Рабочая программа по химии для 10-11 классов
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа для изучения химии учащимися третьей ступени обучения составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской. Учебный материал распределён следующим образом: в 10 классе изучается органическая химия, а в 11 классе - общая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_klass_na_11-12.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Карасунский округ г. Краснодара_________________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 г. Краснодара________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2011 года
Председатель педсовета
_____________ М.В.Бугакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ________________химии________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) _среднее (полное) общее образование , 10 -11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов __136 (68)__ Уровень __базовый_______________
(базовый, профильный)
Учитель ____Степанова В.С._______________________________________
Программа разработана на основе ___авторской «Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской, Москва, «Русское слово», 2008_______________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы «Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека.
В основу построения курса химии 10 класса положена классификация органических соединений по функциональным группам.
Курс химии 11 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Количество практических работ соответствует авторской программе.
Программа 10 класса, рассчитанная на общеобразовательный уровень, составляет 68 часов в год, из которых 3 часа составляют резервное время. Часы резервного времени распределены следующим образом: 1 час добавлены на изучение темы 5 «Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные», 1 час добавлен на изучение темы 6 «Углеводы» и 1 час добавлен на изучение темы 7 «Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии».
Программа 10 класса, рассчитанная на базовый уровень для непрофильных классов профильных школ, составляет 34 часа. Количество часов уменьшено на 1ч в соответствии с годовым календарным графиком работы школы за счет сокращения на 1 час темы «Биологически активные вещества». Изучение этой темы будет проводиться за счет самостоятельной подготовки учащихся. Распределение времени по темам является примерным.
Программа 11 класса, рассчитанная на общеобразовательный уровень, составляет 68 часов в год, из которых 4 часа составляют резервное время. Часы резервного времени распределены следующим образом: 2 часа добавлены на изучение темы 6 «Сложные неорганические вещества», 1 час добавлен на изучение темы 7 «Простые вещества» и 1 час добавлен на решение задач в теме 8 «Химическая технология и экология».
Программа 11 класса, рассчитанная на базовый уровень для непрофильных классов профильных школ, составляет 34 часа. Количество часов уменьшено на 1ч за счет резервного времени в соответствии с годовым календарным графиком работы школы. Распределение времени по темам является примерным.
Общеобразовательный уровень обучения предназначен для учащихся, не связывающих своё будущее с получением естественно-научного или технического высшего профессионального образования.
В базовом курсе общей, неорганической и органической химии не рассматриваются многие теоретические разделы, некоторые свойства веществ и способы их получения, однако предусмотрено изучение реакций, демонстрирующих генетические связи веществ и их практическую значимость.
Таблица тематического распределения количества часов для 10 и 11 классов по 2 часовой программе:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
авторская программа 2ч | Рабочая программа по классам | |||
10 кл. | 11 кл. | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ | 5 | 5 | |
2 | I.УГЛЕВОДОРОДЫ | |||
3 | Тема 1. Предельные углеводороды. | 8 | 8 | |
4 | Тема 2. Непредельные углеводороды. | 8 | 8 | |
5 | Тема 3. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. | 7 | 7 | |
6 | II.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ | |||
7 | Тема 4. Спирты. Фенолы. Амины. | 7 | 7 | |
8 | Тема 5. Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные. | 12 | 12+1 | |
9 | III.ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ | |||
10 | Тема 6. Углеводы. | 8 | 8+1 | |
11 | Тема 7. Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии. | 8 | 8+1 | |
12 | IV.БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА | 2 | 2 | |
Итого: | 65 | 68 | ||
13 | I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА | |||
14 | Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | 6 | 6 | |
15 | Тема 2. Химическая связь. | 10 | 10 | |
16 | II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | |||
17 | Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания | 8 | 8 | |
18 | Тема 4. Растворы. Электролитическая диссоциация. | 5 | 5+1 | |
19 | Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов. | 7 | 7 | |
20 | III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА | |||
21 | Тема 6. Сложные неорганические вещества. | 10 | 10+2 | |
22 | Тема 7. Простые вещества. | 9 | 9+1 | |
23 | IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ | |||
24 | Тема 8. Химическая технология. Охрана окружающей среды. | 9 | 9 | |
Итого: | 64 | 68 |
Таблица тематического распределения количества часов для 10 и 11 классов по 1 часовой программе:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
авторская программа 1ч | Рабочая программа по классам | |||
10 кл. | 11 кл. | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ | 2 | 2 | |
2 | I.УГЛЕВОДОРОДЫ | 10 | 10 | |
3 | II.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ | 12 | 12 | |
4 | III.ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ | 9 | 9 | |
5 | IV.БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА | 2 | 1 | |
Итого: | 35 | 34 | ||
6 | I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА | 8 | 8 | |
7 | II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | 11 | 11 | |
8 | III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА | 11 | 11 | |
9 | IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ | 4 | 4 | |
Итого: | 34 | 34 |
2. Содержание обучения.
