Рабочая программа по химии 10-11 класс
рабочая программа по химии (10, 11 класс)
Программа составлена на основе программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор программы Н.Н.Гара.
Цели:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Задачи:
- Применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- Развивать познавательные интересы и способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
3.применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-методический комплекс
- класса
Учебно-методических комплексов (УМК) по химии (базовый уровень) Рудзитиса Г. Е., Фельдмана
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2018 г
- класса
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2015г.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015г.. – 218,
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2013г.
Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна
Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. –
М.: Дрофа,
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Химия. 11 класс Методическое пособие Дрофа,
Место предмета в учебном плане
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
10 | 2 | 68 |
11 | 2 | 68 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10_klass_rudzitis_2021_5.docx | 324.49 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностными результатами освоения предмета «Химия» являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках, самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала, осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
- Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) направлены на реализацию , практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
- В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
- знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, аллотропия, изотопы, ЭО, молярные масса и объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, (не)электролиты;
- основные законы химии и химические теории: ЗСМ, закон постоянства состава, ПЗ, теория химической связи , строения органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы серная , соляная, азотная и уксусная кислоты, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; металлы и их сплавы, щелочи, аммиак, минеральные удобрения.
- уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов в веществах, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водном растворе неорганического вещества, окислитель/восстановитель, принадлежность веществ к определенному классу;
- характеризовать: элементы малых периодов по из положению в ПС, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических веществ, строение и химические свойства изученных органических веществ;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
- Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно – следственного и структурно - функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .10 класс
Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей
Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры.
Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали, s- электроны и р – электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы. Электронная природа химических связей, пи связь и сигма связь. Метод валентных связей.
Классификация органических соединений. Функциональная группа.
Углеводороды
Предельные углеводороды (алканы). Возбужденное состояние атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей. Электронное и пространственное строение алканов.
Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета.
Метан. Получение, физические и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования и изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов.
Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекулы, гомология, номенклатура и изомерия. Sр2 – гибридизация. Этен (этилен). Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Пространственная изомерия (стереоизомерия).
Получение и химические свойства алкенов. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь.
Алкадиены (диеновые углеводороды). Изомерия и номенклатура. Дивинил (бутадиена-1,3). Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.
Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи. Изомерия и номенклатура. Межклассовая изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения, окисления и полимеризации алкинов.
Арены (ароматические углеводороды). Изомерия и номенклатура. Бензол. Бензольное кольцо. Толуол. Изомерия заместителей.
Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисление и присоединения аренов. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.
Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь.
Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз.
Кислородсодержащие органические соединения. Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атом углерода. Водородная связь.
Получение и химические свойства спиртов. Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Химические свойства предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фенолы. Ароматические спирты. Химические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.
Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура.
Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.
Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты.
Сложные эфиры и жиры. Номенклатура. Получение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации. Щелочной гидролиз сложного эфира (омыление).
Жиры. Твердые жиры, жидкие жиры. Синтетические моющие средства.
Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Фруктоза. Олигосахариды. Дисахариды. Сахароза.
Полисахариды. Крахмал. Гликоген. Реакция поликонденсации. Качественная реакция на крахмал. Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза. Классификация волокон.
Азотсодержащие органические соединения.
Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминогруппа. Анилин. Получение и химические свойства анилина. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная (амидная) группа. Пептидная (амидная) связь. Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин.
Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная). Химические свойства белков. Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакции на белки.
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Пиримидин. Пурин. Азотистые основания.
Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания.
Химия и здоровье человека. Фармакологическая химия.
Химия полимеров
Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен. Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты. Природный каучук. Резина. Эбонит. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации.
- Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ.
- Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Взрыв смеси метана с воздухом.
- Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
- Модели молекул гомологов и изомеров. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков.
- Бензол как растворитель. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
- Растворение в ацетоне различных органических веществ.
- Образцы моющих и чистящих средств. Инструкции по их применению.
- Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
Лабораторные опыты.
