Статья на тему: "Внеклассная работа, как средство повышения интереса к химии".
статья по химии (8 класс)
Статья содержит занимательную игру по химии «Что? Где? Когда?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_kak_sredstvo_povysheniya_interesa_k_himii.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа, как средство повышения интереса к химии.
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной.
Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не имеют четких представлений даже о самом предмете химии, об основных понятиях и законах, плохо усвоили химическую символику, не умеют решать стандартные задачи. Даже подготовленные ученики не понимают логической связи между отдельными химическими явлениями.
Причины негативных изменений, которые появились в обучении химии за последние годы, хорошо известны. Это, прежде всего нарастание сложности программного материала и сокращение учебного времени на его усвоение. Из-за усложнения программы учителю приходится тратить дополнительное время на устное объяснение материала за счет времени, отводимого на проведение химического эксперимента и решения задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа учащихся, а следовательно, меньше внимания уделяется осмыслению и закреплению школьниками учебного материала. Снижается интерес к предмету, часто современные школьники большую часть времени тратят на компьютерные игры.
Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами (реактивами и химическим оборудованием) кабинетов химии.
Снижение интереса школьников к химии и соответственно уровня их знаний объясняется также и недостаточной внеклассной работой по химии.
Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объемного материала по курсу химии, многое из которого нужно еще и заучить без отчетливого осмысления. Внеклассная же работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке.
Основная цель внеклассной работы – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории. Очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у учащихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.
В большей степени, чем уроки, внеклассные занятия приспособлены для развития у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, к формированию ценных практических навыков и умений, самореализации личности учащихся. Внеклассная работа помогает формировать коллектив учащихся, пробуждает чувство ответственности перед коллективом, что очень важно в настоящее время.
Тематика внеклассной работы очень разнообразна, здесь нет ограничений, большое внимание уделяется межпредметным связям.
Тем не менее, содержание внеклассной работы по химии должно подчиняться определённым требованиям:
- Научность
- Доступность
- Актуальность и практическая значимость
- Занимательность
Важно затрагивать и решать те вопросы, которые действительно интересуют детей в их повседневной жизни, давать те знания, которые реально помогут детям в дальнейшем. Необходимо разрабатывать творческие задания, стимулировать диспуты и дискуссии, планировать и проводить интересные экспериментальные работы.
Первую игру по химии «Что? Где? Когда?» я провожу во второй половине учебного года в 8 классе. Подготовительная работа занимает 1 неделю. Если ученики очень слабые (компенсирующие классы), можно часть вопросов дать перед игрой на дом для подготовки.
Цель игры:
- повторение и обобщение материала на новом уровне;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие логического мышления.
Подготовительная работа:
- Формирование команд из 6 человек.
- Выбор капитанов команд.
- Подготовка эмблем, названия, девиза команды.
- Подготовка музыкального сопровождения.
- Оформление кабинета, доски, оборудования.
- Определение состава экспертной комиссии (старшеклассники).
- Подготовка призов.
План проведения игры:
- Посадка команд.
- Вступительное слово ведущего, озвучивание правил игры.
- Представление команд – капитан: «Вас приветствует команда… Наш девиз…»
- Музыкальная пауза.
- Жеребьевка команд (приглашаются капитаны).
- Гонг. Начало игры. Капитан крутит рулетку, выбирая сектор (музыка).
- Игра, окончание игры, подведение итогов, награждение.
Оборудование:
- Игровые столы для команд, игровое поле.
- Табло для записи счета игры (можно на доске, можно использовать проектор).
- Стол для экспертной комиссии.
- Оборудование для музыкального сопровождения.
- Секундомер, гонг.
- Черный ящик, оборудование для черного ящика.
- Награды для победителей.
Вступительное слово
Химия неисчерпаема и многогранна, и настолько серьезная наука, что не стоит упускать случай, чтобы сделать её занимательной и интересной.
И мы сегодня попытаемся сделать это на нашей игре. Она требует образованности и широкого кругозора, способности быстро и оригинально мыслить.
Игра создана по прообразу телевизионной, которая вышла на экраны в 1975 году и создана телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра стала очень популярной.
Правила игры:
- Игра начинается с жеребьевки, команда, первая правильно ответившая на вопрос начинает игру.
- Игровое поле состоит из секторов с вопросами.
- Верный ответ дает команде 1 очко, если команда не отвечает на вопрос, то она теряет право хода и вопрос переходит другой команде.