10 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(2 ч в неделю; всего 68 ч)
Курсивом указаны темы, не входящие в название урока, но подробно раскрывающие его тему.
ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ (5ч)
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекулы. Изомерия. Значение теории химического строения.
Демонстрации
1. Образцы органических веществ, изделия из них.
2. Модели молекул бутана и изобутана.
3. Кинофильм «А.М.Бутлеров и теория строения органических веществ».
Расчетные задачи
Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
I. УГЛЕВОДОРОДЫ
Тема 1
Предельные углеводороды (8ч)
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура алканов и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.
Демонстрации
- Таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов и их алкильных радикалов».
- Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.
- Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
- Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
- Отношение парафина к воде и керосину или бензину.
- Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.
- Взрыв смеси метана с воздухом.
- Отношение метана к бромной воде.
Лабораторный опыт 1
Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных (выполняется дома).
Практическая работа 1
ТБ. Определение качественного состава органических веществ.
Тема 2
Непредельные углеводороды (8ч)
Алкены. Электронное и пространственное строение. sp2– гибридизация орбиталей атома углерода. Сигма и пи-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена: реакции присоединения, окисления и полимеризации) и применение алкенов.
Строение молекулы этилена.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов).
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен – 1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен – 1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С.В.Лебедева.
Алкины. Электронное и пространственное строение. sp – Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.
Демонстрации
- Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
- Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.
- Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
- Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
- Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.
- Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.
- Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
Лабораторный опыт 2
Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.
Лабораторный опыт 3
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Расчетные задачи
Решение задач по материалам темы.
Тема 3
Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов (7ч)
Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Демонстрации
- Модели молекулы бензола.
- Бензол как растворитель. Экстракция иода из иодной воды.
- Отношение бензола к бромной воде.
- Горение бензола.
- Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторный опыт 4
Изготовление моделей молекул циклоалканов.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ
Тема 4
Спирты. Фенолы. Амины (7ч)
Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.
Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение предельных спиртов, физиологическое действие на организм человека.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.
Фенолы. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, качественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
Демонстрации
- Растворимость спиртов в воде.
- Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.
- Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании.
- Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
- Качественная реакция на фенол.
- Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.
Лабораторный опыт 5
Окисление спиртов оксидом меди (II).
Лабораторный опыт 6
Свойства глицерина.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 5
Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные (12ч+1ч резервное время)
Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.
Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.
Сравнение свойств неорганических и органических кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла – соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (СМС), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения СМС.
Демонстрации
- Модели молекул метаналя и этаналя.
- Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
- Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
- Образцы различных карбоновых кислот.
- Отношение карбоновых кислот к воде.
- Качественная реакция на муравьиную кислоту.
Лабораторный опыт 7
Окисление формальдегида гидроксидом меди (II).
Лабораторный опыт 8
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Лабораторный опыт 9
Получение сложного эфира.
