Биржа знаний по теме "Химия и общество"
методическая разработка по химии (10, 11 класс)
Мероприятие для предметной недели. Содержание материала направлено на повышение познавательного интереса к практической значимости химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие межпредметного содержания | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Красноборская средняя школа»
Биржа знаний
по теме
«Химия и общество»
(внеклассное мероприятие
для учащихся 10-11 классов)
Подготовила и провела
учитель химии
Еристова М. В.
Красный Бор, 2018
Пояснительная записка
Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессами в организме. Достижения в этой области знаний приносили человечеству и огромный ущерб (создание оружия массового поражения), и дарили спасение от смерти (разработка медикаментов от заболеваний, выращивание искусственных органов и т.п.).
Без химии трудно себе представить быт человека. Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями.
Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.
В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление.
Таким образом, химия в жизни человека – это и панацея от заболеваний, и оружие, и экономика, и приготовление пищи, и, конечно же, сама жизнь.
Цель: повышение познавательного интереса к практической значимости химии
Задачи:
обучающие:
- углубление знаний и расширение кругозора учащихся о роли химии в жизни человека;
- формирование интеллектуальных умений и навыков.
развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, умения находить причинно-следственные связи, умений анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы;
- развитие памяти, воображения, самостоятельности, организованности, творческих способностей учащихся.
воспитательные:
- повышение интереса к химии, как науки;
- формирование чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности при работе в группах;
Ведущий:
Здравствуйте, сегодня мы проводим интегрированное мероприятие. Биржа знаний начинает свою работу. Прежде всего, давайте выясним значение слова «биржа».
«Биржа» – это слово немецкого происхождения, представляет собой учреждение для заключения крупных сделок с ценными бумагами, валютой и различными товарами. Проще говоря, это место, где постоянно что-то продают. Существуют валютные, фондовые биржи, биржи труда.
Так что же будет происходить сегодня на нашей «бирже знаний»? Будет происходить продажа знаний и умений, а «условной валютой» будем считать баллы, выставляемые жюри.
Как и на любой бирже на нашей тоже есть свои правила.
Правила игры:
В игре принимают участие две (возможно и большее количество) команды.
Каждая команда выбирает себе капитана. Команды по очереди называют тему и «цену» вопроса.
Темы раунда | Цена вопроса | ||||
Химия и пища | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Химия и медицина | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Химия и промышленность | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Химия и красота | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Химия и здоровье | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Химия и быт | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Разыгрываемые вопросы зачеркиваются по ходу игры. На обсуждение вопроса дается одна минута. Капитан принимает окончательное решение при выборе ответа. Если ответ верный команде зачисляется определенное количество очков. Право выбора раунда принадлежит той команде, которая первой даст правильный ответ.
1. Химия и пища
10. Кислота, ее применяют в пищевой промышленности для улучшения вкуса продуктов, при консервировании и мариновании овощей и фруктов, при изготовлении слоеного теста (уксусная кислота).
20. Спирт, в небольших количествах обнаруженный в кумысе, во многих продуктах ферментации, включая кефир и другие кисломолочные продукты (этанол).
30. Ароматический альдегид – ценное душистое вещество, придающее кондитерским изделиям неповторимый сладковатый аромат (ванилин).
40. Консервирующая способность этой ароматической карбоновой кислоты известна давно: она содержится в ягодах брусники и клюквы, что позволяет долго хранить их без сахара (бензойная кислота).
50. Благодаря высокому содержанию триглицеридов этой кислоты оливковое масло хранится дольше подсолнечного (олеиновая кислота).
2. Химия и медицина
10. Предельная одноосновная карбоновая кислота, содержится в лекарственном средстве, рекомендуемом при бессоннице, мигрени, гипертонии, повышенной нервной возбудимости. На тигров, львов, кошек оно действует возбуждающе (валерьяновая кислота).
20. Аминокислота, ее применяют в качестве лекарства, оказывает успокаивающее и слабое антидепрессивное действие (глицин).
30. Циклический спирт, входит в состав мятного масла, производит охлаждающее действие на кожные рецепторы, его применяют в медицине как болеутоляющее и противовоспалительное средство (ментол).
40. Антибиотик, выделнный А. Флемингом, в СССР получен микробиологами З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной в 1942 г. (пеницилин).
