Урок "Химические свойства спиртов"
материал по химии (10 класс)

Ачеева Марианна Петровна
Сдвоенный урок с использованием модульной технологии. Цели: в результате изучения темы учащиеся должны распознавать типы уравнений реакций, уметь составлять уравнения химических реакций, характеризовать и обосновывать химические свойства спиртов, называть продукты химических реакций, уметь проводить химические опыты, уметь решать расчетные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_svoystva_spirtov.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс уроков с использованием модульной технологии при изучении химии в 10 классе (физико-химический профиль)

Химические свойства спиртов

Сдвоенный урок с использованием модульной технологии.

Цели: в результате изучения темы учащиеся должны распознавать типы уравнений реакций, уметь составлять уравнения химических реакций, характеризовать и обосновывать химические свойства спиртов, называть продукты химических реакций, уметь проводить химические опыты, уметь решать расчетные задачи.

Оборудование и реактивы: глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди, пробирки, спиртовка, держатели пробирок, средства защиты.


Содержание урока


^ Номер учебного элемента



Учебный материал с указанием заданий


Руководство по усвоению учебного материала


УЭ - 0


Цель: Изучить химические свойства спиртов, закрепить умения составлять уравнения химических реакций, умения решать расчетные задачи.


Внимательно прочитайте цель урока


УЭ - 1


Проверка домашнего задания

Цель: Проверить уровень знаний учащихся о физических свойствах спиртов, о функциональной группе и классификации спиртов.

^ Выполните тестовые задания:

1.В каком из веществ существуют межмолекулярные водородные связи?

А)пропанол- 1; б) пропен

В) 2 – метилпропан; г) пропин


^ 2.Метанол при н.у. представляет собой:

А) газ б) жидкость

В) твердое вещество


3.Способность спиртов к образованию водородных связей приводит к:

А) уменьшению их температуры кипения

Б) увеличению растворимости в воде

В) возникновению окраски вещества

Г) понижению растворимости вещества в воде


^ 4.Какой спирт обладает большей растворимостью в воде:

А) бутиловый; б) октиловый


5. Какой спирт лучше растворим в воде:

А) пентанол – 1 б) пентадиол -1,2


^ 6) Какой спирт обладает более высокой температурой кипения:

А) бутиловый; б) октиловый


7) Для превращения галогеналкена в спирт на него необходимо подействовать:

А) водой

Б)водным раствором щелочи

В) спиртовыфм раствором щелочи

Г) водным раствором кислоты


^ 8.Гидролиз галогеналканов протекает под действием:

А) воды

Б)водного раствора кислоты

В)спиртового раствора щелочи

Г) водного раствора щелочи


^ 9)При увеличении давления в системе: С2Н4(г) + Н2О(г) = С2Н5ОН (г) в 3 раза скорость реакции:

а)не увеличится

б)уменьшится в 4 раза

в) увеличится в 4раза

г) увеличится в 2 раза


^ 10. Метанол в промышленности получают из:

А)синтез газа

Б) бромметан

В) метаналя

Г) этана

Обсудите результаты работы. Сверьте правильные ответы с вашими, правильный ответ – 1 балл;


^ 11.Напишите структурные формулы спиртов и укажите группы, к которым эти спирты относятся (одноатомные, предельные, ароматические ит.д.)

БУТАНОЛ-2

^ БУТЕН -3- ОЛ-1

ПЕНТЕН -4- ДИОЛ- 1,2


Сосчитайте количество правильных ответов, оцените свою работу:

10-13 баллов - 
«отлично»

9-10 баллов – 
«хорошо»

7-8 баллов 
–«удовлетворительно»

Менее 7 баллов «не удовлетворительно»


Работайте индивидуально, правильные ответы записывайте в тетрадях. По окончании работы проверьте правильность выполнения тестов.


Максимальная оценка за работу по УЭ -1 – 13 баллов.


УЭ-2


Цель: Изучить реакции замещения спиртов, составить уравнения реакции.

^ А) реакции замещения:

-
взаимодействие спиртов со щелочными и щелочноземельными металлами.

Запишите уравнение химической реакции взаимодействия этилового спирта с натрием.

Аналогично запишите уравнения химических реакций спирта с кальцием, с калием.


-взаимодействие спиртов с органическими и неорганическими кислотами – реакция этерификации,

запишите уравнение образования сложного эфира, приведенного в учебнике,

назовите вещества, вступающие в химическую реакцию и вещества, образовавшиеся в результате реакции.

- взаимодействие спиртов с галогенводородами, запишите уравнение в тетрадь.

Выполните задание: Составьте уравнения реакций взаимодействия пропанола-2 (изопропилового спирта) с натрием и бромоводородом.

Назовите продукты реакции и укажите условия их осуществления.


Прочитайте текст в учебнике О.С.Габриеляна на с 157,

работайте с учебником, делайте необходимые записи в тетрадях.

Максимальный балл за выполнения задания – 3 балла


УЭ-3


Цель: Изучить реакции отщепления спиртов, составить уравнения реакции.

^ Б) реакции отщепления:

-
Межмолекулярная дегидратация спиртов – отщепление молекулы воды от двух молекул спиртов при нагревании в присутствии водоотнимающих средств:.

^ Запишите уравнение образования простого эфира.

Напишите название простого эфира.

Аналогично напишите уравнение реакции образования диметилового эфира.


-
внутримолекулярная дегидратация: отщепление молекулы воды от молекулы спирта.

Запишите уравнение реакции образования этена из этилового спирта.


