Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс.
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Евгений Владимирович Саитов

Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_2.docx124.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «Озон. Аллотропия кислорода»

Химия. 8 класс.

Цель:

Формирование представления об озоне как аллотропной модификации кислорода

Задачи урока

- рассмотреть явление аллотропии;

- сформировать знания обучающихся о нахождении озона в природе, получении, свойствах озона, его применении;

- рассмотреть физиологическое действие озона и экологические проблемы, связанные с озоном;

- способствовать развитию умений характеризовать вещества, сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты урока:

Личностные

формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информационных технологий;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, аргументировать собственную позицию. Формулировать выводы и заключения.

Предметные

овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии по теме «Озон. Аллотропия кислорода»: «аллотропия», «аллотропные модификации», формирование представлений о нахождении озона в природе, получении в лаборатории, свойствах и применении.

Формируемые УУД:

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные: общеучебные – формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной деятельности; умение организовывать свою учебную деятельность, ставить и формулировать цели и проблемы урока, использовать приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации) - из  учебника и др. источников.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использование адекватно речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев оценки и их использования в ходе оценки и самооценки;

регулятивные: планирование своих действий в связи с поставленной задачей и условиями ее решения, составление плана работы на уроке, работа с текстом параграфа и его компонентами.

Личностные УУД: развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми.

Оборудование:

Проектор, экран, раздаточный материал

Ход урока

  1. Мотивирование (самоопределение к учебной деятельности)

(5 мин)

Начнем урок с поэтических строк Федора Ивановича Тютчева (видеофрагмент). Стихотворение называется «Весенняя гроза».

- Вам приходилось наблюдать такое природное явление, как гроза?

- А вы замечали изменяется ли запах воздуха после грозы? (ответы обучающихся)

После грозы воздух наполнен свежестью, им очень легко дышать.

- Можете ли вы объяснить с чем это связано? (ответы обучающихся)

Пояснение учителя:

-Что такое гроза? (это электрический разряд в атмосфере, в результате которого образуется вещество с новыми свойствами, появляется запах).

Дополнительная информация учителя:

- О каком простом веществе можно сказать, что:

Оно придает небу голубой цвет

В переводе с греческого его название означает «пахучий»

Это вещество было использовано  как антисептическое средство во время первой мировой войны

Его использовали в хирургической практике при инфекционных поражениях, лечении туберкулеза, пневмонии, гепатита, герпетической инфекции

Оно является эффективным средством для обеззараживания питьевой воды, воздуха и очищения продуктов питания

В воздухе образует «щит», который защищает живые организмы.

- Вы догадались о каком веществе идет речь?

- Какая тема сегодняшнего урока?

Формулировка темы урока: «Озон. Аллотропия кислорода»

- Какое слово в теме вызвало затруднение?

Аллотропия

-Почему? Незнакомы с таким явлением.

-Какова цель нашего цель урока?

Цель урока: рассмотреть явление аллотропии, выяснить нахождение озона в природе, получение в лаборатории, его свойства, экологические проблемы.

Фиксирую на доске в виде плана.

  1. Актуализация и пробное учебное действие

(7 мин)

На предыдущих уроках вы знакомились с кислородом и его свойствами.

Предлагаю вам заполнить таблицу на основании имеющихся знаний, в которой дать характеристику кислороду и озону (работа в парах).

Название вещества

Кислород

Озон

Химическая формула

О2

О3

Простое или сложное вещество

Качественный состав молекулы

Количественный состав молекулы

Физические свойства

(агрегатное состояние, цвет, запах)

Образование в природе

 (проверка ответов, эталон на слайде)

Правильно заполненная таблица:

Название вещества

Кислород

Озон

Химическая формула

О2

О3

Простое или сложное вещество

Простое вещество

Простое вещество

Качественный состав молекулы

Кислород

Кислород

Количественный состав молекулы

Два атома

Три атома

Физические свойства

(агрегатное состояние, цвет, запах)

Газ без цвета, без вкуса, без запаха

Газ фиолетового цвета, запах свежести

Образование  в природе

В процессе фотосинтеза

Во время грозы

 (проверка ответов для кислорода в соответствии с эталоном на слайде)

  1. Выявление места и причины затруднения

(1 мин)

-Какие признаки вы записали для кислорода?

-Чем характеризуется озон?

-Что было сделать легко, с какими трудностями вы столкнулись?

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

(1 мин)

-Что надо сделать, чтобы разрешить сложившееся затруднение?

Ответы: выяснить свойства озона.

  1. Реализация построенного проекта

(5 мин)

Делю класс на пять групп и каждой группе даю задание проработать материал о:

- нахождении озона в природе;

- получении в лаборатории;

- физических свойствах;

- химических свойствах;

- применении и экологических проблемах

и составить кластер.

Самостоятельная работа с учебником стр. 85-87 и по дополнительному материалу (экологические проблемы).

Результатом работы является запись на листе, который учащиеся вывешивают на доске, формируя кластер.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(12 мин)

Обучающиеся других групп делают записи в тетрадях по ходу ответов.

Продолжительность работы – 7 мин.

(проверка кластера с образцом на слайде)

Давайте вернемся к таблице, которую заполняли в начале урока. Заполним (проверим) недостающие параметры по озону (физические свойства).

