Час методических находок.
методическая разработка по химии (10 класс)

Широбокова Ольга Сергеевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_metodicheskih_nahodok.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Час методических находок.

«Методическая находка» –  это  умение  эффективно проводить образовательный процесс, применять мультимедийные интерактивные средства для представления результатов своих творческих, проектных работ и умение публичной презентации.

  Моими методическими находками являются уроки – игры.

  Одним из примеров таких уроков является урок – деловая игра, при помощи которого мы можем проследить межпредметные связи при изучении таких предметов как: экономика, география, химия, экология, математика. При проведении этого урока учащиеся достигают компетенции работы с дополнительной литературой, сравнение экономических затрат на добычу и транспортировку нефти, аргументации и поиска новых видов топлива и т.д.

  Следующей моей находкой является ежеурочное тестирование ряда учащихся по пройденной  теме, которое способствует подготовке и тренингу к выпускному экзамену в форме ЕГЭ, применению личностно - ориентированного подхода к каждому учащемуся. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

  Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

  Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности учеников, т.е. оценить степень и качество достижения каждым ребёнком целей обучения (целей изучения).

 Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

  Также мною используется ещё ряд методических находок – это:

* работа в группах,

* блочное изучение материала, с последующей сдачей зачёта по пройденной теме,

*проектное обучение, с применением исследовательской деятельности и т.д.

 И в заключение необходимо отметить, что контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету, а уж  как построить контроль в игровой форме, в форме дискуссий, либо рейтинговой оценки ответа зависит от мастерства и компетенции учителя.

Приложение:

10 КЛАСС

УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА «НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

 (Проводится после изучения темы «Природные источники углеводородов и их переработка».)

Цели урока: Повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме «Природные источники углеводородов и их переработка».

Решать некоторые экономические проблемы.

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, выбирать главное, составлять схемы, алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.

Знать значение важнейших нефтепродуктов и способов охраны природы от загрязнения.

Уметь объяснять причины снижения доли нефти в топливно-энергетическом балансе страны и увеличения использования природного и попутного газов в качестве горючего в автотранспорте.

Знать основные направления развития энергетики у нас в стране и проблемы изменения структуры народно-хозяйственного использования углеводородного сырья.

Уметь принимать правильные решения при ответе на вопросы деловой игры, уметь аргументировать свои ответы.

Подготовку к этому уроку-обобщению начинают за 2-3 недели. Для этого вывешивают на доске вопросы, по которым надо готовиться. Класс делится на 6 групп (по числу вопросов). Каждая группа выбирает командира, который распределяет задание между членами группы - каждый ищет ответ на данный вопрос.

Вопросы

1. Что вам известно о путях замены углеводородного сырья как топлива другими веществами. Оцените эти пути с экономической точки зрения. Каковы основные трудности, имеющиеся в этом деле?

  1. Нефтехимическая и безотходная технологии. Совместимы ли они? Каковы перспективы нефтехимии, учитывая, что запасы нефти не безграничны? Что может прийти на смену нефтехимии?
  2. В последние годы значительно возросли цены на продукцию нефтехимии. Связано ли это с экономическими законами или является чьим-то волевым решением? Возможно ли в будущем снижение цен и при каких условиях?
  3. Основное валютное поступление у нас в стране - за счет продажи нефти, газа. Оцените этот факт с экономической точки зрения. Предложите другие пути увеличения валютных поступлений.
  4. Дайте оценку технологическому уровню нефтехимии в нашей стране. Каковы пути создавшегося положения? Предложите пути исправления создавшегося положения.
  5. Нефтехимия и окружающая среда! Возможно ли мирное сосуществование? Какие для этого нужны условия?

Для подготовки к уроку-игре можно использовать различную литературу по этому вопросу: журналы, газеты, научные и научно-популярные книги, например:

  1. Книга для чтения по органической химии: Пособие для учащихся 10 кл./Сост. П. Ф. Буцкус. М.: Просвещение, 1985.
  2. Химия в промышленности: Учебное пособие по факультативному курсу. М.: Просвещение, 1973.
  3. Цыпкин Е. Б., Олегов С. Н. О нефти и газе без формул. Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1989.
  4. Энциклопедический словарь юного химика/Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. М: Педагогика, 1982.
  5. Журнал «Химия и жизнь» и другие.

На уроке можно пользоваться дополнительным материалом, зачитывать выдержки из книг или журналов. Отвечать можно с места или выходить к доске.

В начале урока по одному человеку от каждой группы подходят к учителю, вытаскивают номера вопроса, садятся и начинают

готовиться (дается несколько минут). Готовится вся группа. Потом учитель называет вопрос - начинают с первого - и учащиеся отвечают на него. Могут участвовать все члены группы. Если группа полностью ответила на этот вопрос, то учитель спрашивает дополнения, исправления у других групп. И эти выступления тоже засчитываются.

Для подсчета результатов игры выбирается жюри - приглашаются учителя, старшеклассники.

Все результаты записываются на доске в виде таблицы.

№ групп

Выступления учащихся 5 мин (10 баллов)

Дополнение 1 мин (3 балла)

Вопрос

1 мин

(3 балла)

Ответ на Предло-

вопрос    жения

(3 балла) (3 балла)

Сумма баллов

Место

5

1

6

и

т.д.

В конце урока (уроков) подводится итог, учитель делает общий вывод, отмечает хорошие ответы, награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять самых значительных археологических находок

Презентация к уроку истории 5-6 класс. самые известные археологические находки....

Сценарий торжественного открытия фестиваля педагогических идей и находок «Шаг к успеху»

Сценарий разработан для проведения торжественного открытия фестиваля педагогических работников....

Занятие краеведческого кружка Тема: «Бюро находок»

Изучение многообразия животных по следам их жизнедеятельности (по экспонатам  школьного природно-этнографического музея)....

Презентация к песне "Не волнуйтесь понапрасну" из мультфильма "Бюро находок" музыка Е. Крылатова, слова М.Пляцковского.

Презентация содержит краткую биографию Евгения Крылатова, пояснение, что такое бюро находок, текст песни....

Сборник: "IV Всероссийский фестиваль педагогических находок среди образовательных учреждений СПО"

Сборник: "IV Всероссийский фестиваль педагогических находок среди образовательных учреждений СПО"...