50.Крупина может спасти жизнь, а килограмм – дом разнести (нитроглицерин).
3. Химия и промышленность
10. Самый древний сплав меди с оловом (бронза).
20. Русский ученый, предложивший промышленный синтез бутадиенового каучука из этанола (С. В. Лебедев).
30. Этот металл был получен еще в 1825 г., организаторы Парижской выставки в 1855 г. дали ему оригинальное название «серебро из глины» (алюминий).
40. Химический источник тока многоразового действия, служит для накопления энергии, превращаемой по мере необходимости в электрическую (аккумулятор).
50. Метод получения толстого слоя металла на поверхности какого-либо предмета посредством электролиза (гальванопластика).
4. Химия и красота
10. Спирт, смягчающий кожу рук, входит в состав кремов, зубной пасты (глицерин).
20. Витамин в составе кремов, антиоксидант, предотвращающий старение кожи, способствует заживлению ранок (витамин Е).
30. Сложные эфиры высших жирных кислот и высших спиртов, основной компонент помад, туши для ресниц, придают водоотталкивающие свойства (воски).
40. Тривиальное название нитрата серебра, применяют для прижигания ранок и удаления бородавок (ляпис).
50. Серосодержащие аминокислоты, крайне необходимые для роста волос (метионин, цистин).
5. Химия и здоровье
10. Элемент, входит в состав гормонов щитовидной железы, недостаток в организме приводит к заболеваниям, в частности базедовой болезни (йод).
20. Торговая марка, под которой продают жаропонижающее и обезболивающее средство – ацетилсалициловую кислоту (аспирин).
30. Увеличение содержания этого спирта в плазме крови считают фактором риска развития атеросклероза (холестерин).
40. Кетон, известный как растворитель, присутствует в небольших количествах в крови и моче человека. У больных диабетом его содержание повышается, некоторое количество выделяется из организма с выдыхаемым воздухом (ацетон).
50. Анаэробные бактерии естественной микрофлоры человека, нормализуют работу кишечника, участвуют в синтезе витаминов, особенно группы В, продуцируют молочную кислоту, регулируют кислотность кишечного содержимого, тем самым создавая благоприятные условия для всасывания ионов железа и кальция, а также витамина D (бифидобактерии).
6. Химия и быт
10. Тонкая многослойная пленка из мыла и воды, заполненная воздухом, принимает форму сферы с переливчатой поверхностью (мыльный пузырь).
20. Разбавленные растворы этого вещества применяют в быту как антисептическое средство. Используют при купании новорожденных, при протравливании семян (перманганат калия).
30. Эта кислота входит в состав чистящих средств для удаления ржавчины с металлических поверхностей, ее соли называют оксалатами (щавелевая кислота).
40. Многочисленная группа веществ, понижающих поверхностное натяжение жидкостей, например, воды, входит в состав синтетических моющих средств (ПАВ).
50. Полимер, впервые из него под маркой «Plexiglas» изготовили закрытую кабину пилота (полиметилметакрилат).
Ведущий: Для подведения итогов игры слово предоставляется жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Биржа знаний"
Внеклассное мероприятие "Биржа знаний" проведено среди учащихся 7 классов. Задания для туров составлены по уровням, есть задания, на сообразительность, решаемые быстро; есть задания, составленные по п...
Урок-игра. Фондовая биржа знаний. 9 класс.
Урок по английскому языку для 9 класса...
Биржа знаний
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса, развивающее интерес к математике....
Деловая игра "Биржа знаний"
Игра «Биржа знаний» проводится в течение 5 дней среди учащихся пятых классов. На период игры учитель и 4 его ассистента из числа учащихся учредили Коммерческий математический банк (КМБ). Банк выпускае...
Урок-игра по математике "Биржа знаний" в 6 классе.
Этот урок проводится в конце триместра для привития интереса к предмету, повторения пройденного материала.На данном уроке обучающиеся вынуждены применять свои знания для решения нестандартных задач.Ну...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА: « БИРЖА ЗНАНИЙ».
Ученики, желающие участвовать в игре, должны разыграть лотерею: вытащить билет и ответить на него в течение двух дней дома, работая со справочниками, словарями, другой математической литературой....
Урок-игра "Биржа знаний"
Этот урок можно использовать для повышения мотивации учебной деятельности учащихся на закрепление материала по теме"Свойства степеней"...