Рабочие программы по химии для 8, 9, 11 классов
рабочая программа по химии (8, 9, 11 класс)

Рабочие программы курса химии разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. 

Автор Габриелян 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8-9klass.doc255.5 КБ
Microsoft Office document icon himiya_11_klass.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса химии для основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

В соответствии с этими документами обучающиеся должны овладеть приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Так как химия — наука экспериментальная, обучающиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. В процессе изучения курса у обучающихся продолжают формироваться умения ставить вопросы, объяснять, классифицировать, сравнивать, определять источники информации, получать и анализировать её, готовить информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию. Следовательно, деятельностный подход в изучении химии способствуют достижению личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

В основу курса положены следующие идеи:

  • материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;
  • ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
  • взаимосвязь качественной и количественной сторон химических объектов материального мира;
  • развитие химической науки и производство химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем современности;
  • генетическая связь между веществами.

Эти идеи реализуются в курсе химии основной школы путём достижения следующих целей:

•        Формирование у учащихся химической картины мира, как органической части его целостной естественно-научной картины.

•        Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и её вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ.

•        Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.

•        Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения.

•        Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии

По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:

1. Личностные результаты:

1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

3) формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.

2. Метапредметные результаты:

1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

2) планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;  

3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

4) определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.  

3. Предметные результаты:

1) умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в периодической системе Д. И. Менделеева;

2) формулирование изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;

3) определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления;

4) понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;        

5) умение классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды — и соли) вещества;

6) формулирование периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несёт периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие значения периодического закона;

7) умение характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических решёток;

8) описание строения атомов химических элементов с порядковыми номерами 1—20 и 26, отображение их с помощью схем;

9) составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;

10) написание структурных формул молекулярных соединений и формульных единиц ионных соединений по валентности, степени окисления или заряду ионов;

11) умение формулировать основные законы химии: постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;

12) умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации;

13) определение признаков, условий протекания и прекращения химических реакций;

14) составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений;

15) составление уравнений реакций с участием электролитов также в ионной форме;

16) определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определённому типу или виду;

17) составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса;

18) применение понятий «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;

19) определение с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионов и катиона аммония в растворе;

20) объяснение влияния различных факторов на скорость химических реакций;

21) умение характеризовать положение металлов и неметаллов в периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;

22) объяснение многообразия простых веществ явлением аллотропии с указанием её причин;

23) установление различий гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование этих различий примерами промышленных способов получения металлов;

24) умение давать общую характеристику элементов I, II, VIIА групп, а также водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение);

25) умение описывать коррозию металлов и способы защиты от неё;

26) умение производить химические расчёты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объём» по формулам и уравнениям реакций;

27) описание свойств и практического значения изученных органических веществ;

28) выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических веществ по соответствующим признакам;

29) соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).

Содержание курса химии

8 КЛАСС

Начальные понятия и законы химии

Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.

Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент Моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные.

Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.

Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.

Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.

Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.

Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.

Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.

Демонстрации 

  • Коллекция материалов и изделий из них.
  • Объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ.
  • Модели кристаллических решёток.
  • Собирание прибора для получения газа и проверка его герметичности.
  • Возгонка сухого льда, иода или нафталина.
  • Агрегатные состояния воды.
  • Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки.
  • Дистиллятор и его работа.
  • Установка для фильтрования и её работа.
  • Установка для выпаривания и её работа.
  • Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха.
  • Модели аллотропных модификаций углерода и серы.
  • Получение озона.
  • Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
  • Короткопериодный и длиннопериодный варианты периодической системы Д. И. Менделеева.
  • Конструирование шаростержневых моделей молекул.
  • Аппарат Киппа.
  • Разложение бихромата аммония.
  • Портреты М. В. Ломоносова и А. Л. Лавуазье.
  •  Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
  • Взаимодействие соляной кислоты с цинком.
  • Получение гидроксида меди(II) и его разложение при нагревании.

Лабораторные опыты

 Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.

 Проверка герметичности прибора для получения газов.

 Ознакомление с минералами, образующими гранит.

 Приготовление гетерогенной смеси порошков серы с железом и их разделение.

 Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра.

 Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.

 Взаимодействие раствора соды с кислотой.

 Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с кислотой.

 Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с солью железа(III).

 Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV). 11. Замещение железом меди в медном купоросе.

Практические работы

1. Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории (кабинете химии).

