Час методических находок.
методическая разработка по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Час методических находок.
«Методическая находка» – это умение эффективно проводить образовательный процесс, применять мультимедийные интерактивные средства для представления результатов своих творческих, проектных работ и умение публичной презентации.
Моими методическими находками являются уроки – игры.
Одним из примеров таких уроков является урок – деловая игра, при помощи которого мы можем проследить межпредметные связи при изучении таких предметов как: экономика, география, химия, экология, математика. При проведении этого урока учащиеся достигают компетенции работы с дополнительной литературой, сравнение экономических затрат на добычу и транспортировку нефти, аргументации и поиска новых видов топлива и т.д.
Следующей моей находкой является ежеурочное тестирование ряда учащихся по пройденной теме, которое способствует подготовке и тренингу к выпускному экзамену в форме ЕГЭ, применению личностно - ориентированного подхода к каждому учащемуся. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности учеников, т.е. оценить степень и качество достижения каждым ребёнком целей обучения (целей изучения).
Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.
Также мною используется ещё ряд методических находок – это:
* работа в группах,
* блочное изучение материала, с последующей сдачей зачёта по пройденной теме,
*проектное обучение, с применением исследовательской деятельности и т.д.
И в заключение необходимо отметить, что контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету, а уж как построить контроль в игровой форме, в форме дискуссий, либо рейтинговой оценки ответа зависит от мастерства и компетенции учителя.
Приложение:
10 КЛАСС
УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА «НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
(Проводится после изучения темы «Природные источники углеводородов и их переработка».)
Цели урока: Повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме «Природные источники углеводородов и их переработка».
Решать некоторые экономические проблемы.
Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, выбирать главное, составлять схемы, алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.
Знать значение важнейших нефтепродуктов и способов охраны природы от загрязнения.
Уметь объяснять причины снижения доли нефти в топливно-энергетическом балансе страны и увеличения использования природного и попутного газов в качестве горючего в автотранспорте.
Знать основные направления развития энергетики у нас в стране и проблемы изменения структуры народно-хозяйственного использования углеводородного сырья.
Уметь принимать правильные решения при ответе на вопросы деловой игры, уметь аргументировать свои ответы.
Подготовку к этому уроку-обобщению начинают за 2-3 недели. Для этого вывешивают на доске вопросы, по которым надо готовиться. Класс делится на 6 групп (по числу вопросов). Каждая группа выбирает командира, который распределяет задание между членами группы - каждый ищет ответ на данный вопрос.
Вопросы
1. Что вам известно о путях замены углеводородного сырья как топлива другими веществами. Оцените эти пути с экономической точки зрения. Каковы основные трудности, имеющиеся в этом деле?
- Нефтехимическая и безотходная технологии. Совместимы ли они? Каковы перспективы нефтехимии, учитывая, что запасы нефти не безграничны? Что может прийти на смену нефтехимии?
- В последние годы значительно возросли цены на продукцию нефтехимии. Связано ли это с экономическими законами или является чьим-то волевым решением? Возможно ли в будущем снижение цен и при каких условиях?
- Основное валютное поступление у нас в стране - за счет продажи нефти, газа. Оцените этот факт с экономической точки зрения. Предложите другие пути увеличения валютных поступлений.
- Дайте оценку технологическому уровню нефтехимии в нашей стране. Каковы пути создавшегося положения? Предложите пути исправления создавшегося положения.
- Нефтехимия и окружающая среда! Возможно ли мирное сосуществование? Какие для этого нужны условия?
Для подготовки к уроку-игре можно использовать различную литературу по этому вопросу: журналы, газеты, научные и научно-популярные книги, например:
- Книга для чтения по органической химии: Пособие для учащихся 10 кл./Сост. П. Ф. Буцкус. М.: Просвещение, 1985.
- Химия в промышленности: Учебное пособие по факультативному курсу. М.: Просвещение, 1973.
- Цыпкин Е. Б., Олегов С. Н. О нефти и газе без формул. Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1989.
- Энциклопедический словарь юного химика/Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. М: Педагогика, 1982.
- Журнал «Химия и жизнь» и другие.
На уроке можно пользоваться дополнительным материалом, зачитывать выдержки из книг или журналов. Отвечать можно с места или выходить к доске.
В начале урока по одному человеку от каждой группы подходят к учителю, вытаскивают номера вопроса, садятся и начинают
готовиться (дается несколько минут). Готовится вся группа. Потом учитель называет вопрос - начинают с первого - и учащиеся отвечают на него. Могут участвовать все члены группы. Если группа полностью ответила на этот вопрос, то учитель спрашивает дополнения, исправления у других групп. И эти выступления тоже засчитываются.
Для подсчета результатов игры выбирается жюри - приглашаются учителя, старшеклассники.
Все результаты записываются на доске в виде таблицы.
№ групп | Выступления учащихся 5 мин (10 баллов) | Дополнение 1 мин (3 балла) | Вопрос 1 мин (3 балла) | Ответ на Предло- вопрос жения (3 балла) (3 балла) | Сумма баллов | Место | |
5 | |||||||
1 | |||||||
6 | и | т.д. |
В конце урока (уроков) подводится итог, учитель делает общий вывод, отмечает хорошие ответы, награждает победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Десять самых значительных археологических находок
Презентация к уроку истории 5-6 класс. самые известные археологические находки....
Сценарий торжественного открытия фестиваля педагогических идей и находок «Шаг к успеху»
Сценарий разработан для проведения торжественного открытия фестиваля педагогических работников....
Занятие краеведческого кружка Тема: «Бюро находок»
Изучение многообразия животных по следам их жизнедеятельности (по экспонатам школьного природно-этнографического музея)....
Презентация к песне "Не волнуйтесь понапрасну" из мультфильма "Бюро находок" музыка Е. Крылатова, слова М.Пляцковского.
Презентация содержит краткую биографию Евгения Крылатова, пояснение, что такое бюро находок, текст песни....
Сборник: "IV Всероссийский фестиваль педагогических находок среди образовательных учреждений СПО"
Сборник: "IV Всероссийский фестиваль педагогических находок среди образовательных учреждений СПО"...
Фестиваль педагогических находок
презентация...
План работы методического мероприятия «Неделя дополнительного образования» тематической недели дополнительного образования «Калейдоскоп творческих находок и форм воспитательной работы в детских объединениях» для педагогов, работающих в системе дополнит
Мой материал будет интересен педагогам дополнительного образования и методистам дома детского творчества....