Путешествие в мир кислот
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект урока по химии в 8 классе "Путешествие в мир кислот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_kislot.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Путешествие в мир кислот»
Цель: Знакомство с составом, названиями, классификацией кислот.
Задачи: Образовательная
- Познакомить учащихся с новым для них классом неорганических веществ - кислоты.
- Знать состав, названия и классификацию кислот.
- Обеспечить в ходе урока усвоения определения кислот.
- Обеспечить в ходе урока усвоения новых понятий: кислородсодержащие и бескислородные кислоты, кислотные остатки и основность кислот.
- Научить составлять формулы кислот по зарядам ионов.
Развивающие
- Развивать познавательный интерес у школьников.
2. Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать сами факты, логически развивать свои мысли.
Воспитывающие
- Создавать на уроках удивление, радость, занимательность, воздействовать на чувство учащихся, вызывать эмоции.
- Воспитывать у учащихся культуру труда и бережное отношение к оборудованию, и аккуратности при выполнении лабораторной работы.
- Сформировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы.
- Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот.
- На новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.
- Обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок беседа с лабораторной работой.
Дидактические этапы: Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот. Это путешествие совершается по следующим маршрутам:
- СТАНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ,
- СТАНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ,
- СТАНЦИЯ ДЕГУСТАЦИОННАЯ,
- СТАНЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ.
Ученики становятся пассажирами поезда, учитель – проводник этого поезда. На каждом пункте путешествия идет своя работа по отработке триединой дидактической цели: знания – умения - навыки.
Методы обучения:
Общие: объяснительно - иллюстративный.
Частные: словесно – наглядно - практический.
Конкретные: беседа, лабораторная работа.
Обеспечение на уроке: (На столе учащихся) реактивы: соляная кислота, серная кислота, индикатор «синий лакмус», оборудование: пробирки.
Литература:
1 ГАБРИЕЛЯН О. С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О. С. Габриелян.- 15-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.- 270, с.: ил.
2. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы - пассажиры, я - проводник. А наши тетради сегодня пусть превратятся в путевой дневник. Начнем с путевых дневников.
Учитель просит записать в путевом дневнике: «Путешествие в мир кислот. Этапы путешествия», (слайд 1, 2).
УЧИТЕЛЬ. Мы находимся на станции Информационная. Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые будут нас окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.
УЧИТЕЛЬ. Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно, (слайд 3).
Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало.
(Слайд 4). Немало кислот содержится и в нашей пище - фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый букет кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов, (слайд 5).
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома, (слайд 6). Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива.
Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая- поставщик витамина С, (слайд 6). Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты - сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.
А теперь ребята посмотрите на группу веществ, которая написана на доске.
HCL, HNO3, HNO2, H2S, H2SO4, H2SO3, H3PO4, H2CO3, H2SiO3. Эти вещества относятся к классу кислот.
Что общего во всех этих веществах?
УЧАЩИЕСЯ. В них обязательно входит водород.
Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Попробуем дать определение кислотам, как сложным веществам.
УЧАЩИЕСЯ. Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка, (слайд 7).
Запишем определение в тетрадь. Выпишем эти вещества и дадим им названия. Зная заряды иона водорода и кислотного остатка можно, используя правило «креста» или нахождение наименьшего общего кратного составить формулы кислот, (слайд 8, 9). Игра на составление формул веществ.
Все эти вещества мы можем поделить на группы - проклассифицировать.
Классификация кислот.
- По числу атомов водорода (основность).
А) одноосновные - НСl, HNO3.
Б) двухосновные –H2S, H2SO4.
В) трехосновные - H3PO4.
2. По наличию кислорода в кислотном остатке:
А) бескислородные – H Cl, H2S.
Б) кислородсодержащие –HNO3, H2SO4.
3. По растворимости в воде:
А) растворимые
Б) нерастворимые – H2SiO3.
