ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Статья адресована учителям химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_himii.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ.
Современная школа должна готовить учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, ориентироваться в конкретной ситуации, критически подходить к той или иной информации. Все это возможно только при достаточной сформированности определенных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации. Материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа, непроизвольно лучше запоминается.
Недаром древнекитайская мудрость гласит: Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь.
Я в своей работе использую разные личностно-ориентированные технологии, но чаще всего исследовательское обучение, имеющее практическую направленность. Технология исследовательского обучения способствует формированию ключевых компетенций у учащихся.
Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».
Использование исследовательского метода обучения:
- позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;
- должен способствовать формированию и развитию творческого химического мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
- овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений.
Реализация технологии исследовательского обучения идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.
На уроках-исследованиях ставлю две цели: дидактическую - обучение предмету и педагогическую - обучение исследовательской деятельности.
По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень).
Уровень урока, вид исследования, возрастная группа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Начальный 1 уровень 8-9 класс
| На доске обязательно пишу названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы. | Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске. |
Продвинутый 2 уровень 9-10 класс
| На доске записываю названия ступеней исследовательской деятельности по необходимости. Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д. | Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной. Получают оценку (правильно или не правильно) за каждый этап работы. |
Высший 3 уровень 10-11 класс
| Формулирую проблему. Подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаю условия для исследовательской деятельности: обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, организую индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или парах. | Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации |
Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.
На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.
Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как-то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила детей выполнить дома практическую работу. В дальнейшем я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями. Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся.
При выполнении исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских работ по химии формируется и информационная компетенция, связанная с критическим отношением к распространяемой по каналам СМИ рекламе. Исследуя состав и качество различных товаров, например, моющих средств, продуктов питания, газированных напитков и других, учащиеся делают выводы о достоверности сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому одним из вариантов ее организации является создание учащимися творческих проектов с использованием компьютерных технологий. Считаю, что такой подход к обучению приносит свои положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии интерактивного обучения на уроках химии
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...
Технология игрового обучения на уроках химии
Представлен опыт по самообразованию...
Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания
Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания...
Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания.
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской де...
Мастер-класс по теме: «Применение технологии исследовательской деятельности на уроках химии».
Теоретико-экспериментальное исследование на тему «Изучение свойств воды из разных источников нашего города». Целью данного исследования является изучение физико-химических свойств во...
Технология исследовательского обучения на уроках истории
Данная статья помогает как правильно методически проводить технологию исследовательского обучения на уроках истории в старших классах. Данная статья рассматривает теоритические, методические и практич...