2. Наблюдение за горящей свечой.

3. Анализ почвы (аналог работы «Очистка поваренной соли»).

Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии

Состав воздуха. Понятие об объёмной доле (ϕ) компонента природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объёмной доле и наоборот.

Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.

Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Кислоты, их состав и их классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.

Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность газа по другому газу.

Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро».

Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.

Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты.  Массовая доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».

Демонстрации

  • Определение содержания кислорода в воздухе.
  • Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода.
  • Собирание методом вытеснения воздуха и воды.
  • Распознавание кислорода.
  • Коллекция оксидов.
  • Получение, собирание и распознавание водорода.
  • Горение водорода.
  • Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).        
  • Коллекция минеральных кислот.
  • Правило разбавления серой кислоты.
  • Коллекция солей.
  • Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
  • Некоторые металлы, неметаллы и соединения с количеством вещества, равным 1 моль.
  • Модель молярного объёма газообразных веществ.
  • Коллекция оснований.

Лабораторные опыты

 Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.  

 Получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой.

 Распознавание кислот с помощью индикаторов.

 Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

 Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки: растворами пероксида водорода, спиртовой настойки иода, аммиака.

Практические работы

4. Получение, собирание и распознавание кислорода.

5. Получение, собирание и распознавание водорода.

6. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.

Основные классы неорганических соединений

Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов

Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.

Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.

Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Лабораторные опыты

 Взаимодействие оксида кальция с водой.

 Помутнение известковой воды.

 Реакция нейтрализации.

 Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой.

 Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.

 Взаимодействие кислот с металлами.

 Взаимодействие кислот с солями.

 Ознакомление с коллекцией солей.

 Взаимодействие сульфата меди(II) с железом.

 Взаимодействие солей с солями.

 Генетическая связь между классами неорганических веществ на примере соединений меди.

Практические работы

7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.  Строение атома

Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы.  Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.

Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание им периодической системы химических элементов.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1—20. Понятие о завершённом электронном уровне.

Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка периодического закона.  Изменения свойств элементов в периодах и группах как функция строения электронных оболочек атомов.

Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Демонстрации

  • Различные формы таблиц периодической системы.
  •  Моделирование построения периодической системы Д. И. Менделеева.
  • Модели атомов химических элементов.
  • Модели атомов элементов 1—3-го периодов.

Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества.

Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом решёток.

Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом решёток.

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей.

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Демонстрации

  • Коллекция веществ с ионной химической связью.
  • Модели ионных кристаллических решёток.
  • Видеофрагменты и слайды «Ковалентная химическая связь».
  • Коллекция веществ молекулярного и атомного строения.
  • Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток.
  • Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь».
  • Коллекция «Металлы и сплавы».
  • Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
  • Горение магния.
  • Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты

 Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи

Примерное тематическое планирование

8 КЛАСС

Номер урока

п/п

Тема урока

Количество часов

Начальные понятия и законы химии (20 ч)

1

Предмет химии. Роль химии в жизни человека

1

2

Методы изучения химии

1

3

Агрегатные состояния веществ

1

4

Практическая работа 1

1

Домашний эксперимент

1

5

Физические явления — как основа разделения смесей в химии

1

6

Практическая работа 3 (аналог работы «Очистка поваренной соли»)

1

   7

Атомно-молекулярное учение. Химические элементы

1

    8—9

Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

2

10—11

Химические формулы

2

12—13

Валентность

2

   14

Химические реакции

1

15—16

Химические уравнения

2

17—18

Типы химических реакций

2

 19

Повторение и обобщение темы. Подготовка к контрольной работе

1

 20

Контрольная работа 1 по теме «Начальные понятия и законы химии»

1

Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии (18 ч)

   21

Воздух и его состав

1

   22

Кислород

1

  23

Практическая работа 4 «Получение, собирание и распознавание кислорода»

1

  24

Оксиды

1

  25

Водород

1

   26

Практическая работа 5 «получение водорода»

1

  27

Кислоты

1

 28

Соли

1

29—30

Количество вещества

2

    31

Молярный объём газов

1

32—33

Расчёты по химическим уравнениям

2

    34

Вода. Основания

1

 35

Растворы. Массовая доля растворённого вещества

1

  36

Практическая работа 6

1

  37

Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии»

1

  38

Контрольная работа по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии»

1

 Основные классы неорганических соединений (10 ч)