Прочитайте текст в учебнике О.С.Габриеляна на с. 160,

работайте с учебником, делайте необходимые записи в тетрадях.

С 386-387 «Пособие по химии» Г. П. Хомченко (образование эфиров)


Максимальный балл выполнения задания – 2 балла


УЭ-4



Цель: Изучить реакции окисления спиртов, составить уравнения реакции.

^ В) реакции окисления:

-
горение. Запишите уравнение реакции горения этилового и метилового спиртов.

-Изучите текст в учебнике и запишите уравнение реакции
 взаимодействия спиртов с окислителями: перманганатом калия или дихроматом калия

^ Г) реакции дегидрирования

-дегидрирование первичных спиртов происходит с образованием альдегидов

-дегидрирование вторичных спиртов происходит с образованием кетонов.

Запишите уравнения химических реакций


Прочитайте текст в учебнике О.С.Габриеляна на с. 159,

работайте с учебником, делайте необходимые записи в тетрадях.

Максимальный балл за выполнения задания – 4 балла


УЭ-5


Цель: Изучить качественную реакцию на многоатомные спирты, составить уравнение реакции.

^ Качественная реакция на многоатомные спирты

Изучите качественные реакции на многоатомные спирты.

Взаимодействие с Сu(ОН)
приводит к образованию ярко-синих комплексных соединений. Одноатомные спирты в эту реакцию не вступают.


Выполните тестовые задания

1.Для спиртов характерны реакции:

А)замещения б) элиминирования

В) окисления г) все предыдущие ответы

^ 2.С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях может реагировать этанол:

А) вода б) кислород в) калий

Г) калий д) этен е) бромоводород

Ж) уксусная кислота

^ 3.Расположите указанные вещества в порядке усиления кислотных свойств: 1) вода, 2) серная кислота, 3) метанол.

А) 1,3,2; б) 2,1,3; в) 3,1,2; г) 3,2,1

4.При взаимодействии 2,3г натрия на 100мл пропанола-1 (плотность 0,8 г/см3) выделится водород объемом:

А) 3,0л, б) 2,24л в) 1,50л г) 1,12л

5.Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения пропанола равна:

А)14, б) 21, в) 25, г)50.


Прочитайте пункт 19.2.»Химические свойства многоатомных спиртов», с.126-127, «Органическая химия» В. Ф. Травеня. Работайте индивидуально, правильные ответы записывайте в тетрадях. По окончании работы проверьте правильность выполнения тестов.

Максимальный балл выполнения задания – 5 баллов


УЭ-6



Цель: Провести химическую реакцию взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II).


Запишите наблюдения, сформулируйте вывод о проделанной реакции в тетрадях для практических работ.


Соблюдайте правила техники безопасности, запишите результаты и наблюдения опыта в тетрадях для практических работ. Максимальный балл за выполнения задания – 5 баллов


УЭ-7


Выполните задания:

1. Какая масса пропилата натрия может быть получена при взаимодействии пропанола - 1 массой 15 г с натрием массой 9,2 г?


2. При нагревании предельного одноатомного спирта массой 12г с концентрированной серной кислотой образовался алкен массой 6,3 г. Выход продукта составил 75%.Определите формулу исходного спирта.


3. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений:

А) этанол ------ этилен -------Х --------этанол

Б) СН------ У ------ СН3ОН ------СН– О- СН3

В) пропанол – 1 ------- Х-----Х2 ------- 2,3- диметилбутан


Назовите вещества: Х, У, Х
1, Х2


Работайте в тетрадях, максимальный балл за выполнения задания – 15 баллов


УЭ-8


Подведение итогов урока

Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?


Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали

40 -47 балла, то получаете оценку «5»;

35 - 40 баллов – оценку «4»

30 - 35 - баллов «3»

менее 30 баллов - оценку «2»


Домашнее задание

Если за работу на уроке вы получили оценку «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания.

Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз параграф в учебнике: «Химические свойства спиртов».


К следующему уроку подготовьте сообщение о применении спиртов.




по окончании работы сдайте тетради на проверку учителю.


Литература:


  1. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс, О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова, 2004 год

  2. Органическая химия 10 класс, О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова, А. А. Карцова, 2007 год

  3. Пособие для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, 2008 год

  4. Сборник задач для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, И. Г. Хомченко, 2005 год

  5. Органическая химия, для учащихся школ с углубленным изучением химии, под редакцией В. Ф. Травеня, 2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Н.Н. МОУ "Лицей №47" г. Саратов. Урок по теме: "Химические свойства спиртов"

Урок по теме  " Химические  свойства спиртов" - для учащихся профильного класса. ...

Химия 10 класс. План урока и презентация "Химические свойства спиртов"

Программа по химии О. С. Габриеляна. Тема  №3 "Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники"Тема урока: Химические свойства этанола. Рассматриваются вопросы: физические св...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Химические свойства спиртов»

обучить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Одноатомные спирты», познакомить со свойствами многоатом­ных спиртов на примере глицерина...

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А № 3. Тема: Кислородсодержащие соединения, их свойства (спирты, фенолы, альдегиды , кетоны).

Цель: закрепить и проверить усвоение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах....

Конспект урока по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр...

Методическая разработка факультативного занятия по теме "Химические свойства спиртов и фенола"

Занятие по теме «Химические свойства спиртов и фенола» рассчитано на 2 часа, проводится в 11 классе на факультативе. Состоит из теоретической, экспериментальной и практической части. Теоретическая час...

Проверочная работа по теме Химические свойства спиртов

Промежуточный контроль знаний похимические свойства спиртов...