Конспект урока по химии в 9 классе по теме: Водород
план-конспект урока по химии (9 класс)
Конспект урока по химии в 9м классе построенный в системно-деятельностном подходе. Урок новых знаний.
Структура урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vodorod_sachkova_.docx | 456.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Конспект урока по химии в 9 классе по УМК О.С. Габриеляна
по теме: Водород
учитель: Сачкова И.А.
Цель: создать условия для формирование представлений о водороде как химическом элементе и веществе.
Задачи:
- Обучающие: привести в систему знания учащихся о водороде; закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, уравнения реакций на основании знания степени окисления элементов.
- Развивающие: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.
- Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).
Тип урока: открытия новых знаний.
Структура урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Домашнее задание
Оборудование: презентация, план характеристики химического элемента, листочки-загадки про водород.
Реактивы: цинк, серная кислота.
Лабораторное оборудование: штативы, пробирки, спички
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| ||
Приветствие, позитивный настрой на работу) Прием «яркое пятно» | 1. Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас и желаю вам плодотворной работы 2. Какую тему мы с вами начали изучать? Сколько химических элементов входят в состав веществ, образующих клетку живых организмов? (Более 70) Основу жизни составляют 6 элементов Н, C, N, O, P, S на долю которых приходиться 98% массы живого. 3. Передача «Устами младенца»
| Внешняя готовность Отвечают на вопросы Просматривают видео, определяют тему урока, начинают работу в рабочих листах |
| ||
Задание №1 Цель: подготовка мышления учащихся к деятельности, активизировать мыслительные процессы, сделать акцент на отличие между понятиями атом и простое вещество. Индивидуальная работа в рабочих листах Организуется самопроверка по слайду, занесение результата в лист самоконтроля Парная работа по карточке Фиксирование возникших затруднения | В чем разница между этими понятиями атом и простое вещество? Что такое атом, что такое вещество? Когда мы говорим про химический элемент, мы говорим про атом. Когда мы говорим про простое вещество, мы говорим про 2-х атомные молекулы водорода. В рабочих листах запишите формулу атома и молекулы водорода, укажите относительную атомную и молекулярную массы. Заслушайте высказывание, определите, где речь идет про водород как простое вещество, а где про атом. И запишите номер в соответствующий столбик. 1. Водородом наполняют воздушные шары. 2. Водород – самый лёгкий из всех газов. 3. Водород в земной коре в % по массе занимает 9-е место. 4. Наряду с углеродом образует все жизненно важные органические вещества – белки, жиры, углеводы. Учитель отмечает, что определенные знания по данной теме у обучающихся имеются. И предлагает выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Это задание Согласен не согласен (приложение) в рабочих листах. Обращаю ваше внимание, что в таблице есть два столбика, вы заполняете 1-й. Мы вернемся к этому заданию в конце урока. На какие вопросы вы легко ответили, и уверены. Что они верные? Какие вызвали у вас затруднения? Мы вернемся к этому заданию в конце урока и еще раз оценим эти суждения. | Отвечают на вопросы Индивидуальная работа в рабочих листах Самопроверка по слайду, занесение результата в лист самоконтроля Работая в парах, обсуждают высказывания, отмечают + согласны, - не согласны Отвечают на вопросы, чтобы зафиксировать возникшие затруднения |
III. Выявление места и причины затруднения | ||
Учитель напоминает обучающимся, что каждый химический элемент изучается по определенному плану. (План отдельно на доске) Какие вопросы плана вызывают наибольшее затруднения? | По плану определяют вопросы, известные им, вопросы которые вызывают затруднения, вопросы, которые они могут изучить самостоятельно | |
| ||
Определение целей урока, источников информации | Посмотрите на план и скажите, где мы можем взять информацию, чтобы рассмотреть эти вопросы? | Обучающиеся определяют цели урока, источники информации, для рассмотрения вопросов Цель урока - Познакомиться с водородом как с химическим элементом и простым веществом |
| ||
Изучение нового материала согласно плану характеристики химического элемента Работа с тестом учебника, обсуждение в парах Работа с тестом учебника Проведение опыта «Получение и определение водорода» Составление уравнений реакции на доске (совместно), и индивидуально Прием – найди ошибку | Положение элемента в ПСХЭ, строение атома Определите положение водорода в Периодической системе, составьте схему строения атома. Сделайте записи в рабочих листах: Порядковый номер: Заряд ядра Число протонов, число электронов, число нейтронов Учитель обращает внимание обучающихся на двойственное положение водорода в ПСХЭ, предлагает, работая в парах с текстом учебника, объяснить сходство водорода с галогенами и с щелочными металлами. (можно разделить по рядам) Переходим к следующему пункту плана и к следующему слайду.
