Урок химии 11 класс Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, свойства чугуна и стали и их применение.
Развивающая – развить у обучающихся способность анализировать, сравнивать, вести конспект, развивать внимание, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету, ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету.
Воспитательная – воспитывать ответственность, самостоятельность, формировать коммуникативные и деловые качества обучающихся при организации работы в парах. воспитывать уважение к труду и к людям труда, ознакомить учащихся с профессиями на металлургическом производстве чугуна и стали.
Методы: объяснительно-иллюстративный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, справочника, учебного пособия), исследовательский при заполнении таблицы и чтении схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_proizvodstvo_chuguna_i_stali.docx | 65.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии
11 класс
Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, свойства чугуна и стали и их применение.
Развивающая – развить у обучающихся способность анализировать, сравнивать, вести конспект, развивать внимание, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету, ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету.
Воспитательная – воспитывать ответственность, самостоятельность, формировать коммуникативные и деловые качества обучающихся при организации работы в парах. воспитывать уважение к труду и к людям труда, ознакомить учащихся с профессиями на металлургическом производстве чугуна и стали.
Методы: объяснительно-иллюстративный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, справочника, учебного пособия), исследовательский при заполнении таблицы и чтении схем.
Форма проведения урока - ролевая игра.
Основные понятия: чугун, сталь, доменная печь, кислородный конвертер.
Оборудование и реактивы:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока; таблицы «Плавка чугуна в доменной печи», «Выплавка стали в кислородном конвертере»; настольные таблички с указанием названий отделов;
коллекции «Металлы», «Основные виды промышленного сырья»; видеофильм «Производство чугуна и стали»; предметный столик, гвоздь, сверло, замок; тестовые материалы «Производство чугуна и стали».
Используемые учебники и учебные пособия:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, «Просвещение», 2014г.
Новый политехнический словарь, Москва, научное издательство «» Большая Российская энциклопедия, 2000г.
Структура урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление усвоенного материала.
- Контроль, проверка понимания усвоенного материала.
- Дифференцированное домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
- Подведение итогов урока.
- Проведение рефлексии.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.
Перед вами открытая тетрадь, ручка и готовность работать на уроке.
- Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Как писал французский философ А.Дюрер «благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него», а по поговорке «знающий спасется от любой беды, невежда попадет в тысячу несчастий». А вы как считаете?
Как давно вы читали сказки? Как говорится, сказка ложь, да в ней намек. Внимательно слушаем, т.к. в ней ключик ко многим вопросам урока.
«Чугун и Сталь»
сказка Евгения Андреевича Пермяка.
Пролилась огневой струей из жаркой печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звездами, остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала себя выхвалять, что тот чуть не изоржавел со стыда.
— Я, — говорит Сталь, — нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная! Как алмаз крепка, как змея гибка. Закалюсь — не отколюсь! Пилить, сверлить, резать — все могу, на все пригодна. Хочешь — булатом стану, хочешь — иглой! Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А ты что, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Ну да разве еще на станины второсортные да на шестерни молотильные! Не ковок, не ловок, хрупок, как лед. Не модный металл.
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолетом-то она полетит, и кораблем-то поплывет, и чем только, чем она не станет… Даже перо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Все перебрала. Столько наговорила про себя, что в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в ее стальном звоне правда.
Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы: о том, что Чугуну она родной дочерью доводится, что она ему своей жизнью обязана…
- Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
СЛАЙД №1. Как вы поняли из сказки тема урока «Производство чугуна и стали» (запись в тетрадь). Определяем цели и задачи урока. Исходя из этого, составляем совместный план урока.
Для систематизации информации на уроке будет использован метод «кластер». Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок».
Форма проведения урока - ролевая игра.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Каждый из вас подготовил определенную роль. Насколько дружно и слажено будем работать на уроке, настолько будет нам с вами интересно и познавательно. Многие из вас подготовили презентации, которые мы объединили в одну большую.