У вас на столах карточки (HCl, H2SO4). Я говорю признак кислоты – вы мне показываете карточку с правильным ответом:
А) кислородсодержащая
Б) бескислородная
В) одноосновная
Г) двухосновная
Д) растворимая.
УЧИТЕЛЬ .А сейчас мы с вами отправляемся в путь и прибываем на станцию историческая, (слайд 2).
ИСТОРИК. УКСУСНАЯ КИСЛОТА. «ДРЕВЕСНАЯ кислота» (около 3 тыс. лет), (слайд 10). Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающий «кислый»? Почему уксусная кислота оказалось первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т. е. водный раствор уксусной кислоты, называли « кислая влажность» или «древесная кислота».
СЕРНАЯ КИСЛОТА (X в), (слайд 11). С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в X в. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере, серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.
УГОЛЬНАЯ КИСЛОТА (XVIII в.), (слайд 12). Угольную кислоту получил впервые в конце XVIII в. Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.
УЧИТЕЛЬ. А сейчас мы с вами отправляемся в путь и прибываем на станцию дегустационная. Еще раз подчеркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это – грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус кристалликов лимонной кислоты. Какая кислота на вкус? Кислая.
Учащиеся записывают первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус, (слайд 13).
УЧИТЕЛЬ. А сейчас мы с вами отправляемся в путь и прибываем на станцию экспериментальная, (слайд 2). Но, ни один химик и, ни один грамотный человек даже и не подумает распознавать, таким образом, кислоты - это может быть смертельно опасно, ведь к кислотам относят знаменитую цианистоводородную, и страшную серную кислоту. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознавать кислоты, как и щелочи с помощью индикаторов.
ИСТОРИК. Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине – фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко – красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот.
УЧИТЕЛЬ. А теперь попробуйте сами распознать вещества. Перед вами в пробирках под цифрами 1,2 – кислота, щелочь. Распознать с помощью индикатора лакмуса каждое из этих веществ, (слайд 14).
Класс вещества | Индикатор | Цвет индикатора |
1 щелочь | лакмус | синяя |
2 кислота | лакмус | красная |
Итак, мы с вами изучили класс – кислоты. Что такое кислоты? Какие кислоты бывают? Открываем дневники записываем: § 20 упражнение 1, 3, 4 С. 73.
Домашнее экспериментальное задание «Распознавание кислот».
Испытайте, есть ли кислота в следующих продуктах: А) лимон, б) яблоко, в) скисшее молоко, г) сок капусты, Д) щавель, е) огурец, ж) эссенция. Опишите, как вы будете распознавать кислоту в продуктах и оформите результаты в виде таблицы.
Продукт | Окраска | Вывод |
Как вы думаете, какие кислоты содержатся в тех или иных продуктах. Напишите формулы этих кислот. Найдите эту информацию в дополнительной литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в мир кислот"
Разработку можно использовать при проведении открытого урока по химии в 8 классе...
Урок - путешествие по теме: "Кислоты. Обшие свойства кислот"
Практико - значимый проект с применением ИКТ и игровых технологий на различных этапах урока....
Презентация к уроку: "Путешествие в мир кислот"
Данная разработка предназначена для проведения урока с использованием информационных технологий в 8 классе по химии при объяснении нового материала по теме : "Кислоты"Цель:сформировать целостное предс...
Разработка урока по химии, 8класс на тему:«Путешествие в мир кислот»
Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот. Это путешествие совершается по следующим маршрутам:1. СТАНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ,2. СТАН...
Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"
Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....
Открытый урок химии в 8 классе "Путешествие в мир кислот"
Урок- знакомсто с новым материалом...
Урок путешествие "Неисчерпаемое море кислот"
Урок химии "Кислоты" проводится форме путешествия "Неисчерпаемое море кислот". Загадочны морей просторы… Что там – под толщей тёмных вод? Долины, впадины и горы. Веществ сплошной круговорот… Цель...