Открытие водорода Ой, а что это, ребята, случилось? Выручайте. Где будем брать информацию? (текст слайда с пропущенной информацией) Если вам нужна дополнительная информация – учебник с. 103 Получение водорода И мы с вами выполним опыт Генри Кавендеша. Инструктаж по ТБ. Перед вами есть все, что бы получить водород. (цинк, кислота). Сделайте это. Что вы наблюдаете. Запишите уравнения реакции в ваших рабочих листа. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Оцените вашу работу в листе самоконтроля (+ если получили водород и правильно составили уравнение реакции). А как доказать, что выделяющийся газ это водород? По характерному хлопку, с которым сгорает водород, т.е. реагирует с кислородом. Демонстрация. Сгорание водорода. Организация Физ. минутки (приложение) Физические свойства водорода По рисунку в ваших рабочих листах опишите физические свойства водорода. Химические свойства водорода Мы посмотрели, что водород будет реагировать с кислородом, с какими еще веществами будет реагировать водород? (привлечение знаний учащихся)
. | Работают с ПСХЭ, заполняют рабочие листы Работа с текстом учебника, обсуждение в парах. Озвучивание результатов на аудиторию. Обучающиеся оценивают свою работу: ставят + , если верно указано строение атома, могут объяснить двойственное положение водорода в ПСХЭ. Работают с текстом учебника, вставляют устно пропущенные слова в тексте Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием серной и соляной кислот на цинк, железо и олово. Его считают певооткрывателем водорода. Однако вывод о том, что водород представляет собой вещество, а не «горючий воздух», был сделан только в 1784 г., французским химиком Антуаном Лавуазье, который и дал этому элементу название «рождающий воду» - водород. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Проводят опыт, составляют в рабочих листах уравнение реакции, один обучающийся у доски. Сравнивают с образцом, вносят результаты в лист самоконтроля. Устно описывают физические свойства водорода (информация по рисунку) Реакция водорода с кислородом составляется обучающимися на доске, определяется окислитель, восстановитель. Самостоятельно с кальцием, оксидом меди (II) На доске реакции с ошибками, учащиеся исправляют ошибки. Делают вывод: При взаимодействии с активными металлами водород ведет себя как окислитель. При взаимодействии с большинством неметаллов и с оксидами металлов водород ведет себя как восстановитель. |
| ||
Давайте вернемся к утверждениям, с которыми работали в начале урока. Оцените эти высказывания еще раз. Озвучьте результаты, сделайте выводы. | Работают с заданием «Согласен – не согласен». Отвечают на вопросы с учетом приобретенных знаний. Делают вывод, сравнивая ответы на начало урока и в конце. | |
| ||
правильные ответы и критерии на слайде | Организует самостоятельную работу | Обучающиеся выполняют тест по карточкам, осуществляют взаимопроверку по образцу (обменялись тетрадями) выставить отметки. На слайде правильные ответы, критерии оценивания. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||
В течение урока вы работали с листом самооценки. Просмотрите, как вы оценивали свою работу на всех этапах урока и поставьте себе отметку А также продолжите любую фразу на слайде | Выставляют отметку с учетом результатов в листе самооценки По желанию озвучивают фразу:
| |
| ||
Домашнее задание включает обязательную часть и дополнительное, творческое задание | Озвучивает домашнее задание П.17 с.98-103, выписать все уравнения из п.17, 4 рассмотреть как ОВР Составить коллаж – применение водорода, водород в природе. | Записывают домашнее задание |
Приложение
Карточка «согласен – не согласен»
Суждения о водороде | Согласен «+» Не согласен «-» | Согласен «+» Не согласен «-» |
1. Водород занимает в ПСХЭ два места, потому что он является самым легким газом | ||