  39

Оксиды, их классификация химические и свойства

1

 40

Основания, их классификация и химические свойства

1

41—42

Кислоты, их классификация и химические свойства

2

43—44

Соли, их классификация и химические свойства

2

45

Генетическая связь между классами неорганических соединений

1

46

Практическая работа 7

1

47

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

48

Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

49

Естественные семейства химических элементов. Амфотерность

1

50

Открытие периодического закона Д. И. Менделеевым

1

51

Основные сведения о строении атомов

1

52

Строение электронных оболочек атомов

1

53

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1

54—55

Характеристика элемента по его положению в периодической системе

2

 56

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

1

Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (8 ч)

 57

   

Ионная химическая связь

1

  58

Ковалентная химическая связь

1

59

Ковалентная неполярная и полярная химическая связь

1

60

Металлическая химическая связь

1

61

Степень окисления

1

  62

Окислительно-восстановительные реакции

1

63

Обобщение и систематизация знаний по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» и «Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции»

1

64

Контрольная работа по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» и «Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции»

1

9 КЛАСС

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса

Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, основные и комплексные соли.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, обратимости, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

Демонстрации

  • Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов.
  • Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей.
  • Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
  • Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
  • Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
  • Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. 

Лабораторные опыты

Взаимодействие аммиака и хлороводорода.

 Реакция нейтрализации.

 Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.

 Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II).

 Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля.

 Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.

 Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.

 Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при их взаимодействии с железом.

 Зависимость скорости химической реакции от температуры.

Зависимость скорости химической реакции от концентрации.

 Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

 Зависимость скорости химической реакции от катализатора.

Химические реакции в растворах электролитов

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (pH).

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

Демонстрации 

  • Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
  • Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
  • Определение характера среды в растворах солей.

Лабораторные опыты

 Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.

 Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

 Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.

 Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с различными кислотами.

 Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди(II).

 Взаимодействие кислот с металлами.

 Качественная реакция на карбонат-ион.

 Получение студня кремниевой кислоты.

 Качественная реакция на хлорид- или сульфат-ионы.

 Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

 Качественная реакция на катион аммония.

 Получение гидроксида меди(II) и его разложение.

 Взаимодействие карбонатов с кислотами.

 Получение гидроксида железа(III).

 Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).

Практические работы

1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Неметаллы и их соединения

Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.

Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.

Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.

Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.

Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.

Общая характеристика элементов IVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

Органическая химия. Углеводороды.

Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.

Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.

Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.

Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.

Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.  

Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.

Демонстрации

  • Коллекция неметаллов.
  • Модели кристаллических решёток неметаллов: атомные и молекулярные.
  • Горение неметаллов — простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.
  • Образцы галогенов — простых веществ.
  • Взаимодействие галогенов с металлами.
  • Вытеснение хлора бромом или иода из растворов их солей.
  • Коллекция природных соединений хлора.
  • Взаимодействие серы с металлами.
  • Горение серы в кислороде.
  • Коллекция сульфидных руд.
  • Качественная реакция на сульфид-ион.
  • Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.
  •  Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой.
  • Получение, собирание и распознавание аммиака.
  • Разложение бихромата аммония.
  • Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
  •  Горение чёрного пороха.
  • Образцы природных соединений фосфора.
  • Горение фосфора на воздухе и в кислороде.
  • Коллекция «Образцы природных соединений углерода».
  •  Портрет Н. Д. Зелинского. Поглощение растворённых веществ или газов активированным углём.
  • Устройство противогаза.
  • Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена.
  •  Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
  • Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты.
  • Качественная реакция на многоатомные спирты.
  • Коллекция «Образцы природных соединений кремния».
  •  Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.
  • Коллекция продукции силикатной промышленности.
  • Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента».
  • Коллекция «Природные соединения неметаллов».
  • Модели аппаратов для производства серной кислоты.
  • Модель кипящего слоя.
  • Модель колонны синтеза аммиака.
  • Коллекция «Сырьё для получения серной кислоты».

Лабораторные опыты

 Распознавание галогенид-ионов.

 Качественные реакции на сульфат-ионы.

 Качественная реакция на катион аммония.

 Химические свойства азотной кислоты, как электролита.

 Качественные реакции на фосфат-ион.

 Получение и свойства угольной кислоты.

 Качественная реакция на карбонат-ион.

 Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.

Практические работы

2. Изучение свойств соляной кислоты.

3. Изучение свойств серной кислоты.

4. Получение аммиака и изучение его свойств.

5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ионы.

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.

Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.

Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).

Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия.  Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.

