Исследовательская работа по теме "Лук от семи недуг"
творческая работа учащихся по химии (9 класс)

Велиева Любовь Александровна

Доказать, что химический состав репчатого лука определяет многообразие его применения.

Задачи: Исследовать химический состав репчатого лука, изучить области его применения. Выявить индикаторные свойства лука, приготовить индикатор для определения кислотной и щелочной среды. Доказать, что лук - настоящий природный краситель, приготовить акварельные краски на основе лукового отвара и окрасить ткани. Определить содержащиеся в луке витамины.

Актуальность: Мы выбрали эту тему для нашего проекта так как практически каждую зиму закрывают школы на карантин, в холодное время года дети и взрослые часто болеют.  Таким образом, наша работа позволит узнать как может помочь лук в данной ситуации.          

Методы: анализ литературы и интернет - ресурсов, эксперимент, фотографирование, формулировка выводов, выработка практических рекомендаций.

Гипотеза: химический состав репчатого лука определяет многообразие его применения, например, лук является настоящим природным красителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лук от семи недуг.19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Цель работы: Доказать, что химический состав репчатого лука определяет многообразие его применения.

Задачи: Исследовать химический состав репчатого лука, изучить области его применения. Выявить индикаторные свойства лука, приготовить индикатор для определения кислотной и щелочной среды. Доказать, что лук - настоящий природный краситель, приготовить акварельные краски на основе лукового отвара и окрасить ткани. Определить содержащиеся в луке витамины.

Актуальность: Мы выбрали эту тему для нашего проекта так как практически каждую зиму закрывают школы на карантин, в холодное время года дети и взрослые часто болеют.  Таким образом, наша работа позволит узнать как может помочь лук в данной ситуации.          

Методы: анализ литературы и интернет - ресурсов, эксперимент, фотографирование, формулировка выводов, выработка практических рекомендаций.

Гипотеза: химический состав репчатого лука определяет многообразие его применения, например, лук является настоящим природным красителем.

Экспериментальная часть:

Исследование индикаторных свойств лука, приготовление растительного индикатора.
•1. Измельчили 100 гр. лука.
•2. Поместили в колбу, залили 200 мл воды.
•3. Отфильтровывали в два сосуда: № 1 – через фильтровальную бумагу и №2 – через марлю (через марлю проходят более крупные молекулы органических веществ)
•4.Полученные растительные индикаторы испытали при действии на них 0,1н растворов соляной кислоты (HCl) и гидроксида натрия.(NaOH)

Результаты: Приготовили раствор индикатора, который наиболее ярко реагировал изменением окраски в щелочной среде, причём наиболее яркое окрашивание наблюдалось при использовании индикатора в сосуде №2

Приготовление индикаторной бумаги.
Опыт №2
•1.Измельчили 50 гр. лука, поместили его в колбу и залили 200 мл воды.
•2.Кипятили в течение 2 минут.
•3.Раствор охладили, отфильтровали
•4.Пропитав 3 раза полоски фильтровальной бумаги, получили индикаторные бумажки.
•5.Исследовали полученную индикаторную бумагу, капнув на неё 0,1н раствором гидроксида натрия(NaOH), затем кислотой

Результат опыта: Мы приготовили индикаторную бумагу, исследовали изменение её окраски в кислотной и щелочной среде

Получение красок из отвара луковой шелухи. 
Берем несколько кусочков камеди и растворяем их в воде с добавлением уксуса. Другая составная часть краски - это вещество, которое не даст ей растекаться: патока, 
аптечный глицерин или мёд. Далее добавляем в краску вещество, которое скрепит краску с бумагой - клей. Чтобы краска не загнивала и не покрывалась плесенью, добавляем в неё несколько капель жидкого дезинфицирующего вещества (резорцин). 
После того как все составные части будущей краски перемешали, добавляем густой отвар луковой шелухи, в пропорции: 1 часть красителя на 1 часть заготовки для краски.

 Результаты: получили самодельную акварельную краску, оставляющую след (хотя и не очень яркий) на бумаге

Крашение тканей.
1.Приготовилт вытяжку растительного материала. ( в кастрюлю мы поместили 1 часть сухой измельчённой луковой шелухи и 10 частей воды, полученную смесь греем 3-4 часа примерно при 800С, периодически перемешивая суспензию)
2.Процедили вытяжку через 3,5 часа. (Объём ткани и растительной вытяжки должны соотноситься как 1:20)
3. Поместили в кастрюлю ткань 
4.налили в неё раствор луковой шелухи так, чтобы он с запасом покрывал окрашиваемую ткань. 
5.Поставили кастрюлю на электрическую плитку. 
5.Красильный раствор кипел 45 минут, а мы непрерывно переворачивали ткань.  

Результаты- мы не просто окрасили ткани, а сделали необычные топики, которые ольше нигде нельзя купить.                          

Обнаружение витаминов и белков в луковом соке
Витамин А
•1.Отфильтровали луковый сок в два сосуда
•(№ 1 – через фильтровальную бумагу, № 2 – через марлю)
•2.Налили в пробирки по 1 мл лукового сока
3.добавили по 3 капли 1%ного раствора хлорида железа (III).
4. При наличии витамина А появляется тёмно-зеленое окрашивание. Более яркое окрашивание наблюдается в пробирке №2

 Обнаружение белков в луковом соке
•1.В пробирку налили 2-3 мл раствора белка 2.Налили 2-3 мл раствора гидроксида натрия. 3.затем 1-2 мл раствора медного купороса.4.При наличии белка с осадком гидроксида меди (II) должно наблюдаться фиолетовое окрашивание.

Результат: Мы обнаружили в луковом соке витамины А,С,Д по характерной окраске. При определении белка наблюдалась ярко-зелёная окраска, что свидетельствует либо о малом количестве белка в луковом соке, либо о наличии фитонцидов.

 Результаты

Проведя все опыты, мы определили наличие витаминов в луковом соке по характерному окрашиванию, причём наблюдалось наиболее яркое окрашивание в сосуде с луковым соком, процеженным через марлю, нежели через фильтровальную бумагу. Это объясняется тем, что крупные молекулы органических веществ при процеживании остались на фильтре.

 Выводы

  • 1.Применение лука в народной медицине. Лук действительно от семи недуг.
  • 2.Широкое применение лука в кулинарии.
  • 3.Выяснили, что лук применяется в косметологии.
  • 4.Выяснили состав лука.
  • 5.Мы доказали, что из лука можно приготовить индикаторы для определения кислотной и щелочной среды.
  • 6. Лук - хороший природный краситель. Не зря до сих пор существует традиция окраски пасхальных яиц луковой шелухой.
  • 7.Используя луковый отвар можно приготовить акварельные краски, а также окрасить ткани.
  • 8.Подтвердили факт, что лук богат различными витаминами, белками.  

Литература

  1.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
  3. Менделеев Д.И. Основы химии. Т.1 М.; Л.: Изд-во ГХИ,1947
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Allium
  5. http://www.eda-server.ru/prjan/020.shtml 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ»

 Цель:  Познакомить детей с целебными и вкусовыми  свойствами лука....

Лук от семи недуг (статья)

Эта статья посвещенна классному часу, который проходил в рамках выполнения программы по здоровому питанию. Каждый обучающийся  класса поделился своей информацией о луке и узнал для себя много нов...

Презентация"Лук -от семи недуг"

Характеристика лука,сорта лука,народная мудрость о луке...

Исследовательская работа «Миграционный портрет моей семьи» по географии 8 класса к разделу «Россияне»

Исследовательская работа направлена на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся, необходимых для осуществления ими исследовательской деятельности. Тема работы: ...

Лук от семи недуг.

Практический проект "Лук от семи недуг"...

Исследовательская работа "Из истории моей семьи"

Исследование подготовлено учеником 10 - го класса Поповым Кириллом....

Исследовательская работа " Военная летопись моей семьи"

    Великая  Отечественная  война  коснулась  каждой  семьи.  Проводя исследования,  я  узнала,  что  мои  прадедушки  И.П....