Пропедевтика по химии 7 класс
учебно-методический материал
Данная рабочая программа поможет подготовить учащихся к изучению нового предмета химии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа пропедевтического курса химии в 7 классе | 67.67 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
«Химия. Вводный курс. 7 класс»
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов и А. К. Ахлебинин
(35 ч, 1 ч в неделю)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебного курса разработана на основе программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.),
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., №273.
- Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 431;
- Концепцией преподавания учебным предметом «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения России от 03.12.2019.
- ООП СОО МАОУ МСОШ№1 имени В. Р. Гласко пгт. Могойтуй Забайкальского края.
- Приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе».
Общая характеристика учебного предмета
Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
- создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
- сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно
- времени при изучении курса химии основной школы;
• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.
Курс (состоит из четырех частей) решает следующие задачи:
Первая тема — «Химия в центре естествознания» —
1. позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета.
2. способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естест-венных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.
Вторая тема — «Математика в химии» —
1. позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).
Третья тема — «Явления, происходящие с веществами» —
1. дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.
Четвертая тема — «Рассказы по химии» —
1. способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.
Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.
Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
Выполнение практической части рабочей программы предусмотрено в следующем объеме:
Виды деятельности | Кол-во работ |
Практические работы | 6 |
Контрольные работы | 2 |
Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Вводный курс. 7 класс»- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Аксёнова И.В.. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», – М.: Дрофа, 2010 г.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый.
При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта и др.
Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.
Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное) по основным вопросам изученного материала.
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному Учебному плану школы на изучение пропедевтического курса химии отведен 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана мной на 35 учебных часов в год. В рабочую программу внесено следующее изменение - добавлен 1 час на изучение курса в конце года в виде заключительного занятия для подведения итогов года, так как авторская программа рассчитана на 34 часа, а при изучении материала 1 час в неделю общее число часов должно составлять 35часов. Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся 7 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Предполагаемый результат изучения пропедевтического курса химии 7 класса
В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен
знать /понимать:
• химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
• важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;
уметь:
• называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту.
Основное содержание программы по химии 7 класс
(1 час в неделю)
Глава I. Химия в центре естествознания (11часов)
Химия как часть естествознания. Предмет химии
Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Моделирование
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).
Химические знаки и формулы
Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика
Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ
Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география
(Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
ДЕМОНСТРАЦИИ
- Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение».
- Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
- Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
- Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
- Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
- Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.
- Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
- Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).
- Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
- Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
- Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
- «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
- Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
- Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
- Диффузия перманганата калия в желатине.
- Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
- Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
- Определение содержания воды в растении.
- Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
- Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
- Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).
- Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду
•Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ
- Изготовление моделей молекул химических веществ из Пластилина.
- Диффузия сахара в воде.
- Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
- Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Глава II. Математика в химии (9 часов)
Относительные атомная и молекулярная массы
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля элемента в сложном веществе
Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).
Объемная доля газа в смеси
Определение объемной доли газа (ф) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе Массовая доля вещества (и>) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Массовая доля примесей
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
ДЕМОНСТРАЦИИ
- Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него.
- Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
- Коллекция нефти и нефтепродуктов.
- Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.).
- Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.
- Коллекция «Минералы и горные породы» (образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей).
ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ
•Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Глава III. Явления, происходящие с веществами (11 часов)
Разделение смесей
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и па производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция, или перегонка
Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций
Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
ДЕМОНСТРАЦИИ
- Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
- Респираторные маски и марлевые повязки.
- Противогаз и его устройство.
- Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
- Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
- Разделение смеси порошка серы и песка.
• Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
- Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.
- Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
- Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
- Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
«Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор -диоксид марганца (IV)).
- Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
- Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.
- Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
- Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
- Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
- Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
- Изучение устройства зажигалки и пламени.
ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ
- Разделение смеси сухого молока и речного песка.
- Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.
- Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.
- Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.
* Приготовление известковой воды и опыты с ней.
•Изучение состава CMC.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Очистка поваренной соли.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент).
Глава IV. Рассказы по химии (4часа)
Ученическая конференция
♦ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся).
Конкурс сообщений учащихся
♦ Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.
Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций)
Практические работы
- Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.14.
- Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.
- Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.77.
- Практическая работа №4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.
- Практическая работа №5. Очистка поваренной соли. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.96.
- Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент). «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.
