отрытый урок "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)
открытый урок для участия в конкурсе педагогического мастерства "Учитель года 2022".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_tipy_himicheskih_reaktsiy.docx | 61.64 КБ |
tipy_him_reaktsiy.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Технологическая карта урока химии по ФГОС»
Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.
Раздел программы: Первоначальные химические понятия
Тема урока:Типы химических реакций
Класс: 8
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Типы химических реакций»
Цель: способствовать усвоению обучающимися знаний о типах химических реакций и умений их определять.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать практические умения по проведению эксперимента.
- Систематизировать классификацию типов химических реакций по числу исходных и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена) на примере проведенных реакций.
- Сформировать практические знания по определению признаков реакций (изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, выделение тепла)
- Закрепить умения и навыки по составлению уравнений химических реакций.
Развивающие:
- Вызвать познавательный интерес для формирования дальнейшего устойчивого познавательного мотива к изучению предмета химии, используя объяснительно-иллюстративную технологию работы.
- Включить учащихся в активный познавательный процесс.
- Формировать умения анализировать полученную информацию, делать вывода.
- Развивать познавательную компетентность.
Воспитательные:
- Развивать самостоятельность, ответственность, умение работать в микро группах (парах), самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.
- Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении практической работы, соблюдая правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Средства обучения:
- Учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2019г.
- Тетрадь для урока
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
- Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
- Оборудование и реактивы на столах учащихся:4 химических стакана, мука, яйцо, молоко, сахар, химическая ёмкость, палочка для перемешивания. подставка, грецкие орехи, молоток: Fe гвоздь, раствор CuSO4 модели молекул из цветного теста, подставка для лепки, салфетка, штатив для пробирок, пробирки,
Методы и методические приемы:
- Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.
- Частично-поисковый метод: работа с учебником, таблицами, инструкцией.
- Практические методы: практическая работа
- Наблюдение, анализ, оценка, взаимооценка (самооценка).
Продолжительность урока: 30 минут
Планируемые результаты урока
Личностные | получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности; готовность и способность учащегося к саморазвитию; уважительно относиться к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность; уметь проводить взаимооценку (самооценка) на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Метапредметные | Надпредметные: уметь: формулировать учебные задачи на основании полученного задания; составлять план, алгоритм действий, понимать инструкции; освещать результаты деятельности, в частности, уметь описывать наблюдения; представлять результаты проведенного эксперимента в письменном виде (отчет); делать выводы. Межпредметные: уметь: устанавливать причинно-следственные связи; видеть информацию в единстве многообразных свойств и отношений, связывать предметные знания химии, физики. Универсальные учебные действия (общеучебные умения): Регулятивные: уметь: организовать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять контроль по результату действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные: уметь: проводить классификацию, наблюдение, сравнение, анализ как самостоятельно, так и в группе и под руководством учителя; ориентироваться в своей системе знаний и отличать новое от уже известного; объяснять явления и их признаки, процессы, выявляемые в ходе процесса обучения. Коммуникативные: уметь: работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве со сверстниками; учитывать разные мнения и стремиться к в сотрудничеству; слушать и понимать речь других; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; оформлять свои мысли в письменной и устной форме; осуществлять контроль, коррекцию, оценку и взаимооценку (самооценку). |
Предметные | знать типы химических реакций на основе признаков: число исходных и образующихся веществ. характеризовать признаки химических реакций на основе проведенных экспериментов; уметь правильно использовать химические реактивы и соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. |
План урока
№ п.п. | Этапы урока | Временной период (мин.) |
Организационный момент Самоопределение к учебной деятельности | 1 | |
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос, выполнение вводных заданий. | 5 | |
Мотивация, целеполагание. | 2 | |
Погружение в тему урока. | 15 | |
Систематизация, рефлексия | 5 | |
Домашнее задание, рефлексия | 1 | |
Подведение итогов, рефлексия | 1 |
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока. Рекомендации/ действия учителя | Средства обучения | Действия учащегося/ответы | Результаты образования по ФГОС |
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности
| Приветствие учащихся. Слайд 1. Добрый день! Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
| Приветствие учителя. | Личностные - развитие ответственности, формирование отношения к окружающим интересующимся учебным процессом Метапредметные - организационные умения, развитие навыков самоорганизации. | |
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Учащиеся распределены по микро группам (парам). На рабочих столах учащегося: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы растворимости кислот, оснований и солей, принадлежности для письма, лабораторное оборудование. | Готовность к уроку
| ||