2 мин

-Чем сходны и в чем различие молекул кислорода и озона?

(одинаков качественный состав, но разный количественный)

- Из какого химического элемента состоят озон и кислород? (из кислорода)

-Это какие вещества простые или сложные?

Это явление называется аллотропией. Попробуйте сформулировать самостоятельно определение этого явления. Сравните данное вами определение с образцом в учебнике, стр. 86.

-Определения схожи?

Аллотропия - явление, когда один и тот же химический элемент образует разные простые вещества, которые обладают разными свойствами.

Давайте запишем определение в тетради.

Простые вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента – это аллотропные видоизменения данного химического элемента.

Данное явление характерно для большинства неметаллов: серы, фосфора, углерода и др.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(2 мин)

Выполните задания теста учебник стр. 87.

  1. Включение в систему знаний и повторение

(4 мин)

У вас на партах лежат листочки с заданиями. Вы самостоятельно читаете вопросы, устно отвечаете на них в последовательности от простого к сложному. Как только ответили на вопрос, зачеркните его.    

Итак, какой из вопросов вы зачеркнули последним?

Последним вы зачеркнули самый трудный для вас вопрос, поэтому дома обратите на него особое внимание.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(2 мин)

Оцените свою деятельность на лестнице знаний:

красный цвет – плохо понимаю новый материал;

желтый цвет – понимаю, но нужно еще поработать;

зеленый цвет – все понимаю, все получится.

  1.  Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 26.

Почему самая большая озоновая дыра находится над Антарктидой, хотя там нет хозяйственной деятельности человека?

                                                                                                                                Приложение

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Толщина озонового слоя над поверхностью Земли не постоянна.

1) Сезонные изменения толщины озонового слоя – явление естественное.

Кроме того,

2) Созданные человеком химические вещества, в частности, фреоны (вещества, используемые как хладагенты в холодильных агрегатах), вступают в реакцию с озоном, разрушая его, уменьшая тем самым толщину озонового слоя (образуя т.н. «озоновую дыру»).

На сегодняшний день учеными установлено значительное уменьшение толщины озонового слоя над Антарктидой, что позволяет большему количеству ультрафиолетовых лучей достигать поверхности Земли.

На полученном из космоса изображении дыра в озоновом слое над Антарктидой кажется синим пятном. Озон образуется и разлагается под действием ультрафиолетовых лучей. Молекула озона поглощает ультрафиолетовый свет и рассеивает его энергию в виде тепла. Поверхности Земли достигают только те ультрафиолетовые лучи, которые не опасны для живых организмов.

Стратосфера – это безоблачная, сухая, холодная область нашей атмосферы приблизительно между 10 и 50 км над уровнем моря. Воздух очень медленно перемешивается в ней по вертикали, но зато довольно интенсивно – по горизонтали. Поэтому промышленные загрязнения, попав в стратосферу, могут оставаться в ней многие годы и легко распространяться вокруг Земли.

Озоновый слой, разрушение которого так легко катализируется, очень мал по объему. Если сконцентрировать весь стратосферный озон в окружающую земной шар тонкую оболочку, то ее толщина составит всего около 3 мм. Тем не менее, этого незначительного (в масштабах планеты) количества озона хватает для того, чтобы не пропускать к поверхности Земли наиболее вредные для живых организмов «жесткие» ультрафиолетовые лучи. Когда мы загораем на солнце, на нашу кожу падают «мягкие» ультрафиолетовые лучи, не способные принести вреда здоровью (если загорать в меру).

Таким образом, проблема промышленных выбросов в атмосферу – это не только проблема загрязнения поверхности Земли вредными веществами, но еще и проблема «загрязнения» солнечного спектра жестким, вредным для человека ультрафиолетовым излучением.

Но не стоит и преувеличивать опасность: полное исчезновение озона не грозит атмосфере до тех пор, пока в ней есть кислород и пока светит Солнце.

2) Созданные человеком химические вещества, в частности, фреоны (вещества, используемые как хладагенты в холодильных агрегатах), вступают в реакцию с озоном, разрушая его, уменьшая тем самым толщину озонового слоя (образуя т.н. «озоновую дыру»).

На сегодняшний день учеными установлено значительное уменьшение толщины озонового слоя над Антарктидой, что позволяет большему количеству ультрафиолетовых лучей достигать поверхности Земли. На полученном из космоса изображении дыра в озоновом слое над Антарктидой кажется синим пятном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:Кислород",9 класс

Цели урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева; познакомить учащихся с историей открытия кислорода; дать понятие о кислороде ...

Урок по теме "Кислород".8 класс

Интерактивная доска SMART Notebook...

Разработка урока "Озон. Аллотропия кислорода"

Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить  тему о  кислороде как химическом э...

Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "

Конкурсная работа  " Открытый урок  «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "...

Открытый урок по теме: "Кислород", 6 класс

Урок составлен для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости....

Методические рекомендации к уроку по теме "Кислород.Озон" в рамках ФГОС

Предлагается методическая разработка урока в рамках ФГОС при изучении подгруппы кислорода....

Открытый урок на тему: Кислород, 8 класс

Открытый урок на тему: Кислород, 8 класс...