Урок по теме: "Соединения фосфора"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Цель урока: изучить важные соединения фосфора, особенности их физических и химических свойств, способы получения и применение.
Задачи урока: Образовательная: изучить фосфин, свойства оксидов фосфора и фосфорной кислоты, повторить основные свойства оксидов и кислот, на примере ортофосфорной кислоты. Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы. Воспитывающая: развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, создание комфортности присутствия на уроке. Оборудование: компьютер, проектор, набор реактивов: магний, медь, оксид меди (П), гидроксид натрия, фенолфталеин, нитрат серебра, пробирки, спички, штатив. Тип урока: комбинированный. Методы и формы: беседа, рассказ, организация работы с текстом учебника, демонстрационные опыты, просмотр видеороликов; коллективная, парная, групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме: "Соединения фосфора" | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: СОЕДИНЕНИЯ ФОСФОРА
(9 КЛАСС)
Цель урока: изучить важные соединения фосфора, особенности их физических и химических свойств, способы получения и применение.
Задачи урока:
Образовательная: изучить фосфин, свойства оксидов фосфора и фосфорной кислоты, повторить основные свойства оксидов и кислот, на примере ортофосфорной кислоты.
Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы.
Воспитывающая: развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, создание комфортности присутствия на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, набор реактивов: магний, медь, оксид меди (П), гидроксид натрия, фенолфталеин, нитрат серебра, пробирки, спички, штатив.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы: беседа, рассказ, организация работы с текстом учебника, демонстрационные опыты, просмотр видеороликов; коллективная, парная, групповая работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
На прошлых уроках мы изучали с вами «Соединения азота». Знакомились с водородным соединением азота, солями аммония, оксидами, особыми свойствами азотной кислоты.
Вам предстоит сначала ответить на вопросы по ранее изученному материалу. После чего мы с вами продолжим изучение соединений элементов V группы главной подгруппы.
П. Химический диктант (актуализация знаний и проверка домашнего задания). Взаимопроверка.
1 вариант | Графа проверяющего ученика | ||
№ | Ответ | № | исправления |
1. | Соли азотной кислоты называют … . | 1. | |
2. | Формула сульфата аммония - | 2. | |
3. | Качественная реакция на нитрат-ионы, взаимодействие их с: … Признаки реакции: | 3. | |
4. | Назовите вещество: Ва(NO2)2 - | 4. | |
5. | Разложите при нагревании: a) КNO3 = б) АgNO3 = | ||
Оценка: |
2 вариант | Графа проверяющего ученика | ||
№ | Ответ | № | исправления |
1. | Формула хлорида аммония - | 1. | |
2. | Каким свойством обладают все соли азотной кислоты? | 2. | |
3. | Селитры – это … . | 3. | |
4. | Назовите вещество: Ca(NO3)2 - | 4. | |
5. | Разложите при нагревании: a) NaNO3 = б) Zn(NO3)2 = | ||
Оценка: |
Ответы: 1 вариант 2 вариант
1. нитратами 1. NH4Cl
2. (NH4)2SO4 2. растворимы в воде
3. медью и конц. серной кислотой 3. нитраты К, Na, Ca, Ba, NH4+, Mg
4. нитрит бария 4. нитрат кальция
5. a) 2KNO3 = 2KNO2 + O2 5. a) 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2
б) 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2 б) 2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2 + O2
Ш. Объяснение нового материала.
- Соединения фосфора c различными степени окисления.
Вопрос классу: Какие степени окисления может иметь фосфор, исходя из строения его атома?
( работа учащихся у доски)
- 3 | 0 | + 3 | + 5 |
Са3Р2 фосфид кальция Легко подвергается гидролизу: Са3Р2 + 6Н2О = 3Са(ОН)2 + 2РН3 | Р | Р2О3 триоксид фосфора, фосфористый ангидрид | Р2О5 пентаоксид фосфора, фосфорный ангидрид |
РН3, фосфин, бесцветный, ядовитый с запахом гниющей рыбы, с чесночным запахом, самовоспламеняется на воздухе, длительное вдыхание может привести к летальному исходу. | белый красный черный | Н3РО3 фосфористая кислота (фосфиты) | НРО3 метафосфорная кислота (РО3- метафосфаты) Н3РО4 ортофосфорная или фосфорная кислота (ортофосфаты или фосфаты) |
- Кислородсодержащие соединения фосфора. (оксид фосфора(V) и фосфорные кислоты)
А) Пентаоксид фосфора Р2О5 (истинная формула – Р4О10) – белое гигроскопичное кристаллическое вещество. В твердом и газообразном состояниях молекула существует в виде димера, при высоких температурах мономеризуется. Типичный кислотный оксид. Очень хорошо растворяется в воде, образуя ряд фосфорных кислот (работа с текстом учебника):
метафосфорную:
P2O5 + H2O = 2HPO3
ортофосфорную (фосфорную):
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
Вопрос к классу. С какими веществами взаимодействует оксида фосфора (V)?(С основными оксидами, щелочами).
Учитель. Запишите уравнения реакций: на доске учитель пишет начало уравнений
P2O5 + 3CaO → Ca3(PO4)2
P2O5 +6NaOH→ 2Na3PO4 + 3H2O
Пентаоксид фосфора проявляет все свойства, характерные для кислотных оксидов, например:
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4,
P2O5 + 3CaO 2Ca3(PO4)2;
может образовывать три типа солей:
Окислительные свойства для него не характерны, т.к. степень окисления +5 является для фосфора очень устойчивой. Получают пентаоксид фосфора при горении фосфора в достаточном количестве кислорода:
4P + 5O2 2P2O5.
Б) Ортофосфорная кислота Н3РО4 – бесцветное кристаллическое вещество, очень хорошо растворимое в воде, гигроскопична. Это трехосновная кислота средней силы; не обладает выраженными окислительными свойствами. Проявляет все химические свойства, характерные для кислот, образует три типа солей (фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты) (работа по учебнику)
Запишите ступенчатую диссоциацию кислоты на ионы: … .
Демонстрационные опыты: окраска универсального индикатора, реакции с магнием, медью, оксидом меди (П), гидроксидом натрия, карбонатом натрия; качественная реакция на ортофосфат-ион.
Учащиеся в тетрадях составляют уравнения реакций и записывают их признаки.
Учитель. Фосфорная кислота при нагревании вступает в реакции с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода.
- 2H3PO4 + 3Мg = Mg3(PO4)2 + 3H2,
- H3PO4 + Cu ,
- 2H3PO4 + 3CuO = Ca3(PO4)2 + 3H2O,
- 2H3PO4 + Na2CO3 = 2KH2PO4 + CO2 + H2O.
Качественной реакцией на фосфат-ион является реакция с катионом серебра; образуется осадок желтого цвета, не растворимый в слабокислых средах:
- 3AgNO3 + Na3PO4 = Ag3PO4 + 3NaNO3.
Вывод: (формулируют учащиеся). Фосфорная кислота обладает всеми химическими свойствами, характерными для кислот.
- В промышленности фосфорную кислоту получают экстракционным:
Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 = 2H3PO4 + 3CaSO4,
а также термическим методом:
Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C 3СaSiO3 + 2P + 5CO,
4P + 5O2 2P2O5,
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4.
- К лабораторным методам получения ортофосфорной кислоты относят действие разбавленной азотной кислоты на фосфор:
3Р (кр.) + 5HNO3 (разб.) + 2Н2О = 3H3PO4 + 5NO,
взаимодействие метафосфорной кислоты с водой при нагревании:
HPO3 + H2O H3PO4.
- В организме человека ортофосфорная кислота образуется при гидролизе аденозинотрифосфорной кислоты (АТФ):
АТФ АДФ + H3PO4.
IV. Закрепление изученного материала.
Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю, проверяю лакмусом, станет сразу красным он!
Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник, потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура. Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной…
А сейчас в тетради дети напишите превращения эти!
Учащиеся составляют цепочку превращения и записывают соответствующие уравнения
химических реакций P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4→ Ag3PO4 → H3PO4
V. Домашнее задание: осуществить цепочку превращений, упр.1, стр.110 §30, записи в тетради
Дополнительные задания (по желанию): напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:
P → Ca3P2 → PH3 → оксид фосфора (V)→ фосфат натрия → фосфат серебра
Ca3(PO4)2 → P → P2O3 → P2O5→ Ca3(PO4)2 → H3PO4
Ca3(PO4)2 → P → PCl3 → H3PO4 → K3PO4 → Fe3(PO4)2.
VI. Подведенние итогов вместе с классом: Рейтинговая оценка за урок: максимум 31 б
Рейтинговая оценка деятельности учащихся на уроке. (максимум 31 б)
1. Явка на урок, готовность - 1 б
2. Домашнее задание - 5 б (2б, если списали у товарища)
3. Химический диктант: без ошибок – 6 б (за каждую ошибку отнимаете 1 б)
4. Правильное составление формул соединений фосфора - 6 б
5. Верно составлены уравнения при проведении опытов – 6 б 6. Ответы на вопросы творческого задания - 5 б 7. Активность на уроке, смекалка, своевременность выполнения работы - 2 б
«5» 25 – 31 б, «4» 18 – 24 б, «3» 12 – 17 б «0» 0 - 11 б. (жду на электив)
VII. Рефлексия.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме Соединения галогенов
Урок по теме сединения галогенов. Сопровождается презентацией и проверочными тестами....
конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс
Урок изучения нового материала с использованием презентации....
Презентация к модульному уроку по теме "Соединения галогенов"
Одной из форм моей работы являются модульные уроки. При планировании таких уроков наиболее активная роль отводится ученику, что формирует внимание и сосредоточенность, способствует развитию таки...
урок химии в 8 классе "Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов"
Данный урок является обобщающим уроком по теме "Соединения химических элементов",...
обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" химия 8 класс
Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов"химия 8 класс. В уроке даны материалы по всем классам неорганическиз соединений(оксиды, кислоты, основания, соли). В конспекте присутствуют тес...
Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
Обобщающий урок по теме: « Соединения химических элементов»
Урок обобщения и систематизирования знаний о классификации неорганических веществ. На уроке используются различные виды деятельности...