Постановка проблемных вопросов. Посмотрите, пожалуйста, на предметный столик. Здесь: гвоздь, сверло, замок. Предлагаю вам ответить на ряд вопросов. Из чего они изготовлены? Кем? Как? Что у них общего? Почему эти предметы сегодня на уроке химии?
Место действия - металлургический комбинат, на расширенном производственном совещании которого присутствуют студенты.
У учителя две роли - руководителя производственной практики студентов и директора металлургического комбината. У учащихся – роль студентов и одновременно сотрудников различных служб металлургического комбината. Студенты ведут дневники производственной практики (краткий конспект урока), в конце сдают письменный зачет руководителю практики (тестовая работа).
- Изучение нового материала.
Директор металлургического комбината: Уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычное заседание. На нашем заседании присутствуют студенты. Проведем для студентов небольшой исторический и учебный экскурс, ведь многие из них после окончания вуза приедут к нам работать.
Задание отделу статистики: найдите, пожалуйста, определение «металлургия» и «железная руда», используя материал учебника (§ ) и политехнического словаря.
Пресс-секретарь. Первые печи для выплавки железа имели 2 отверстия: вверху и внизу. На дно такой печи насыпали древесный уголь, а затем слой руды и снова уголь. Уголь поджигали и продували через печь воздух, раздувая пламя мехами. Углерод восстанавливал железо из руды.
СЛАЙД № 2. В древности железо получали также в «сыродутных» печах, которые на самом деле представляли собой просто прорытые в толще глины норы. Такие «норы» выходили одним концом на склон оврага, и горение угла в печи поддерживалось ветром.
СЛАЙД № 3. Пользовались еще «волчьими ямами» - домницами (от славянского слова «дмути» - дуть), которые вырывали в земле.
СЛАЙД № 4. Сыродутным способом получали «крицу» - лепешку «мягкого» железа, в котором почти не было примеси углерода. Тепло от горения древесного угля не хватало для того, чтобы металл расплавлялся полностью. Поэтому крица захватывала примеси шлака – расплавленной пустой породы. От него избавлялись в кузнице, выбивая молотом.
Директор. Может быть возникли вопросы? Нет, тогда передаем слово отделу статистики.
Отдел статистики. Металлургия - это раздел науки, техники, который охватывает процесс получения различных металлов из руды или иных материалов, а также все процессы, имеющие связь с трансформацией химического состава, свойств и структуры сплавов. http://fb.ru/article/220705/metallurgiya---eto-otrasli-metallurgii-predpriyatiya-i-ih-razmeschenie
Железная руда – это минеральное образование, основным компонентом которого является железо.
СЛАЙД № 5. Добыча железной руды – одна из ведущих отраслей производственного комплекса в России. Несмотря на этот факт, наша страна добывает только 5,6% от общей добычи руды в мире.
СЛАЙД № 6. Самый большой в мире карьер, добывающий руду открытым способом, находится в Белгородской области.
СЛАЙД № 7. Посмотрите на карту запасов железной руды в России:
Карта запасов железной руды России
Всего же мировые запасы составляют более 160 миллиардов тонн. По предварительным подсчётам, содержание чистого железа может доходить до 80 миллиардов тонн.
СЛАЙД № 8. Распределение запасов железной руды по странам:
- Российская Федерация – 18%;
- Китайская Народная Республика – 9%;
- Австралия – 14%;
- Бразилия – 18%;
- Украина – 11%
- Канада – 8 %
- США – 7 %
- Остальные страны – 15%.
СЛАЙДЫ № 9, 10. По данным статистических исследований единственным в Российской Федерации предприятием с полным металлургическим циклом (от добычи железной руды, выплавки чугуна и стали до производства изделий из металла) является «Белорецкий металлургический комбинат». Количество работающих на этом комбинате в 1994г.- 16 тыс. человек, 2004г. – 6тысяч человек. Состав комбината 42 цеха.
