Разработка урока "Озон. Аллотропия кислорода"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Богачёва Светлана Станиславовна

Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить  тему о  кислороде как химическом элементе и простом веществе, повторить основные понятия химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ozon.zip1.46 МБ

Предварительный просмотр:

8 класс. Химия                             Дата________                                            Урок №_____  

Озон. Аллотропия кислорода. Д №9. Получение озона.

Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить  тему о  кислороде как химическом элементе и простом веществе, повторить основные понятия химии.

Задачи:

 Образовательная: Изучить явление аллотропии, аллотропных видоизменений на примере                   химического элемента кислорода. Описать свойства кислорода и озона. Научиться писать реакцию взаимопревращения кислорода и озона. Показать значение озоновой защиты для живых организмов.

Воспитательная: Донести до учащихся мысль об ответственности каждого    человека за экологическое состояние на планете.

Развивающая: продолжать формировать  у учеников ясное представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов; навыков самооценивания

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: рейтинговые карточки (Приложение 1),  карточки-опрос (приложение 2), справочный материал (приложение 3),  дидактические карточки «Шифровка» (приложение 4), презентация, видеосюжет «Получение озона»

 Ход урока:

  1. Орг.момент (приветствие, отметка отсутствующих, раздать таблицы, рейтинговые карточки)
  2. Проверка домашнего  задания (писм) – самопроверка (стр.80 №4-7). Часть учащихся работают с карточками-опрос. (консультанты объясняют)
  3. Изучение новой темы

Слайд 1    Тема Озон. Аллотропия кислорода.

            Слайд 2. Посмотрите на слайд, вы когда-нибудь задумывались: Почему небо голубое?

…Какое чистое безоблачное небо…

И синева... Какая, братцы, синева…

Заворожила, голову вскружила…

Лазурь небесная, ты сердцу так мила…

(ответы учащихся)

А что мы знаем о кислороде? Предлагаю вам поработать в группах с источникам информации (приложение 3). (Учащиеся знакомятся со справочным материалом)

  • Слайд 3. 1. Каковы физические свойства кислорода?
  • 2.  Распространение кислорода на земле и в космосе.
  • 3.  Какое явление называется  аллотропией?
  • 4. Какие разновидности молекул имеет кислород?

(учащиеся отвечают)

Почему же небо имеет такой необыкновенный голубой цвет? Для того, чтобы разобраться до конца почему небо имеет голубой цвет, вам нужно познакомиться с явлением аллотропии.

Слайд 4.  Аллотропные видоизменения кислорода

Посмотрите в ваш справочник, какие два простых вещества - аллотропные видоизменения образует кислород? (О2 и О3) Объясните схему и фото на слайде (учащиеся объясняют).

  Запишем реакцию получения озона из кислорода на доске. 3О2 = 2О3. Запишите реакцию в тетради. Однако, процесс превращения кислорода в озон в нормальных условиях в природе не протекает. Он возможен только при грозовом разряде, когда температура электрической дуги достигает 20000С. 

Слайд 5  Посмотрим как же получить озон в лаборатории? (смотрим видеодемонстрацию) Д №9 Получение озона

Прибор для получения озона называется озонатор. tp06_03 

1 - трубка-реактор

2 - электроды

3 - высоковольтный индуктор

  1. - пробирка с йодкрахмальным раствором

При  пропускании через озонатор кислород из газометра. В сосуде с йодкрахмальным раствором никаких изменений не наблюдается.

Включите индуктор и продолжайте пропускать кислород. Под действием электрических разрядов кислород частично превращается в озон:   

3O2  2O3 

Йодкрахмальный раствор окрашивается в синий цвет, так как озон окисляет ионы йода I до свободного йода I2:

2KI + O3 + H2O  2KOH + O2 + I2  

Слайд 6 Ознакомимся с физическими свойствами озона.

Слайд 7Докажем себе, что кислород и озон – это разные простые вещества, с разными свойствами. Для этого поработаем с информацией о кислороде и озоне. Результаты работы вносим в таблицу для сравнения.

Свойства вещества

Кислород

Озон

1

Химическая формула

2

Молекулярная масса

3

Плотность

4

Агрегатное состояние

5

Цвет

6

Запах

7

Растворимость в воде

8

Температура кипения

9

Температура плавления

10

Окислительные  свойства

11

Значение в природе

Слайд 8  Ознакомимся с химические свойства озона.

  •  Озон – более химически активнее чем кислород.
  • Озон – мощный окислитель, он окисляет все неметаллы и металлы, кроме Au, Pt, Ir
  • каучук+О3 =разрушение
  • Органические красители легко обесцвечиваются
  • Бактерии+О3=обеззараживание

Слайд 9. Подведите итог. Дайте полный ответ, почему небо имеет голубой цвета. Как вы думаете, почему озоновый экран необходим для существования жизни на планете? Почему без него все живое, в том числе и человечество, а этот мы с вами может погибнуть? (Озоновый слой защищает Землю от губительных УФ лучей).

Почему же небо голубое?(Вариант ответа: толстый слой воздуха имеет голубой цвет. Верно! В толстых слоях воздух приобретает голубой цвет, но не только…  В 1881г появилось подтверждение, что голубой цвет небу придает озоновый слой в атмосфере Земли)

   Я бы очень хотела, чтобы вы задумались над словами, которые звучат в СМИ: озоновая защита Земли под угрозой, над Антарктидой увеличивается озоновая дыра. 

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда.

Виновников незримых не ищите,

Виновники – мы с вами, господа!

Вот сегодня вы придете домой и расскажите родителями: почему небо имеет голубой цвет. А чтобы родители окончательно удивились, выучите ответы на вопросы рефлексии и без запинки расскажите о явлении аллотропии, об аллотропных видоизменениях кислорода, об озоновой защите Земли

Подведем итоги в рейтинговой карточке. Отметьте рефлексию. Поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание: §22-26 повторить, тесты стр. 87 Поиграть в игру «Шифровальное письмо» (приложение 4)

 Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Конспект урока химии, географии, биологии в 8 классе по теме: «Аллотропия. Аллотропные видоизменения атома кислорода (модификации)».

Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия аллотропия, аллотропных видоизменения атома кислорода.Обращаю внимание на то, что цель у детей иная. Перед школьниками стоит цель уз...

Аллотропия кислорода

Презентация подготовлена для проведения урока « Общая характеристика неметаллов » в 9 классе по теме «Неметаллы». Служит для иллюстрации  речи учителя....

Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)

В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....

Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс.

Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс....

Презентация к уроку "Аллотропия кислорода"

Презентация к уроку "Аллотропия кислорода"...

Конспект урока. Кислород. Аллотропия. Фотосинтез.

На уроке выполняются компетентностно ориентированные задания, нацеленные на формирование функциональной грамотности в области естествознания, т.е. способности обучающихся использовать естественно-науч...