Тематическое планирование по химии, 7 класс,
(1 час в неделю, всего 35 часов) УМК О.С. Габриеляна
№ | Тема раздела | Количество часов | |||
По программе О. С. Габриеляна | По рабочей программе | К.р. | П.р. | ||
1 | Химия в центре естествознания. | 11 | 11 | - | П/р №1, П/р №2 |
2 | Математика в химии. | 9 | 9 | К/р №1 | П/р №3 |
3 | Явления, происходящие с веществами. | 11 | 11 | К/р №2 | П/р №4, П/р №5, П/р №6 |
4 | Рассказы по химии. | 3 | 4 | - | - |
Итого: | 34 | 35 | К/р – 2 | П/р – 6 |
Календарно-тематическое планирование
пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов и А. К. Ахлебинин
(1 час в неделю в течение года, 35 часов)
№ уро ка | Тема урока | Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков | Практические и контрольные работы, лабораторные опыты | Оборудование | Домашнее задание | Дата |
ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов) | ||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания. Предмет химии | Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения | Д. Коллекция разных предметов, или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение» | Пробирки, образцы веществ для исследования физич. свойств | § 1. Составить простой план § 1 | 02.09 |
2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии | Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее проте-кание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки | Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии. ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени | Спички, спиртовка, сухое горючее | § 2. Подготовка к практ. работе № 1 (с. 14). Нарисовать знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов | 09.09 |
3 | Инструктаж по ТБ. П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения | Практическая работа № 1. | Пробирки, колбы, воронки, цилиндры, ступ ка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания | Оформить отчет о работе. Подготовка к практической работе№2 | 16.09 |
4 | Инструктаж по ТБ. П.Р.№2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. | Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами | Практическая работа № 2. | Спиртовка, спички, лучи-ка, стеклянная трубка, фарфоровая пластина | Подготовка до кладов по темам: «Из истории изобретен. электрофорной машины», «История появления глобуса» | 23.09 |
5 | Моделирование | Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения) | Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и чело века). Физические и химические модели атомов, молекул ве-ществ и их кристал- лических решеток | Глобус, карта, муляжи органов и систем органов растений, животных и человека, модели кристаллических решеток, молекул | § 3. Выучить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S) | 30.10 |
6 | Химические знаки и формулы | Химический элемент. Хими-ческие знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества | Д. Шаростержневые модели воды, угле-кислого и сернистого газов, метана. ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина | Шаростержне-вые модели молекул веществ, пластилин, ПСХЭ | §4. Домашний опыт «Изготов- ление моделей молекул ве- ществ из плас-тилина» . Выуч. символы и назван элемен- тов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn) | 07.10 |
7 | Химия и физика | Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение | Д. Образцы твердых веществ кристалли-ческого строения. Модели кристалли-ческих решеток. ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии). ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия пер-манганата калия в желатине | модели крист. решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант | § 5. Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине» | 14.10 |
8 | Агрегатные состояния веществ | Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления | Д. Вода в трех агрегатных состояниях. Твердые вещества. ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравнове- шенных весах. ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой | Пластиковая бутылка, весы, разновесы, лед, вода | § 6. Подготовка кратких сообщений о минералах. Задание 8(с. 41) | 21.10 |
9 | Химия и география | Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы | Д. Коллекция минера-лов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы каль цита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Л. Изучение гранита с помощью увеличи-тельного стекла | Коллекция минералов и горных пород, горючих ископаемых, лупа | § 7. Найти в сказах П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок» описание минералов | 28.10 |
10 | Химия и биология | Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органиче-ские(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов | ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок. Л. Определение содержания воды в растении. Обнаруже- ние эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке. ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках). Д. Таблица «Животная и растительная клетка» | Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальн бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, йод спиртовый раст вор | § 8. Домашний опыт «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках)» | 11.11 |
11 | Качественные реакции в химии | Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную. | ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ. ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания | Известковая вода, стеклянная трубка, образцы пищевых продуктов, вода, спички, лучина, таблица Органы чувств | § 9. Домашний опыт «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 18.11 |
Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов) | ||||||
12 | Относительные атомная и молекулярная массы | Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов | Д. Шкала объектов (замок — человек, человек — яблоко, яблоко — гусеница, гусеница — амеба, амеба — белок, белок — ДНК, ДНК — молекула воды, молекула воды — атом водорода) | ПСХЭ, алгоритм вычисления масс | §10. | 25.11 |
13 | Массовая доля элемента в сложном веществе | Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. | алгоритм вычисления массовой доли элемента | § 11. вопросы 4, 5 (с. 65) | 02.12 | |
14 | Чистые вещества и смеси | Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC). Смеси гомогенные и гетерогенные | Д. Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шам пуней, напитков и др.) | Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС | § 12. Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам | 09.12 |