- Команда, первая набравшая 10 очков, выигрывает.
- Лучшему игроку каждой команды вручается «Диплом победителя», команде победительнице – главный приз игры (набор «Юный химик»).
Предлагаемые вопросы и ответы для внеклассного мероприятия – «Химическая игра «Что, Где, Когда».
- Какой великий русский химик был поэтом, географом и геологом? (Ломоносов).
- В названия, каких химических элементов входят названия животных? (мышьяк (мышь, як), менделевий (лев), вольфрам (вол), цирконий (кони)).
- Это самый распространённый на Земле металл. Сейчас он широко применяется, а в XIX веке он стоил в 300 раз дороже золота. Пуговицы этого металла украшали платье русской царицы. Назовите металл. (Алюминий)
- Этот учёный был членом французской академии наук. Он доказал состав воздуха и опроверг теорию флогистона, сделал множество открытий , работал в лучших лабораториях мира. Но французская революция конца XVIII века была безжалостна к учёным. В 1794 году французский химик закончил жизнь на гильотине. Назовите фамилию учёного. (Лавуазье).
- Перечислите элементы названные в честь стран. (Германий, франций, полоний (Польша), рутений (Россия), галлий (Франция)).
- Однажды в кабинет академика, учёного-химика, вбежал взволнованный слуга: «Николай Николаевич, в вашей библиотеке воры!». Учёный, не сразу оторвавшись от расчётов, спокойно спросил: «И что же они там читают?». Назовите фамилию учёного и его великое открытие. (Бекетов, Электрохимический ряд металлов).
- В названия каких элементов входят названия рек? (Радон – Дон, Нильсборий – Нил, Индий – Инд, Полоний – По).
- Если верить древнему источнику, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, так как металлическая посуда у них была разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда, каким свойством он обладает? (Серебро. Бактерицидные свойства).
- Назовите 2 химических элемента, названных в честь одной страны. (Франций и галлий).
- Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет
По числу семи планет…»
Назовите эту великолепную семёрку. (Золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть).
- Что такое «белое золото», «чёрное золото», «мягкое золото»? ( Хлопок или платина, нефть, мех или пушнина).
- Назовите фамилию человека, впервые получившего белый фосфор. При каких обстоятельствах, и из какого «материала» был получен фосфор? (Торговец Бранд имел много долгов, решил заняться алхимией, найти «философский камень». При выпаривании мочи получил белый фосфор.)
- Это вещество по внешнему виду похоже на поваренную соль. Это пищевая добавка, которая не имеет ни вкуса, ни запаха, однако она обладает особым свойством усиливать собственный вкус блюда. «Вегетта» содержит 30% этой соли. Назовите соль. (Глютамат натрия).
- Как называется смесь, растворяющая золото? Из чего она состоит? («Царская водка», 1 объём азотной кислоты + 3 объёма соляной кислоты).
- О человеке, страдающем расстройством нервной системы, говорят: «Врачи прописали ему бром». Можно ли пить бром? (Пить бром нельзя, он ядовит. Больному прописывают соли брома – бромид натрия или бромид калия).
- Жизнь без него невозможна. Если человека в раннем возрасте лишить этого вещества, то у него развивается кретинизм, во взрослом возрасте – зобная болезнь. Он обладает особым свойством – сублимацией. Назовите его. (Йод).
- Он самый сильный элекроотрицательный элемент, история его открытия как детектив, он настоящий убийца, от него погибло много химиков, и когда в 1886 году Муассан, наконец, получил его, то сразу получил и Нобелевскую премию по химии. Назовите элемент. (Фтор).
- Немецкий химик, в 32 года – член Стокгольмской академии наук, всю жизнь работал в аптеке с самым простым оборудованием. О нём писали, что нет больше такого химика, который бы обогатил химию таким количеством новых веществ. Фамилия учёного? (Карл Шееле).
- Чёрный ящик. Экспериментальная задача. В пронумерованных пробирках даны растворы: CuCl2, H2SO4, NaOH, H2O, NiCl2, CoCl2. Определите растворы, используя только свои знания и индикатор – метиловый оранжевый. (1 - H2SO4; 2 - NiCl2; 3 - H2O; 4 - CuCl2; 5 – NaOH; 6 - CoCl2).
- Какие элементы носят названия планет солнечной системы? (уран, нептуний, плутоний).
- О каких двух знаменитых русских химиках идет речь: число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а другого такое же количество гласных «е»? (Ломоносов и Менделеев).
- Какой элемент назван в честь части света? (Европий. Он относится к редкоземельным элементам, большого практического значения не имеет).
- Какой знаменитый итальянский художник и скульптор средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи, он изучал состав воздуха, изготавливал краски и многие другие вещества).
- Какой элемент носит имя древнегреческого легендарного героя сына Зевса? (Тантал).
- Перечислите самые распространенные на Земле пять элементов. (Кислород, кремний, алюминий, кальций, железо, вместе эти 5 элементов составляют 90% по массе всех элементов).
- Какой русский химик был знаменитым композитором? (А.Бородин написал оперу «Князь Игорь», несколько симфоний, квартетов, романсов и других музыкальных произведений).
- Самая «древняя» кислота? (уксусная).
- Существуют ли минералы, названные по элементам, которые в них преимущественно содержатся? (фосфорит – фосфор, кальцит – кальций, берилл – бериллий, барит – барий, циркон – цирконий, стронцианит – стронций).
- В каком растении много йода? (В «морской капусте», т.е. в морской водоросли ламинарии, из золы которой получают йод).
- Почему снег, посыпанный солью, зимой тает? (Снег зимой тает от поваренной соли потому, что точка замерзания растворов гораздо ниже точки замерзания чистой воды. Для поваренной соли точка замерзания насыщенного раствора – 21 градус).
- С каким планетами или созвездиями связано возникновение названий некоторых металлов? (Солнце, Луна, Венера, Юпитер, Марс, Сатурн, Меркурий).
- Что получится, если смешать 2 л водорода и 1 л кислорода? (получится гремучий газ).
- Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты её употребляют как лекарство? (В желудке здорового человека всегда находится соляная кислота. Она играет важную роль в пищеварительном процессе).
- Какое простое вещество в одних случаях бывает твердым, а в других мягче мела? (Углерод – алмаз – твердый, как сталь, углерод – графит – мягкий. Это аллотропные видоизменения углерода, твердость и мягкость зависит от расположения атомов в кристаллах, кристаллической решетки вещества).
- Какой расплавленный металл замораживает воду? (ртуть).
- Какую кислоту нельзя хранить в стеклянной посуде? (Плавиковую, так как она разъедает стекло).
- Какое значение имеет кремний в организме человека? (кремний входит в состав волос, ногтей, зубов, костей).
- Какие металлы плавают на поверхности воды? (калий, натрий, магний).
- Кому принадлежат слова: «Химия – это область чудес, где скрыто счастье человечества, и величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области»? (А.М.Горький).
- Почему мякоть разрезанного яблока быстро желтеет? (мякоть яблока желтеет потому, что в ней есть железо и его соли, при взаимодействии их с кислородом образуется гидроксид железа бурого цвета).
- Какая разница между сырой водой и кипяченой? (В сырой воде имеются растворенные соли и газы. При кипячении воды газы улетучиваются, а часть природных солей осаждается на стенках сосуда в виде накипи. Сырая вода более жесткая, а кипяченая считается мягкой водой.)
- О каком элементе идет речь?
Он нужен всем, когда лишь связан,
А вяжется с большим трудом
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах,
Освобождается в огне.
И есть он в красках и лекарствах,
Он нужен в мире и в войне (азот). - О каком элементе идет речь?
В солях бесцветен, безопасен,
Полезен безусловно всем.
Становится весьма опасен,
Когда свободен он совсем.
Тогда он ядовит, окрашен
И может стлаться по земле,
Удушливый, казался страшным,
Как первый газ из всех ОВ (хлор). - Какую синюю бумагу и каким образом можно мгновенно окрасить в красный цвет? (лакмусовую бумагу – кислотой).
- Какой металл самый легкий? (литий).
Информационные источники:
- Чернобельская Г. М. «Основы методики обучения химии» изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.
- Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» Дрофа, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внеклассная работа как средство повышения интереса к предмету"
Эта статья предназначена для учителей математики...
Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"
В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....
Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету
Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками,- одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объем...
Методическая разработка на тему "Внеклассные формы работы, как средство развития музыкального образования"
Одной из наиболее актуальных проблем не только педагогики, но и всего общества в целом сегодня является проблема музыкального образования учащихся. Современное общество как никогда ранее нуждает...
Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...
Статья по теме "Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика"
Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика....
Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету.
Главной задачей современной школы является создание нужных и полноценных условий для личного развития каждого учащегося, формирование активной жизненной позиции. В связи с этим внедрение активны...