Технология игрового обучения на уроках химии
методическая разработка по химии по теме
Представлен опыт по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_igrovogo_obucheniya.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Посёлка Ерофей Павлович
Сковородинского района Амурской области.
Тема по самообразованию:
«Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения»
(Тема взята в 2010-1011 учебном году)
Учитель химии
Орловская Ольга Эдуардовна
2012-2013 учебный год
Обоснование темы
Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения. «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему – либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку». Учителя химии и биологии используют в своей работе данную технологию. Чаще всего проводят деловые игры, где учащиеся выступают в роли лаборантов, технологов предприятий, руководителей, экологов. Такие игры проводятся по тем темам, где рассматриваются экологические проблемы. Кроме того, обобщающие уроки проводим в форме игр – путешествий. Например: «Королевства химических формул» в «Царство химических реакций», затем в «Империю Периодической системы» и т.д.
По теме «Важнейшие классы неорганических соединений» проводим игру – расследование. Сюжет её заключается в следующем: Частные расследовательские бюро получают заказ: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами: А1ВСД. Для расследования они должны покупать подсказки у информатора за деньги, заработанные решением заданий. Обобщение знаний по курсу органической химии проводим в виде командной игры «Крестики-нолики». Некоторые зачётные уроки проводим в форме: КВН, общественный смотр знаний. Например, по разделам «Неметаллы» и «Металлы» проводим трехуровневый зачёт – вертушку. В игровой форме проводим чаще уроки в 8 – 9 классах. Это уроки – сказки, общественные смотры знаний, уроки соревнования, брейн – ринги и т.д. Игровая технология обучения помогает достичь прочного освоения учащимся знаний по предмету.
Значение химического образования
Химия является одной из областей естествознания. Она изучает процессы превращения, состав, строения и свойства, а к также практическое использование веществ.
Без химических знаний сегодня невозможно представить научную картину мира, так как окружающий мир-это мир веществ, превращения которых составляют основу многих природных явлений.
Разнообразные химические процессы лежат в основе многочисленных производств: химической и нефтехимической отраслей промышленности, чёрной и цветной металлургии, переработки горючих ископаемых, производство строительных материалов, пищевой, фармацевтической отраслей промышленности и т.д. Продукты химии используются во всех отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, техники, находят широкое применение в быту. Это значит, что химия, как и другие естественные науки , не только изучают природу, но и вооружают человека знаниями для практической деятельности. Различные вещества всё больше проникают практически во все области человеческой деятельности, роль химических знаний становится очевидной, и ценность их постоянно растёт.
Усвоение химических знаний, формирование в сознании научной картины мира - одна из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания, а в целом - одно из условий гармоничного развития личности. Это значит, что изучение химии во многом ориентировано на перспективу развития общества.
Концепция сотрудничества
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающейся деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многоаспективно, но важнейшее место занимают в нем отношения «учитель-ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, у ученика-объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике, как субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами.
Сотрудничество в отношении «ученик-ученик» реализуется в общей жизнедеятельности коллектива.
Поэтому основное направление в своей педагогической деятельности выбрала игровые технологии с проблемным обучением, т.к на мой взгляд они наиболее реалистически соответствуют концепции сотрудничества, что ведёт к повышению уровня знаний и к химии, как предмету. Рассматривая классификационные характеристики технологии «педагогики сотрудничества» я выбрала
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая игровая.
По категории обучаемых: массовая (т.е. все категории).
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология коммуникативного обучения
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни
По философской основе: приспосабливающаяся
По основному фактору развития: психогенные
По подходу к ребёнку: свободное воспитание
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие
По направлению модернизации: активизация
По категории обучаемых: массовые (все категории)
Классификация педагогических игр
- По области применения:
—физические
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
- По (характеристике) характеру педагогического процесса:
—обучающие
—тренинговые
—контролирующие
—обобщающие
—познавательные
—творческие
—развивающие
- По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
- По предметной области:
—математические, химические, биологические, физические, экологические
—музыкальные
—трудовые
—спортивные
—экономически
- По игровой среде:
—без предметов
—с предметами
—настольные
—комнатные
—уличные
—компьютерные
—телевизионные
—циклические , со средствами передвижения
Дидактические игры
—позволяет эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение – игры позволяет научить:
—распознавать
—сравнивать
—характеризовать
—раскрывать понятия
—обосновывать
—применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
—стимулируется познавательная деятельность
—активизируется мыслительная деятельность
—самопроизвольно запоминаются сведения
—формируется ассоциативное запоминание
—решаются проблемные вопросы
—выявляются личностные черты характера
—усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Некоторые модели, способствующие активизации внимания, мышления и быстроте реакции в решении поставленных задач
- Игра «Химическое казино»
Опробовано 2 типа этой игры: командный и индивидуальный
Цель игры: Обобщение изученного материала по соответствующей теме и активизации учебной деятельности.
Оснащение игры: «Волчок» со стрелкой песочные часы или секундомер.
Дети садятся за стол во главе с учителем. Учитель заранее готовит вопросы и оцениваются баллами
Фишки для оценки знаний
3 4 5 6
Для оживления можно смешно назвать команду «Башмаки»; «Копченые утки» и тд.
Условия игры:
—Каждая команда поочерёдно крутит рулетку и отвечает на вопрос.
—На обдумывание 1 мин., затем переход к соперникам.
—Если обе не могут ответить взимается штраф в размере «стоимости этого вопроса».
—Выигравшая команда может быть освобождена от зачёта или контрольной работы.
—При выставлении оценок учитывают КПД.
