мастер-класс " Эти летающие цветы"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Мастер-класс по биологии по теме " Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letayushchie_tsvety_urok_izmenenie.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эти « Летающие цветы» - бабочки
Цели:
Образовательная:
- Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отрядов чешуекрылые, показать значение их в природе и жизни человека.
Развивающая:
-развивать умения анализировать, сравнивать, развивать творческие способности, воображение, фантазию;
Воспитательная:
-формирование ценностного отношения учащихся к природе родного края на примере отряда чешуекрылые, воспитывать аккуратность
Оборудование: компьютерная презентация, фланелеграф, макет бабочки.
Музыкальный ряд: Моцарт «Соната № 15».
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о бабочках. Бабочки всегда привлекали внимание людей, это большая группа насекомых, которую можно найти в любой точке мира.(звучит музыка , показ слайда ) Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый.(слайд )
Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции. Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Разные народы связывали бабочек с высшими тайнами : любовь, душа, возрождение.
Поэт А.Майков писал :(слайд )
Долина вся в цветах,
Над этими цветами-
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой!
Легенда:
«Когда-то богиня цветов Флора(слайд ) решила сделать богу Зевсу ( ) подарок: она взяла чистоту раннего утра( 6 ), свежесть горного ручья, ( ) хрустальный блеск утренней росы ( ), красоту и благоухание всех земных растений( )и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел».( ).Так по древнегреческой легенде появились бабочки.
Сегодня мы попробуем выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?
- Вам выдан информационный лист (см приложение), который состоит из рабочей страницы и теста - опросника. В рабочей странице вы пишите тему урока, далее заполняете по ходу урока (когда я вам буду об этом говорить!), домашнее задание выполните дома. С тестом-опросником вы работаете на протяжении всего урока, а в заключение каждый сам выставляет себе оценку. Информационный лист потом вклеите себе в тетрадь.
Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» - бабочки!»
- А теперь ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: к какому царству относятся бабочки? (К царству Животные).
-Давайте попробуем ответить на первый вопрос теста - опросника: какой характерный признак отличает большинство животных от растений? Справиться с выполнением этого задания вам помогут стихи , которое я вам прочитаю:
Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные - они везде встречаются,
Но по особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,(слайд )
Ее снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одежки нет,
Нет также хлоропластов-вот, в чем ее секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения живут, пока растут,
Их рост неограниченным ученые зовут.
А рост животных ограничен, сокращен значительно-
Рост до определенного периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали,-
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть еще другие.
Ответ занесите в свой информационный лист.
-Ребята! Скажите, пожалуйста, а к какому типу и классу животных относятся бабочки? (Тип Членистоногие, класс Насекомые).А какими признаками обладают представители данного типа?
На 2,3,4-й вопросы теста вам помогут ответить следующие стихи:
У всех членистоногих, скажу без промедления,( )
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерные особенности многих животных,
Относящихся к типу Членистоногих.( работаем с фланелеграфом)
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит их трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от груди, внимательнее посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от груди,
Вот что еще хотела бы сказать я в заключение-
Дыхание - трахейное, развитие-с превращением.
Ответы занесите в информационные листы.
-Теперь в разделе рабочая страница информационного листа давайте с вами вместе запишем краткую классификацию бабочек:(слайд)
Царство: Животные
Тип: Членистоногие
Класс: Насекомые
Отряд: Бабочки, или Чешуекрылые
- Бабочек известно около 150000 видов. Какие же общие признаки характерны для всего отряда бабочек?
1.Наличие чешуек на их крыльях и на всем их теле ,отсюда название( слайд 15 ).Чешуйки - это и есть самое главное в их наряде - та самая «пыльца», которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» природы. Чешуйки бывают разные по форме, и все они – видоизмененные волоски.
2. Признак, характерный для всех бабочек - сосущий ротовой аппарат, в покое спирально завитой, длинный, трубчатый хоботок. Во время приема бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар.
