Рабочая программа по химии 8 класс. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков.
рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии составлена к УМК Габриеляна О.С., Остроумова И.Г., Сладкова С.А.. Расчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8_novaya_fgos_s_lo.docx | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Верхнедонской район, хутор Быковский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Верхнебыковская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Верхнебыковской ООШ
Приказ от 31.08.2021 №65
___________Н.А. Суярова
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По химии
Основного общего образования 8 класс
Количество часов 70
Учитель Михина Надежда Михайловна
2021
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
авторской программы Габриелян О.С., Остороумов И.Г., Сладков С.А., М. «Просвещение» 2019, с использованием учебника «Химия 8 класс», учеб. для общеобразоват. организаций / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков // Москва «Просвещение» 2019
Цели изучения:
- Формирование у учащихся целостной естественно-научной картины мира.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и её вклада в современный научно - технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении, свойствах и применении химических веществ.
- Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.
- Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения.
- Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:
- формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка;
- развиваются умения наблюдать и Объясняют химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве;
- приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами;
- формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;
осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную
картину.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение химии в 8 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 ч в неделю
Учебный план МБОУ Верхнебыковской ООШ предусматривает обязательное изучение химии на этапе основного общего образования в 8 классе в объёме 70 часов в год, 2 часа в неделю. Т.к. 23 февраля, 2 мая, 9 мая выпадают на праздничные дни (Постановление Правительства РФ от 16.09.2021г. №1564 «О переносе выходных дней в 2022 году»), поэтому Программа будет реализована за 68 часов.
2. Планируемые результаты.
2.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Первоначальные химические понятия.
Выпускник научится:
- использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «валентность», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»;
- знать: предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы, их названия и произношение;
- классифицировать вещества по составу на простые и сложные;
- различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;
- описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); свойства веществ (твердых, жидких, газообразных); химические реакции по составу и числу реагентов, по тепловому эффекту;
- объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;
- характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека, аргументировать свое отношение к этой проблеме;
- вычислять относительную атомную и молекулярную массу вещества;
- проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Выпускник получит возможность научиться
- определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;
- составлять сложный план текста;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;
- получать химическую информацию из различных источников;
- определять объект и аспект анализа и синтеза;
- определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;
- осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.
- Знать качественный и количественный состав воздуха; способы получения кислорода и водорода; способы собирания кислорода и водорода;
- распознавать по характерному хлопку водород и кислород;
- использовать при решении расчетных задач понятия «количество вещества», «масса», «молярная масса», «молярный объём», «число частиц», «число Авогадро», «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества»;
- проводить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества»;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение;
- самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;
- выполнять полное комплексное сравнение;
- выполнять сравнение по аналогии.
Основные классы неорганических соединений.
Выпускник научится
- использовать при характеристике веществ понятия: «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «соли»;
- классифицировать сложные неорганические вещества по составу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода;
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ;
- устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот;
- проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- исследовать среду раствора с помощью индикаторов; экспериментально различать кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;
Выпускник получит возможность научиться:
- под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;
- осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;
- осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;
- определять аспект классификации;
- осуществлять классификацию;
- знать и использовать различные формы представления классификации.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Выпускник научится
- использовать при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность», «металлическая связь»;
- описывать состав и строение атомов элементов с порядковыми номерами 1—20 в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
- составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения теории строения атома;
- сравнивать свойства атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства);
- использовать при характеристике веществ понятия: «металлы», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность», «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения, или модификации»;
- описывать: табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя понятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);
- описывать положение элементов-металлов и элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
- классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, элементы;
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов — металлы и неметаллы;
- доказывать относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы;
- объяснять многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия;
- описывать свойства веществ (на примерах простых веществ — металлов и неметаллов);
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
- Выпускник получит возможность научиться:
- • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции.
Выпускник научится
- использовать при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «степень окисления», «металлическая связь»;
- составлять схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, металлической);
- определять тип химической связи по формуле вещества;
- приводить примеры веществ с разными типами химической связи;
- характеризовать механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи;
- устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества — тип химической связи;
- использовать при характеристике превращений веществ понятия: «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
- характеризовать сущность окислительно-восстановительных реакций;
- классифицировать химические реакции по «изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса; уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
- определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление в окислительно-восстановительных реакциях;
- устанавливать причинно-следственные связи: класс вещества — химические свойства вещества;
Выпускник получит возможность научиться:
- делать пометки, выписки, цитирование текста;
- составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ;
- владеть таким видом изложения текста, как рассуждение;
- использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере полуреакций окисления-восстановления);
- различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства);
- осуществлять прямое индуктивное доказательство.
Химический практикум
Выпускник научится
- обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
- выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом; спиртовкой;
- наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;
- описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
- делать выводы по результатам проведенного эксперимента;
- готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- приготовить раствор и рассчитать массовую долю растворенного в нем вещества.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять, исходя из учебной задачи, необходимость непосредственного или опосредованного наблюдения;
- самостоятельно формировать программу эксперимента.
2.2. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
- рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
- использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
- объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
3. Содержание учебного предмета.
