Водород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Соединения водорода
методическая разработка по химии (8 класс)
Урок химии в 8 классе с презентацией, приложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 34.74 КБ |
vodorod.pptx | 1004.04 КБ |
prilozhenie_1_k_uroku_po_teme_vodorod.docx | 12.7 КБ |
prilozhenie_2.docx | 11.67 КБ |
otnositelnaya_plotnost_gazov.docx | 10.86 КБ |
isklyucheniya.docx | 12.09 КБ |
gidridy.docx | 10.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Ручей
УКМО Иркутской области
Конкурс педагогического мастерства
«Лучшая разработка урока, мероприятия»
«Водород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Соединения водорода.»
Комбинированный урок по предмету
«Химия»
Составитель:
И.Е. Ларюхина
учитель химии
п. Ручей
Пояснительная записка
Данная тема изучается в разделе "Водород", по программе на изучение данного раздела отводится 5 часов. Это первый урок, на котором учащиеся получают знания о водороде, как химическом элементе. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении курса химии в 9-11 классах.
На уроке используются ИКТ, необходимость использования компьютерной презентации продиктована следующими причинами:
- Возможность показа дополнительного иллюстративного материала.
- Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
- Организация самопроверки без затрат времени урока.
- Более эффективная работа учащихся на уроке, что способствует формированию более прочных знаний по теме и предмету.
- Организация разных видов деятельности учащихся.
- Позволяет экономично расходовать время урока.
Урок начинается с организационного этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Следующий этап – актуализация прежних знаний, на котором проверяются знания по теме «Кислород». На этапе изучение нового материала учащиеся выясняют: характеристику водорода, основываясь на его положение в периодической системе химических элементов; работая с учебников и используя иллюстративный материал знакомятся с нахождением водорода в природе, делают выводы; далее происходит знакомство с основными соединениями водорода, рассматривают номенклатуру. На этапе закрепления учащимся предложена работа по вариантам, где они должны назвать соединения, используя номенклатуру и аргументировать свой ответ.
В результате изучения данной темы учащиеся должны знать: общую характеристику водорода, как химического элемента, где находится водород в природе, как называются основные его соединения. Уметь составлять химические формулы соединений водорода; называть, используя номенклатуру и правила, изученные ранее в теме «Первоначальные химические понятия».
Урок в 8 классе по теме: «Водород».
Тема: «Водород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Соединения водорода».
Цель урока: познакомить учащихся с элементом водородом в свете ПСХЭ. Рассмотреть общую характеристику, нахождение в природе. Изучить основные соединения и правила номенклатуры.
Задачи урока:
- Сформировать знания обучающихся о водороде, как о химическом элементе. Познакомить с нахождением в природе, основными соединениями и номенклатурой. Ввести понятие относительная плотность газов.
- Развивать умение использовать химическую терминологию. Развивать трудолюбие. Умение работать в парах и делать выводы. Способности к самопроверке и самооценке. Продолжить развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды.
- Продолжить формирование всесторонне развитой личности, трудолюбия и любви к предмету.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные, наглядные, использование ИКТ, проблемно-поисковые.
Оборудование: наглядный материал, презентация, проектор, дидактический материал.
Ход урока
- Организационный момент Слайд 1
Предусматривает, чтобы обеспечить нормальную обстановку на уроке, создать эмоциональный настрой.
У – Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Желаю вам отличного настроения во время работы на уроке!
Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь и делать! И вот сегодня мы с вами станем на время настоящими химиками! Согласны?
Посмотрите внимательно на слайд (на слайде: Урок химии в 8 классе на тему???). Тема урока нам пока незнакома, преодолев первый этап, показав свои знания по теме прошлых уроков, мы сможем узнать тему сегодняшнего урока. Слайд 1
- Актуализация прежних знаний
У – И так, с каким химическим элементом мы познакомились на прошлых уроках? (выслушиваю ответы обучающихся) Слайд 2
- Дайте характеристику кислорода, как химического элемента (один ученик отвечает у доски, опираясь на периодическую систему)
- Чем отличаются понятия «Кислород, как химический элемент» и «Кислород, как простое вещество»? (выслушиваю ответы обучающихся)
Подпишите листочки с заданиями, у каждого на парте они находятся и выполним следующее задание, представленное на Слайде 3
Задание. В каком случае речь идет о кислороде, как о химическом элементе, а в каком, как о простом веществе?
