, которые строились на основе информационно-объяснительной формы обучения, к принципам деятельного, развивающего обучения.
Поэтому в рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению знаний по теме. Важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».
. Отсюда предлагают новые формы, методы и приёмы применять на уроках этого типа.
Цели урока обобщения и систематизации знаний и методы работы. По требованию ФГОС имеют два вида.
Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме, систематизация знаний, обобщение знаний.
Деятельные: развитие пространственного мышления, навыков самостоятельной работы, развитие познавательного интереса, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Методы работы: частично-поисковый, репродуктивно-поисковый, проблемный, словесно-наглядный.
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим в этом типе урока выделяют следующие структурные элементы:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
- повторение и коррекция опорных знаний учащихся;
- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
- подведение итогов урока.
Постановка учебной задачи. Этот этап универсален для всех уроков по ФГОС. Задача учителя — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:
1. Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.
2. Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или то что пройдено ранее.
3. Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.
Работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником.
Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.
Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.
Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
Самостоятельная работа и проверка по алгоритму.
Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
- Построение алгоритмов.
- Работа по карточкам.
- Исследования или мини-проекты.
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.
Самоконтроль и самооценка. Ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.
Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.
Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока.
То есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.
На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы.
Систематическая работа учителя по организации повторения, эффективность которого определяется следующими принципами: целенаправленность, сознательность, активность и самостоятельность. Повторение учебного материала по химии осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний – на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании учителем новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся. Особую роль при новой форме проведения выпускного экзамена приобретает организация итогового повторения.
Методы и приемы повторения должны находиться в тесной связи с видами повторения.
Уроки повторения должны быть продуманы как с точки зрения содержания, так и организации их. Постановка самих вопросов и разбор упражнений по своей форме и характеру должны заставлять несколько по-иному осмысливать прежний материал.
В своей работе применяю следующие этапы подготовки к ОГЭ.
1. – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
2. – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
3. – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
4. – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
5. – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
6. – контролирующий. Максимальная нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя такой работе, у учеников формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Цель учителя состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задания, оформлять их чётко и компактно
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация учеников и их родителей. Поэтому необходимо проводятся беседы с родителями, консультации, открытые смотры знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения уроков по классическому танцу
Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую л...
«Методика проведения уроков обобщений и систематизация знаний выпускных классов»
Доклад на РМО учителей математики....
Методика проведения урока-зачета
Виды уроков -зачетов и технология их проведения...
Методика проведения уроков по разделу «Черчение и графика» с разработкой плана-конспекта урока
В данной работе можно познакомиться с формами учебных занятий, узнать принципы методики проведения уроков и тематического блока. Здесь представлены разработки простого и поурочного календарного плана,...
Методика проведения уроков общения на уроках математики
Любой учитель сталкивается с проблемой: как опросить каждого ученика по всему теоретическому материалу? Существующие методы опроса (математический диктант, уплотненный опрос, воспроизведение опорных с...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ
Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...