Первоначальные химические понятия.
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные.
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно - молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.
Демонстрации:
Коллекция материалов и изделий из них. Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии. Модели кристаллических решёток. Собирание прибора для получения газа и проверка его на герметичность. Возгонка сухого льда, йода или нафталина. Агрегатные состояния воды. Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки. Дистиллятор и его работа. Установка для фильтрования и её работа. Установка для выпаривания и её работа. Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха. Разделение красящего вещества фломастера с помощью бумажной хроматографии. Модели аллотропных модификаций углерода и серы. Получение озона. Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева. Короткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической системы Д. И. Менделеева. Конструирование шаростержневых моделей молекул. Аппарат Киппа. Разложение бихромата аммония. Горение серы и магниевой ленты.
Портреты М. В. Ломоносова и А. Л. Лавуазье. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора лакмусом . Взаимодействие соляной кислоты с цинком. Получение гидроксида меди(П) и его разложение при нагревании.
Лабораторные опыты
1. Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
2. Проверка прибора для получения газов на герметичность.
3. Ознакомление с минералами, образующими гранит.
4. Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение.
5. Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра.
6. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.
7. Взаимодействие раствора соды с кислотой.
8. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и кислоты.
9. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и соли железа (III).
10. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).
11. Замещение железом меди в медном купоросе.
Практические работы
- Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности и некоторые виды работ при работе в кабинете химии.
- Анализ почвы
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.
Состав воздуха. Понятие об объёмной доле компонента природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность одного газа по другому.
Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро».
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».
Демонстрации:
Определение содержания кислорода в воздухе. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода. Собирание методом вытеснения воздуха и воды. Распознавание кислорода. Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде. Коллекция оксидов.Получение, собирание и распознавание водорода. Горение водорода. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II). Коллекция минеральных кислот. Правило разбавления серой кислоты. Коллекция солей. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде. Некоторые металлы, неметаллы и соединения количеством вещества в 1 моль. Модель молярного объёма газообразных веществ.
Лабораторные опыты:
- Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.
- Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты.
- Распознавание кислот индикаторами.
- Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
- Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки — растворами пероксида водорода, спиртовой настойки иода и нашатырного спирта.
Практические работы
- Получение, собирание и распознавание кислорода.
- Получение, собирание и распознавание водорода.
- Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей.
Основные классы неорганических соединений
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Лабораторные опыты:
- Взаимодействие оксида кальция с водой.
- Помутнение известковой воды.
- Реакция нейтрализации.
- Получение гидроксида меди (II) и его взаимодействие с кислотой.
- Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.
- Взаимодействие кислот с металлами.
- Взаимодействие кислот с солями.
- Ознакомление с коллекцией солей.
- Взаимодействие сульфата меди(П) с железом.
- Взаимодействие солей с солями.
- Генетическая связь на примере соединений меди.
Практические работы
- Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома
Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона и создание им Периодической системы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов №№ 1-20. Понятие о завершенном электронном уровне.
Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка Периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах, как функция строения электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Демонстрации:
Различные формы таблиц периодической системы. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева. Модели атомов химических элементов. Модели атомов элементов 1—3-го периодов
Лабораторные опыты.
- Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, и свойства веществ с этим типом решёток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, свойства веществ с этим типом решёток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации
Видео фрагменты и слайды «Ионная химическая связь». Коллекция веществ с ионной химической связью. Модели ионных кристаллических решёток. Видеофрагменты и слайды «Ковалентная химическая связь». Коллекция веществ молекулярного и атомного строения. Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток. Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь». Коллекция «Металлы и сплавы». Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты:
- Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи
- Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | К.Р. |
1. | Первоначальные химические понятия | 20 | 1 |
2. | Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. | 17 | 1 |
3. | Основные классы неорганических соединений | 10 | |
4. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. | 8 | 1 |
5. | Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции | 9 | 1 |
6. | Повторение | 6 | 1 |
Всего: | 70 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
2021 – 2022 учебный год.