Лабораторный опыт 10
Свойства жиров (растворимость жиров, непредельный характер жидких жиров).
Лабораторный опыт 11
Свойства моющих средств (свойства мыла, сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств).
Практическая работа 2
ТБ. Карбоновые кислоты и их соли.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
III. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Тема 6
Углеводы (8ч+1ч резервного времени)
Моносахариды
Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль глюкозы и применение.
Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.
Дисахариды
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Полисахариды
Крахмал - природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.
Целлюлоза - природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.
Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Демонстрации
- Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
- Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
- Отношение сахарозы к гидроксиду меди (II) без нагревания и при нагревании.
- Гидролиз сахарозы.
- Гидролиз целлюлозы и крахмала.
- Взаимодействие крахмала с иодом.
- Образцы волокон: натуральных, искусственных, синтетических – и изделий из них.
Практическая работа 3
ТБ. Углеводы.
Практическая работа 4
ТБ. Волокна и полимеры.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 7
Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии (8ч+1ч резервного времени)
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение альфа-аминокислот. Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
- Образцы аминокислот.
- Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
- Растворение белков в воде.
- Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
- Обнаружение белка в молоке.
Лабораторный опыт 11
Качественные реакции на белки.
Практическая работа 5
Решение экспериментальных задач.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (2ч)
Ферменты – биологические катализаторы. Каталитическое действие ферментов в сравнении с небиологическими катализаторами. Применение и биологическое значение ферментов.
Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов, их биологическая роль.
Гормоны. Классификация гормонов: стероидные, пептидные и белковые. Гормоны – производные тирозина. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.
Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление «привыкания» микроорганизмов к тому или иному препарату.
Демонстрации
- Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.
- Образцы лекарственных препаратов.
10 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛИРОВАННЫХ ШКОЛ
(1 ч в неделю; всего 34 ч)
Курсивом указаны темы, не входящие в название урока, но подробно раскрывающие его тему.
ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ (2ч)
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекулы. Изомерия. Значение теории химического строения.
Демонстрации
1. Образцы органических веществ, изделия из них.
2. Модели молекул бутана и изобутана.
I. УГЛЕВОДОРОДЫ (10ч)
Алканы. Гомологический ряд, номенклатура алканов и изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств алканов. Химические свойства (на примере метана и этана): галогенирование, горение, термические превращения (разложение, дегидрирование). Нахождение в природе и применение алканов.
Алкены. Гомологический ряд, номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле. Физические и химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения, горения и полимеризации. Получение (дегидрированием алканов, дегидратацией спиртов) и области применения алкенов.
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен – 1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен – 1,3 (изопрен). Химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С.В.Лебедева.
Алкины. Понятие об алкинах. Гомологический ряд алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация) и горение. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Применение ацетилена.
Арены. Понятие о циклических и ароматических углеводородах. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (бромирования), присоединения (гидрирования), горения. Получение бензола циклотримеризацией ацетилена, его применение.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Нефть и нефтепродукты. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Демонстрации
- Таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов и их алкильных радикалов».
- Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
- Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
- Отношение парафина к воде и керосину или бензину.
- Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.
- Взрыв смеси метана с воздухом.
- Отношение метана к бромной воде.
- Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
- Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
- Образцы изделий из полиэтилена.
- Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
- Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
- Бензол как растворитель. Экстракция иода из иодной воды.
- Отношение бензола к бромной воде.
- Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторный опыт 1
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ (12ч)
Понятие функциональной группы.
Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура. Физические и химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): взаимодействие с активными металлами, кислотами, галогеноводородами. Внутримолекулярная дегидратация. Горение спиртов. Качественная реакция на спирты. Получение этанола гидратацией этилена и путем спиртового брожения глюкозы. Применение спиртов. Действие спиртов на организм.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов.
