Разработка урока "Озон. Аллотропия кислорода"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить тему о кислороде как химическом элементе и простом веществе, повторить основные понятия химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozon.zip | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
8 класс. Химия Дата________ Урок №_____
Озон. Аллотропия кислорода. Д №9. Получение озона.
Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить тему о кислороде как химическом элементе и простом веществе, повторить основные понятия химии.
Задачи:
Образовательная: Изучить явление аллотропии, аллотропных видоизменений на примере химического элемента кислорода. Описать свойства кислорода и озона. Научиться писать реакцию взаимопревращения кислорода и озона. Показать значение озоновой защиты для живых организмов.
Воспитательная: Донести до учащихся мысль об ответственности каждого человека за экологическое состояние на планете.
Развивающая: продолжать формировать у учеников ясное представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов; навыков самооценивания
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: рейтинговые карточки (Приложение 1), карточки-опрос (приложение 2), справочный материал (приложение 3), дидактические карточки «Шифровка» (приложение 4), презентация, видеосюжет «Получение озона»
Ход урока:
- Орг.момент (приветствие, отметка отсутствующих, раздать таблицы, рейтинговые карточки)
- Проверка домашнего задания (писм) – самопроверка (стр.80 №4-7). Часть учащихся работают с карточками-опрос. (консультанты объясняют)
- Изучение новой темы
Слайд 1 Тема Озон. Аллотропия кислорода.
Слайд 2. Посмотрите на слайд, вы когда-нибудь задумывались: Почему небо голубое?
…Какое чистое безоблачное небо…
И синева... Какая, братцы, синева…
Заворожила, голову вскружила…
Лазурь небесная, ты сердцу так мила…
(ответы учащихся)
А что мы знаем о кислороде? Предлагаю вам поработать в группах с источникам информации (приложение 3). (Учащиеся знакомятся со справочным материалом)
- Слайд 3. 1. Каковы физические свойства кислорода?
- 2. Распространение кислорода на земле и в космосе.
- 3. Какое явление называется аллотропией?
- 4. Какие разновидности молекул имеет кислород?
(учащиеся отвечают)
Почему же небо имеет такой необыкновенный голубой цвет? Для того, чтобы разобраться до конца почему небо имеет голубой цвет, вам нужно познакомиться с явлением аллотропии.
Слайд 4. Аллотропные видоизменения кислорода
Посмотрите в ваш справочник, какие два простых вещества - аллотропные видоизменения образует кислород? (О2 и О3) Объясните схему и фото на слайде (учащиеся объясняют).
Запишем реакцию получения озона из кислорода на доске. 3О2 = 2О3. Запишите реакцию в тетради. Однако, процесс превращения кислорода в озон в нормальных условиях в природе не протекает. Он возможен только при грозовом разряде, когда температура электрической дуги достигает 20000С.
Слайд 5 Посмотрим как же получить озон в лаборатории? (смотрим видеодемонстрацию) Д №9 Получение озона
Прибор для получения озона называется озонатор.
1 - трубка-реактор 2 - электроды 3 - высоковольтный индуктор
|
При пропускании через озонатор кислород из газометра. В сосуде с йодкрахмальным раствором никаких изменений не наблюдается.
Включите индуктор и продолжайте пропускать кислород. Под действием электрических разрядов кислород частично превращается в озон:
3O2 → 2O3
Йодкрахмальный раствор окрашивается в синий цвет, так как озон окисляет ионы йода I до свободного йода I2:
2KI + O3 + H2O → 2KOH + O2 + I2
Слайд 6 Ознакомимся с физическими свойствами озона.
Слайд 7Докажем себе, что кислород и озон – это разные простые вещества, с разными свойствами. Для этого поработаем с информацией о кислороде и озоне. Результаты работы вносим в таблицу для сравнения.
№ | Свойства вещества | Кислород | Озон |
1 | Химическая формула | ||
2 | Молекулярная масса | ||
3 | Плотность | ||
4 | Агрегатное состояние | ||
5 | Цвет | ||
6 | Запах | ||
7 | Растворимость в воде | ||
8 | Температура кипения | ||
9 | Температура плавления | ||
10 | Окислительные свойства | ||
11 | Значение в природе |
Слайд 8 Ознакомимся с химические свойства озона.
- Озон – более химически активнее чем кислород.
- Озон – мощный окислитель, он окисляет все неметаллы и металлы, кроме Au, Pt, Ir
- каучук+О3 =разрушение
- Органические красители легко обесцвечиваются
- Бактерии+О3=обеззараживание
Слайд 9. Подведите итог. Дайте полный ответ, почему небо имеет голубой цвета. Как вы думаете, почему озоновый экран необходим для существования жизни на планете? Почему без него все живое, в том числе и человечество, а этот мы с вами может погибнуть? (Озоновый слой защищает Землю от губительных УФ лучей).
Почему же небо голубое?(Вариант ответа: толстый слой воздуха имеет голубой цвет. Верно! В толстых слоях воздух приобретает голубой цвет, но не только… В 1881г появилось подтверждение, что голубой цвет небу придает озоновый слой в атмосфере Земли)
Я бы очень хотела, чтобы вы задумались над словами, которые звучат в СМИ: озоновая защита Земли под угрозой, над Антарктидой увеличивается озоновая дыра.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда.
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, господа!
Вот сегодня вы придете домой и расскажите родителями: почему небо имеет голубой цвет. А чтобы родители окончательно удивились, выучите ответы на вопросы рефлексии и без запинки расскажите о явлении аллотропии, об аллотропных видоизменениях кислорода, об озоновой защите Земли
Подведем итоги в рейтинговой карточке. Отметьте рефлексию. Поставьте себе оценку за урок.
Домашнее задание: §22-26 повторить, тесты стр. 87 Поиграть в игру «Шифровальное письмо» (приложение 4)
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2. Конспект урока химии, географии, биологии в 8 классе по теме: «Аллотропия. Аллотропные видоизменения атома кислорода (модификации)».
Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия аллотропия, аллотропных видоизменения атома кислорода.Обращаю внимание на то, что цель у детей иная. Перед школьниками стоит цель уз...
Аллотропия кислорода
Презентация подготовлена для проведения урока « Общая характеристика неметаллов » в 9 классе по теме «Неметаллы». Служит для иллюстрации речи учителя....
Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)
В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....
Разработка урока по теме "Кислород как химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в лаборатории"
8 класс. УМК Кузнецовой Н.Е....
Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс.
Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс....
Презентация к уроку "Аллотропия кислорода"
Презентация к уроку "Аллотропия кислорода"...
Конспект урока. Кислород. Аллотропия. Фотосинтез.
На уроке выполняются компетентностно ориентированные задания, нацеленные на формирование функциональной грамотности в области естествознания, т.е. способности обучающихся использовать естественно-науч...