Урок химии в 8 классе "Окислительно-восстановительные реакции"
методическая разработка по химии (8 класс)
Тема "Окислительно-восстановительные реакции" изучается в 8 классе в конце учебного года. На данную тему отводится два урока. Я представляю технологическую карту и презентацию к первому уроку, где формируется понятие об окислительно-восстановительных реакциях, формируется умение составлять электронный баланс и расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_ovr.docx | 26.21 КБ |
okislitelno-vosstanovitelnye_reaktsii.pptx | 88.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку
Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции»
Дата:
Учитель: Новикова Елена Владимировна
Цель:
Содержательная: формирование понятия об окислительно-восстановительных реакциях
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний
Задачи урока:
Обучающие:
рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов;
создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач (понимания процессов окисления и восстановления, их взаимосвязи);
формировать умения анализировать, планировать, делать выводы;
закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Развивающие:
совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;
продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
Воспитательные:
формировать потребность в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям, совершенствовать трудовые навыки;
научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу;
воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".
Планируемые образовательные результаты:
Предметные - сформировать умение определять окислительно-восстновительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса.
Метапредметные - формирование умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов «окисления» и «восстановления»; умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы.
Личностные - понимание единства естественнонаучной картины мира. Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.
Формируемые УУД:
личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка;
регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в паре.
Тип урока: открытия нового знания
Методы:
По источнику передачи и восприятия учебного материала – объячнительно-иллюстративный
По способам мыслительной деятельности - частично-поисковый
По логике построения материала – индуктивные
Формы работы на уроке: парная, фронтальная и индивидуальная
Образовательные технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии
Оборудование: реактивы (магний, соляная кислота, сульфата магния, гидроксид калия.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель: создать нужную мотивацию | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Дыхание у человека – это одна из главных загадок жизни человека, ключ к множеству факторов жизни: здоровью, продолжительности жизни, развитию необычных высоких способностей человека. Человек может прожить неделю без воды, месяц - без пищи, несколько дней - без сна, но через 5 – 7 минут он умрёт, если не будет дышать. У человека 100 триллионов клеток и все они должны дышать. А что использует для дыхания человек? (ответ учеников: - Кислород). Какую степень окисления почти всегда имеет кислород – (-2). А какие организмы является его главным поставщиком кислорода в воздух? – (Растения). Как называется процесс, протекающий в зеленых частях растений? – (Фотосинтез). Дыхание, фотосинтез, горение – это окислительно-восстановительные реакции. Мы подошли к теме сегодняшнего урока. Тема урока «Окислительно-восстановительные реакции» Что вы хотели бы о них узнать? | Учащиеся записывают уравнения реакций Учащиеся формулируют тему урока и цели | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение правильно сформулировать свои мысли |
Цель: актуализация имеющихся знаний по данной теме | Учитель начинает урок с демонстрационного опыта: взаимодействие магния с соляной кислотой, взаимодействие сульфата магния с гидроксидом калия. Задание: определите, как изменяется степень окисления химических элементов в первой и во второй реакции. Реакции, идущие с изменением степени окисления относятся к окислительно-восстановительным. Фронтально: повторить правила определения степени окисления Задание 1. Определите степени окисления химических элементов в соединениях: H2S, Н2, РH3, HNO3, K2Cr2O7 Задание 2. Из написанных уравнений выберите окислительно-восстановительные 4P + 5O2 = 2P2O5 Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S H2S + Cl2 = 2HCl + S | Учащиеся отвечают Учащиеся выполняют задание в тетради Учащиеся отвечают | Регулятивные: анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения Коммуникативные: обсуждать ответы, приходить к общему мнению Познавательные: умение делить уравнения реакций на группы по определенному признаку |
(первичное усвоение новых знаний) Цель: направить учеников на получение новых знаний, предложить путь решения проблемы | Возвращаемся к уравнению реакции Mg+ HCl =MgCl2 + H2 Mg0 – 2 e-----Mg+2 Процесс отдачи электронов называется окислением. 2Н+1+1е*2 -----Н02 Процесс принятия электронов называется восстановлением. Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называют окислителями Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называются восстановителями. Задание 3. Определите название процесса (окисление или восстановление) и количество отданных или принятых электронов а) 2H+1 ⟶ H20; б) P0 ⟶ P+5; в) S-2 ⟶ S+4; г) Cr+6 ⟶ Cr+3; д) N-3 ⟶ N+2; e) Fe+3 ⟶ Fe+2; ж) 2Cl-1 ⟶ Cl20. Рассмотрим ок-вос реакцию взаимодействия хлорида меди с алюминием 3CuCl2+ 2Al ------2AlCl3 + 3Cu 3/Cu+2 + 2e----------Cu0 / вос-е/ок-ль 2/Al0 – 3e -------Al+3 / ок-е / вос-ль В ок-вос реакциях число электронов, отдаваемых восстановителем, равно числу электронов, принимаемых окислителем, т.е. соблюдается электронный баланс. Метод электронного баланса применяют для записей электронных процессов окисления и восстановления, а также для расстановки коэффициентов. | Учащиеся работают в парах. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Учащиеся готовят ответ у доски. По очереди выступают. Учащиеся записывают в тетрадь | Регулятивные: анализировать данные, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы, определять затруднения и находить средства их устранения Коммуникативные: умение работать в паре, прислушиваться к точке зрения напарника. Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью Познавательные: Умение составлять электронный баланс, определять процессы окисления и восстановления |
Цель: определить уровень усвоения нового материала | Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель: Mg + N2 = Mg3N2 Al+O2= P+O2= Zn+H2SO4= | Один ученик у доски, остальные в тетрадях | Регулятивные: умение применять знания на практике Коммуникативные: диалог учитель-ученик |
Цель: закрепить полученные знания | Выполнение заданий из рабочей тетради Al+Cl2= Li+N2= | Регулятивные: умение работать самостоятельно, выбирать одно решение из предложенных вариантов | |
| Параграф 44 №1,2 | Регулятивные: умение правильно оценивать свои результаты | |
Цель: подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся | Итак, подведем итоги и сделаем выводы: окислительно-восстановительные реакции – это единство двух противоположных процессов окисления и восстановления; сутью окислительно-восстановительных реакций является переход электронов от одних атомов, молекул и ионов к другим; окислительно-восстановительные реакции играют огромную роль во всех жизненных процессах, поэтому очень важно научиться грамотно их составлять. - Тема сегодняшнего урока вам показалась трудной? - Что было совсем непонятно? | Учащиеся оценивают себя сами | Регулятивные: умение правильно оценивать свои результаты |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание: определите, как изменяется степень окисления химических элементов в первой и во второй реакции. Демонстрационный опыт: взаимодействие магния с соляной кислотой, взаимодействие сульфата магния с гидроксидом калия.
Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, идущие с изменением степени окисления химических элементов
Задание 1. Определите степени окисления химических элементов в соединениях H 2 S, Н 2 , Р H 3 , HNO 3 , Р 2 О 5 , K 2 S O 4
Проверь себя H +1 2 S -2 Н 0 2 Р -3 H +1 3 H +1 N +5 O -2 3 +1 + 6 -2 Р +5 2 О -2 5 K 2 SO 4
Задание 2. Из написанных уравнений выберите окислительно-восстановительные P + O 2 = P 2 O 5 Na 2 S + 2HCl = 2NaCl + H 2 S H 2 S + Cl 2 = 2HCl + S
Возвращаемся к уравнению реакции Р+ О 2 = Р 2 О 5
Р 0 – 5 e- ---- Р +5 Процесс отдачи электронов называется окислением.
О 2 0 +2е*2 -----2О -2 Процесс принятия электронов называется восстановлением .
Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называют окислителями. Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называются восстановителями.
Задание 3. Определите название процесса (окисление или восстановление) и количество отданных или принятых электронов а) 2 H +1 ⟶ H 2 0 ; б) P 0 ⟶ P +5 ; в) S -2 ⟶ S +4 ; г) Cr +6 ⟶ Cr +3 ; д) N -3 ⟶ N +2 ; ж) 2 Cl -1 ⟶ Cl 2 0 .
Рассмотрим окислительно-восстановительную реакцию взаимодействия хлорида меди с алюминием
Задание 5 . по описанию процессов необходимо составить уравнения реакций, расставить коэффициенты методом электронного баланса. В промышленности аммиак получают синтезом из азота и водорода. Аммиак используется для производства удобрений, медицине.
Задание 5 . по описанию процессов необходимо составить уравнения реакций, расставить коэффициенты методом электронного баланса Второй стадией производства серной кислоты является процесс окисления сернистого газа ( SO 2 ) кислородом под действием катализатора (V 2 O 5 )
Задание 5 . по описанию процессов необходимо составить уравнения реакций, расставить коэффициенты методом электронного баланса. Во влажном воздухе железо подвергается коррозии. Ежегодно из-за коррозии теряется около четверти всего произведенного в мире железа .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"
Методическая разработка данного урока может применяться для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Полипредметный урок (химия, география, информатика) «Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.
При изучении темы «Химические реакции в производстве чугуна и стали» применялись знания учащихся по географии об основных технологических стадиях металлургического производства. Для луч...
Урок химии 8 класс Ионные реакции
Разработка урока химии ф рамках вхождения в новые стандарты образования...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Урок химии по теме "Типы реакций"
Урок открытия новых знаний в 8 классе по теме "Типы химических реакций"...