Фенолы. Физические свойства, токсичность фенола. Химические свойства: реакции с участием гидроксильной группы (кислотные свойства) и бензольного кольца. Качественная реакция на фенол и его применение. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура, физические и химические свойства (взаимодействие с водой и кислотами, горение). Применение аминов.
Альдегиды. Состав, номенклатура, физические свойства. Химические свойства: реакции присоединения (гидрирования), окисления (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)). Получение альдегидов окислением спиртов. Применение формальдегида и ацетальдегида. Действие альдегидов на живые организмы.
Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Гомологический ряд, номенклатура, физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами. Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры - сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров пищи в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла – соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Понятие о синтетических моющих средствах (СМС). Защита природы от загрязнения СМС.
Демонстрации
- Растворимость спиртов в воде.
- Горение этанола.
- Взаимодействие этанола с натрием.
- Качественная реакция на фенол.
- Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра.
- Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
- Образцы различных карбоновых кислот.
- Отношение карбоновых кислот к воде.
- Свойства жиров (растворимость жиров, непредельный характер жидких жиров).
- Свойства мыла. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Лабораторный опыт 2
Окисление спиртов оксидом меди (II).
Лабораторный опыт 3
Свойства глицерина.
Лабораторный опыт 4
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
III. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (9ч)
Углеводы
Моносахариды. Глюкоза. Нахождение в природе. Альдегидная форма строения молекулы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильной групп, брожение. Биологическая роль и применение.
Дисахариды. Сахароза. Состав, нахождение в природе, свойства и применение. Биологическое значение.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры, их состав, нахождение в природе, свойства и применение. Биологическая роль крахмала и целлюлозы.
Волокна. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Синтетические волокна, их свойства и практическое использование.
Аминокислоты. Состав и номенклатура. Физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение альфа-аминокислот. Области применения аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Состав белков. Физические и химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
- Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании.
- Отношение сахарозы к гидроксиду меди (II) без нагревания и при нагревании.
- Взаимодействие крахмала с иодом.
- Образцы волокон: натуральных, искусственных, синтетических – и изделий из них.
- Образцы аминокислот.
- Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
- Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
- Качественные реакции на белки.
Практическая работа 1
ТБ. Волокна и полимеры.
Практическая работа 2
ТБ. Решение экспериментальных задач.
IV. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1ч)
Ферменты – биологические катализаторы. Применение и биологическое значение ферментов.
Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота).
Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.
Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление «привыкания» микроорганизмов к тому или иному препарату.
Демонстрации
- Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.
- Образцы лекарственных препаратов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
11 класс
Курсивом указаны темы, не входящие в название урока, но подробно раскрывающие его тему.
- СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Тема 1
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (6ч)
Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра – важнейшая характеристика атома. Изотопы. Электронная схема атома.
Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Форма орбиталей (s-, p-, d-орбитали). Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-семейства. Валентные электроны s-, p- и d-элементов.Графическая схема строения электронных слоёв атомов (электронно-графическая формула).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Физический смысл номеров периода и группы. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение Периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.
Демонстрации
- Модели электронных облаков разной формы.
- Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева».
Тема 2
Химическая связь (10ч)
Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная ковалентная связь.
Валентность и валентные возможности атома в свете теории строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость и направленность. Сигма-связи и пи-связи.
Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул).
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей.
Водородная связь. Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связей. Влияние водородной связи на свойства веществ.
Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.
Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации
- Модели молекул различной геометрической формы.
- Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.
- Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода; нагревание кварца, серы и поваренной соли).
- ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 3
Химические реакции и закономерности их протекания (8ч)
Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификация технологический процессов.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.
Демонстрации
- Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).
- Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).
- Действие катализаторов и ингибиторов на скорость химической реакции.
- Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).
Лабораторный опыт 1
Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.
Практическая работа 1
ТБ. Скорость химической реакции.
Расчетные задачи
- Определение скорости реакции по изменению концентрации реагирующих веществ.
- Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.
Тема 4
Растворы. Электролитическая диссоциация (5ч+1ч резервное время)
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные растворы.
Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.
Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.
Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты.
Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель(рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита.
Демонстрации
- Образцы дисперсных систем с жидкой средой.
- Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
- Эффект Тиндаля.
- Получение насыщенного раствора.
- Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт 2
Тепловые явления при растворении.
Лабораторный опыт 3
Реакции ионного обмена в растворе.
Расчетные задачи
Расчет массовой доли растворенного вещества.
Тема 5
Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (7ч)
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.
Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозийные покрытия, протекторная защита, ингибирование.
Демонстрации
- Примеры окислительно-восстановительных реакций.
- Электролиз растворов хлорида меди (II) и сульфата натрия или калия.
Лабораторный опыт 4
Окислительно-восстановительные реакции.
Расчетные задачи
Решение задач по теме «Электролиз».
III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА
Тема 6
Сложные неорганические вещества (10ч+2ч резервного времени)
Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств неорганических соединений важнейших классов.
Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физические и химические свойства.
Гидроксиды:
- основания, их диссоциация и химические свойства;
- кислоты, их диссоциация и химические свойства;
- амфотерные гидроксиды, их химические свойства.
Соли:
- средние соли, их диссоциация и химические свойства;
- кислые соли, способы их получения, диссоциация, перевод кислых солей в средние;
- основные соли, их состав, номенклатура, способы получения, диссоциация, перевод основных солей в средние.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.
Демонстрации
- Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.
- Получение и свойства средних, кислых и основных солей.
- Гидролиз различных типов солей.
Лабораторный опыт 5
Распознавание оксидов.
Лабораторный опыт 6
Распознавание катионов натрия, магния, цинка.
Лабораторный опыт 7
Получение кислой соли.
Лабораторный опыт 8
Получение основной соли.
Практическая работа 2
ТБ. Гидролиз солей.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 7
Простые вещества (9+1ч резервное время)
Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества – неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ – неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.
Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества – металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами – неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей.
Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.
Демонстрации
- Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.
- Взаимодействие серы с кислородом, водородом и растворами щелочи.
- Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.
- Коллекция металлов с различными физическими свойствами.
- Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
- Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот.
Лабораторный опыт 9
Взаимодействие металлов с растворами щелочей.
Практическая работа 3
Получение, собирание и распознавание газов.
Практическая работа 4
ТБ. Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».
Практическая работа 5
ТБ. Идентификация неорганических соединений.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Тема 8
Химическая технология. Охрана окружающей среды (9ч)
Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.
Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.
Охрана атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.
Охрана гидросферы. Вода в природе. Вода – универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнения.
Охрана почвы. Почва – основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.
Демонстрации
- Модель или схема производства серной кислоты.
- Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.
- Схема безотходного производства.
- Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.
- Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).
Расчетные задачи
Расчет выхода продукта реакции.
11 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛИРОВАННЫХ ШКОЛ
(1 ч в неделю; всего 34 ч (в соответствии с годовым календарным графиком из расчета 34 учебных недель))
Курсивом указаны темы, не входящие в название урока, но подробно раскрывающие его тему.
- СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (8ч)
Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны), электроны, их заряд и масса. Изотопы. Электронная схема атома.
Развитие представлений о сложном строении атома. Двойственная природа электрона. Понятие об атомных орбиталях. Форма орбиталей (s-, p-орбитали). Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов от водорода до кальция (s-, p-элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов (d-элементов).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка и физический смысл периодического закона. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение Периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.
Химическая связь. Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.
Полярная и неполярная ковалентная связь.
Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи.
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Единая природа химической связи. Степень окисления и валентность атомов химических элементов. Сравнение валентности и степени окисления.
Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ.
Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.
Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации
- Модели электронных облаков разной формы.
- Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.
- Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода; нагревание кварца, серы и поваренной соли).
- Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева».
- ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (11ч)
Химические реакции и закономерности их протекания.
Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификация технологический процессов.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Состояние химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия на увеличение выхода продукта в химической промышленности.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидах (золи, гели) и их значении. Истинные растворы.
Образование растворов. Явления, происходящие при растворении, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Растворимость веществ в воде. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты.
Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.
Реакции ионного обмена в водных растворах.
Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов. Классификация химических реакций. Окислительно - восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организма.
Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.
Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии.
Демонстрации
- Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).
- Образцы дисперсных систем с жидкой средой.
- Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
- Эффект Тиндаля.
- Электролиз растворов хлорида меди (II) и сульфата натрия или калия.
Лабораторный опыт 1
Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.
Лабораторный опыт 2
Тепловые явления при растворении.
Лабораторный опыт 3
Реакции ионного обмена в растворе.
Лабораторный опыт 4
Окислительно-восстановительные реакции.
Практическая работа 1
ТБ. Скорость химической реакции.
Расчетные задачи
Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.
III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (11ч)
Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений.
Оксиды. Классификация, физические и химические свойства.
Гидроксиды:
- основания, их диссоциация и химические свойства;
- кислоты, их диссоциация и химические свойства;
- амфотерные гидроксиды, их химические свойства.
Соли:
- средние соли, их диссоциация и химические свойства;
- кислые соли, их получение, диссоциация;
- основные соли, их номенклатура и диссоциация.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза солей. Гидролиз солей различных типов.
Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества – неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ – неметаллов. Аллотропия. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Роль неметаллов в природе и технике.
Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества – металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами – неметаллами, со сложными веществами: с водой, щелочами, растворами кислот и солей, кислотами -окислителями (азотная и концентрированная серная).
Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.
Демонстрации
- Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.
- Получение средних, кислых и основных солей.
- Гидролиз различных типов солей.
- Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.
- Взаимодействие серы с кислородом, водородом.
- Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.
- Коллекция металлов с различными физическими свойствами.
- Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
- Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот.
Лабораторный опыт 5 (4)
Распознавание оксидов.
Практическая работа 2
ТБ. Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».
Практическая работа 3
ТБ. Идентификация неорганических соединений.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ (4ч)
Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.
Общие научные принципы химического производства. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений.
Охрана атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.
Охрана гидросферы и почвы. Вода в природе. Вода – универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнения.
Почва – основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.
Демонстрации
- Модель или схема производства серной кислоты.
- Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.
- Схема безотходного производства.
- Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.
- Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
- Список литературы.
1. Программа по химии 8-11 класс И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2008.
2. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (10 класс) И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2008.
3. Учебник «Химия 10 класс» И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2010.
4. «Самостоятельные работы по химии. 10 класс.» И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2010.
5. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (11 класс) И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2008.
6. Учебник «Органическая химия» И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2010.
7. «Самостоятельные работы по химии. 11 класс» И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2010.
8. «Типы химических задач» И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, Москва, «Русское слово», 2008.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения учителей
от ___________ №_1_ __________/______________
Руководитель МО
____________ М.В.Волкова «____»_________2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии в 8-11 классе,Габриелян О.С.
рабочие программы по химии в 8-11 классах, по программе О.С.Габриеляна...
Рабочая программа по химии в 8-9 классе на основе примерной программы О.С. Габриеляна
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы О.С. Габриеляна на ступень для 8-9 классов базового уровня. Основное отличие от Примерной программы в распределение практических рабо...
Рабочие программы по химии для 8 - 11 классов.
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии для 8-11 классов автора О.С. Габриеляна (Программа курса ...
Рабочая программа по химии для 8-11 класса
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование , список литературы для учителя и учащихся, а также перечень знаний и умений. Программа ориентированна на учебники И...
Рабочая программа по химии для 8-9 классов
1. Пояснительная запискаРабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образовани...
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...