Урок химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_korrozii_metallov_v_9_klasse.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Урок химии в 9 классе по теме:
«Коррозия металлов»
Автор: учитель ГБОУ лицей № 384
Волкова Юлия Михайловна
Санкт-Петербург
2020 г
Коррозия металлов
Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.
Тип урока: получение новых знаний.
Продолжительность: 45 минут.
Цель урока: создать условия для формирования понятия «коррозия металлов» и для развития практических навыков учащихся по проведению химического эксперимента.
Задачи:
- осмысление сущности понятия «коррозия металлов»;
- установление причинно-следственных связей между активностью металла и его способностью к коррозии, между условиями окружающей среды и видом коррозии;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, умения работать в группе;
- способствовать формированию исследовательской интеллектуальной культуры учащихся, навыков сотрудничества.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся
- Работа в группах:
- формирование групп;
- проведение эксперимента;
- обсуждение итогов работы в группе и формулирование выводов;
- отчет групп и формулирование общих выводов.
- Работа с учебником
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Используемые технологии:
- Технология исследовательской деятельности.
- Групповые технологии обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная.
Виды деятельности учащихся:
- Выполнение лабораторных опытов с использованием цифрового микроскопа.
- Работа с текстом учебника.
- Ответы на теоретические вопросы.
- Составление уравнений реакций.
- Занесение данных в таблицу и формулирование выводов.
- Выступление с компьютерной презентацией.
- Само- и взаимопроверка.
Ожидаемый результат: каждый ученик должен понять суть понятия «коррозия металлов»; «факторы, влияющие на коррозию металлов»; уметь объяснять разную скорость коррозии активностью металлов и различными условиями окружающей среды, знать способы защиты металлов от коррозии, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.
Оборудование: компьютер на учительском столе и ноутбуки на ученических столах, проектор, экран.
На столах учащихся: поднос с 5 химическими стаканами и колбой с дистилированной водой, пластины металлов (железо (сталь), алюминий, цинк, свинец, медь).
Реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, .
Литература:
1. Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа. 2013
2. Габриелян О. С. Химия 9 класс: Настольная книга учителя. – М., Дрофа. 2004
3. Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. – М ., Просвещение. 1970
Конспект урока
Приложение № 1.
Инструктивная карта для группы № 1
Опыт: Коррозия металлов в растворах кислот.
Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами.
Ваша задача: проверить одинаково ли протекает коррозия разных металлов в растворах соляной и серной кислот.
Вам выданы следующие реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, 10 % раствор серной кислоты, а так же, пластины металлов – магния, алюминия, цинка, железа, свинца и меди.
Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Металл | Поверхность металла до реакции | Внешнее проявление коррозии | Уравнение химической реакции |
1 | Mg | |||
3 | Zn | |||
2 | Al | |||
4 | Fe | |||
5 | Pb | |||
6 | Cu |
Сделайте вывод, почему металлы по разному реагируют с кислотами.
Инструктивная карта для группы № 2
Опыт: Коррозия контактирующих металлов в растворах кислот.
Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами. Ваша задача: проверить, что будет происходить, если соединить пластины разных металлов и опустить их в растворы соляной и серной кислот.
Вам выданы следующие реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, 10 % раствор серной кислоты, а так же, пластины металлов – магния, алюминия, цинка, железа, свинца и меди.
Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Металлы | Форма поверхности металла-1 | Форма поверхности металла-2 | Уравнение химической реакции |
1 | Mg- Zn | |||
3 | Zn- Al | |||
2 | Al- Fe | |||
4 | Fe- Pb | |||
5 | Pb- Cu |
Сделайте вывод, почему одни и те же металлы в разных парах по-разному подвергаются коррозии.
Инструктивная карта для группы № 3
Опыт: Коррозия металлов в растворах солей.
Как вы знаете, металлы в соленой воде подвергаются коррозии. Ваша задача: проверить одинаково ли протекает коррозия разных металлов в растворах солей.
Вам выданы следующие реактивы: растворы хлорида натрия, нитрата натрия, хлорида магния, сульфата магния, а так же, пластины металлов – алюминия, цинка, железа, свинца и меди.
Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Металл | раствор хлорида натрия | раствор нитрата натрия | раствор хлорида магния | раствор сульфата магния | Уравнение химической реакции |
1 | Zn | |||||
2 | Al | |||||
3 | Fe | |||||
4 | Pb | |||||
5 | Cu |
Сделайте вывод, почему металлы по-разному реагируют с растворами солей.
Инструктивная карта для группы № 4
Опыт: Коррозия контактирующих металлов в растворах солей.
Как вы знаете, металлы в соленой воде подвергаются коррозии. Ваша задача: проверить, что будет происходить, если соединить пластины разных металлов и опустить их в раствор поваренной соли.
Вам выданы следующие реактивы: растворы хлорида натрия, и пластины металлов – магния, алюминия, цинка, железа, свинца и меди.
Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Металлы | Форма поверхности металла-1 | Форма поверхности металла-2 | Уравнение химической реакции |
1 | Mg- Zn | |||
3 | Zn- Al | |||
2 | Al- Fe | |||
4 | Fe- Pb | |||
5 | Pb- Cu |
Сделайте вывод, почему одни и те же металлы в разных парах по-разному подвергаются коррозии.
Приложение № 2.
Анкета для учащихся (рефлексия).
Заполни, пожалуйста, анкету (подписывать анкету не надо).
Для этого подчеркни то тот ответ, который больше соответствует твоему впечатлению.
1. Материал урока мне был………………………..(понятен/не понятен)
2. Урок для меня показался ……………………….(коротким/длинным)
3. На уроке я работал………………………………(активно/пассивно)
4. Своей работой я …………………………………(доволен/не доволен)
5. За урок я………………………………………….(устал/не устал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
Урок-путешествие по химии 9 класс по коррозии металлов "В царстве "рыжего дьявола"
Урок-путешествие "В царстве "рыжего дьявола" с использованием игровых технологий по химии для учащихся 9 класса. Разработка помогает сделать изучение темы "Коррозия металлов" более интересным и ...
Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах».
DVD-диск II интернет-марафона «День учителя химии». Г. Щелканова, М. Александрова. Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах». –М.: Чистые пруды, 2009.https://shop.1september.ru/item/945/...
Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов
Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...
план конспект урока химии 11 класс тема Металлы
конспект урока химии в 11 классе , УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман .Тема "Металлы"...
Урок химии 11 класс Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.Цель урока:Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, ...
Урок химии, 8 класс "Генетическая связь металлов и неметаллов"
Научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах...