"Химия - страна чудес!"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Усанкина Наталья Алексеевна

Занимательный характер любого учебного процесса делает его легким и привлекательным для обучающихся. В игровой форме ученики выполнили качественые реакции на органические вещества, повторили темы "Строение атома", "Периодическая система", "Металлы", ознакомились с биографией великих ученых-химиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_-_strana_chudes.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Большие Озёрки

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ХИМИЯ – СТРАНА ЧУДЕС!»

Интеллектуальный марафон

Автор:

Усанкина Наталья Алексеевна

учитель химии

МБОУ СОШ с. Большие Озерки

Адрес ОУ:

412632, Саратовская обл.

Балтайский р-он

с. Б-Озерки,

ул. Пионерская, д.8

2017-2018 уч.год

Химия – страна чудес!

Цель:   осуществление трудового, нравственного, эстетического воспитания учащихся, развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний учащихся по темам: «Строение атома», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Развивающие: создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: показать значимость химических реакций в жизни, способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Оборудование:

1. Оформление зала:

плакат со стихотворением Ст.Щипачева, плакат для конкурса «Своя игра» с карточками-заданиями, зафиксированными булавками, 2 одинаковых плаката с заданиями к конкурсу «Химический лабиринт»

2. реактивы и оборудование для проведения опытов: органические вещества (молоко, мясной бульон, бензин, подсолнечное масло, крахмал, уксусная кислота, формалин, этиловый спирт, керосин, нашатырный спирт, таблетка бисептола); неорганические вещества (раствор перманганата калия, раствор соды технической прокипяченный,  раствор мела, раствор медного купороса, раствор йода; пробирки, спиртовка, щипцы, палочки с ватой, портреты ученых, ящик с вопросами к конкурсу «Разминка», кристаллы соли и сахара

3. призы для победителей

             

Вед.1:

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Есть просто газ – легчайший водород,

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Ст. Щипачев

Вступительное слово учителя:

Уважаемые учителя, дорогие ребята!

Вы присутствуете на интеллектуальном марафоне: «Химия – страна чудес!».  Марафон будет проходить в виде путешествия-соревнования двух команд, во время которого командам предстоит преодолевать различные препятствия.

В ходе марафона ребята продемонстрируют  интерес к предмету химия,

культуру коллективной работы, связь химии с другими науками и имеющиеся у них знания по предмету.

Учитывать быстроту и правильность  выполнения заданий, артистизм в ответах  поможет жюри: в конкурсах вопрос-ответ максимальная оценка – 1 балл, в заданиях, с несколькими соревновательными позициями (быстрота и наличие (отсутствие) ошибок), максимальная  оценка – 3 балла.  

Вед 1: Здравствуйте, уважаемые учителя, ребята!

Сегодня вас ожидает увлекательное путешествие по стране Химия. 

Вед.2: Приглашаем команды на сцену!

(На сцену выходят команды участников соревнования)

Вед.1: Необходимо познакомиться!

(Представления команд).

Представление 1 команды:

Капитан:

- Наша команда: «Формула успеха»

- Наш девиз:

«Орешек знаний тверд,

Но все же мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Простой девиз: «Хотим все знать!»

Представление 2 команды:

Капитан:

- Наша команда: «Карбонаты»

- Наш девиз: « Как молекулы едины, будем мы непобедимы».

Вед.2: Знакомство состоялось.

Вед.1: Команды отправляются в путешествие. Конкурс «Разминка», максимальная оценка – 1 балл. В ящике - вопросы, капитаны команд достают из ящика листочки с вопросами, команды отвечают.

Вопросы:

1) О каком металле идет речь: древние называли его «камнем неба». Изделия из него ценились дороже золота. Химически чистый металл присутствует в метеоритах, не корродирует.

Ответ: Железо

2) Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленного из этого металла, или просто в контакте с изделием, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микробы и бактерии. Такая вода долго не портится и не «зацветает». О каком металле идет речь?

Ответ: серебро.

3) Вы – пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везет слитки самого распространенного металла в природе. Сколько лет пилоту? О каком металле идет речь? Ответ: Алюминий

4) Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар с речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Ответ: 1) магнитом; 2) растворить в воде смесь, при этом сахар раствориться, а песок – нет, профильтровать, песок останется в фильтре, раствор с сахаром кипятить до тех пор, пока вся вода не выпариться и сахар останется в посуде.

5) Его изобрели, как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни он стало чуть ли не главным мусором планеты.

Ответ: Целлофан

6) По приказу Наполеона для солдат было разработано фундаментальное средство с тройным эффектом: лечения, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это средство получило звание «Гран-При». Под каким названием оно выпускается у нас в стране?

Ответ: Тройной одеколон

7) В начале 20 века сорвалась научно-исследовательская экспедиция на Южный полюс из-за того, что металлические пробки в бочках с горючим при температуре ниже  +14,6 градусов Цельсия превратились в порошок и горючее вылилось. О каком металле идет речь?

Ответ: Олово

8) Какое вещество в старые времена высоко ценилось и в некоторых странах использовалось взамен денег. У большинства народов служило символом постоянства, нерушимой дружбы и гостеприимства.

Ответ: Поваренная соль

Вед.2: Следующее испытание, конкурс: «Химия и русский язык». Вопросы задаются адресно каждой команде, если у команды нет ответа, ответ может дать 2 команда, зарабатывая дополнительный балл, максимальная оценка – 1 балл. 1-ый этап конкурса.

Вед.1: Вопрос команде «Формула успеха»:

Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

1. Не все то аурум, что блестит.

(Не все, то золото, что блестит)

Вед.2: Вопрос команде «Карбонаты»

2. Белый, как карбонат кальция

(Белый, как мел)

Вед.1: Феррумный характер

(Железный характер)

Вед.2: Слово - аргентум, молчание – аурум

(Слово - серебро, молчание – золото)

Вед.1: За купрумный грош удавится

(За медный грош удавится)

Вед.2: Много аш-два-о утекло

(Много воды утекло)

Вед.1: Куй феррум, пока горячо

(Куй железо, пока горячо)

Вед.2: Прошел огонь, аш-два-о и купрумные трубы

(Прошел огонь, воду и медные трубы)

Вед.1: У Лукоморья дуб зеленый

Аурумная цепь на дубе том

(У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том)

Вед.2: Время дороже аурум

(Время дороже золота)

Вед.1: Чтобы человека узнать, надо с ним пуд натрий хлора съесть

(Чтобы человека узнать, надо с ним пуд соли съесть)

Вед.2: Как страус, прячет голову в оксид кремния

(Прячет голову в песок)

Вед.1: 2-й этап конкурса: «Химия и русский язык»

Придумать как можно больше красочных эпитетов с помощью прилагательных, получившихся от названий химических элементов, например: железные мускулы, свинцовое лицо - кто больше придумает, мах оценка – 1 балл.

(Серебряная свадьба, золотая свадьба, золотой характер, золотой человек, платиновая свадьба, золотое сердце, оловянный лоб, железный человек, железный кулак, железный характер, железные нервы и т.д.)

Вед.2: Уважаемые жюри, подведите итоги.

Вед.1: Путешествие по стране Химия продолжается

Вед.2: Это удивительная страна, но чтобы не заблудиться в ней, надо знать и географические названия. Конкурс: «Химия и география». Задания одновременно звучат для команд, оцениваются быстрота, полнота и правильность ответа, максимальная оценка – 3 балла. Приготовились!

Вед.1: Какие элементы названы в честь стран?

(Германий, франций, полоний, рутений, галлий)

Вед.2: Название какого элемента связано с названием полуострова?

(Скандий)

Вед.1: Название какого элемента произошло от названия острова?

(Купрум – Кипр)

Вед.1: Название какого элемента произошло от названия планеты?

(Уран)

Вед.2: Название каких элементов произошло от названий материков?

(Европий, америций)

Вед.1: Молодцы, ребята! Жюри подводит итоги.

Вед.2: Следующий конкурс-пантомима требует участия самых артистичных представителей от каждой команды, которые должны жестами и мимикой помочь зрителям угадать признаки химических реакций  – максимальная оценка 3 балла.

(Участники от команд при помощи пантомимы изображают  признаки химических реакций (выделение газа, образование осадка, выделение света, выделение тепла, изменение цвета, образование воды), зрители должны угадать, что изображают участники).

Вед.1: В каждой науке есть выдающиеся ученые, без чьих открытий немыслима современная жизнь. Команды, будьте готовы узнать их по краткой характеристике и интересным фактам из их жизни, о которых сообщит учитель, и правильно подписать портреты. Конкурс «Ба! Знакомые все лица!». Максимальная оценка-1 балл.

(Командам раздаются портреты великих ученых-химиков: Ломоносова, Бутлерова, Менделеева, Авогадро).

Учитель:  Этому ученому приснилась Периодическая система химических элементов. Он говорил об этом факте: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, записал на клочке бумаги и заснул снова. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка». О каком ученом говорится, найдите его портрет, запишите его фамилию на листе с изображением.

Ответ: Д.И.Менделеев

Учитель: Этот ученый родился в Архангельской области и в возрасте 19 лет ушел из дома с обозом в Москву, чтобы поступить в Академию наук. Шел 3 недели, прежде, чем добрался до цели, подделал документы, выдав себя за дворянского сына, крестьян туда не брали. Выучил 12 языков. Открыл первую в России химическую лабораторию, писал стихи. За хвалебную оду в честь Императрицы, Елизавета Петровна назначила ему награду – 2 тыс. рублей. Вся сумма поместилась в двух телегах.