2. Степень окисления водорода равна +1 | ||
3. Атомы водорода в молекуле удерживаются ковалентной неполярной связью | ||
4. Водород хорошо растворяется в воде | ||
5. В реакциях водород может выступать в роли окислителя и восстановителя | ||
6. Водород восстанавливает металлы из их оксидов | ||
7. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой | ||
8. Водород можно собрать методом вытеснения воды | ||
9. Водород горит с взрывом с образованием воды | ||
10. Водород – это топливо будущего |
Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество”
1. Водород в ПС находится:
1) во 2 А группе
2) в 7 А группе
3) в 6 А группе
2. Водород проявляет степень окисления в соединениях:
1) +1 и - 1
2) +2 и -2
3) 0 и + 1
3. Водород это газ:
1) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха
2) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха
3) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха
4. Водород – как химический элемент во Вселенной занимает:
1) Второе место
2) Третье место
3) Первое место
5. Водород является продуктом взаимодействия:
1) Cu + HCl;
2) Zn + HCl;
3) Cu + H2O;
6. Водород в химической реакции с металлами является:
1) восстановителем
2) окислителем
7. Водород в химической реакции с галогенами является:
1) окислителем
2) восстановителем
8. Водород реагирует с:
1) Н2О;
2) SO3;
3) Cl2;
9. Водород не реагирует с:
1) N2;
2) HCl
3) O2
10. Экологически чистым топливом является:
1) бензин;
2) мазут;
3) водород.
Критерии оценивания
“5” – 0-1 ошибки
“4” – 2-3 ошибки
“3” – 4-5 ошибок
“2” – более 6 ошибок
Лист самоконтроля
Фамилия, имя _____________________
Рабочий лист
ДАТА________________
ТЕМА_______________________________________________________
- Водород как атом и как вещество
Атом водорода | Молекула водорода | |
Химическая формула | ||
Масса | ||
Номер верного высказывания |
Согласен – не согласен
Суждения о водороде | Начало урока | Завершение урока |
1. Водород занимает в ПСХЭ два места, потому что он является самым легким газом | ||
2. Степень окисления водорода равна +1 | ||
3. Атомы водорода в молекуле удерживаются ковалентной неполярной связью | ||
4. Водород хорошо растворяется в воде | ||
5. В реакциях водород может выступать в роли окислителя и восстановителя | ||
6. Водород восстанавливает металлы из их оксидов | ||
7. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой | ||
8. Водород можно собрать методом вытеснения воды | ||
9. Водород горит с взрывом с образованием воды | ||
10. Водород – это топливо будущего |
2. Положение элемента в ПСХЭ, строение атома
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Заряд ядра
Число протонов
Число электронов
Число нейтронов
3. Получение водорода в лаборатории
- Физические свойства водорода
5. Химические свойства водорода
Водород реагирует с неметаллами:
Водород реагирует с металлами:
Водород реагирует с оксидами металлов, восстанавливая металлы:
Физ. минутка
По классу размещаются загадки про водород, (под столом, стульями, на стенах), обучающиеся должны их найти озвучить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".
Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
План-конспект урока по химии 8 класс тема "Водород"
Урок с использованием ЦОР по химии, тема: "Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности"...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."
Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....
Конспект урока по химии 8 класс на тему " Применение галогенов"
Актуальность: нам предстоит обобщить и систематизировать полученные на прошлых уроках знания о галогенах, и ответить на следующие вопросы:Что такое «вытеснительный ряд» галогенов?Какой хим...
Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"
Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. ...