В нашем акционерном обществе «Металлург» работает меньшее количество людей –5 тысяч человек. Цехов - 28. Это объясняется отсутствием у нас на комбинате стадии добычи руды. Мы работаем на привозном сырье. О нем лучше расскажут наши снабженцы. А у меня все. Спасибо.
Директор. Ну, что ж, отдел материально-технического снабжения, просим Вас.
Отдел материально-технического снабжения.
СЛАЙДЫ № 11 - 15. Сырьем для производства чугуна и стали являются железные руды:
- магнитный железняк (магнетит) Fe3O4 (содержит до 72% Fe), Курская магнитная аномалия – самое большое в мире месторождение, содержащее почти 50 % всех мировых запасов, Южный Урал (Магнитогорск);
- красный железняк (гематит) Fe2O3 (содержит до 65% Fe), Урал;
- бурый железняк (лимонит) Fe2O3 · nH2O (содержит до 60% Fe), Крым (Керченское месторождение);
- пирит FeS2 (≈ 47% Fe), Урал;
- шпатовый железняк, основная составная часть которого – карбонат железа (II) FeCO3, Восточный Урал.
Директор. Так, с сырьем ситуация ясна, перейдем непосредственно к технологической линии.
Какие аппараты имеются у нас на комбинате для выплавки чугуна?
Слово главному механику. Подготовиться химику-технологу, который на доске записывает уравнения химических реакций.
Главный механик. (Рассказ с использованием таблицы).
СЛАЙД № 16. Доменная печь имеет форму двух усеченных конусов, соединенных основаниями. Высота доменной печи более 60 м, диаметр – около 10 м. Стены доменной печи выкладывают из огнеупорного кирпича и снаружи скрепляют стальной оболочкой.
Верхняя часть доменной печи называется колошником, средняя – шахтой, а наиболее широкая – распаром. В самом низу находится горн, имеющий цилиндрическую форму. Внизу горна накапливаются жидкий чугун и шлак, в верхней части горна есть отверстие для вдувания воздуха. Наверху домны имеется автоматическое загрузочное устройство. Внутренний объем печи 5000 м3.
Директор. О процессах, происходящих в домне, мы послушаем химика-технолога комбината, п Рассказ с использованием таблицы рошу Вас.
СЛАЙД № 17. Химик-технолог. (Химические реакции записаны на доске. Рассказ с использованием таблицы).
Печь работает в режиме противотока. Сверху в печь непрерывно подается раздробленная до определенных размеров руда и кокс. Снизу вверх движется нагретый газ – восстановитель – монооксид углерода СО: он получается в нижней части домны при сгорании кокса в потоке воздуха, обогащенного кислородом. При сгорании углерода вначале образуется углекислый газ СО2, который проходит через расположенный кокс и превращается в СО. Он восстанавливает железо из оксида железа (III) через промежуточные продукты.
1) С+О2 → СО2
2) СО2 + С→2СО
3) 3Fe2О3+СО → 2Fе3О4+СО2
4) Fе3О4+СО → 3FeО+СО2
5) FeО+СО → Fе + СО2
В результате получаем чугун – сплав железа, содержащий 3,0 – 4,5 % углерода (показывает образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).
Директор. В сообщении ничего не говорилось об энергетических характеристиках процесса. Может главный энергетик внесет ясность? Прошу.
Главный энергетик. Распределение температуры в доменной печи следующее: 1850°С в горне; ≈ 1100°С в распаре; 250-200°С в шахте.
Столь высокая температура в горне обеспечивается экзотермической реакцией горения угля.
Директор. Ну что ж, все это хорошо. Но нельзя ли как-то интенсифицировать все эти процессы? Специалисты НИЛ, каковы ваши предложения?
Специалисты научно-исследовательской лаборатории. Производительность доменной печи зависит не только от ее размера, но и от скорости протекания в ней химических процессов.
- Скорость химических реакций увеличивается при повышении концентрации реагирующих веществ. Поэтому железную руду мы рекомендуем обогащать, т.е. отделять ее от пустой породы, а к вдуваемому в печь воздуху добавлять кислород.