Пушкин сказал о нем: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом». Вам предстоит назвать фамилию этого ученого и указать его портрет.

Ответ: М.В. Ломоносов

Учитель: Этот человек – великий русский химик и ученый–пчеловод. Создатель теории химического строения органических веществ, первым объяснил явление изомерии.

Ответ: А.М. Бутлеров

Учитель: Итальянский химик и физик, установил один из газовых законов, названных его именем. Согласно этому закону, в одинаковых объемах газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. Его именем названа универсальная постоянная, отражающее число молекул в одинаковых объемах любых газов. Напишите его фамилию на его портрете.

Ответ: А. Авогадро

Вед.2: Следующее приключение для команд – конкурс под названием «Химия вокруг нас». 1 этап конкурса: Определите несколько веществ, изучаемых на уроках химии по запаху и цвету.

1 команда:

Уксусная кислота, бензин, формалин, перманганат калия

2 команда:

Этиловый спирт, керосин, нашатырный спирт, медный купорос

Команды угадывают по запаху первые три из предложенных веществ и по цвету последние вещества.

Вед.1: 2 этап конкурса «Химия вокруг нас»

1 команда:  В пробирке 2 бульона: мясной и овощной. Определите, в какой пробирке, какой бульон.

Растворы налить в пробирки примерно наполовину. Затем прибавить немного раствора щелочи – едкого натра или стиральной соды, предварительно прокипяченной и остуженной.  Добавить раствор медного купороса. Если в испытуемом отваре действительно есть белок, то окраска изменится на фиолетовую. Биуретова реакция.

2 команда: В пробирках свежее молоко и раствор мела. Определите: в какой пробирке молоко, в какой – мел.  

Белок денатурируется (свертывается) не только при нагревании.

Необходимо добавить в каждую пробирку 1-2 капли уксусной кислоты. Молоко тут же скиснет, образуются белые хлопья. Это сворачивается молочный белок. В пробирке с мелом начнется выделение углекислого газа.

1 команда: В двух пробирках мука и мел. Определите: в какой пробирке – мука, в какой – мел.

Добавить в каждую пробирку очень слабый раствор йода (аптечный йод разбавим водой). В присутствии йода крахмал синеет. Качественная реакция на обнаружение крахмала.

2 команда: В двух пробирках находятся бензин и подсолнечное масло, определите в какой пробирке бензин, в какой – подсолнечное масло не по запаху.

Оба вещества относятся к углеводородам. Раствор перманганата калия обесцветится в пробирке с подсолнечным маслом из-за непредельного характера углеводорода.

Учитель: для зрителей – учеников средних классов следует серия  демонстрационных зрелищных опытов

На спиртовку с сухим спиртом необходимо поместить 1-2 таблетки бисептола и поджечь спирт. Таблетки должны полностью сгореть. Из пламени выползают змеи серого блестящего цвета, если подхватить осторожно пинцетом, то можно вытянуть из таблеток змею длиной 15-20 см.

2 команда: Опыт «Шпионские чернила». 

Необходимо представить приготовленный заранее насыщенный раствор соды и палочку обмотанную ватой. Зритель пишет на листе бумаги любое слово ватой отжатой от влаги. Представитель команды, нагревает над спиртовкой лист бумаги, держа достаточно высоко, чтобы бумага не воспламенилась, читает надпись, так как она выделяется коричневым  цветом.

1 команда: Опыт «Шпионские чернила»

Раствором отваренного риса необходимо написать слово на листе бумаги. Лист смазывают  слабым водным раствором йода. Смазанная часть бумаги меняет цвет на синий, но буквы выделяются более насыщенным цветом.

2 команда: Опыт «Шпионские чернила»

Зритель пишет на листе бумаги  любое слово, палочкой с ватой, смоченное молоком. Участник команды нагревает над спиртовкой лист бумаги, надпись проявляется, цвет коричневый.

1 команда: кристалл соли выращенный заранее.

Необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли, нагревая его, но не доводя  до кипения.  Когда соль перестает растворяться, необходимо пропустить раствор через фильтр, и поместить в него симметричную фигурку, закрепленную ниткой к карандашу, который поместить на банку с раствором. Фигурка не должна касаться стенок и дна банки.

Необходимо оставить раствор остывать естественным путем, через день лишняя соль из охлажденного раствора оседает на фигурку в виде кристаллов. Периодически  (еженедельно) фигурку необходимо помещать в новый перенасыщенный раствор, чтобы кристалл рос быстрее.

2 команда: кристалл сахара

Вед.2: Жюри объявляет итоги конкурса и общий счет.