- Кислород входит в состав воды
- Растворенным в воде кислороде дышат рыбы
- В воздухе содержится 21% кислорода по объему
- Кислород – бесцветный газ
- Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода
После выполнения на слайде ответы представлены Слайд 4
Ответы:
- Кислород входит в состав воды – Х.Э
- Растворенным в воде кислороде дышат рыбы – П.В
- В воздухе содержится 21% кислорода по объему – П.В
- Кислород – бесцветный газ – П.В
- Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода – Х.Э
У - Поменяйтесь, пожалуйста, работами и оцените друг друга, если все правильно – оценка 5 и по убывающей.
- С какими веществами кислород может вступать в реакцию?
- Что образуется в результате данных реакций? Слайд 5
- Дайте определение понятию оксиды?
Задание. Из предложенного списка веществ необходимо выбрать формулы оксидов, дать название. (Работают устно, выходят к доске по одному)
SO3 Cu2O H2S Li3N ZnS MgCl2 FeO P2O5 Li2O
После того, как выбрали все формулы оксидов, остались еще формулы, задаю вопрос: А можем ли мы назвать эти оставшиеся химические формулы? (Выслушиваю ответы, после называем).
У - Ребята посмотрите внимательно, осталась одна формула Н2S, которую мы пока не можем назвать, мы к ней еще сегодня вернемся.
- Мы повторили, что кислород может взаимодействовать с простыми и сложными веществами с образованием оксидов.
Задание. Решить уравнения, исправив ошибки. (Трое работают у доски с объяснением, а остальные на листочках с данными уравнениями)
Al + O → Al2O5 P4 + O2 → P2O3 CH4 +O2 → CO2 + HO
После выполнения предлагаю оценить себя
- Изучение нового материала
Слайд 6
У – Посмотрите внимательно на слайд, угадайте, о каком газе идет речь в стихотворении?
Я газ, легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный
Соединяясь с кислородом
Я для питья даю вам воду! (выслушиваю ответы)
У - Действительно это водород. Слайд 7
- Открыли тетради, записали число и тему урока: Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. Соединения водорода.
Вопрос проблемного характера: Как вы ребята думаете, почему его так назвали? (выслушиваю ответы)
- Водород или гидрогениум, в переводе с греч.hidro –вода, а genes – рождающий, т.е рождающий воду.
У – Давайте попробуем сформулировать цель урока, что же мы должны сегодня сделать на уроке, исходя из названия темы и ваших ответов? (выслушиваю ответы обучающихся) После этого приходим к одному, что наша цель Слайд 8: Познакомиться с элементом водородом в свете ПСХЭ, дать общую его характеристику, выяснить, где водород находится в природе и основные его соединения.
- Открыли периодическую систему химических элементов, нашли водород и опираясь на план, представленный на слайде, охарактеризуем его. Слайд 9
(Один ученик работает у доски)
Химический знак – Н (аш)
Период, группа, подгруппа – IA
Химическая формула – Н2
Аr (Н) = 1
Мr (H2) = 2
M (Н2) = 2 г/моль
Валентность I
У - Итак, мы выяснили общую характеристику водорода, а теперь работая с учебником на стр.71 объясните смысл стихотворения, представленного на слайде. Слайд 10
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
Гость из космоса пришёл
В воде приют себе нашёл! (выслушиваю ответы, после используя слайды, дополняю ответы учащихся) Слайды 11-15
У - Водород в природе находится в виде газа. По распространенности в нашей Вселенной занимает 1 место. На его долю приходится около 92% всех атомов. Входит в состав основного компонента Земли – вода. Это основная составная часть звезд и межзвездного пространства, 70% массы Солнца. Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% - это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% - это 2 место после кислорода, поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле также велико, как и кислорода.