- Изготовление моделей молекул углеводородов
- Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки
- Окисление этанола оксидом меди(II). Растворение глицерина в воде и его реакция с гидроксидом меди(II). Химические свойства фенола
- Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра(I).
- Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II)
- Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.
- Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств
- Свойства глюкозы как альдегидоспирта.
- Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.
- Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие с йодом.
- Гидролиз крахмала.
- Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
- Цветные реакции на белки
- Свойства капрона.
Практические работы
- «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах»
- «Получение этилена и опыты с ним».
- «Получение и свойства карбоновых кислот».
- «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».
- «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»
- «Распознавание пластмасс и волокон».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п | ТЕМА | Модуль воспитательной программы « Школьный урок» | Часы | Практич. | Контрольн. |
1 | Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей | День знаний. Дни финансовой грамотности. | 8 | 1 | 1 |
2 | Углеводороды | Предметные олимпиады. Всероссийская акция « Час кода». День интернета .Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. | 18 | 3 | 1 |
3 | Кислородсодержащие органические соединения | Урок исследование «Космос- это мы» . | 24 | 1 | 1 |
4 | Азотсодержащие органические соединения | Урок здорового питания . Всероссийский урок ,посвященный Дню пожарной охраны. | 7 | ||
5 | Химия полимеров | Всемирный урок безопасности. Урок здорового питания. | 11 | 1 | 1 |
Итого | 68 | 6 | 4 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро ка | Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | |||
План. | Факт. | |||||
Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей. (8ч) | ||||||
1. | Предмет органической химии. | 1 | ||||
2. | Теория химического строения органических веществ. | 1 | ||||
3. | Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах» | 1 | ||||
4. | Состояние электронов в атоме. | 1 | ||||
5. | Электронная природа химических связей в органических соединениях. | 1 | ||||
6. | Входная контрольная работа | 1 | ||||
7. | Классификация органических соединений. | 1 | ||||
8. | Обобщающий урок по теме «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей». | 1 | ||||
Предельные углеводороды –алканы(5ч) | ||||||
9. | Электронное и пространственное строение алканов. | 1 | ||||
10. | Гомологи и изомеры алканов. | 1 | ||||
11. | Метан — простейший представитель алканов. Циклоалканы. | 1 | ||||
12. | Решение расчетных задач на вывод формулы органического вещества по массовой доле химического элемента. | 1 | ||||
13. | Решение расчетных задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания. | 1 | ||||
Непредельные углеводороды (7ч) | ||||||
14. | Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия. | 1 | ||||
15. | Получение, свойства и применение алкенов. | 1 | ||||
16. | Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним». | 1 | ||||
17. | Алкадиены. | 1 | ||||
18. | Ацетилен и его гомологи. | 1 | ||||
19. | Решение расчетных задач по теме | 1 | ||||
20. | Обобщающий урок по теме «Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены и алкины». | 1 | ||||
Арены ( 2ч) | ||||||
21. | Бензол и его гомологи. | 1 | ||||
22. | Свойства бензола и его гомологов. | 1 | ||||
Природные источники и переработка углеводородов ( 4 ч) | ||||||
23. | Природные источники углеводородов. | 1 | ||||
24. | Переработка нефти | 1 | ||||
25. | Обобщающий урок по теме «Углеводороды». | 1 | ||||
26. | Промежуточная контрольная работа | 1 | ||||
Спирты и фенолы (6ч) | ||||||
27. | Одноатомные предельные спирты. | 1 | ||||
28. | Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов. | 1 | ||||
29. | Многоатомные спирты. | 1 | ||||
30. | Фенолы и ароматические спирты | 1 | ||||
31. | Решение расчетных задач по теме | 1 | ||||
32. | Обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы» | 1 | ||||
Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (8ч) | ||||||
33. | Карбонильные соединения — альдегиды и кетоны. | 1 | ||||
34. | Свойства и применение альдегидов. | 1 | ||||
35. | Карбоновые кислоты. | 1 | ||||
36. | Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот. | 1 | ||||
37. | Практическая работа № 3 «Получение и свойства карбоновых кислот». | 1 | ||||
38. | Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ». | 1 | ||||
39. | Решение расчетных задач по теме | 1 | ||||
40. | Обобщающий урок по теме «Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты» | 1 | ||||
Сложные эфиры. Жиры (4ч) | ||||||
41. | Сложные эфиры. | 1 | ||||
42. | Жиры. Моющие средства. | 1 | ||||
43. | Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | ||||
44. | Контрольная работа 3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | ||||
Углеводы(6ч) | ||||||
45. | Углеводы. Глюкоза. | 1 | ||||
46. | Олигосахариды. Сахароза. | 1 | ||||
47. | Полисахариды. Крахмал. | 1 | ||||
48. | Целлюлоза | 1 | ||||
49. | Практическая работа№ 5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». | 1 | ||||
50. | Обобщающий урок по теме «Углеводы» | 1 | ||||
Азотсодержащие органические соединения (7ч) | ||||||
51. | Амины | 1 | ||||
52. | Аминокислоты | 1 | ||||
53. | Белки | 1 | ||||
54. | Азотсодержащие гетероциклические соединения | 1 | ||||
55. | Нуклеиновые кислоты | 1 | ||||
56. | Химия и здоровье человека | 1 | ||||
57. | Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | ||||
Химия полимеров (11ч) | ||||||
58. | Синтетические полимеры | 1 | ||||
59. | Конденсационные полимеры. Пенопласты. | 1 | ||||
60. | Натуральный каучук | 1 | ||||
61. | Синтетические каучуки | 1 | ||||
62. | Синтетические волокна | 1 | ||||
63. | Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 | ||||
64. | Органическая химия, человек и природа. | 1 | ||||
65. | Обобщающий урок по теме «Химия полимеров» | 1 | ||||
66. | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
67. | Решение задач по курсу органической химии | 1 | ||||
68. | Итоговый урок по курсу химии 10 класса | 1 |
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 кл.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и вне учебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметные результаты
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимо- действия;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
- приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы(9 часов)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Водородные соединения.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.
Тема 2. Строение вещества (6 часов)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Модели молекул изомеров, гомологов.
.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 3. Химические реакции (6 часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип ЛеШателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Демонстрации. Различные типы химических реакций, видеоопыты по органической химии.
Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 4.Растворы (10 часов)
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Практическая работа. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
Тема 5.Электрохимические реакции (7 часов)
Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Тема 6. Металлы (12 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты.Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи.Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металл».
Тема 7. Неметаллы (10 часов)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации.Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Тема 8. Химия и жизнь. (6ч.)
Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. Производство стали.
Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Модуль воспитательной пограммы « Школьный урок» | Ча-сы | Контрольные работы | Практические работы |
Важнейшие химические понятия и законы | День Знаний. Предметные олимпиады | 9 | 1 | - - | |
Строение вещества | Международный день распространения грамотности | 6 | - | ||
Химические реакции | Урок исследование «Космос –это мы» | 6 | - | ||
Растворы | День науки .Урок проектной деятельности | 11 | - | 1 | |
Электрохимические реакции | Всероссийский урок ,посвященный Дню ПБ. Единый урок « Россия и Крым»- общая судьба | 6 | 1 | ||
Металлы и неметаллы | Урок проект : « Вклад химиков в победу» Урок безопасности. | 22 | 1 | 1 | |
Химия и жизнь | Предметные олимпиады. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. | 5 | 1 | - - | |
Итого: | 68 | 4 | 3 |
3.Календарно-Тематическое планирование учебного материала по химии 11 кл.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||
1-2 | Повторение пройденного в 10 кл. | 2 | |||
Важнейшие химические понятия (9ч) | |||||
3. | Химический элемент.Изотопы | 1 | |||
4. | Законы сохранения массы и энергии в химии | 1 | |||
5. | Периодический закон. Распределение электронов в атомах малых периодов | 1 | |||
6-7. | Распределение электронов в атомах больших периодов | 2 | |||
8. | Входная контрольная работа | 1 | |||
9. | Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов искусственно полученных элементов | 1 | |||
10. | Валентность и валентные возможности атомов | 1 | |||
11. | Обобщающий урок по теме «Важнейшие химические понятия и законы» | 1 | |||
Строение вещества ( 6ч) | |||||
12. | Основные виды химической связи. Ионная и ковалентная связь | 1 | |||
13. | Металлическая связь. Водородная связь. | 1 | |||
14. | Пространственное строение молекул | 1 | |||
15. | Строение кристаллов. Кристаллические решетки. | 1 | |||
16. | Причины многообразия веществ | 1 | |||
17. | Обобщающий урок по теме «Строение вещества» | 1 | |||
Химические реакции (6ч) | |||||
18. | Классификация химических реакций | 1 | |||
19. | Классификация химических реакций | 1 | |||
20. | Скорость химических реакций. | 1 | |||
21. | Катализ | 1 | |||
22. | Химическое равновесие и способы его смещения | 1 | |||
23. | Обобщающий урок по теме « Химические реакции». | 1 | |||
Растворы(11ч) | |||||
24. | Дисперсные системы | 1 | |||
25. | Способы выражения концентрации растворов | 1 | |||
26. | Промежуточная контрольная работа | 1 | |||
27. | Решение задач по теме « Растворы» | 1 | |||
28. | Практическая работа №1 Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией | 1 | |||
29. | Электролитическая диссоциация. Водородный показатель. | 1 | |||
30. | Реакции ионного обмена | 1 | |||
31. | Реакции ионного обмена | 1 | |||
32,32 | Гидролиз органических и неорганических соединений | 2 | |||
34. | Обобщающий урок по теме «Растворы» | 1 | |||
Электрохимические реакции (6ч) | |||||
35. | Химические источники тока | 1 | |||
36. | Ряд стандартных электродных потенциалов | 1 | |||
37. | Коррозия металлов и ее предупреждение | 1 | |||
38-39. | Электролиз | 2 | |||
40. | Обобщающий урок по теме « Электрохимические реакции». | 1 | |||
Металлы ( 12 ч) | |||||
41. | Общая характеристика металлов и способы получения металлов. | 1 | |||
42. | Обзор металлических элементов А-групп | 1 | |||
43. | Общий обзор металлических элементов Б-групп | 1 | |||
44. | Медь | 1 | |||
45. | Цинк | 1 | |||
46. | Титан и хром | 1 | |||
47. | Железо, никель, платина | 1 | |||
48. | Сплавы металлов | 1 | |||
49-50. | Оксиды и гидроксиды металлов | 2 | |||
51. | Практическая работа №2Решение Экспериментальных задач по теме «Металлы» | 1 | |||
52. | Обобщающий урок по теме « Металлы». | 1 | |||
Неметаллы (10ч) | |||||
53. | Обзор неметаллов | 1 | |||
54. | Свойства и применение важнейших неметаллов. | 1 | |||
55. | Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородосодержащих кислот | 1 | |||
56. | Окислительные свойства азотной и серной кислот | 1 | |||
57. | Водородные соединения неметаллов | 1 | |||
58-59. | Генетическая связь неорганических и органических веществ | 2 | |||
60. | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» | 1 | |||
61. | Обобщающий урок по теме «Неметаллы». | 1 | |||
62. | Контрольная работа № 3 по теме « Металлы» и «Неметаллы» | 1 | |||
Химия и жизнь(6ч) | |||||
63. | Химия в промышленности. Принципы промышленного производства | 1 | |||
64. | Химико-технологические принципы промышленного получения металлов.Производство чугуна. | 1 | |||
65. | Производство стали.Химия в быту | 1 | |||
66. | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
67. | Химическая промышленность и окружающая среда | 1 | |||
68. | Обобщающий урок по курсу химии 11 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....