Мастер - класс "Волшебная химия цвета"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Открытый урок в 10-11 классах, с целью обмена опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок "Волшебная химия цвета" | 104.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА РЕВЯКИНА
Р.П.САМОЙЛОВКА САМОЙЛОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Мастер класс:
«Волшебная химия цвета».
Подготовил учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ №2 им. В.Д.Ревякина
р.п.Самойловка»
Камышанская
Валентина Васильевна
Самойловка 2020
Мастер класс: «Волшебная химия цвета».
Цель проведения мастер-класса для педагогов: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса для педагогов:
передавать педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических приемов решения поставленной в теме педагога-мастера проблемы;
рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.
Методы и приемы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, химические реактивы.
Посетив мастер-класс учасники:
1. Познакомятся с минералами, используемыми в живописи и иконописи в качестве природных пигментов: малахитом, азуритом, охрой, лазуритом и другими минералами.
2. Изучат технологию приготовления акварельных красок и самостоятельно смогут приготовить их. Участники измельчат и перетрут в ступке минералы и реактивы, превратив их в мелкодисперсный порошок. На основе полученных сухих пигментов изготовят краску, смешав их со связующим веществом.
3. Попробуют свои силы в живописи с применением собственноручно приготовленных красок.
Ход мастер-класса:
Слайд 1 заставка
Здравствуйте ребята, гости! Сегодня мы проведем необычный урок химии. Химия – самая необычная и интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес. Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в музей живописи (слайд 2)
Вопрос: какая связь между экскурсией и уроком химии? Чтобы написать картину не обойтись без ….
Ученики: краски (слайд 3)
Учитель: ни одна картина не обходится без красок. Разные краски!
Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.
И.В. Гете
1.Обозначение проблемной ситуации:
(Слайд 4). Тема нашего мастер-класса «Волшебная химия цвета». Не случайно я выбрали эту тему. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала считается практическая деятельность. Как вы думаете, а чем же мы будем заниматься?
Посетив мастер-класс участники: (слайд 5)
1. Познакомятся с минералами, используемыми в живописи и иконописи в качестве природных пигментов: малахитом, азуритом, охрой, лазуритом и другими минералами.
2. Изучат технологию приготовления акварельных красок и самостоятельно смогут приготовить их.
3. Попробуют свои силы в живописи с применением собственноручно приготовленных красок
2. Рефлексия.
(Слайд 6). Радость от восприятия цвета – одно из старейших культурно-эстетических чувств человечества. Сколько помнит мир, люди рисовали всегда. Во все времена люди старались украсить своё жилище. Эта традиция сложилась ещё в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставляли на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из их жизни. Самые первые рисунки первобытных охотников выполнены древнейшим красителем- сажей.
А между тем, это единственный пигмент в живописи, представляющий собой элементное вещество, всё это раньше использовали живописцы и сейчас используют, но с химической точки зрения все они по чистоте своего состава являются как бы недоразвитыми формами элементарного углерода. Высшей стадией можно сказать становится газовая сажа. Чистый углерод - углерод, который сам по себе может быть художественным пигментом.
Слайд 7 - 8
Уже З тыс. лет назад нашим предкам были известны мел и охра. Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, слайд 9-10
лазурит, слайд 11
Помимо применения в строительстве, лазурит долгое время использовали художники Востока и Запада, как красочный материал. Из минерала растёртого в порошок изготавливали ультрамарин – яркую синюю краску на смоляной или водной основе.
Киноварь слайд 12 киноварь – природный ртутьсодержащий минерал вкрапления как капли крови неорганический пигмент из которого получили оттенок красного цвета.
В 5 веке до н.э. к ним добавились свинцовые белила, сурик.
Слайд 13 (Показать коллекцию минералов)
Первоначально рисунки создавались только с помощью пигментов мелко истолчённых твёрдых окрашенных веществ. Позднее в их состав стали вводить связующие вещества - кровь животных, яичный желток, крахмальный клейстер, масло льняное, оливковое, смолы.
Слайд 14. Так получили краски. Благодаря долговечности минеральных красок, до наших дней дошли изображения, возраст которых исчисляется сотнями и тысячами лет.
(Слайд 15). Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах. Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками.
(Слайд 16). В замках, церквях и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир цвета.
(Слайд 17-18). Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.
(Слайд 19 - 21). Пигменты ещё несколько десятилетий назад называли обычно минеральными красками, подчёркивая их происхождение: многие природные пигменты получали измельчением окрашенных материалов. И сейчас поступают порою так же, особенно если надо приготовить яркие, сочные, стойкие краски для живописи. Но гораздо чаще в наши дни используют синтетические пигменты всевозможные оксиды и соли металлов. Если же пигменты имеют органическую природу, то их чаще называют красителями; пожалуй, главная область их применения — изготовление акварельных красок.
Слайд 22.школьная лаборатория.
Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником? Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски… Сейчас у нас есть все, кроме красок… Не волнуйтесь! Химия вам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок!
ФИЗМИНУТКА
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
– Сейчас мы с вами, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получим акварельные краски в нашей школьной лаборатории.
Слайд 23. Правила ТБ.
«Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,
Соблюдайте, дети, правила безопасности»
Вначале мы приготовим с вами основу, которую будем добавлять во все вещества.
- Практическая часть слайд (слайд 24)
Слайд 25-26. Инструкция по приготовлению основы.
Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте 2 ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.
Слайд 27. Теперь приступайте к изготовлению красок. Для этого вы делитесь на 3 группы и каждой группе предоставляется получить свои цвета.
Карточка для 1 группы.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение черной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного угля, разотрите его пестиком до состояния пудры, добавьте основу и снова разотрите.
- Получение оранжевой краски.
В ступке смешайте в одинаковой пропорции дихромат калия (K2Cr2O7) и борную кислоту (H3BO3). Хорошенько разотрите пестиком, добавьте основу и вновь разотрите.
- Получение малиново-коричневой краски.
Разотрите в ступке марганцовку (КMnO4), добавьте основу и вновь разотрите.
Карточка для 2 группы.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение желтой краски.
В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите жёлтый порошок хромата калия К2Cr04, добавьте связующего вещества и разотрите.
- Получение зеленой краски.
В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит. Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.
Для приготовления искуственного малахита возьмите немного карбоната меди CuCO3, добавьте немного гидроксида натрия (NaOH) и затем немного сульфата меди (II) (CuSO4). Все истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.
Карточка для 3 группы.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение темно-зеленой краски.
Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3 волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.
Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.
Проведем опыт «Извержение вулкана» по уравнению реакции:
(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O
Для этого насыпьте на асбестовую сеточку немного дихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), добавьте 2-3 капли спирта и подожгите. После прохождения реакции смесь нужно охладить, хорошо растереть в ступке, добавить основы.
- Получение красной краски.
В фарфоровой чашечке смешайте немного хлорида железа (III)- FeCL3 и роданид аммония NH4CNS. Добавьте основу и хорошенько разотрите.
Итак, краски готовы, можно приступать к созданию картин (рисунков).
(Слайд 28)
Разукрашу жизнь яркими красками,
И улыбку вам всем подарю,
Пусть реальность красивою сказкою,
Где все счастливы я сотворю!
А попробуй и сам! Получается?
Ну не бойся, палитру бери!
Не волнуйся, они не кончаются,
И смелее! Твори же, твори!
Подведение итогов работы – рефлексия:
- Что вы узнали нового из занятия?
- Можно ли приготовить краски в домашних условиях?
- Пригодятся ли полученные знания в вашей повседневной жизни?
- Понравилось ли вам мероприятие?
Продемонстрируйте свое творчество другим группам. Молодцы!
Вот так быстро и незаметно пролетело время нашего занятия, на котором вы выступили не только в роли художников, творцов прекрасного, но и в роли мастеров, которые смогли создать краски. Научные знания химической лаборатории соединились с мастерской художника.
Страна “Химия” бесконечна. Исследуйте её, и вы найдете в ней массу интересного и познавательного.
Спасибо за активное участие! (слайд 29)
Карточка для 1 группы.
Инструкция по приготовлению основы.
Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте 2 ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.
Теперь приступайте к изготовлению красок.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение черной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного угля, разотрите его пестиком до состояния пудры, добавьте основу и снова разотрите.
- Получение оранжевой краски.
В ступке смешайте в одинаковой пропорции дихромат калия (K2Cr2O7) и борную кислоту (H3BO3). Хорошенько разотрите пестиком, добавьте основу и вновь разотрите.
- Получение малиново-коричневой краски.
Разотрите в ступке марганцовку (КMnO4), добавьте основу и вновь разотрите.
Карточка для 2 группы.
Инструкция по приготовлению основы.
Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте 2 ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.
Теперь приступайте к изготовлению красок.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение желтой краски.
В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите жёлтый порошок хромата калия К2Cr04, добавьте связующего вещества и разотрите.
- Получение зеленой краски.
В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит. Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.
Для приготовления искуственного малахита возьмите немного карбоната меди CuCO3, добавьте немного гидроксида натрия (NaOH) и затем немного сульфата меди (II) (CuSO4). Все истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.
Карточка для 3 группы.
Инструкция по приготовлению основы.
Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте 2 ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.
Теперь приступайте к изготовлению красок.
- Получение коричнево-красной краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.
- Получение темно-зеленой краски.
Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3 волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.
Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.
Проведем опыт «Извержение вулкана» по уравнению реакции:
(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O
Для этого насыпьте на асбестовую сеточку немного дихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), добавьте 2-3 капли спирта и подожгите. После прохождения реакции смесь нужно охладить, хорошо растереть в ступке, добавить основы.
- Получение красной краски.
В фарфоровой чашечке смешайте немного хлорида железа (III)- FeCL3 и роданид аммония NH4CNS. Добавьте основу и хорошенько разотрите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс.Изготовления цветов
1.Легкий способ сделать цветок из атласной ленты2.Мастер-класс: Открытки с цветами из ниток своими руками3.Мастер-класс: Круг для изготовления цветов из ниток4.Мастер-класс: Венок из роз в форме...
Творческий мастер - класс "Королева цветов"
Мастер — класс «Королева цветов». Панно из искусственной кожи. ДЛЯ РАБОТЫ ПОТРЕБУЕТСЯ:• обрезки разноцветной кожи, мебельной ткани,• клей «Момент» или клеевой пистолет (для скле...
Мастер-класс "Изготовления цветов из лент – канзаши"
"Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая,они цветут, сердца обогревая,как маленькие, тёплые костры."(К. Жане)...
Мастер-класс "Изготовление цветов из ткани"
Современная промышленность выпускает множество видов тканей различных оттенков. В каждом доме скапливается большое количество обрезков ткани. Из них можно изготовить всевозможные поделки. В данном мас...
Мастер-класс изготовления цветов из лент "Сказочные цветы"
Волшебный мир цветов. Пошаговый инструктаж и способ изготовления гвоздики из лент....
Мастер класс: «Волшебная химия цвета».
Цель проведения мастер-класса для педагогов: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмен...
Мастер класс Волшебная химия цвета
Мастер класс Волшебная химия цвета...