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос | Слайд 2.На экране кластер “Химические реакции” -- Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера находится основное понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции. -- Итак, что такое химические реакции Слайд 3. -Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? Слайд 4. -- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? Слайд 5. Учитель открывает слайды по мере ответов учащихся. И подводит итог по кластеру. | Ответы учащихся: -это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции). -закон сохранения массы веществ -образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха | Предметные – характеристика типов химических реакций по признакам: число исходных и образующихся веществ; тепловой эффект реакции; участие катализатора. Метапредметные – умение систематизировать, классифицировать. | |
Мотивация, целеполагание. Инструктаж по технике безопасности при проведении практической работы | Овал “Типы реакций” остается пустыми, т.к. учащиеся еще не знают этой информации -- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Но мы не знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Записываем тему в рабочие тетради. Слайд 6. Запишите тему урока «Классификация химических реакций» А теперь давайте представим, что мы с вами не просто ученики 8 кл, а уже взрослые люди, имеющие определенные профессии. Слайд 7. Итак 1 группа – повара-кондитеры; 2 группа – строители; 3 группа –садовники; 4 группа – скульпторы- художники. У вас на столах есть оборудование и задания на карточках и я прошу приступить к их выполнению. | Тетрадь для урока. | Ответы учащихся: -Типы химических реакций | Личностные - ответственность Предметные – систематизация знаний о типах химических реакций, признаках, условиях проведения; характеристика правил техники безопасности при проведении химического эксперимента. Метапредметные –умение планировать свою деятельность. |
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе: -с кислотами, щелочами, солями; -со стеклянной посудой. | Повторение правил техники безопасности при работе: с кислотами, щелочами, солями; со стеклянной посудой. | |||
Погружение в тему урока. | Опыт 1. Инструкция Вы искусные повара- кондитеры. Для того, чтобы испечь пышный торт, нужно правильно замесить тесто, а для этого нужно смешать вместе несколько ингредиентов. У вас в стаканах находятся: яйцо, сахар, мука, молоко. Замесите тесто. Опишите наблюдения (признаки). | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: 4 химических стакана, мука, яйцо, молоко, сахар, химическая ёмкость, палочка для перемешивания . | Проведение эксперимента Ответы учащихся: Характеристика признаков реакций. Определение классификации. Оформление отчета по проведенным экспериментам. | Личностные – организация, ответственность, уметь получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности. Предметные – закрепление знаний по: - правилам технике безопасности при проведении химического эксперимента; -характеристике признаков проведенных реакций -составлению уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов; -определению типов химических реакций. Метапредметные - уметь работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве |
Опыт 2. Инструкция Вы опытные строители –столяры. И можете одним махом забить в стену гвоздь. Продемонстрируйте нам своё умение. Возьмите орех и при помощи молотка и дощечки, аккуратно расколите его на несколько частей. Опишите наблюдения (признаки). Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: подставка, грецкие орехи, молоток | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакций. Определение классификации. Оформление отчета по проведенному эксперименту. | ||
Опыт 3. Инструкция Вы садовники и вам нужно обработать деревья от грибковых болезней. Для этого вам нужен железный купорос, а в наличие есть только медный. Получите железный купорос, используя подручные средства. У вас в пробирке находиться медный купорос. Аккуратно опустите туда железный гвоздь. Опишите наблюдения (признаки). Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, Fe гвоздь, раствор CuSO4 | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакции. Определение классификации. Оформление отчета по проведенному эксперименту. | ||
Опыт 4. Инструкция Вы выдающиеся скульпторы-художники и вам поступил заказ изготовить красочную скульптуру розовой герани. У вас имеется в модели формул сложных веществ, состоящих из 2-х элементов бело- синего и желто-красного цвета, вам нужно получить 2 модели новых веществ розового и зеленого цвета. (Помните из курса рисования, что смешение красного и белого даёт розовый, а синего и желтого зелёный цвета) Опишите наблюдения (признаки). Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: модели молекул из цветного теста, подставка для лепки, салфетка. | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакции. Определение классификации. Оформление отчета по проведенному эксперименту. | ||
Систематизация, рефлексия | -Ребята, кто справился подходим ко мне и показываем, что у вас получилось. Слайд 8. Химических реакций известно в мире много и каждая в отдельности важна, я вам скажу. Реакции мы делим на типы очень строго, какие это типы? Сейчас я расскажу. -- Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа химических реакций. Давайте подумаем, как они называются? В первом опыте, что происходит с веществами? Слайд 9. реакции так и называются реакции соединения. Слайд 10.Следующий тип, обратный предыдущему. Какая особенность этих реакций? Или разлагаются - реакции разложения. Слайд 11. В третьем типе реакций - участвует простое и сложное вещество, причем атомы простого вещества занимают место одного из атомов сложного вещества, замещают его - реакции замещения. Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu Слайд 12. Что необычного вы заметили в последнем типе реакций? Реакции так и называются - обмена. Слайд 13.
