"В гостях у химии"
методическая разработка
Развитию регулятивных УУД способствует использование в учебном процессе заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в подготовке к мероприятию, соблюдения графика подготовки и предоставление материалов, поиска необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы при минимализации контроля со стороны учителя.
Примерами такого задания является подготовка и проведение внеклассного мероприятия для младших школьников «В гостях у Химии» учащимися 11 класса в ходе предметной недели. Подготовка к мероприятию способствовало развитию коммуникативных УУД, умений и навыков получения необходимой информации из разнообразных источников; выступающих как средство развития личности за счет формирования навыков культурного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_himii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В гостях у Химии.
Цель: пробудить интерес к химии у младших школьников, которые ее еще не изучают, и повысить учебную мотивацию у старшеклассников.
Материальное сопровождение:
1.Плакаты – оформление кабинета
2. Реактивы и оборудование далее в разработке в описании каждого опыта.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с новой для вас наукой – химией.
Учась в начальной школе, вы изучаете такой предмет как окружающий мир. Этот предмет знакомит вас с окружающей природой и явлениями. А в старших классах это будут уже отдельные предметы: география, биология, физика, химия. Химию вы начнете изучать только в 8 классе, а сегодня пройдет первое знакомство с миром веществ.
Химия – это волшебная наука, с ее помощью можно творить всевозможные чудеса. Давайте попробуем сделать это вместе. А помогут нам в этом учащиеся 11 класса.
Учитель:
Химия – предмет чудесный,
С ней вы встретитесь везде:
Дома, в школе, в море, в поле,
На воздушном корабле.
Пятно стереть – нужна пятноль,
От моли нужен – антимоль,
От насекомых – карбозоль.
Прическу сохранит нам лак,
Придаст ей блеск и аромат.
«Секунда» - вымоет стекло,
Хрусталь, посуду и окно.
Но и мы с вами можем сами провести некоторые эксперименты – сделаем чудеса своими руками.
Учитель:
Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
О каком веществе идет речь. Правильно, о воде. Сейчас продемонстрируем серию опытов на основе растворов.
Опыт: «Цветная капуста»
Оборудование и реактивы:
3 химических стакана, насыщенные растворы пищевых красителей, листья капусты, помещенные в стаканы накануне.
Листья примут цвет того красителя, в растворе которого помещены черенками.
На основе этого опыта можно объяснить, как происходит питание растений из почвенного раствора. Растения в течении своей жизни впитывают те вещества, которые растворены в почве. Поэтому важно подкармливание растений минеральными добавками.
Опыт: «Цветной взрыв в молоке»
Оборудование и реактивы:
Стеклянная химическая посуда, молоко, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло.
Молоко налить в неглубокую химическую посуду, добавить в молоко по несколько капель крепкого раствора красителей разных цветов. Затем в центр добавить каплю жидкого мыла, разноцветные красители перемешаются.
Действие жидкого мыла за счет его свойств на капельки жидкостей (или жира): молекулы (частички мыла) проникают в центр капелек жира и растаскивают эту каплю в разные стороны. Жир растворяется.
Опыт: «Зубная паста для слона»
Оборудование и реактивы:
Уксусная кислота. сода, жидкое мыло, гуашь, поднос.
Все смешать в химической колбе на подносе. Смесь вспучится и польется через край на поднос.
При смешивание соды и уксусной кислоты, в результате реакции между ними, выделяется углекислый газ, который и вспучивает смесь, а гуашь – для придания цветового эффекта.
Опыт: «Надувание шарика уксусом и содой»
Оборудование и реактивы:
Сода пищевая, уксусная кислота, воронка, бутылочка из-под уксуса.
Необходимо насыпать через воронку в шарик примерно 2 столовые ложки соды пищевой. В бутылочке из-под уксуса - 50 мл уксусной кислоты. Необходимо надеть шарик на бутылочку и незаметно высыпать соду. Шарик надуется газом, выделяющимся при реакции кислоты с содой.
Учитель:
На суку сидит сова
Выдыхает СО2.
О каком веществе идет речь? Правильно, об углекислом газе. Все животные, растения и человек выдыхают углекислый газ. И в этом опыте углекислый газ надул шарик.
Опыт: «Невидимые чернила»
Оборудование и реактивы:
Мензурка, ватные палочки, тетрадный лист, спиртовка, молоко.
Дети пишут на листе бумаги слово ватной палочкой, смоченной в молоке и слегка отжатой. Необходимо лист бумаги нагревать, держа его над горящей спиртовкой достаточно низко, но не допуская возгорания. Буквы проявятся в результате реакции разрушения белка молока под действием нагревания.
Опыт: «Невидимые чернила»
Оборудование и реактивы:
Раствор крахмала, тетрадный лист, ватная палочка, раствор йода.
Дети пишут на листе бумаги слово ватной палочкой, смоченной в растворе крахмала. Необходимо смазать лист сплошь водным раствором йода. Лист бумаги примет синее окрашивание, но буквы выделятся более насыщенным цветом.