Демонстрации

  • Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
  • Горение натрия, магния и железа в кислороде.
  • Вспышка термитной смеси.
  • Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы.
  •  Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.
  •  Взаимодействие железа и меди с хлором.
  • Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной).
  • Окраска пламени соединениями щелочных металлов.
  • Окраска пламени соединениями щелочноземельных металлов.
  • Гашение извести водой.
  • Получение жёсткой воды взаимодействием углекислого газа с известковой водой.
  • Устранение временной жёсткости кипячением и добавлением соды.
  •  Устранение постоянной жёсткости добавлением соды.
  • Коллекция природных соединений алюминия.
  • Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов.
  • Восстановление меди из оксида меди(II) водородом.

Лабораторные опыты

 Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).

 Получение известковой воды и опыты с ней.

 Получение гидроксидов железа(II) и (III).

Качественные реакции на катионы железа.

Практические работы

6. Жёсткость воды и способы её устранения.

7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Химия и окружающая среда

Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.

Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

Демонстрации

  • Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и её химический состав».
  • Коллекция минералов и горных пород.
  • Коллекция «Руды металлов».
  • Видеофрагменты и слайды «Глобальные экологические проблемы человечества».

Лабораторные опыты

 Изучение гранита.

Обобщение знаний по химии курса основной школы.

Подготовка к Основному государственному экзамену

Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители.

Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислородсодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.

9 КЛАСС

Номер урока п/п

Тема урока

Количество часов

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции (5 ч)

1

Классификация неорганических веществ и их номенклатура

1

   2—3

Классификация химических реакций по различным основаниям

2

     4—5

Понятие о скорости химической реакции. Катализ

 2

Химические реакции в растворах (10 ч)

   6

Электролитическая диссоциация

1

    7

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД)  

1

8—9

Химические свойства кислот как электролитов

2

10

Химические свойства оснований как электролитов

1

11

Химические свойства солей как электролитов

1

12

Понятие о гидролизе солей

1

13

Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

1

  14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах электролитов»

1

  15

Контрольная работа 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов»

1

Неметаллы и их соединения (25 ч)

  16

Общая характеристика неметаллов

1

17

Общая характеристика элементов VIIA-группы — галогенов

1

18

Соединения галогенов

1

 19

Практическая работа 2. Изучение свойств соляной кислоты

1

 20

Общая характеристика элементов VIА-группы —халькогенов. Сера

1

 21

Сероводород и сульфиды

1

22

Кислородные соединения серы

1

23

Практическая работа 3. Изучение свойств серной кислоты

1

   24

Общая характеристика химических элементов VA-группы. Азот

1

25

Аммиак. Соли аммония

1

26

Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств

1

27—28

Кислородные соединения азота

2

29

Фосфор и его соединения

1

 30

Общая характеристика элементов IVА- группы. Углерод

1

 31

Кислородные соединения углерода

1

32

Практическая работа 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств

1

33

Углеводороды

1

34

Кислородсодержа-

щие органические соединения

1

35

Кремний и его соединения1

1

36

Силикатная промышленность

1

37

Получение неметаллов

1

38

Получение важнейших химических соединений неметаллов

1

39

Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»

1

40

Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы и их соединения»

1

  41

Общая характеристика металлов  

1

42

Химические свойства металлов

1

 43—44

Общая характеристика элементов IA-группы

2

45—46

Общая характеристика IIA-группы

2

47

Жёсткость воды и способы её устранения

1

48

Практическая работа 6. Жёсткость воды и способы её устранения

1

49

Алюминий и его соединения

1

50—51

Железо и его соединения

2

52

Практическая работа 7.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

1

53

Коррозия металлов и способы защиты от неё

1

54—55

Металлы в природе. Понятие о металлургии

2

56

Обобщение знаний по теме «Металлы»

1

57

Контрольная работ 3 по теме «Металлы»

1

Химия и окружающая среда (2 ч)

58

Химический состав планеты Земля

1

59

Охрана окружающей среды от химического загрязнения

1

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ)  (4 ч)

60

Вещества

1

61

Химические реакции

1

62—63

Основы неорганической химии

2

64

Повторение и обобщение по теме.

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования составляют основу предлагаемой рабочей программы.

Эта программа логически продолжает программы для начального общего и основного общего образования в области развития всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в них. Она составлена с учётом особенностей, которые обусловлены, в первую очередь, предметным содержанием и психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Познавательная деятельность при изучении курса химии на базовом уровне играет ведущую роль в развитии основных видов учебной деятельности старшеклассников: владеть методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли, характеризовать, объяснять, классифицировать химические объекты, работать в группе, аргументировать свою точку зрения, находить, использовать различные источники информации и представлять в устной и письменной речи результаты её анализа.