Теперь после моего небольшого рассказа, попробуйте ответить на 5,6,7 вопросы теста.
А теперь я вам предлагаю из разных строчек составить стихотворение, и рассказать.
Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!
- Ну, а теперь, дорогие друзья, ответьте на последний вопрос нашего теста: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!
На доске таблица с правильными ответами к тесту, проверьте себя и подсчитайте баллы.
Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют себе оценку за урок по схеме:
8 баллов – «5»; 7-6 баллов – «4»
Домашнее задание записано у вас на рабочей странице. Ознакомьтесь, пожалуйста.
Заключение.
Бабочки олицетворяют мечты. Кому не хочется быть красивым, свободным, окрыленным счастьем. Они как бы дают нам понять : жизнь быстротечна - зачем тратить ее на уныние? Принимайте каждый день как подарок , радуйтесь и дарите радость другим. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому еще раз напоминаю: научись любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это важное дело человека на Земле. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!!! Я благодарю вас ребята за активную работу, в память о нашем уроке дарю вам закладки с изображением бабочек. ( Звучит музыка)
Информационный лист
1.Рабочая страница
Тема урока:_____________________________________________________________
Классификация отрядов насекомых:
Царство__________________________________
Тип ______________________________________
Класс ____________________________________
Отряд ____________________________________
Основные признаки отряда:
1)_________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________
Домашнее задание: научись любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это важное дело человека на Земле.
2. Тест – опросник. ( На каждый вопрос найдите правильный ответ и запишите его буквенное обозначение в таблицу.)
- Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?
А. Наличие размножения.
Б. Ограниченный рост.
В. Способность к фотосинтезу.
- Какой общий признак характеризует тип Членистоногие?
А. членистые конечности.
Б. мешковидное тело.
В. две пары усиков.
3. У большинства насекомых:
А. три пары ног.
Б. четыре пары ног
В. пять и более пар ног.
4. К насекомым относится
А. тарантул.
Б. беззубка.
В. комар.
5. Характерный признак отряда Бабочки:
А. Передние крылья превращены в твердые надкрылья.
Б. Крылья покрыты чешуйками.
В. Задние крылья превращены в жужжальца.
6. Как расположены чешуйки на крыльях бабочки?
А. Отдельными скоплениями.
Б. Черепицеобразно налегают друг на друга.
В. Беспорядочно.
7. Суперспособность, характерная для всех бабочек без исключения:
А. Шесть ног.
Б. Крылья покрыты чешуйками.
В. Тело покрыто чешуйками.
8. В чем, по вашему мнению, заключается сходство бабочек с цветами?
А. Бабочки и цветы имеют одинаковое строение.
Б. Бабочки и цветы являются украшением нашей природы.
В. Бабочки и цветы одинаково размножаются.
Таблица ответов
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Буква правильного ответа | ||||||||
Баллы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по батику "Сливовый цвет" по мотивам японской живописи педагога дополнительного образования Чуяновой Ирины
Данный материал готов для преподавания техники свободной росписи батика и внеурочной деятельности по ИЗО....
Мастер-класс Чудеса акварельки" "Симфония цветов"
Кейс дидактического и методического материала по художественно-эстетическому направлению...
Мастер-класс на тему: "Райские цветы"
Вам потребуется • Основной материал • Шерсть белого цвета • Шерсть разных цветов ...
мастер - класс "Экспресс-метод вырезания цветов"
Описание экспресс - метода вырезания цветов для педагогов дополнительного образования....
Презентация мастер-класса по живописи "Зимние цветы"
Данная работа предназначена для проведения мастер-классов, уроков в художественных объединениях, открытых уроков с привлечением родителей.Определенная последовательность выполнения шагов позволит созд...
Мастер-класс "Панно кролик с цветами"
Мастер-класс расчитан на педагогов дополнительного образования и детей 8-10 лет....
Мастер-класс по изготовлению гигантских цветов
Мастер класс для обучающихся 7-15лет...