№ | Тема урока | Дата | Вид контроля | |
По плану | По факту | |||
Первоначальные химические понятия | ||||
1 | Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Л.о.№1 «Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды». | 01.09 | ||
2 | Методы изучения химии. | 06.09 | ||
3 | Агрегатные состояния веществ. Л.о.№2 «Проверка прибора для получения газов на гермитичность» | 08.09 | ||
4 | Практическая работа №1. Правила ТБ и некоторые виды работ в кабинете химии. | 13.09 | ||
5 | Физические явления в химии. Л.о. №3 «Ознакомление с минералами, образующими гранит». Л.о.№4 «Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение». | 15.09 | ||
6 | Практическая работа №2. Анализ почвы. | 20.09 | ||
7 | Атомно-молекулярное учение. Химические элементы. | 22.09 | ||
8 | Знаки химических элементов. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. | 27.09 | ||
9 | Знаки химических элементов. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. | 29.09 | ||
10 | Химические формулы. | 04.10 | ||
11 | Химические формулы. | 06.10 | ||
12 | Валентность. | 11.10 | ||
13 | Валентность. | 13.10 | ||
14 | Химические реакции. Признаки и условия их протекания. Л.о. №5 «Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра», Л.о.№6 «Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой». Л.о.№7 «Взаимодействие раствора соды с кислотой». | 18.10 | ||
15 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Л.о.№8 «Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и кислоты», Л.о.№9 «Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и соли железа (III)». | 20.10 | ||
16 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 25.10 | ||
17 | Типы химических реакций. | 27.10 | ||
18 | Типы химических реакций. Л.о. №10 «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV)». Л.о. №11 «Замещение железом меди в медном купоросе». | 08.11 | ||
19 | Повторение и обобщение темы. Подготовка к контрольной работе. | 10.11 | ||
20 | Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия» | 15.11 | К.р.№1 | |
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. | ||||
21 | Воздух и его состав. | 17.11 | ||
22 | Кислород. | 22.11 | ||
23 | Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание кислорода». | 24.11 | ||
24 | Оксиды.Л.о.№12 «Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа». | 29.11 | ||
25 | Водород. Л.о.№ 13 «Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты». | 01.12 | ||
26 | Практическая работа №4 «Получение, собирание и распознавание водорода» | 06.12 | ||
27 | Кислоты. Л.о.№14 «Распознавание кислот индикаторами» | 08.12 | ||
28 | Соли. | 13.12 | ||
29 | Количество вещества. | 15.12 | ||
30 | Молярный объём газов. | 20.12 | ||
31 | Расчёты по химическим уравнениям. | 22.12 | ||
32 | Расчёты по химическим уравнениям. | 27.12 | ||
33 | Вода. Основания. Л.о.№15 «Изменение окраски индикаторов в щелочной среде». | 10.01 | ||
34 | Растворы. Массовая доля растворённого вещества. Л.о.№16 «Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки — растворами пероксида водорода, спиртовой настойки йода и нашатырного спирта». | 12.01 | ||
35 | Практическая работа №5 «Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей». | 17.01 | ||
36 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии». | 19.01 | ||
37 | Контрольная работа по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии». | 24.01 | К.р.№2 | |
Основные классы неорганических соединений | ||||
38 | Оксиды: классификация и свойства. Л.О.№17 «Взаимодействие оксида кальция с водой». Л.о.№18 «Помутнение известковой воды». | 26.01 | ||
39 | Основания: классификация и свойства. Л.о.№19 «Реакция нейтрализации». Л.о.№20 « Получение гидроксида меди (II) и его взаимодействие с кислотой». Л.О.№21 «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании». | 31.01 | ||
40 | Кислоты: классификация и свойства. Л.О. №22 «Взаимодействие кислот с металлами». Л.о. №23 «Взаимодействие кислот с солями». | 02.02 | ||
41 | Кислоты: классификация и свойства | 07.02 | ||
42 | Соли: классификация и свойства. Л.о. №24 «Ознакомление с коллекцией солей». Л.о. №25 «Взаимодействие сульфата меди(П) с железом». Л.о.№26 «Взаимодействие солей с солями». | 09.02 | ||
43 | Соли: классификация и свойства. | 14.02 | ||
44 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. Л.О. №27 «Генетическая связь на примере соединений меди». | 16.02 | ||
45 | Практическая работа №6.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». | 21.02 | ||
46 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» | 28.02 | ||
47 | Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений» | 02.03 | ||
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. | ||||
48 | Естественные семейства химических элементов. Амфотерность. Л.о.№28 «Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств». | 05.03 | ||
49 | Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. | 09.03 | ||
50 | Основные сведения о строении атомов. | 14.03 | ||
51 | Строение электронных оболочек атомов химических элементов № №1-20 в таблице Д.И. Менделеева. | 16.03 | ||
52 | Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома | 21.03 | ||
53 | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе. | 23.03 | ||
54 | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе. | 04.04 | ||
55 | Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | 06.04 | ||
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции | ||||
56 | Ионная химическая связь. | 11.04 | ||
57 | Ковалентная химическая связь. | 13.04 | ||
58 | Ковалентная полярная химическая связь. | 18.04 | ||
59 | Металлическая химическая связь. Л.о.№29 «Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи» | 20.04 | ||
60 | Степень окисления. | 25.04 | ||
61 | Окислительно-восстановительные реакции. | 27.04 | ||
62 | Окислительно-восстановительные реакции. | 04.05 | ||
63 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции» | 11.05 | ||
64 | Контрольная работа по теме «Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции» | 16.05 | ||
Повторение | ||||
65 | Повторение основных тем курса химии 8 класса | 18.05 | ||
66 | Итоговая контрольная работа | 23.05 | ||
67 | Решение задач | 25.05 | ||
68 | Итоговый урок. | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год ...
Рабочая программа 10-11 класс О.С.Габриелян (базовый уровень)
Рабочая программа...
Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС
Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...
Разноуровневый тренажер "Типы химических реакций", 9 кл к учебнику Химия, 9кл., О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков (изд Просвещение, 2020)
Можно использовать в качестве проверочной работы. Время выполнения 10 мин....
Рабочая программа по химии 9 класс, учебник О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков
Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса разработанана основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О. С...
Рабочая программа по химии 9 класс. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков.
Рабочая программа составлена к УМК О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, С.А.Сладкова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)....