Развитие творческих способностей на уроках химии...
методическая разработка по химии (9 класс)

Моисеенко Анна львовна

Творческие способности на уроках химии...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время.

Моисеенко А.Л., учитель химии

За 2 года работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь о завтрашнем уроке, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Моя позиция:

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя этого цели познания из разных областей, коммуникативные умения.

Одной из главных задач в любой школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности.

Для развития умственных способностей, учащихся необходимо использовать активные методы обучения, рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи, движении и развитии.

В современной психологии доказано, что для развития мышления учащихся существенное значение имеют их практическое действие: составление схем, диаграмм, приборов, тренажеров. Мыслительные операции развиваются на основе предметных действий, при этом знания становятся более конкретными, лучше связываются с практикой.

Как на уроках, так и во внеурочной деятельности я широко использую работу учащихся с приборами, моделями, игровыми установками, схемами и т.п. в процессе которой они учатся наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать, систематизировать и приобретают специальные умения и навыки.

Так, например, в 8-х и 9-х классах широко используют буквенные игры-задачи такие как: логогрифы, метаграмма, анаграмма, шарада, составление ребусов, кроссвордов, различного рода игр, которые развивают сообразительность, внимание, логику и оригинальность мышления. Такие творческие задания предлагаю составить самим учащимся в качестве домашнего задания, которые в дальнейшем использую на уроках для разрядки.

Например: 1) решите анаграммы и исключите лишнее слово: етубн, нэта, паюпорл, нексиг.

2) Подберите название животного, которое соответствует каждой из предложенных формул: вол, павлин, кабан, крохаль, скорпион.

НС-СН;               НзС- СНз;          НзС-СН2-ОН;         СНзСОСНз;         СНзСОН.

3) Продолжи ряд формул: С2Н5ОН ; С2Н4; С3Н6О ; С3Н7ОН ; С3Н6; С4Н8О …    .

На старшей ступени предполагается формирование ключевых компетенций.  Их становление и развитие осуществляется посредством включения старших школьников в проектировочную и исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся.

       Метод проектов я начала использовать для развития творческих способностей учащихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.

Что такое проект?

Проект это пять «П» 

 

Проблема    Проектирование    Поиск    Продукт     Презентация

Работа над проектом включает следующие этапы:

- подготовительный

(определить вид проекта по деятельности, по времени, по интеграции; цели и задачи развития, обучения, воспитания, информационное, учебно –методическое оснащение, список литературы)

- этап реализации (погружение в проект, организация деятельности)

- этап работы над проектом;

- презентация проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интереснее самостоятельно, в группе или самому максимально используя свои возможности, позволяющий проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы-носит практический характер, имеет важное прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Например, проект по теме «Жиры» в 10 кл.

Цель проекта: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, расширить знания учащихся о жирах, о роли жиров в организмах животных, о сбалансированном питании.

Создать условия для развития навыков научно-исследовательской работы учащихся, их творческой и деловой активности.

Форма работы: групповая, коллективная.

(3 часа) 1 урок – ролевая игра (биологи, химики, психологи, диетологи, социологи) - работа с источниками (интернет ресурсы, литература)

На втором уроке каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций, шла подготовка к защите проекта.

Третий урок – защита проекта.

Группа химиков - информация о жирах и других продуктах, привели формулы жиров и уравнения реакций. Опыты, связанные с жирами.

Группа биологов рассказала о жирах, их биологической роли.

Диетологи: о превращении жиров в нашем организме с основами правильного питания, приготовили таблицу с показателями калорий, рецепты низкокалорийных блюд.

Психологи рассказали о влиянии полноты на характер человека.

Группа социологов опросили окружающих об отношении людей к полным людям, составили диаграмму.

Ценность такого опыта применения данной формы деятельного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

«Ум заключается не только в знании, но и умении прилагать знания на деле».

                                                                                   (Аристотель.)

            На развитие творческих способностей влияют и практико-ориентировочные задания: для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция, а это шаг к воспитанию творчески активной личности.

         Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности; написания химических сказок, эссе, сообщений, мини пособий.

         Обучение с использованием практико-ориентировочных заданий приводит к более прочному усвоению информации, т.к. возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

         Поиск методов форм обучения, способствует воспитанию творческой личности, привел к появлению игровых технологий. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

        (Пример урока-игры «Бюро находок»)

          Еще один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка-это исследовательская практика.

       «Исследованию все возрасты покорны». Склонность к исследованию свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать - это индикаторы детской одаренности.

        Структура учебного исследования:

          Выделение и постановка проблемы - выдвижение гипотез-поиск и предложение возможных вариантов решения - сбор материала - обобщение полученных данных – подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.) -защита проекта.

            (Н-Р,8 кл. «Алгоритм составления уравнений реакции»)

          Развитию творческого мышления способствуют ассоциации, ассоциации мышления. На использование ассоциаций меня подтолкнули сами дети: необходимость представить тот или иной научный химический процесс на не сложном привычном уровне и связать с чем-то привычным, и ребенок начинает понимать.  (например, схемы распределения электронов по орбиталям, образование ионной или ковалентной связи).

           Кроме других способов и методов, развивающих творческие способности обучающихся, я могу назвать метод опорных схем и конспектов, использование информационных технологий.

           Учителя, работающие над развитием творческих способностей, учащихся на уроке и во внеурочное время должны помнить:

-Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

-Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ –дело очень деликатное.

-Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных»

-и самое главное- творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Развитие творческих способностей на уроках географии, биологии и химии через групповую работу.

     Основная цель групповой работы – развитие творческих способностей учащихся, но самое главное развития мышления. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встае...

Развитие творческих способностей на уроках химии

Участие в городском фестивале мастер-классов. Тема -  Развитие творческих способностей на уроках химии.Великий Новгород. 2016г.Участница шестой городской недели информатизации. Великий Новгород. ...