- «Терминологические игры»
Для заполнения и правильного употребления химических терминов
—Составление кроссвордов и их решение.
—Химические диктаты.
—Игры в слова.
—Распознавание синонимов.
Это важно т.к термины способствуют выработки логических умений т.е анализировать ,различать и обобщать.
- Игра «Термины – синонимы»
Многие вещества имеют номенклатурные названия т.е общепринятые и тривиальные «из жизни» . Это вырабатывает быстрое запоминание.
Например:
Карточка № 2
1.нашат.спирт а)оксид Са
2.гаш.известь б)гидроксид аммония
3.поташ в)гидроксид кальция
4.негаш.известь г)карбонат Na
5.кальц.сода д)карбонат Са
Карточка № 1
1.гидрокарбонат натрия 1) угарный газ
2.оксид углерода IV 2) повар.соль
3.хлорид Na 3)мел;изв-к
4.оксид углерода II 4)углекислый газ
5.карбонат Са 5)пищевая сода
Задача учащихся – правильно составить пары
1-5; 2-4; 3-2; 4-1; 5-3. 1-б) ; 2-в) ; 3-д) ; 5-г).
Примечание: это карточки быстрого ответа.
- Игра «Найдите соответствие»
Цель игры: обработка навыков быстрого запоминания символов и их «произношения».
Технология игры:
I вариант – учитель просит показать эл-т «медь», дети показывают «Сu» и т.д.
II вариант – дают название элемента –учитель пишет ответ знаками.
III вариант – карточка быстрого ответа.
Соляная H2SO4 сульфаты
Серная H2CO3 карбонаты
Угольная HCI хлориды
Азотная H2S нитраты
Сероводородная HNO3 сульфаты
Тренинговые игры
- Игра «Соответствие движению»
Цель игры: внести в обучение оживление, которое способствует непринуждённому запоминанию.
Технология игры: Учитель договаривается с уч-ся ,что если он (поднимает)называет:
-кислоту- поднимают правую руку
-оксид- левую руку
-основание-трогают нос
-соль- берут за ухо
Результат: выучивание
- Игра «Кто больше вспомнит слов»
Цель игры: активизировать повторение.
Технология игры:
—быстро(5-7мин)
—короткое слово
—на каждую букву слово
—выигрывает тот, кто больше написал
δ | р | о | ϻ |
Бензин Бензол Бутан Бор Бериллий | Реактив Резина Реакция Радон Радий | Орбиталь Олово Оксида Озон Основание | Молекула Мышьяк Металлы Метан Магний |
- Игра «Найдите лишнее»
Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы орган. и неорган. классы.
Технология игры: вычеркнуть лишнее, делает одни или эстафета
- HCI ; Na2SO4 ;H2SO4 ;HNO3 :
- KCI ;BaSO4 ;H2SO3 ;CaCO3 :
- SO3 ; Mn2O7 ;KCIO3 ;N2O5 :
- NaOH ;Mg(OH)CI ;AI(OH)3 ; Cr(OH)2 :
- H3BO3 ;NaHCO3 ;Ca(HS)2 ;MgCI :
- Игра «Химическая разминка»
Цель игры: активизировать процесс заучивания.
Технология игры: 2 команды задают друг другу ответ с вопросом.
- Игра «Блиц-турнир»
Цель игры: активизировать процесс распознования.
Технология игры: по 1 игроку из команды, который показывает карточку. Например: Н3РО4, другой называет, а третий который не видел пишет вновь на доске.
10) Игра «Верю-не верю»
Цель игры: повторение и закрепление
Технология игры: учитель говорит, что загадал вещество и называет его, а затем задаёт верные и нет вопросы о его составе, свойствах, применениях, на которые отвечают «ДА»; «НЕТ»
Учитель: «Я загадала вещество кислород»
—верен ли химический символ О
—молекулярный состав О2
—входит в состав воздуха
—газ
—состав воды
—быть жидким
—дышим только О2 —
11) Игра «Парадокс»
Цель игры: на слух запоминать названия.
Технология игры: задать друг другу вопросы по определённой теме (каверзные, шуточные и тд.)
Примерный перечень вопросов:
1. Что произойдёт, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью
( ничего это одно и тоже вещество);
2. Что произойдёт, если опустить соль в воду
(солёная вода);
3. Что произойдёт, если опустить палец в раствор серной кислоты
(ожог)
12) Игра «Снайперы»
Цель игры: укрепить знания растворимости.
Технология игры: конкурс на лучшего стрелка.
Что необходимо выяснить:
— Растворимые ли NaCI ; FeSO4 ; AI(OH)2
— ˝ карбонат магния, сульфат аммония, гидроксид железа
— Составьте три нерастворимых основания
— Назовите три нерастворимые соли кремневой кислоты
13) Игра «Химический аукцион»
Цель игры: с помощью сорев-я вызвать желания выучить.
Технология игры:
гонг и молоток.
Учитель - называть амфотерные оксиды и гидроксиды. Если наступает пауза, то последнии слова три раза повтор и гонг «Продано» и т.д.
Литература:
Иргы - обучения, тренинг, досуг.
Петрусинский В.В
Новая школа 1994г
Настольная книга учителя химии.
Цирлина Т.В «На пути к совершенству»
м.1993г
Гульчевская Т.Г «Сов.пед. технологии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии интерактивного обучения на уроках химии
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...
Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)
В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...
Применение технологии проблемного обучения на уроках химии
Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...
Статья по теме: " Технология игрового обучения на уроках английского языка. Ролевые игры"
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – эт...