- Скорость химических реакций зависит от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. С учетом этого загружаемые в доменную печь руда и кокс должны состоять из кусков определенных размеров. Крупные куски необходимо измельчать, а слишком мелкие укрупнять спеканием, иначе мелкие куски закроют проход газам.
- Скорость реакции зависит от температуры. Для повышения температуры воздух, вдуваемый в печь, предварительно необходимо нагревать в регенераторах.
Директор. Это интересные предложения! Оформите их надлежащим образом и передайте Главному инженеру комбината для дальнейшего внедрения.
Теперь настало самое время, как говорится, показать товар лицом. Слово отделу маркетинга.
СЛАЙД № 18, 19. Отдел маркетинга. Чугун хрупок, при ударе ломается. Изделия из него массивны и тяжелы: станины и маховики машин, решетки, крышки люков, трубы, мясорубки, сковородки (демонстрирует изделия из чугуна). Основная часть чугуна используется для передела его в сталь.
Химик-технолог может подготовиться к выступлению и записать уравнения химических реакций.
Директор. Итак, львиная доля полученного чугуна переплавляется в сталь. В каких аппаратах это делается на нашем комбинате: вновь обратимся к Главному механику.
СЛАЙД № 20. Главный механик. Конвертер – большой металлический сосуд грушевидной формы. Изнутри конвертер выложен огнеупорной кладкой.
Загружают конвертор в горизонтальном положении.
Воздух или чистый кислород подается в конвертор под давлением через фурму.
Химик-технолог. Суть передела чугуна в сталь в конвертере сводится к удалению из чугуна избыточного углерода, кремния, фосфора и серы путем их оплавления, связывания и удаления в виде шлака:
t
2С+О2 → 2CО
t
Si+О2 → SiО2
t
4Р+5О2 → 2Р2О5
t
S+О2 → SО2
Получается сталь – сплав железа, содержащий менее 2% углерода (демонстрирует образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).
СЛАЙДЫ № 21, 22. Отдел маркетинга. Сталь упруга, поддается ковке и прокатке, прочна. Ее можно ковать и штамповать из нее различные мелкие детали машин, прокатывать в листы. Чем больше в стали углерода, тем она тверже. Наш комбинат производит как твердые, так и мягкие стали. Мягкие стали применяют для изготовления кузовов автомобилей, корпусов холодильников, консервных банок, листов кровельного железа, твердые стали – для изготовления быстрорежущих инструментов. (Демонстрирует изделия из стали)
Отдел кадров. Основными работниками доменного производства являются мастер-плавильщик и горновой. Труд мастера-плавильщика весьма ответственный. Чтобы получить чугун высокого качества, надо не только понимать, что происходит внутри доменной печи, но и уметь управлять этим процессом. С помощью десятков приборов и по внешним признакам (наблюдение через «глазки»), а также по результатам анализов проб чугуна и шлака мастер-плавильщик контролирует ход технологического процесса в доменной печи, определяет состав и качество получаемого чугуна. Он устанавливает состав шихты, движение воздуха, контролирует температуру внутри печи. Главное в его работе – уметь быстро найти отклонения от нормального течения процесса и принять нужное решение.
Горновые обеспечивают своевременный выпуск чугуна и шлака из печи. Они обязаны также следить за состоянием холодильных устройств.
В производстве стали ведущей является профессия сталевара. О процессах в конвертере сталевар судит по внешним признакам металла: оттенки цвета, яркость, текучесть. Сталевар должен вовремя ввести в печь необходимые дозы добавок-ферросплавов, известняка, углерода.