Вед.2: Конкурс «Своя игра»: Участникам команд  на импровизированном экране необходимо выбрать категорию и сложность вопроса, учитель зачитает вам вопрос, который вы выбрали.

Категория - Определение:

Сложность 1б:

Наука о веществах и превращениях (Химия)

Химическое явление – другое название (Реакция)

2б:

Определенный вид атомов (Химический элемент) 

Реакция, идущая с выделением тепла (Экзотермическая)

3б:

Признаки, по которым вещества сходны или различны (Свойства)

Сложные вещества – это …  (Вещества состоящие из двух и более видов атомов ХЭ)

Категория - Физические свойства:

Сложность 1б:

Жидкий металл (Ртуть)

Смесь двух и более металлов (Сплав)

2б:

Самое твердое природное вещество (Алмаз)

Чему равна масса 1 кг кальция (1 кг)

3б:

Чем пахнет после грозы? (Озон)

Какой металл используют в лампах накаливания? (Вольфрам)

Категория – Химические свойства:

1б:

Ржавление металла – это (Коррозия)

Самая распространенная реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света (Горение)

2б:

Название трех индикаторов (Фенолфталеин, метил оранжевый, лакмус)

Вещества, ускоряющие протекание химической реакции? (Катализаторы)

3б:

Металл, незаменимый компонент гемоглобина? (Железо)

Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

Категория - Строение атома:

1б:

Положительно заряженная частица ядра. (Протон)

Вращается вокруг ядра. (Электрон)

2б:

Состав ядра (Протон, нейтрон)

Чьей массой пренебрегаем (Электрон)

3б:

Общее название частиц, в составе ядра (Нуклоны)

Алмаз, графит, сажа – общее (Состоят из атома углерода С)

Категория ПС:

1б:

Название элементов на букву М (Магний, марганец, медь, менделевий, молибден, мышьяк)

Металл, вызывающий «золотую лихорадку» (Золото)

2б:

Сколько элементов-неметаллов в ПС? (22) 

«Ленивые» газы. (Неон, Аргон)

3б: 

Родной брат алмаза. (Графит)

Какой элемент является лесом? (Бор)

Вед.1: Последнее  испытание, которое приведет участников к финишу – это «Химический лабиринт» по теме: «Периодический Закон и Периодическая система химических элементов».

Вед.2: Знание этой фундаментальной темы поможет участникам выбраться из лабиринта. Задание подготовлено на стендах, участникам необходимо выбрать и карандашами отметить самый краткий и правильный  путь  к финишу.

Участники команд простыми карандашами отмечают на плакатах путь к финишу. Жюри подводит итоги, учитель оценивает последний конкурс, сообщает  результаты членам жюри.

Вед.2: По итоговым результатам конкурсов присуждаются призовые места!

Объявляются победители, вручаются грамоты победителям интеллектуального марафона.

Заключение:

Особого интереса зрителей  удостоились демонстрационный опыт «Фараонова змея» и серия опытов «Шпионские чернила».  Конкурс «Химия вокруг нас», в ходе которого учащиеся старших классов провели качественные реакции на обнаружение белков и углеводов в пищевых продуктах, и на предельный характер углеводородов  имеет значение в формировании кругозора учащихся, которым еще предстоит изучение данных тем. Участники – обладатели актерского мастерства, нашли широкое применение своим способностям в конкурсе-пантомиме.  Команды продемонстрировали культуру коллективной игры и индивидуальные способности.

Источники информации:

1.  Габриелян О.С. Химия. 10  класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009.

2. Настольная книга учителя. Химия 8 класс – О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.

3. Занимательная химия. Рюмин В.В. Жанр: Химия и наука. Год издания: 2012 Серия: Азбука науки для юных гениев. Издательство: Центрполиграф

4.. М.П. Шаскольская. Книга о кристаллах М., 1978 г.

5. интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес!" для 4-6 классов

Представляет собой первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами. Такая форма проведения способствует пробуждению познавательного интереса к нау...

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - страна чудес"

Это мероприятие предназначено для учащихся 4-6  классов для развития раннего интереса к предмету химия...

КВН по химии "Химия- наука чудес и превращений" для 11 класса

Цель:  подготовка учащихся к ЕГЭ по химии посредством игровой  деятельности (КВН).Задачи:Повторение и обобщение знаний по пройденному материалу;Формирование  личностных качеств: мышлени...

Конспект внеурочного занятия "Химия - страна чудес"

На протяжении долгих веков развития  химической науки , она была связана с попытками человека приоткрыть завесу тайн различных превращений веществ , их свойства и строения.Химическое искусство во...

Программа деятельности театральной студии "Страна чудес" "Лето в стране чудес"

В летний период продолжается образовательно-воспитательная работа с воспитанниками всех групп театральной студии «Страна чудес». Целью этой работы, как и  во время учебного года, явля...