Вопросы проблемного характера:
- Может ли водород входить в состав тела человека? (да, в виде воды)
- Какую часть составляет вода от массы тела? (70%)
- Может ли водород находится в нижних слоях атмосферы? (выслушиваю ответы)
У - Для того, чтобы ответить на последний вопрос, нам нужно определить водород легче или тяжелее воздуха. В этом нам поможет понятие относительная плотность газов, которая обозначается заглавной буквой Д
Вывешиваю формулу для расчета: Д = , если Д <1, то легче
Mr (Н2) = 2 Мr (возд) = 29
Д = = =0, 07 Вывод: Д <1, значит водород легче
Производим расчет у доски и приходим к тому, что водород легче воздуха и находится в верхних слоях атмосферы.
У - Нужно отметить, что кроме того, что водород входит в состав воды, он еще образует соединения с подавляющим большинством химических элементов, кроме инертных газов.
- Вспомним, что это за элементы? (элементы 8А)
- А на какие две группы мы делим все химические элементы? (Металлы и неметаллы). Водород может образовывать соединения именно с этими элементами. (На слайде представлена схема «Соединения водорода») Слайд16
Объясняю правила составления химических формул соединений с металлами и неметаллами на примере СаН2 – гидрид кальция и HI – иодоводород
- Соединения водорода с металлами называются гидриды. Чтобы назвать нужно к слову гидрид прибавить название металла в Р.п. А соединения водорода с неметаллами чтобы назвать, нужно назвать неметалл и прибавить слово водород.
У – Запомните пожалуйста, в соединениях водорода с металлами, металл записывают на первое место, а водород на второе, а в соединениях водорода с неметаллами, неметалл на второе место, а водород на первое.
- Теперь вернемся к формуле H2S, которую мы не могли назвать вначале урока. Теперь применив правило назовем. (Выслушиваю ответ)
- Но есть вещества, которые имеют собственные названия, т.е это исключения. (Вывешиваю на доску исключения и каждому раздаю как памятку).
Исключения: СН4 –метан, NH3 –аммиак, Н2О – вода
4. Закрепление
- Теперь, используя правила, выполним задание по вариантам. Слайд 17
Задание Напишите химические формулы и назовите соединения водорода со следующими элементами:
I вариант – фтор, углерод, алюминий
II вариант – железо(III), бром, азот
III вариант – кислород, хлор, медь (II)
(После выполнения задания делаем проверку устно)
5.Этап подведения итогов урока
Цель: дать качественную оценку работы всего класса в целом и отдельным учащимся.
У – И так с чем мы познакомились сегодня на уроке? (выслушиваю ответы учащихся)
У – Что такое гидриды?
У - Как вы считаете, как вы работали на уроке. (Работу оценивают сами учащиеся)
- Домашнее задание Слайд 18
§25 с.76 №2, №3 – по желанию, подготовить сообщение: «Из истории развития воздухоплавания».
- Этап рефлексии
У - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать. Мы открыли страницу, изучили тему и закрыли страницу. К какому же выводу мы пришли? Слайд 19
Если вы согласны с утверждениями, поставьте плюс
1. Я узнал(а) много нового и интересного.
2. На все возникшие в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.
3. Мне это пригодится в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
4. Считаю, что работал(а) добросовестно и достиг цели урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элемент № 8 OXYGENIUM КИСЛОРОД
Кислород входит в состав воды Растворенным в воде кислородом дышат рыбы В воздухе содержится 21% кислорода по объему Кислород – бесцветный газ Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода
Кислород входит в состав воды- Х.Э Растворенным в воде кислородом дышат рыбы - Простое в-во В воздухе содержится 21% кислорода по объему – Простое вещество Кислород – бесцветный газ – Простое в-во Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода – Х.Э
Кислород простые сложные продукт ОКСИДЫ
Отгадайте, о чём идёт речь? Я, газ , легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом , Я для питья даю вам воду !
Элемент № 1 Hydrogenium водород
Тема урока: Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. Соединения водорода. Цель урока: познакомиться с элементом водородом в свете ПСХЭ, дать общую его характеристику; с нахождением в природе и основными соединениями водорода.