Качественная реакция на крахмал. Йод обладает способностью окрашивать крахмал в синий цвет, и, наоборот, чтобы определить, содержится в каком-либо лекарственном средстве йод, необходимо добавить крахмал (раствор).
Опыт: Выращивание кристаллов
Оборудование и реактивы:
Заранее приготовленная фигурка из деревянных палочек, связанных ниткой, стеклянные стаканы, воронка, вода, соль, стеклянная палочка, простой карандаш, бинт, готовые кристаллы соли, сахара, медного купороса.
Учащиеся 11 класса демонстрируют заготовку опыта:
Необходимо подсыпать в воду соль и размешивать до тех пор, пока соль перестанет растворяться. Значит, раствор насыщенный. Далее необходимо перелить солевой раствор в другой стакан через фильтр (кусочек бинта, сложенный несколько раз помещаем на воронку); и привязать ниткой деревянную фигурку к карандашу, затем опустить ее в раствор, таким образом, чтобы фигурка не касалась дна и стенок стакана, а карандаш поместить поперек стакана, чтобы он удерживал фигурку. В течение двух недель вырастет кристалл соли.
Продемонстрировать кристалл соли.
Опыт: «Цветная фотография»
Раствор едкого натра, фенолфталеин, лист бумаги, ватная палочка, пульвезатор.
Заранее сделать рисунок смеющегося человечка раствором щелочи, чтобы подсох. В пульвезатор налить раствор фенолфталеина и сбрызнуть лист бумаги. Рисунок проявится розовым цветом.
Учитель:
Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее.
Мы сегодня открываем наше фотоателье.
Мы готовы приступить к непростой работе:
Моментально получить можем ваше фото.
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно,
Веселее улыбнись. Это – обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто.
Фотографию чуть сбрызнем мы из пульвезатора.
Приложение 7.
Опыт: Золотой гвоздь
Оборудование и реактивы:
Раствор медного купороса, раствор серной кислоты, химический стакан, железный гвоздь. Железный гвоздь поместить в пробирку с раствором медного купороса, подкисленный серной кислотой, для увеличения скорости реакции. За время демонстрации другого опыта железный гвоздь начнет покрываться слоем осаждаемой меди.
Учитель:
Все вода, вода, раствор…
Надоевший разговор.
У меня другие планы –
Разожжем-ка мы пламя.
Опыт: «Несгораемый шарик»
Оборудование и реактивы: 2 шарика, стакан воды, свеча, воронка.
Один шарик надуть, подержать над огнем, продемонстрировать детям, что шарик лопнет. Во второй шарик налить воды, надуть и подержать над свечой. Шарик не лопается, так как холодная вода компенсирует жар огня свечи.
Опыт: «Фараонова змея»
Оборудование и реактивы:
Спиртовка, спички, пинцет, таблетка бисептола.
Необходимо зажечь спиртовку, на сухой спирт пинцетом поместить таблетку бисептола, появившийся серый расплав подхватить пинцетом и вытянуть змейку до 15-20 см.
Углекислый газ, выделяющийся при горении органических веществ, вспучивает продукты горения.
Учитель:
Мы еще не то умеем.
Вот сейчас полезут змеи.
Страшные, кусачие.
От страха не заплачете?
Не боитесь? Ну смотрите.
Не все сразу, подождите.
Чтобы змеек рассмотреть,
Нужно хорошо прогреть.
Спирт горит и выделяет
Очень много теплоты.
Соду жаром разлагает
Он до углекислоты.
Он обугливает сахар –
Вот откуда чернота,
Пузырьками раздувает
Сахар углекислота.
Всем понятно? Ясно тут
Змеи отчего ползут.
Мы знакомы с чудесами,
Их умеем делать сами.
Интересные секреты скрыты в этом кабинете?
Жду вас в следующем году.
Что вы скажете? ПРИДУ.
Приходите, я вас жду.
В ходе мероприятия учитель является ведущим, учащиеся 11 класса демонстрируют опыты, которые следуют по сценарию.
Дети проявили огромный интерес к опытам «Невидимые чернила», каждому ученику была предоставлена возможность использовать «невидимые чернила», а учащиеся 11 класса прочитывали написанные ими слова.
В заключении мероприятия учащиеся 11 класса подарили всем детям их «портреты».
После мероприятия двое учащихся 3-4 классов проявили интерес к выращиванию кристаллов из соли и сахара. Для них учащимися 11 класса был приготовлен подробный план процесса, оказана практическая помощь в приготовлении заготовки для выращивания кристаллов.
Используемые источники информации:
- Алхимик http://www.alhimik.ru/archNov7.html
- Занимательная химия. В.В.Рюмин – 8-ое изд. испр., доп., перераб.:
Центрполиграф; Москва; 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...
«Прием гостей. Правила поведения в гостях».
Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями...
Занимательный урок по химии "В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Занимательный урок можно использовать при проведении недели естествознания для учеников 10 и 11 класса. Можно внести элемент соревнования, выяснив, кто является лучшим химиком школы....
Мастер - класс"В гостях у химии"
Виртуальная экскурсия в мир сказок и чудес...
Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).
Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...
«Прием гостей. Правила поведения в гостях».
Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями; - да...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...