Одна из задач обучения в средней школе — определение дальнейшей образовательной траектории и ответственного выбора жизненного и профессионального пути. Для решения этой задачи старшеклассники при изучении химии должны использовать приобретённый на уроках химии опыт деятельности в профессиональной сфере и любой  жизненной ситуации.

Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего образования состоят:

  1. в приобретении знаний, умений и способов деятельности, способствующих формированию целостного представления о мире;
  2. в развитии опыта разнообразной деятельности, самопознания и самоопределения;
  3. в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории и профессиональной деятельности.

Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

  1. формирование естественно-научной картины мира, в которой система химических знаний является её важнейшим компонентом;
  2. развитие интеллектуального и нравственного потенциала старшеклассников, формирование у них экологически грамотного в учебной и профессиональной деятельности, а также в быту;
  3. осознание у старшеклассников необходимости в развитии химии и химической промышленности, как  производительной силы общества;
  4. понимание необходимости безопасного обращения с веществами и материалами, используемыми в профессиональной и повседневной жизни.

Целями изучения химии в средней школе являются:

  1. видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума; умение оценивать различные факты и явления, связанные с химическими объектами и процессами на основе  объективных критериев и определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение;
  2. понимание  роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды;
  3. формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и самопознания с помощью ключевых компетентностей (ключевых навыков), которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности, — поиска, анализа и обработки информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия решений, , коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Методические особенности курса

Содержание курса реализуется из расчёта 1 ч в неделю. Этот лимит времени и обуславливает ряд методических особенностей курса.

Изучение химии на базовом уровне априори не готовит старшеклассников к сдаче ЕГЭ по химии. Поэтому в построении курса использован антропоцентрический подход, при котором обучение предмету происходит на основе учёта их интересов, склонностей и особенностей, вместо хемиоцентрического подхода, при котором обучение химии строится на основе принципов и методов познания самой химии.

Низкая мотивация изучения химии большинством учащихся гуманитарных, физико-математических классов и школ обусловлена её статусом как непрофильной дисциплины. Поэтому с целью повышения интереса к химии у таких старшеклассников предусмотрено усиление прикладного характера содержания и познавательной деятельности при обучении данного курса, т. е. связи химии с повседневной жизнью человека. Так, в курсе органической химии на  базовом уровне предлагается изучение раздела «Органическая химия и общество», который знакомит старшеклассников с основами биотехнологии и химии полимеров. А в курсе общей химии в разделе «Химия и современное общество» рассматривается тема «Химическая грамотность, как компонент общей культуры человека», формируется уважение к инструкциям по эксплуатации бытовых приборов и препаратов, а с целью правильного ухода за трикотажными изделиями (чисткой, стиркой, сушкой, утюжкой), ─ умение читать их этикетки.

Учебный материал курса химии на базовом уровне изложен не в сухом дидактическом формате, а формате собеседования с обучающимся  на основе реализации межпредметных связей с мировой художественной культурой, литературой, литературой, историей.

Усиление гуманитаризации в обучении химии в классах и школах гуманитарного профиля проводится с помощью методов, приёмов и средств, применяемых при изучении гуманитарных дисциплин. Например, хороший результат как для иностранного языка, так и для химии, даёт использование химического материала на соответствующем языке учащимися школ и классов с углублённым изучением иностранного языка.  Ещё больший эффект для обоих предметов будет достигнут, если к подбору химического материала на иностранном языке привлекаются и сами учащиеся, которые находят и представляют информацию о развитии химической науки и промышленности в странах изучаемого языка и о роли учёных-химиков этих стран при подготовке сообщений и презентации по заданиям рубрики «Используйте дополнительную информацию и выразите мнение». В свою очередь, это позволяет развивать их информационно-коммуникативную компетентность.

В классах физико-математического профиля темы, связанные с физикой изучаются на основе активных форм (бесед, диспутов, уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Так, например, рассматривается учебный материал по строению атома и вещества, некоторым аспектам физической и коллоидной химии, газовым законам. Такой интегративный подход к обучению химии на базовом уровне и позволяет формировать целостную естественно-научную картину мира.

Химический эксперимент и расчётные задачи по формулам и уравнениям в курсе базового уровня из-за небольшого лимита времени используются несколько иначе, чем в основной школе и при изучении химии на углублённом уровне.

Увеличен удельный вес демонстрационного эксперимента и уменьшен ─ лабораторного ученического. Поэтому рекомендуем при выполнении демонстрационного эксперимента широко привлекать учащихся в качестве ассистентов учителя. Кроме этого, с целью экономии времени и усиления наглядности на уроках химии предлагается использование видеофрагментов и видеоматериалов, а также коллекций, подготовленных к каждому уроку химии на основе рисунков-коллажей из учебников.

Чтобы реализовать взаимосвязь качественной и количественной сторон изучаемых химических объектов, ─ веществ и реакций, ─ расчётные задачи по формулам и уравнениям, необходимо также увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся. С этой целью расчётные задачи, приведённые в конце каждого параграфа учебников, оцениваются и комментируются учителем на протяжении 3—5 минут в начале каждого урока.

Раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы способствует усилению мотивации учащихся к изучению непрофильной дисциплины. Это может быть достигнуто через выполнение старшеклассниками заданий с общей тематикой «Подготовьте сообщение о том, как связаны сведения конкретной темы с выбранном вами ВУЗом или с будущей профессиональной деятельностью».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов:

  1. чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере;
  2. осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере  
  3. готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере;
  4. неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса химии являются:

  1. использование основных методов познания (определение источников учебной и научной информации, получение этой информации, её анализ, и умозаключения на его основе, изготовление и презентация информационного продукта; проведение эксперимента, в том числе и в процессе исследовательской деятельности, моделирование изучаемых объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их применение для понимания различных сторон окружающей действительности;
  2. владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, классификация и поиск аналогов, выявление причинно-следственных связей, формулировка гипотез, их проверка и формулировка выводов);
  3. познание объектов окружающего мира в плане восхождения от абстрактного к конкретному (от общего через частное к единичному);
  4. способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их достижения;
  5. умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной деятельности, определять средства для достижения целей и решения задач;
  6. определять разнообразные источники получения необходимой химической информации, установление соответствия содержания и формы представления информационного продукта аудитории;
  7. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  8. готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной деятельности, слышать и слушать оппонентов, корректировать собственную позицию);
  9. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  10. владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются следующие результаты.

  1. В познавательной сфере:
  1. знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий курса органической и общей химии;
  2. умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы на основе демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и язык химии;
  3. умение классифицировать химические элементы, простые вещества, неорганические и органические соединения, химические процессы;
  4. умение характеризовать общие свойства, получение и применение   изученных классы неорганических и органических веществ и их важнейших представителей;
  5. описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и управления химическими процессами;
  6. умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы и заключения по результатам;
  7. прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных на основе знания химических закономерностей;
  8. определять источники химической информации, получать её, проводить анализ, изготавливать информационный продукт и представлять его;
  9. уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
  10. установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
  11. моделирование молекул неорганических и органических веществ;
  12. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира.
  1. В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной позиции при оценке последствий для окружающей среды деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов;
  2. В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
  3. В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание курса. 11 класс. Базовый уровень

Строение веществ

Основные сведения о строении атома. Строение атома: состав ядра (нуклоны) и электронная оболочка. Понятие об изотопах. Понятие о химическом элементе, как совокупности атомов с одинаковым зарядом ядра.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете свете учения о строении атома. Физический смысл принятой в таблице Д. И. Менделеева символики: порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Понятие о валентных электронах. Отображение строения электронных оболочек атомов химических элементов с помощью электронных и электронно-графических формул.

Объяснение закономерностей изменения свойств элементов в периодах и группах периодической системы, как следствие их электронного строения. Электронные семейства химических элементов.

Сравнение Периодического закона и теории химического строения на философской основе: предпосылки открытия Периодического закона и теории химического строения органических соединений; роль личности в истории химии; значение практики в становлении и развитии химических теорий.

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Катионы и анионы: их заряды и классификация по составу на простые и сложные. Представители.  Понятие об ионной химической связи. Ионная кристаллическая решётка и физические свойства веществ, обусловленные этим строением.

Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки. Понятие о ковалентной связи. Электроотрицательность, неполярная и полярная ковалентные связи. Кратность ковалентной связи. Механизмы образования ковалентных связей: обменный и донорно- акцепторный. Полярность молекулы, как следствие полярности связи и геометрии молекулы. Кристаллические решётки с этим типом связи: молекулярные и атомные. Физические свойства веществ, обусловленные типом кристаллических решёток.

Металлическая связь. Понятие о металлической связи и металлических кристаллических решётках. Физические свойства металлов на основе  их кристаллического строения. Применение металлов на основе их свойств. Чёрные и цветные сплавы.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Значение межмолекулярных водородных связей в природе и жизни человека.

Полимеры. Получение полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Важнейшие представители пластмасс и волокон, их получение, свойства и применение. Понятие о неорганических полимерах и их представители.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной фазе и дисперсионной среде. Агрегатное состояние размер частиц фазы, как основа для классификации дисперсных систем. Эмульсии, суспензии, аэрозоли ─ группы грубодисперсных систем, их представители. Золи и гели ─ группы тонкодисперсных систем, их представители. Понятие о синерезисе и коагуляции.

Демонстрации. Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева в различных формах. Модель ионной кристаллической решётки на примере хлорида натрия. Минералы с этим типом кристаллической решёткой: кальцит, галит. Модели молекулярной кристаллической решётки на примере «сухого льда» или иода и атомной кристаллической решётки на примере алмаза, графита или кварца. Модель молярного объёма газа. Модели кристаллических решёток некоторых металлов. Коллекции образцов различных дисперсных систем. Синерезис и коагуляция.

Лабораторные опыты. Конструирование модели металлической химической связи. Получение коллоидного раствора куриного белка, исследование его свойств с помощью лазерной указки и проведение его денатурации. Получение эмульсии растительного масла и наблюдение за её расслоением.

Химические реакции

Классификация химических реакций. Аллотропизация и изомеризация, как реакции без изменения состава веществ. Аллотропия и её причины. Классификация реакций по различным основаниям: по числу и составу реагентов и продуктов, по фазе, по использованию катализатора или фермента, по тепловому эффекту. Термохимические уравнения реакций.

Скорость химических реакций. Факторы, от которых зависит скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, температура, площадь их соприкосновения реагирующих веществ, их концентрация, присутствие катализатора. Понятие о катализе. Ферменты, как биологические катализаторы. Ингибиторы, как «антонимы» катализаторов и их значение.

Химическое равновесие и способы его смещения. Классификация химических реакций по признаку их направления. Понятие об обратимых реакциях и химическом равновесии. Принцип Ле-Шателье и способы смещения химического равновесия.  Общая характеристика реакций синтезов аммиака и оксида серы(VI) и рассмотрение условий смещения их равновесия на производстве.

Гидролиз. Обратимый и необратимый гидролизы. Гидролиз солей и его типы. Гидролиз органических соединений в живых организмов, как основа обмена веществ. Понятие об энергетическом обмене в клетке и роли гидролиза в нём.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления и её определение по формулам органических и неорганических веществ. Элементы и вещества, как окислители и восстановители. Понятие о процессах окисления и восстановления. Составление уравнений химических реакций на основе электронного баланса.

Электролиз расплавов и растворов электролитов. Характеристика электролиза, как окислительно-восстановительного процесса. Особенности электролиза, протекающего в растворах электролитов. Практическое применение электролиза: получение галогенов, водорода, кислорода, щелочных металлов и щелочей, а также алюминия электролизом расплавов и растворов соединений этих элементов. Понятие о гальванопластике, гальваностегии, рафинировании цветных металлов.

Демонстрации. Растворение серной кислоты и аммиачной селитры и фиксация тепловых явлений для этих процессов. Взаимодействия растворов соляной, серной и уксусной кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и взаимодействие одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты, как пример зависимости скорости химических реакций от природы веществ.. Использование неорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель) для разложения пероксида водорода. Взаимодействие цинка с соляной кислотой нитратом серебра, как примеры окислительно-восстановительной реакций и реакции обмена.. Лабораторные опыты. Иллюстрация правила Бертолле на практике ─ проведение реакций с образованием осадка, газа и воды. Гетерогенный катализ на примере разложения пероксида водорода в присутствии диоксида марганца. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS↔ Fe(CNS)3. Испытание индикаторами среды растворов солей различных типов. Окислительно-восстановительная реакция и реакция обмена на примере взаимодействия растворов сульфата меди(II) с железом и раствором щелочи.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция».