Общая характеристика Химический знак – Период, группа, подгруппа - Относительная атомная масса - Химическая формула - Относительная молекулярная масса – Относительная молярная масса - Валентность -
Водород в природе. Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете Превращаюсь в лёгкий гелий, Зажигаю Солнце в небе. Гость из космоса пришёл В воде приют себе нашёл! (Объясните смысл этого стихотворения изучив материал учебника нахождение водорода в природе стр. 71)
Нахождение в природе Во Вселенной
На долю водорода приходится 70 % массы Солнца и других звезд
Земная кора (массовая доля) 1 % 99 %
Распространение на Земле Вода – Н 2 О Метан - CH 4
В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001 %
Соединения водорода с металлами с неметаллами Гидрид + название Металла в Р.п. Название неметалла+ слово «водород» Исключения: H 2 O вода NH 3 аммиак СН 4 метан
Задание для закрепления Напишите химические формулы и назовите соединения водорода со следующими элементами: I вариант – фтор, углерод, алюминий II вариант – железо( III ), бром, азот III вариант – водород, хлор, медь ( II )
Домашнее задание §25 с.76 №2, №3 – по желанию Подготовить сообщение: «Из истории развития воздухоплавания».
Если вы согласны с утверждениями, поставьте плюс. 1. Я узнал(а) много нового и интересного. 2. На все возникшие в ходе урока вопросы я получил(а) ответы. 3. Мне это пригодится в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. 4. Считаю, что работал(а) добросовестно и достиг цели урока.
Спасибо за урок!
Какое соединение богаче водородом: H 2 O или CH 4 ? РЕШЕНИЕ:
Предварительный просмотр:
Повторение по теме: «Кислород» Фамилия, имя - __________________
Задание 1 В каком случае речь идет о кислороде, как о химическом элементе, а в каком, как о простом веществе? Напротив каждого примера напишите, если как о химическом элементе, то Х.Э, а если о простом веществе, то П.В.
- Кислород входит в состав воды –
- Растворенным в воде кислороде дышат рыбы –
- В воздухе содержится 21% кислорода по объему –
- Кислород – бесцветный газ –
- Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода –
Оценка –
Задание 2 Решить уравнения, исправив ошибки
Al + O → Al2O5
P4 + O2 → P2O3
CH4 + O2 → CO2 + HO
Оценка –
Повторение по теме: «Кислород» Фамилия, имя - __________________
Задание 1 В каком случае речь идет о кислороде, как о химическом элементе, а в каком, как о простом веществе? Напротив каждого примера напишите, если как о химическом элементе, то Х.Э, а если о простом веществе, то П.В.
- Кислород входит в состав воды –
- Растворенным в воде кислороде дышат рыбы –
- В воздухе содержится 21% кислорода по объему –
- Кислород – бесцветный газ –
- Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода –
Оценка –
Задание 2 Решить уравнения, исправив ошибки
Al + O → Al2O5
P4 + O2 → P2O3
CH4 + O2 → CO2 + HO
Оценка –
Предварительный просмотр:
SO3
Cu2O
H2S
Li3N
ZnS
MgCl2
FeO
P2O5
K2O
Предварительный просмотр:
Относительная плотность газов
Д =
если Д <1,
то легче
Предварительный просмотр:
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 –метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 –метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 –метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 –метан
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 -метан
Предварительный просмотр:
Гидриды
Исключения
H2O – вода
NH3 –аммиак
СH4 –метан, углеводороды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и его свойства.
Урок закрепления нового материала с использованием ЭОР. В урок включен целый блок упражнений и заданий электронного вида, позволяющие закрепить полученные учениками знания на предыдущих уроках. ...
Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства
Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства...
Урок для 8 класса с использованием здоровьесберегающих технологий «Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».
Структура урока усвоения новых знаний разработана с учетом ФГОС . Так как данный урок проводится в системе исправительного учреждения, то пункт "Домашнее задание" отсутствует....
Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"
Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...
Кислород: общая характеристика, нахождение в природе, получение.
Презентация для урока химии в 8 классе на тему "Кислород: общая характеристика, нахождение в природе, получение"...
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе
quot;Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. Физические и химические свойства водорода. Применение водорода"...
технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"
Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности....