Мастер класс Волшебная химия цвета
учебно-методический материал по химии (11 класс)
Мастер класс Волшебная химия цвета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_volshebnaya_himiya_tsveta.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ СССР А.А.АЛДЫН-ООЛА» ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 1 shkola2_kyzyl@mail.ruтел (факс) 8(394)22 - 3-04-26
Региональный этап
Всероссийского конкурса
«Мой лучший урок»
Подготовила: учитель химии
Балдан Азияна Семис-ооловна
Кызыл-2022
Мастер класс:«Волшебная химия цвета».
Цель: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи:
передавать детям своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических приемов решения поставленной в теме детям проблемы;
рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.
Методы обучения: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.
Методические приемы: эксперимент, наблюдение, сравнение, логическая цепочка по знакам правил техники безопасности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, буклеты.
Информационное обеспечение: видео презентация, выступление.
Вещества для приготовления основы: мука, соль, клей ПВА, вода.
Химические реактивы:оксид железа (III)Fe2O3, дихромат калия K2Cr2O7,борная кислотаH3BO3,перманганат калияКMnO4, хромат калия К2Cr04,малахит (комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2), дихромат аммония (NH4)2Cr2O7, хлорид железа (III) FeCl3, хромат калия K2CrO4, роданид аммония NH4CNS, этиловый спиртC₂H₅OH.
Химические посуды:фарфоровые чашки, фарфоровые ступки с пестиками, асбестовая сетка.
Планируемый результат:развитие профессиональной компетентности.
Посетив мастер-класс участники:
1. Познакомятся с минералами, используемыми в живописи и иконописи в качестве природных пигментов: малахитом, азуритом, охрой, лазуритом и другими минералами.
2. Изучат технологию приготовления акварельных красок и самостоятельно смогут приготовить их. Участники измельчат и перетрут в ступке минералы и реактивы, превратив их в мелкодисперсный порошок. На основе полученных сухих пигментов изготовят краску, смешав их со связующим веществом.
3. Попробуют свои силы в живописи с применением собственноручно приготовленных красок.
Этапы мастер-класса:
- Организационный этап (обучающимся сообщается тема мастер-класса, его цели, задачи). Сообщается о том, что сегодня мы должны выполнить практическую работу по теме «Волшебная химия цвета», но пройдет она немного не обычно. В качестве домашней работы обучающимся было предложено самостоятельно найти и приготовить небольшие сообщении о красках из химических веществ.
- Изучение нового материала. Первым этапом обучающиеся выступают с небольшими сообщениями, которые они самостоятельно нашли в интернете. При выступлении на экран проецируются слайды презентации «О красках из химических веществ». Формируется эстетический образ краски. Проводится физкультминутка. Вторая часть урока отводится на выполнение практической работы.
- Заключительный этап. Подводится итог практической работы. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1.Организационный этап
Приветствие. Обозначение проблемной ситуации.
Учитель:Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Сегодня у нас мастер класс по внеурочной деятельности. Давайте начнем с хорошего настроения!
(Слайд 1) Эпиграфом к нашему мастер классу я взяла слова А.Е.Арбузова: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи и с хорошей музыкой, вряд ли он создаст что-то значительное в своей области».
(Слайд 2). Посмотрите на слайд и подумайте, о чем пойдет речь? (Предположительный ответ: о красках из химических веществ».Да, это действительно так).
(Слайд 3). Тема нашего мастер-класса «Волшебная химия цвета».Не случайно я выбрала эту тему. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается практическая деятельность.
2.Изучение нового материала.
2.1. Выступление учащихся (ребята подготовили сообщении):
(Слайд 4). Радость от восприятия цвета – одно из старейших культурно-эстетических чувств человечества.Сколько помнит мир, люди рисовали всегда. Во все времена люди старались украсить своё жилище. Эта традиция сложилась ещё в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставляли на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из их жизни. Самые первые рисунки первобытных охотников выполнены древнейшим красителем- сажей.Уже З тыс. лет назад нашим предкам были известны мел и охра. Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь. В 5 веке до н.э. к ним добавились свинцовые белила, сурик, глёт.
Первоначально рисунки создавались только с помощью пигментов мелко истолчённых твёрдых окрашенных веществ. Позднее в их состав стали вводить связующие вещества - кровь животных, яичный желток, крахмальный клейстер, масло льняное, оливковое, смолы.
Так получили краски. Благодаря долговечности минеральных красок, до наших дней дошли изображения, возраст которых исчисляется сотнями и тысячами лет.
(Слайд 5). Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах. Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками.
(Слайд 6). В замках, церквях и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир цвета.
(Слайд 7). Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.
(Слайд 8). Пигменты ещё несколько десятилетий назад называли обычно минеральными красками, подчёркивая их происхождение: многие природные пигменты получали измельчением окрашенных материалов. И сейчас поступают порою так же, особенно если надо приготовить яркие, сочные, стойкие краски для живописи. Но гораздо чаще в наши дни используют синтетические пигменты всевозможные оксиды и соли металлов. Если же пигменты имеют органическую природу, то их чаще называют красителями; пожалуй, главная область их применения — изготовление акварельных красок.
Волшебник:Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником?Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски…Сейчас у нас есть все, кроме красок…Не волнуйтесь! Химия нам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок!
– Сейчас мы с вами, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получим акварельные краски.
2.2.Практическая часть
Учитель:Вначале мы приготовим с вами основу, которую будем добавлять во все вещества.
Староста класса:
Инструкция по приготовлению основы.
Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте2ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.
Учитель:Теперь приступайте к изготовлению красок. Для этого вы делитесь на 3 группы и каждой группе предоставляется получить свои цвета.
Карточка для 1 группы.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение черной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного угля, разотрите его пестиком до состояния пудры, добавьте основу и снова разотрите.
- Получение оранжевой краски.
В ступке смешайте в одинаковой пропорции дихромат калия (K2Cr2O7) и борную кислоту (H3BO3). Хорошенько разотрите пестиком, добавьте основу и вновь разотрите.
- Получение малиново-коричневой краски.
Разотрите в ступке марганцовку (КMnO4), добавьте основу и вновь разотрите.
Карточка для 2 группы.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение желтой краски.
В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите жёлтый порошок хромата калия К2Cr04, добавьте связующего вещества и разотрите.
- Получение белой краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного мела и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и снова хорошенько разотрите.
- Получение зеленой краски.
В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит. Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.
Для приготовления искуственного малахита возьмите немного карбоната меди CuCO3, добавьте немного гидроксида натрия (NaOH) и затем немного сульфата меди (II) (CuSO4). Все истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.
Карточка для 3 группы.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение темно-зеленой краски.
Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.
Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.
Проведем опыт «Извержение вулкана» по уравнению реакции:
(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O
Для этого насыпьте на асбестовую сеточку немного дихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), добавьте 2-3 капли спирта и подожгите. После прохождения реакции смесь нужно охладить, хорошо растереть в ступке, добавить основы.
- Получение «Железной» желтой краски.
«Железную» желтую акварельную краску можно получить при помощи соли трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором хромата калия K2CrO4. Мгновенно образуется желтый осадок Fe2(CrO4)3.
2FeCl3 + 3K2CrO4 ═ Fe2(CrO4)3↓ + 6KCl.
Полученное вещество истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.
- Получение красной краски.
В фарфоровой чашечкесмешайте немного хлорида железа (III)- FeCl3 и роданид аммония NH4CNS. Добавьте основу и хорошенько разотрите.
Волшебник:Итак, краски готовы, можно приступать к созданию рисунков. (Ребята нарисуют рисунки)
Учитель:Продемонстрируйте свое творчество другим группам. Молодцы!
3.Заключительный этап.
Создаёт условия для заключительной рефлексии:
-Сегодня на мастер-классе я научилась(ся)…
-Сегодня на мастер-классе я узнал(а)…
-Неожиданностью для меня явилось то, что….
-Сегодня на мастер-классе я понял(а), что..
-Особенно интересным было…
Оценивают свои знания, эмоциональное состояние.
(Слайд 9)
Волшебник:Разукрашу жизнь яркими красками,
И улыбку вам всем подарю,
Пусть реальность красивою сказкою,
Где все счастливы я сотворю!
А попробуй и сам! Получается?
Ну не бойся, палитру бери!
Не волнуйся, они не кончаются,
И смелее! Твори же, твори!
Учитель:Итак, заканчивается наш мастер-класс, на котором вы выступили не только в роли художников, творцов прекрасного, но и в роли мастеров, которые смогли создать краски. Научные знания химической лаборатории соединились с мастерскойхудожника.
Спасибо за мастер-класс! До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация- мастер класс "Волшебное искусство ОРИГАМИ"
Эта презентация расскажет вам об искусстве создания поделок из бумаги ОРИГАМИ...
мастер-класс " Эти летающие цветы"
Мастер-класс по биологии по теме " Насекомые"...
Мастер класс"Волшебный мир песка"
Конспект мастер класса и фотоотчет практического занятия по работе с песком....
Мастер - класс "Волшебный квиллинг"
Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по технике квиллинг. Задачи:1. Ознакомить педагогов с программой кружка «Волшебная мастерская» по теме «Волшебный квиллинг». 2....
Мастер - класс: «Сказочные весенние цветы. Подснежник»
Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по технике квиллинг.Задачи:Ознакомить педагогов с работой кружка «Страна мастеров» по теме «Квиллинг»Образовательные:закреплять и расширя...
Мастер класс: «Волшебная химия цвета».
Цель проведения мастер-класса для педагогов: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмен...
Мастер - класс "Волшебная химия цвета"
Открытый урок в 10-11 классах, с целью обмена опытом....