Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии (8, 9 класс)

Мухомедшаева Джанетта Динмухамедовна
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
 
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 17.12.2010 №1897
 
2. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
 
3. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
 
4. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
 
5. Учебного плана МОУ  СОШ №14.
 
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013 году.
 
Цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; на
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; на
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания
и элементу общечеловеческой культуры;
 
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде. 
      
 
Учебно-методический комплект:
 
Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение.
 
Гара Н.Н. Химия: задачник. 8-9 классы / Н.Н. Г ара. - М.: Просвещение.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2009

Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_8-9_avtosohranennyi.docx370.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

      1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Химия» 8 класс.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. -Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  - Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

        -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

  • осознание роли веществ:
  • определять роль различных веществ в природе и технике;
  • объяснять роль веществ в их круговороте.
  • рассмотрение химических процессов:
  • приводить примеры химических процессов в природе;
  • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
  • использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

  • объяснять мир с точки зрения химии:
  • перечислять отличительные свойства химических веществ;
  • различать основные химические процессы;
  • определять основные классы неорганических веществ;
  • понимать смысл химических терминов.
  • овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
  • характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
  • проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
  • умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
  • использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

Восьмиклассник научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
  • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
  • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
  • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
  • описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС (68 часов) 

       Раздел 1. Раздел 1. Основные понятия химии (54 часа)

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов.

Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Практическая работа №1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Практическая работа № 2.  Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа №3. Получение кислорода и изучение его свойств.

Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств. 

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества в растворе.

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия».

Контрольная работа №2 Промежуточная контрольная работа

Контрольная работа № 3 по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений».

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (7 часов)

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Раздел 3. Строение веществ. Химическая связь (7 часов)

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Контрольная работа № 4 Итоговая контрольная работа

№ п/п

Разделы программы

Модуль воспитательной программы « Школьный урок».

Кол-во      часов

Контрольные работы

Практические работы

1

Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных

представлений)

День знаний. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет . Просмотр онлайн урока на сайте по бесплатной профориентации для детей « Проектория»

54

3

6

2

Периодический закон и периодическая система

химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Работа на  портале Учи.ру Всероссийский урок ,посвященный Дню пожарной охраны.

7

-

-

3

Строение вещества. Химическая связь

Урок творчества « За страницами учебников »,мини проектные работы обучающихся.

7

1

-

Итого

68

4

6

                                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                            3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Количество

часов

Дата проведения

Раздел 1. Основные понятия химии

54

План.

Факт.

1

Правила ТБ. Предмет химии. Вещества и их свойства. Методы познания.

1

2

Методы познания в химии.

1

3

Практическая работа №1. «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени»

1

4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

1

5

Правила ТБ. Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

6

Физические и химические явления. Химические реакции

1

7

Атомы, молекулы, ионы.

1

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

1

9

Простые и сложные вещества.

1

10

Химические элементы

1

11

Закон постоянства состава веществ.

1

12

Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.

1

13

Массовая доля химического элемента в соединении.

1

14

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.

1

15

Атомно- молекулярное учение. Закон сохранения массы

1

16

Закон сохранения массы веществ

1

17

Химические уравнения

1

18

Типы химических реакций

1

19

Обобщение по  теме «Первоначальные химические понятия»

1

20

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

22

Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода и его физические свойства

1

23

Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе

1

24

Правила ТБ. Практическая работа № 3 «Получение кислорода и изучение его свойств»

1

25

Озон. Аллотропия кислорода

1

26

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

1

27

Промежуточная контрольная работа

1

28

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом.

1

29

Химические свойства водорода. Применение водорода.

1

30

Правила ТБ. Практическая работа № 4 «Получение водорода и изучение его свойств.»

1

31

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.

1

32

Физические и химические свойства воды. Применение воды

1

33

Вода - растворитель. Растворы.

1

34

Массовая доля растворённого вещества

1

35

Решение задач на массовую долю вещества в растворе

36

Правила ТБ. Практическая работа № 5 «Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества»

1

37

Обобщение и повторение по темам «Кислород. Оксиды. Горение». «Водород». «Вода. Растворы».

1

38

Моль — единица количества вещества. Молярная масса.

1

39-40

Вычисления по химическим уравнениям.

2

41

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

42

Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях

1

43

Оксиды основные

44

Оксиды кислотные

45

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение

1

46

Химические свойства оснований

1

47

Амфотерные оксиды и гидроксиды

48

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот

49

Химические свойства кислот

1

50

Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения.

1

51

 Химические свойства солей

1

52

Генетическая связь между основными классами неорганических веществ.

53

Правила ТБ. Практическая работа № 6. «Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

54

Контрольная работа № 3 по теме

«Важнейшие классы неорганических соединений»

1

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

7

55

Классификация химических элементов

1

56

Периодический закон Д.И. Менделеева

1

57

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева

1

58

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы

1

59

Распределение электронов по энергетическим уровням

1

60

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева.

1

61

Обобщение и повторение темы «ПЗ и ПС ДИМ. Строение атома»

1

Раздел 3. Строение веществ. Химическая связь

7

62

Электроотрицательность химических элементов

1

63

Ковалентная связь

1

64

Ионная связь

1

65

Итоговая контрольная работа

66

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления

1

67

Окислительно-восстановительные реакции

1

68

Обобщение и систематизация знаний по темам «Химическая связь. Строение вещества»

1

Всего

68

         

                                                         

                                                       

                           

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:

I. Личностные результаты:

1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

3) формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.

II. Метапредметные результаты:

1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

2) планирование путей  достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;  

3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

4) определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.  

III. Предметные результаты:

1) умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать  на основе положения в Периодической системе Д. И. Менделеева;

2) формулирование  изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;

3) определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления;

4) понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;        

5) умение классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли) вещества;

6) формулирование Периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несёт Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие значения Периодического закона;

7) умение характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических решёток;

8) описание строения атомов химических элементов № 1—20 и №26 и отображение их с помощью схем;

9) составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;

10) написание структурных формул молекулярных соединений и формульных единиц ионных соединений по валентности, степеням окисления или зарядам ионов;

11) умение формулировать основные законы химии — постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;

12) умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации;

13) определение признаков, условий протекания и прекращения химических реакций;

14) составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений;

15) составление уравнений реакций с участием электролитов также и в ионной форме;

16) определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определённому типу или виду;

17) составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса;

18) применение понятий «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;

19) определение с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы и катион аммония в растворе;

20) объяснение влияния различных факторов на скорость химических реакций;

21) умение характеризовать положение металлов и неметаллов в Периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;

22) объяснение многообразия простых веществ явлением аллотропии с указанием её причин;

23) установление различий гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование их примерами промышленных способов получения металлов;

24) умение давать общую характеристику элементов I, II, VIIА групп, а также водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение);

25) умение описывать коррозию металлов и способы защиты от неё;

26) умение производить химические расчёты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объём» по формулам и уравнениям реакций;

27) описание свойств и практического значения изученных органических веществ;

28) выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических веществ по соответствующим признакам;

29) соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).

                                                     2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 КЛАСС (68 часов)

Раздел 1. Многообразие химических реакций (16 часов)

 Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций  с помощью метода окислительно-восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.
           Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические  уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.  Ионы.  Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.

Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов».

Входная контрольная работа.

Раздел 2. Многообразие веществ (43 часа)

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.  Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли.  Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).

Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной  кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной  кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия. Физические и химические  свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе.

Щелочноземельные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли  железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.

Практическая работа 3. Получение  соляной кислоты и изучение ее свойств.

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Практическая работа 5. Получение  аммиака и изучение его свойств.

Практическая работа 6. Получение оксида углерода (IV) изучение его свойств. Распознавание карбонатов. 

Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Контрольная работа №2 Промежуточная контрольная работа

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы».

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (9 часов)

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция  присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена. Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме. Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Контрольная работа №4 Итоговая

 

Содержание курса 9 класс

№ п/п

Разделы программы

Модуль воспитательной программы « Школьный урок»

Кол-во часов

Кол-во

контрольных

работ

Кол-во

практических

работ

1

Многообразие химических реакций

День Знаний.

Дни финансовой грамотности.

17

1

2

2

Многообразие веществ

Предметные олимпиады. Дистанционные олимпиады на сайте Учи.ру, Решу ВПР Д. Гущина. Урок исследования « Космос –это мы»

42

2

5

3

Краткий обзор важнейших органических веществ

Предметные олимпиады. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.

9

1

Итого

68

4

7

                         

                           3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Раздел

Кол-во

   час

Дата проведения

Раздел 1. Многообразие химических реакций

17

План.

Факт.

1-2

Повторение материала 8 класса .

2

 3

Классификация химических реакций. Окислительно –восстановительные реакции.

1

 4

Окислительно- восстановительные реакции.

1

 5

Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции

6

Скорость химической реакции. Первоначальные представления о катализе.

1

7

Практическая работа №1 Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость

1

 8

Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

1

 9

Входная контрольная работа

1

10

Сущность процесса электролитической  диссоциации.

1

11

Диссоциация кислот, оснований, солей.

1

12

Слабые и сильные   электролиты. Степень диссоциации.

1

13

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

1

14-15

Химические свойства основных  классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и ОВР

2

16

Гидролиз солей

1

17

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов».

1

Раздел 2. Многообразие веществ

42

18

Характеристика галогенов

1

19

Хлор. Свойства и применение хлора.

1

20

Хлороводород: получение и свойства.

1

21

Соляная кислота и ее соли.

1

22

Практическая работа 3. Получение  соляной кислоты и изучение ее свойств.

1

23

Характеристика кислорода и  серы . Аллотропия серы

1

24

Свойства и применение серы

1

25

Сероводород. Сульфиды

1

26

Оксид серы (IV). Сернистая кислота и ее соли.

1

27

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли

1

28

Промежуточная контрольная работа

29

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

1

30

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

1

31

Решение расчетных задач

1

32

Положение азота и фосфора в ПСХЭ и строение их атомов. Азот: свойства и применение

1

33

Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение

1

34

Практическая работа 5.Получение  аммиака и изучение его свойств.

1

35

Соли аммония.

1

36

 Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной и концентрированной  азотной кислоты

1

37

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

1

38

Фосфор. Аллотропия. Свойства.

1

39

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли. Фосфорные удобрения.

1

40

Положение углерода  и кремния в ПСХЭ и строение их атомов. Аллотропия углерода

1

41

Химические свойства углерода. Адсорбция.

1

42

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

1

43

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

1

44

Практическая работа 6. Получение оксида углерода (IV) изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

45

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

1

46

Обобщение по теме «Неметаллы»

1

47

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы».

1

48

Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов.

1

49

Нахождение в природе. Общие способы получения.

1

50

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

1

51

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

1

52

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение

1

53

Щелочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения

1

54

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

1

55

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

1

56

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

1

57

Соединения  железа

1

58

Практическая работа 7 Решение экспериментальных задач по теме « Металлы и их соединения»

1

59

Обобщение по теме « Металлы»

1

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ

9

60

 Органическая химия.  Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды.

1

61

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды.

1

62

Производные углеводородов. Спирты.

1

63

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры, жиры.

1

64

Углеводы.

1

65

Аминокислоты.  Белки.

1

66

Итоговая контрольная работа

1

67

Полимеры

1

68

Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения»

1

Всего

     68

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....