Вещества и их свойства

Металлы. Физические свойства металлов, как функция их строения. Деление металлов на группы в технике и химии. Химические свойства металлов и электрохимический ряд напряжений. Понятие о металлотермии (алюминотермии, магниетермии и др.).

Неметаллы. Благородные газы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд электроотрицательности. Инертные или благородные газы.

Кислоты неорганические и органические. Кислоты с точки зрения атомно-молекулярного учения. Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Кислоты с точки зрения протонной теории. Общие химические свойства кислот. Классификация кислот.

Основания неорганические и органические. Основания с точки зрения атомно-молекулярного учения. Основания с точки зрения теории электролитической диссоциации. Основания с точки зрения протонной теории. Классификация оснований. Химические свойства органических и неорганических оснований.

Амфотерные соединения неорганические и органические. Неорганические амфотерные соединения: оксиды и гидроксиды, ─ их   свойства и получение. Амфотерные органические соединения на примере аминокислот.  Пептиды и пептидная связь.

Соли. Классификация солей. Жёсткость воды и способы её устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. Общие химические свойства солей.

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Вспышка термитной смеси. Вспышка чёрного пороха. Вытеснение галогенов из их растворов другими галогенами. Взаимодействие паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака («дым без огня»). Получение аммиака и изучение его свойств. Различные случаи взаимодействия растворов солей алюминия со щёлочью.  Получение жёсткой воды и устранение её жёсткости.

Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой. Исследование концентрированных растворов соляной и уксусной кислот капельным методом при их разбавлении водой. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. Проведение качественных реакций по определению состава соли.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства».

Химия и современное общество

Производство аммиака и метанола. Понятие о химической технологии. Химические реакции в производстве аммиака и метанола. Общая классификационная характеристика реакций синтеза в производстве этих продуктов. Научные принципы, лежащие в основе производства аммиака и метанола. Сравнение этих производств.

Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники, экологичного товара, продуктов питания, этикеток по уходу за одеждой.

Демонстрации. Модель промышленной установки получения серной кислоты. Модель колонны синтеза аммиака.

Лабораторные опыты. Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольственных товаров.

Тематическое планирование курса 11 класса базового уровня

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

Номера уроков п/п

Тема урока

Количество часов

1—9

Тема 1. Строение веществ (9 ч)

1

Основные сведения о строении атома

1

2

Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

1

3

Сравнение Периодического закона и теории химического строения на философской основе

1

4

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки

1

5

Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки

1

6

Металлическая химическая связь

1

7

Водородная химическая связь

1

8

Полимеры

1

9

Дисперсные системы

1

10—21

Тема 2. Химические реакции (12 ч)

1011

Классификация химических реакций

2

12

Скорость химических реакций

1

13

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

1

1415

Гидролиз

2

16

Окислительно-восстановительные реакции

1

17-18

Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза

2

19

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция»

1

20

Повторение и обобщение изученного

1

21

Контрольная работа № 1 «Строение вещества. Химическая реакция»

1

22—30

Тема 3. Вещества и их свойства (9 ч)

22

Металлы

1

23

Неметаллы. Благородные газы

1

24

Кислоты неорганические и органические

1

25

Основания неорганические и органические

1

26

Амфотерные соединения неорганические и органические

1

27

Соли

1

28

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства»

1

29

Повторение и обобщение темы

1

30

Контрольная работа № 2 «Вещества и их свойства»

1

31—34

Тема 4. Химия и современное общество (4 ч)

31

Химическая технология

1

32

Химическая грамотность как компонент общей культуры человека

1

33—34

Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для 10-11 классов

Рабочая программа для изучения химии учащимися третьей ступени обучения составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской. Учебный материал ...

рабочая программа по химии в 8-11 классе,Габриелян О.С.

рабочие программы по химии в 8-11 классах, по программе О.С.Габриеляна...

Рабочая программа по химии в 8-9 классе на основе примерной программы О.С. Габриеляна

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы О.С. Габриеляна на ступень для 8-9 классов базового уровня. Основное отличие от Примерной программы в распределение практических рабо...

Рабочие программы по химии для 8 - 11 классов.

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии для 8-11 классов  автора О.С. Габриеляна (Программа курса ...

Рабочая программа по химии для 8-11 класса

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование , список литературы для учителя и учащихся, а также перечень знаний и умений. Программа ориентированна на учебники И...

Рабочая программа по химии для 8-9 классов

1. Пояснительная запискаРабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образовани...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...