Разработка урока "Окислительно-восстановительные реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Урок разработан для обучающихся в 8 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

р.п. Приютово Муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Тема урока: 
«Окислительно-восстановительные реакции»

Составила:

 учитель химии Низамова Альбина Рашитовна

2020 г

Цели урока: образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; научить определять типы ОВР; развивающая – сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.

        

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка «Проверь себя и своего одноклассника».
  3. Химическое «Поле чудес».
  4. Типы ОВР.
  5. Подведение итогов.

                                              Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Вступительное слово Учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции». На уроке вы будете определять степени окисления в сложных веществах, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса, научитесь определять типы окислительно-восстановительных реакций.

Давайте дадим определение окислительно-восстановительным реакциям. Может ли реакция быть только окислительной или только восстановительной?

  1. Разминка «Проверь себя и своего одноклассника». 

На доске написаны задания по рядам. Каждый правильный ответ оценивается в зависимости от сложности задания. После выполнения задания осуществляется индивидуальная взаимная проверка в паре, а затем коллективная.

Задания 1 ряду.

  1. Поставьте степени окисления:

Al, K3PO4, ZnSeO4, H2S

  1. Составьте электронный баланс для следующего уравнения:

H2S + O2 = H2O + SO2

Задания 2 ряду.

  1. Поставьте степени окисления:

O2, ZnS, Na2SO4, H3PO4 

  1. Составьте электронный баланс для следующего уравнения:

NH3 + O2 = NO + H2O 

Задания 3 ряду.

  1. Поставьте степени окисления:

Zn, Na3AsO4, H2SO4, NaCl

  1. Составьте электронный баланс для следующего уравнения:

Mn2O3 + Si = SiO2 + Mn 

  1. Химическое «Поле чудес».

На доске:

    1             2             3            4             5                                                         6             7             8             9            10

   11          12           13           14          15           16           17           18           19          20           21          22           23

                                  24           25           26          27          28

        Предлагается набор заданий  на карточках. Учащиеся выполняют задание, написанное на карточке, и по таблице находят букву, соответствующую числу, которое содержится в правильном ответе.

Таблица

А

В

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

+4

-4

+7

-7

+13

-3

+8

+9

-2

+10

П

С

Т

У

Ф

Х

Ч

Ш

Я

Ь

+2

+6

+11

+12

-5

+5

+14

+1

-1

+15

Например в 1-м задании: Mn+7 ---- Mn+2, марганец принимает 5 электронов. Далее по таблице находим букву, соответствующую числу +5: это буква «Х». Поэтому в квадрат №1 записываем букву «Х».

Задания:

1. Mn+7 ---- Mn+2

2. Al0 ---- Al+3

3. S+4 ---- S+6

4. Fe0 ---- Fe+3

5. Na0 ---- Na+

6. Сколько электронов примет хлор в уравнении: 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3?

7. O2 ---- 2O-2

8. Mg0 ---- Mg+2

9. H2SO3. Какова степень окисления серы?

10. K0 ---- K+

11. Заряд ядра атома алюминия

12. Cr+6 ---- Cr+2

13. N-3 ---- N-1

14. KClO4 . Какова степень окисления хлора?

15. Заряд ядра атома кремния

16. Степень окисления Si в SiS2?

17. Заряд ядра атома натрия

18. Mn+7 ---- Mn0

19. Элемент имеет электронную формулу 1s22s22p5. Какой заряд ядра у этого элемента?

20. Сколько всего электронов у фосфора?

21. Какое максимальное количество электронов находится на d-подуровне?

22. Степень окисления марганца в MnO2?

23. Fe+2 ---- Fe+3

24. Заряд ядра неона

25. S+6 ---- S+2 

26. Сколько всего электронов у магния?

27. S+6 ---- S-2

28. Si0 ---- Si-4

После того, как с помощью таблицы найдены все буквы, получаем выражение: «Химия – самая замечательная наука».

  1. Типы окислительно-восстановительных реакций.

Различают три типа окислительно-восстановительных реакций.

Межмолекулярные реакции – реакции, которые идут с изменением степеней окисления  атомов в различных молекулах. Например:

6HI + H2SO4 = 3I2 + S + 4H2O

Внутримолекулярные реакции – реакции, в которых атомы, изменяющие свои степени окисления, находятся в одной молекуле. Например:

2KClO3 = 2KCl + O2 

Реакции диспропорционирования (самоокисления-самовосстановления) – реакции, которые идут с изменением степени окисления атомов одного и того же элемента. Например:

3Cl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O

Встречаются реакции, в которых число частиц, изменяющих свою степень окисления, больше двух. Тогда определяют общее число электронов, отданных восстановителями, и общее число электронов, принятых окислителями, и далее находят коэффициенты обычным способом. Например:

4FeS2 + 11O2 = 8SO2 + 2Fe2O3

Fe+2 – e - --- Fe+3

                                                                   11                       4        восстановители

2S-1 – 10e - --- 2S+4                           44      

O20 + 4e - --- 2O-2               4                         11      окислитель

Задание на дом:

Расставить коэффициенты методом электронного баланса:

Cu2S + O2 + CaCO3 = CuO + CaSO3 + CO2

  1. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Типы химических реакций.

В разработке представлен конспект урока  химии в 8 классе на тему  "Типы химических реакций"  (методика Л.М.Кузнецовой)  и  презентация к конспекту.  А также самоанализ у...

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Методическая разработка урока: "Химические реакции"

Кузьмина Марина Владимировна.Учитель химииГБОУ школа № 212  Фрунзенского районаСанкт - Петербурга Класс: 8 Тема урока: «Химические реакции».Цель урока: установить отличия физических явл...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."

Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....

Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."

Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....