Подведите итоги, сделайте вывод. Приведите в порядок рабочее место. | Тетрадь для урока. Оборудование и реактивы. |
-соединяются, -вещества распадаются -вещества меняются своими составными частями Учитель на слайде, а учащиеся в тетрадях рисуют схему «Типы химических реакций» Формулировка вывода по итогам выполненных экспериментальных опытов. Приведение рабочего места в порядок. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность; Предметные: классификация химических реакций Метапредметные – обобщать, систематизировать |
Домашнее задание, рефлексия | Слайд 14.Домашнее задание: Учебник «Химия -8» § 30,31. Выполнить творческий проект по любой теме:
Форма предоставления проекта: презентация, видео, фотоколлаж (формат А4) | Рабочая для домашних работ учащегося | Запись домашнего задания в дневник. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность. |
Подведение итогов, рефлексия | Учитель подводит итог урока -- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока? -- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции? -- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь? Слайд 15. Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды, В тебе я атом заместил, мы подружились даже. И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. Слайд 16.Нас было много, мы соединились, В одно большое вместе превратились. Такое процесс объединения – реакция … Слайд 17.Когда два сложных вещества в реакцию вступают, Меняются фрагментами (себя не обижают), И происходят с ними тут простые перемены Такой процесс мы назовем реакцией … Слайд 18. Ребята, а теперь проверим наши знания на химических уравнениях. Определите к какому типу они относятся
Слайд 19.Учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние при помощи термометров настроения. | Тетрадь для урока. | Ответы учащихся. (замещения) (соединения) (обмена) Самооценка в тетради для урока Обмен Соединение Разложение Замещение | Личностные – анализ, оценка, умение слушать, самоуважение. Предметные – значение химического эксперимента |
Используемые источники:
- Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автор Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.
- Габриелян О. С. Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия 8 класс». М.: Просвещение, 2019.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Химические реакции типы признаки Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции» Задание: заполните пустые овалы соответствующей информацией. Раскройте каждый признак.
Превращение веществ Химические реакции типы признаки Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции»
Превращение веществ Химические реакции типы признаки Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции» Масса веществ вступивших в реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее
Масса веществ вступивших в реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее Превращение веществ Химические реакции типы признаки изменение цвета газ осадок запах выделение теплоты Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции»
Тема урока «Типы химических реакций»
1 группа – повара-кондитеры; 2 группа – строители; 3 группа –садовники; 4 группа – скульпторы- художники
Химических реакций известно в мире много и каждая в отдельности важна, я вам скажу. Реакции мы делим на типы очень строго, какие это типы? Сейчас я расскажу.
Реакции соединения – реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество . М+С+Я+В=Т
Реакции разложения – это такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ . АВ=А+В
Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu ↓ АВ+С=АС+В
Реакции обмена – это такие реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями . АВ+СД=АД+ВС
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учебник «Химия -8» § 30,31. Выполнить творческий проект по любой теме: Химические реакции в природе Химические реакции в быту Форма предоставления проекта: презентация, видео, фотоколлаж (формат А4)
Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды, В тебе я атом заместил, мы подружились даже. И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым.
Нас было много, мы соединились, В одно большое вместе превратились. Такое процесс объединения – реакция …
Когда два сложных вещества в реакцию вступают, Меняются фрагментами ( себя не обижают), И происходят с ними тут простые перемены Такой процесс мы назовем реакцией …
Cu (OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O 4Li + O 2 = 2Li 2 O СаСО 3 = СО 2 + Н 2 О 2HCL +Zn = ZnCL 2 + H 2
Термометр настроения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...
Химический тренажёр к теме:«Уравнения химических реакций. Типы химических реакций» 8 класс
Методическая разработка для учителей химии...