15 | Объемная доля газа в смеси | Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот | Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа | Алгоритм решения задач, диаграммы | § 13. Составление диаграмм: состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха | 16.12 |
16 | Инструктаж по ТБ. Массовая доля вещества в растворе | Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий | алгоритм вычисления массовой доли вещества | § 14. Подготовка к практической работе № 3 (с. 77) | 23.12 | |
17 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества | Практическая работа № 3. | Шпатель, колбы, весы, разновесы, стакан, мерн. цилиндр, соль, сахар, вода, | Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля » | 13.01 | |
18 | Массовая доля примесей | Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (и>) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий | Д. Коллекция «Минералы и горн. породы». ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам | Коллекция Минералы и горн. породы, этикетки от бытовых и фармацевтич. препаратов | § 15. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам | 20.01 |
19 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | Задания на карточках | Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Математика в химии» | 27.01 | ||
20 | Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии» | Контрольная работа № 1 | Индивидуальные задания на карточках | 03.02 | ||
ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов) | ||||||
21 | Разделение смесей. 1. Способы разделения смесей | Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др. | ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование. ДО. Разделение смеси сухого молока и речного песка. | Вода, масло, мука, сахар, сито, воронка делительная, стаканы, песок, сера, железные опилки | §16 (с. 83—85). Домашний опыт «Разделение смеси сухого молока и речного песка». Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент) | 10.02 |
22 | 2. Фильтрование | Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате | ДЭ. Фильтрование Разделение смеси воды и речного песка. Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Уста-новка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки. Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтро вальной бумаги или бумажной салфетки. ДО. Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация | Песок, вода, фильтр, марля, ножницы, нит-ки, салфетки бумажные, респиратор, противогаз | §16 (с. 86—87). Изготовление марлевой повязки. Предложить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация». Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д. Зелинский» | 17.02 |
23 | 3. Адсорбция | Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза | ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля. Д. Противогаз и его устройство. ДО. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ | Уголь активированный, р-р пепси-колы, кукурузные палочки, одеколон, противогаз | §16(с.87 — 89). Домашний опыт «Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси- колы». «Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ» | 24.02 |
24 | Дистилляция | Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха | ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор. ДО. Очистка воды | Учебный дистиллятор, Коллекция Нефть и нефтепродукты, таблицы Переработка нефти | §17. Домашний опыт «Очистка воды» | 02.03 |
25 | Обсуждение результатов практической работы № 4 « Выращивание кристаллов соли» (домашний опыт) | Этапы выращивания кристаллов соли. | Подготовка к практической работе № 5. Очистка поваренной соли (с. 96) | 09.03 | ||
26 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Очистка поваренной соли» | Практическая работа № 5. | Стаканы, ворон ка, фильтр, лаб. штатив, соль, песок, фарфор. чашка, вода, стекл. палочка | Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа (домашний опыт) | 16.03 | |
27 | Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций
| Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. | Д. Устройство кислотного огнетушителя. ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор- диоксид марганца IV. | Растворы кислоты, известковой воды, мрамор, железо, сера, асбестир. сетка, | §18. Домашний опыт «Изготовление самодельного огнетушителя » | 30.03 |
28 | Признаки химических реакций | Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, измене-ние цвета, выделение или поглощение тепла. | ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Возгонка иода. Выделение газа из раствора. Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора иода. ДО. Приготовление лимонада | Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка | § 19. Домашний опыт «Приготовление лимонада» | 06.04 |
29 | Обсуждение результатов практической работы № 6 «Изучение процесса коррозии желе-за» (домашний опыт) | Процесс коррозии железа. Условия, вызывающие коррозию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народному хозяйству. | Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские ученые-химики» к конференции | 13.04 | ||
30 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе №2 | Задания на карточках | Подготовка к контрольной работе №2 | 20.04 | ||
31 | Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами» | Контрольная работа № 2 | Индивидуальные задания на карточках | Подготовить проекты на тему «Исследования химических реакций» | 27.04 | |
ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 часа) | ||||||
32 | Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». 0 жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова | Вклад, внесенный русскими учеными – химиками в развитие химии. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова | Портреты ученых М. В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова и др. | (с. 111 – 122) Подготовить сообщение «Мое любимое химическое вещество». (Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества) | 04.05 | |
33 | Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества | Многообразие химических веществ. | Книги для дополнительного чтения по химии, презентации о химических веществах | (с. 123 – 145) Завершить проекты на тему «Исследования химических реакций» | 11.05 | |
34 | Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций | Выставка работ учащихся | (с. 146 – 154) | 18.05 | ||
35 | Заключение. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина | Задания химической викторины, карточки, жетоны, призы | 25.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Вводный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
Дополнительная литература:
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.
- Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.
- Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.
- Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.
- Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.
- Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.
- Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
- Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.
- Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.
- Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.
- В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г
- Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г
- Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г
- 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г
- Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г
- Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г
Интернет-ресурсы:
http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"
http://www.openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс
http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)
http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо
http://www.uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет
http://www.rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке
http://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://www.spishy.ru/referat коллекция рефератов для учащихся
Лабораторное оборудование
- ОБЩЕЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ:
Штатив лабораторный химический,
Штатив для пробирок
Щипцы тигельные
Аптечка медицинская
Доска для сушки лабораторной посуды
Ерши для мытья посуды
Перчатки резиновые
Весы учебные с разновесами
Комплект посуды и принадлежностей для работы с малыми количествами веществ
Спиртовка лабораторная
- ПОСУДА:
Воронки, колбы, бюретки, стеклянные трубки и палочки, стаканы, ступки с пестиками,
чашки выпарительные
-ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ:
Металлы и неметаллы, оксиды металлов, гидроксиды, соли, кислоты, индикаторы, горючая жидкость для спиртовок, органические вещества – необходимые для выполнения Д/Э, Л/О и П/Р
- ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ:
Коллекции пластмасс, волокон, металлов и их сплавов, видов топлива, каучуков, минеральных удобрений, минералов и горных пород
- ТАБЛИЦЫ:
Портреты ученых-химиков
Комплект таблиц демонстрационных по химии.
Результаты и система их оценки
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по химии
1. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель должен учитывать:
— правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
— степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
— самостоятельность ответа;
— речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).
Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2. ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка умений решать расчетные задачи:
Отметка «5»
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
3. ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
В письменных контрольных (тестовых) работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик:
«2» - 0-49 % заданий; «3» - 50-69% заданий; «4» - 70-89% заданий; «5» - 90-100% заданий
Контрольно-измерительные материалы по химии 7 класс
Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»
1 вариант
1.Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ по их формулам: Br2, H2O, CO2, H2SO4, KOH, BaCl2. Значения относительных атомных масс найдите по таблице Д.И. Менделеева, округлите их до целых чисел.
2.Рассчитайте массовые доли элементов в веществах: а) углекислом газе CO2; б) сульфиде кальция СаS; в) натриевой селитре NaNO3; г) оксиде алюминия Al2O3.
3. Рассчитайте массовые доли кислорода в веществах: а) углекислом газе CO2; б) оксиде кальция СаО; в) натриевой селитре NaNO3; г) оксиде алюминия Al2O3.
Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»
2 вариант
1.Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ по их формулам: Cl2, Na2O, CaO, H3PO4, LiOH, ZnI2. Значения относительных атомных масс найдите по таблице Д.И.Менделеева, округлите их до целых чисел.
2.Рассчитайте массовые доли элементов в веществах: а) угарном газе CO; б) карбиде кальция CaC2; в) калиевой селитре KNO3; г) оксиде бария BaO.
3. Рассчитайте массовые доли углерода в веществах: а) углекислом газе CO2; б)карбиде кальция СаС; в) карбонате кальция СaСO3; г) угарном газе СО.
Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»
№1. Вам даны три слова, объединённых общим признаком. Определите этот признак.
а) соприкосновение (веществ), нагревание, катализаторы.
б) центрифугирование, адсорбция, кристаллизация
№2. Укажите признаки химических реакций:
а) пригорание масла во время приготовления пищи;
б) взаимодействие пищевой соды и лимонной кислоты
№3. Заполните пропуски:
а) В пылесосе загрязнённый воздух освобождается от пыли …
1) отстаиванием 2) перегонкой 3) фильтрованием 4) дистилляцией 5) просеиванием
так как молекулы воздуха и частицы пыли имеют….
1) разный размер 2) разную массу 3) разный цвет
№4. Разделите перечисленные явления на химические и физические:
а) воспламенение спички; б) свечение электролампы; в) потемнение серебряной ложки; г)скисание молока; д)испарение воды; е)нагревание минеральной воды; ж)плавление стекла; з)ржавление железа; и) замерзание воды
№5. Вам предлагается три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. Найдите слово, так же связанное с третьим.
а) Кристаллизация – медный купорос; дистилляция - ?
б) Лучина – кислород; фенолфталеин - ?
№6. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвёртое к ним не подходит. Найдите его и объясните, почему вы выбрали именно это слово.
а) Бензин, вода, керосин, соляр.
б) Газ, осадок, теплота, время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная по химии * класс Растворы.
контрольная работа...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1
Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"
Контрольная работа по химии: "Классы неорганических веществ"...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...