Эколог. При обжиге железных руд, например, пирита FeS2, образуются газы, содержащие оксид серы (IV) SO2 и оксид серы (VI) SO3. При попадании этих газов в атмосферу образуются «кислотные» дожди. (Показывает на рисунке). Диоксид серы из труб комбината разносится по окрестностям, порой на большое расстояние. Потом собираются тучи, и идет дождь… Но капли воды поглощают из воздуха оксид серы и превращаются в серную кислоту: Н2О + SO3 = Н2SO4
Она-то и угнетает растительность, отнимает у почвы плодородие. Чтобы предотвратить это явление, на комбинате реализуется принцип безотходного производства. Доменный газ направляется на регенерацию и после разбавления воздухом вновь используется в доменном процессе. Это значительно снижает загрязнение окружающей среды.
Директор. Коллеги! У кого есть вопросы? Прошу вас, спрашивайте! (Задаются вопросы). Если вопросов больше нет, разрешите мне объявить производственное совещание закрытым!
Оценивание с комментариями. Всем спасибо за работу! Сотрудники, активно участвовавшие в производственном совещании, будут премированы.
VI. Первичное закрепление усвоенного материала.
Руководитель производственной практики студентов. Всем студентам сдать на проверку заполненные дневники практики (учитель собирает тетради с кратким конспектом урока). Перед зачетом в качестве закрепления - просмотр фрагмента видеофильма «Технологический цикл производства чугуна и стали».
VII. Контроль, проверка понимания усвоенного материала.
«Студенты» пишут письменный зачет руководителю практики (учащиеся выполняют тестовую работу). Проведение тестирования по теме «Производство чугуна и стали» по вариантам (приложение 1).
VIII.Дифференцированное домашнее задание, инструктаж по его выполнению. Изучить § 44, упр. 3-6(устно), § 45, упр. 1-3(устно), 4(письменно).
*Подготовить сообщение «Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды».
IХ.Подведение итогов урока.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, поставленный вначале урока: почему гвоздь, сверло, замок сегодня на уроке химии? Что у них общего? Из чего они изготовлены? Кем? Каким образом? Почему на уроках химии? Чтобы изготовить гвоздь, хватит ли труда одного человека? Выполнили мы цели нашего урока?
Х.Проведение рефлексии. СЛАЙДЫ № 23, 24
Что нового вы для себя узнали? Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
На уроке я работал..., потому что…
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
За урок я …
Мое настроение...
Материал урока был для меня…
Поставьте отметку за урок по 5 –бальной системе себе и классу.
Спасибо за урок! Хорошего всем настроения!
Приложение 1.
Тест 1 вариант
1.Сталь – это сплав Fe, содержащий _____%С.
2.Сырьем для производства чугуна является:
а)____________________________
б)____________________________
3. Аппарат для выплавки чугуна называется_____________________________
4. В производстве стали ведущей является профессия_____________________
5. Из чугуна производят______________________________________________
2 вариант
1.Чугун – это сплав Fe, содержащий _____%С.
2.Чугун отличается от стали следующими свойствами:
а)____________________________
б)____________________________
3. Аппарат для выплавки стали называется_________________________________
4. Основные работники доменного производства:___________________________
5.Сталь применяют для изготовления______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Полипредметный урок (химия, география, информатика) «Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.
При изучении темы «Химические реакции в производстве чугуна и стали» применялись знания учащихся по географии об основных технологических стадиях металлургического производства. Для луч...
Производство чугуна и стали
Представленная схема поможет в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ....
Конспект открытого урока химии по теме: «Щелочные металлы» (9 класс)
Разработка открытого урока химиии в 9 классе по теме"Щелочные металлы" с использованием технологии критического мышления....
Производство чугуна и стали
Самый большой в мире карьер, добывающий руду открытым способом, находится в Белгородской облСамый большой в мире карьер, добывающий руду открытым способом, находится в БСамый большой в мире карьер, до...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....
«Реализация регионального компонента на уроках химии по теме: «МЕТАЛЛЫ» 9 класс»
Предлагаю вашему вниманию разработку, позволяющую дисперсно включить в уроки химии 9 класса конкретные вопросы регионального содержания, включая рассмотрение состава и нахождение полезных ископаемых н...