Оценивание проектной деятельности
статья по химии (9 класс)
Остро становится проблема использования в обучении химии в школах учебно-исследовательских проектов, которые могут развить мотивацию и познавательный интерес учащихся через эмоции, в том числе положительные, для более продуктивной их работы по разнообразным дисциплинам.
Существует большое количество методических пособий и книг, которые позволяют учителю значительно сократить время для подготовки к уроку, но только в едином государственном и основном государственном экзамене указываются критерии оценивания заданий для определения уровня достигнутых знаний и умений учащегося. Таким образом, возникает необходимость разработки новых форм учебных заданий, которые позволили бы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, возможности оценивания предметных и метапредметных результатов, а также создания критериев оценивания каждой формы учебных заданий, открытой не только для учителя, но и для учеников. Опираясь на критерии оценивания работ, ученики смогут выбрать уровень сложности, согласно индивидуальным особенностям и одновременно понимать уровень собственной подготовки. Критерии оценивания к различным формам заданий предоставят возможность совершать коррекцию полученных знаний и умений учащихся самостоятельно или с помощью учителя. Все это удовлетворяет требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание результатов проектной деятельности
На современном этапе образовательной системы основы деятельности всех структур и работников заключены в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС). В нем представлены, как и обязанности участников системы образования, так и требования к знаниям и умениям, которыми должны обладать учащиеся в результате освоения программы основного общего образования. Они распределяются на три категории: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты овладения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать следующие аспекты:
1) воспитание российской гражданской идентичности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
4) формирование толерантного отношения к окружающим;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообществ.
При завершении учебы у учащихся должны быть развиты универсальные учебные действия (УУД), или же, иначе говоря, метапредметные знания и умения. Ученики должны уметь:
- самостоятельное определение целей своего обучения и развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
- самостоятельное планирование, как достигнуть поставленных целей, в том числе и альтернативных;
- соотношение своих действий с предполагаемыми результатами, а также осуществлять контроль деятельности в ходе достижения поставленных задач;
- изменение своих действий в зависимости от ситуации и ее условий;
- оценивание результатов выполнения учебной задачи и реальных возможностей ее решения;
- определение понятий, умение обобщать и классифицировать, а также устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Однако, современные потребности общества заключены не только в требований ФГОС ООО и СОО. Современный темп развития общества требует от «нового» человека креативности, творческого подхода в решении различных задач, самостоятельности и инициативности. Государству требуются способы выявления одаренных и талантливых детей, которые в будущем стали бы опорой для страны. Этому способствует проектная деятельность.
Остро становится проблема использования в обучении химии в школах учебно-исследовательских проектов, которые могут развить мотивацию и познавательный интерес учащихся через эмоции, в том числе положительные, для более продуктивной их работы по разнообразным дисциплинам.
Проектная деятельность – это технологический процесс, организуемый самими учащимися при поддержке учителя. Доля поддержки зависит от возраста и уровня овладения учащимися процессуальных умений и навыков.
Учащиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена руководителем школьного МО и завучем по УВР.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.
Технология проектной деятельности включает ряд мыслительных и практических действий:
1. Определение цели проекта (целеполагание);
2. Выбор средств достижения цели;
3.Разработка программы действий, включая поиск, выбор и анализ информации.
4.Планирование: определение порядка действия, выявление последовательных этапов, анализ временных ресурсов, установление сроков завершения каждого из этапов;
5. Реализация плана, создание продукта;
6. Презентация продукта;
7. Оценивание и рефлексия.
При разработке критериев оценки проектной деятельности нас должен интересовать в первую очередь не столько предметный аспект результатов выполнения проекта, сколько личностный и метапредметный аспекты самой деятельности, деятельности выполнения проекта:
- Критерии оценивания содержательного компонента.
При оценивании содержательной основы проекта принимаются во внимание следующее:
- значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике, правильность выбора используемых методов исследования,
- глубина раскрытия проблемы,
- доказательность принимаемых решений,
- наличие аргументированных выводов и заключений.
- Критерии оценивания деятельностного компонента.
В данном случае принимается во внимание:
- степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта,
- характер взаимодействия участников проекта.
- Критерии оценивания результативного компонента.
При оценивании результатов проекта учитывается:
- форма предъявления проекта и качество его оформления,
- презентация проекта,
- содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов,
- грамотное изложение самого хода исследования и
- интерпретация его результатов.
Критерии оценивания выполнения проекта
Компоненты проектной деятельности | Критерии оценивания | Оценка в баллах |
| Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике | 0-2 |
Правильность выбора используемых методов исследования | 0-2 | |
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей | 0-2 | |
Доказательность принимаемых решений | 0-2 | |
Наличие аргументированных выводов и заключений | 0-2 | |
| Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта | 0-2 |
Характер взаимодействия участников проекта | 0-2 | |
| Форма предъявления проекта и качество его оформления | 0-2 |
Презентация проекта | 0-2 | |
Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов | 0-2 | |
Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов. | 0-2 | |
Новизна представляемого проекта | 0-2 | |
Максимальный балл | 24 |
0 баллов – отсутствие данного компонента в проекте;
1 балл – наличие данного компонента в проекте;
2 балла – высокий уровень представления данного компонента в проекте.
Шкала перевода баллов в школьную оценку:
0-6 баллов – неудовлетворительно (низкий уровень);
7-12 – удовлетворительно (базовый уровень);
13-18 – хорошо (высокий уровень);
19-24 – отлично (повышенный уровень).
Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то, как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся.
Критерии оценивания таких работ над проектом как публикация и презентация.Подробная инструкция по каким параметрам оценивается такой вид работы....

Критерии оценивания проектной деятельности по математике в старшей школе (статья)
Статья посвящена актуальному вопросу методического обеспечения проектной деятельности в старшей профильной школе на примере отбора и конструирования критериев оценки проектной деятельности обучающихся...

Статья на тему: "Критерии оценивания проектной деятельности на уроках биологии".
В статье показаны критерии для оценивания проектной деятельности, которые учащиеся используют при защите проектов. Учащиеся самостоятельно проводят оценку презентаций своих проектов, которые в г...

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся
Критерии оценивания проектной деятельности учащихся...