Статья по химии "Игровые методы обучения в практике работы учителя химии"
статья по химии
Шекспир был прав:"Вся наша жинь - игра" Применяя эту истину в практике работы учителя, можно добться высоких результатов. В статье расскрываются возможности применения игровых технолгий на уроках химии, описаны преимущества внедрения игровых методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metody_obucheniya_v_praktike_raboty_uchitelya_himii.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Светличная Евгения Юрьевна,
учитель химии
ГБОУ Лицей 244 Кировского района
г. Санкт- Петербурга
Игровые методы обучения в практике работы учителя химии
Интерактивные методы обучения – те, которые стимулируют познавательную и творческую активность. Термином «активность» (от лат. activus – действенный) обозначается качество личности, выраженное в усиленной деятельности. Игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации. Начиная с детства, мы познаем мир при помощи игры, и в душе каждого взрослого продолжает жить маленький ребенок, для которого игра остается одним из важных способов познания и осмысления действительности. Ученые подсчитали, что на лекциях усваивается 20 % информации, в то время как в деловых и ролевых играх – 90 %. Согласитесь, разница огромная! На лицо польза и необходимость применения игрового метода обучения в школе.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части; - во внеклассной работе.
Игра обладает следующими характеристиками:
• является видом человеческой деятельности, способной воссоздавать другие виды человеческой деятельности;
• вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе;
• самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя и более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон;
• формально организованная система соперничества ее участников.
Игры стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.
Практика показывает, что уроки химии с использованием игровых технологий, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлению волевых качеств личности.
В своей практике я систематически использую игровые формы обучения и замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом. Ролевые игры удобно применять при изучении тем, связанных с экологией, например: “Природные источники углеводородов и их переработка”, «Источники загрязнения природных вод и способы их устранения». На данных уроках применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Дидактическая игра также является средством, стимулирующим процесс обучения химии. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешней, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся. Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Для закрепления материала систематически использую дидактические игры: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”, «Валентное лото», «Расшифруй фразу», «Двойняшки».
Также на внеклассных занятиях, во время проведения предметной недели по химии провожу игры: “КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час”, «Эрудиты».
В качестве примера приведу две игры, которые использую на уроках в 8 классе.
Двойняшки
Цель игры: совершенствовать внимание, закрепить знания химической символики и формул высших оксидов.
Атрибуты игры: карточки с символами химических элементов, записанных в отдельных клетках – прямоугольниках.
Описание игры: играющие должны найти прямоугольники – двойняшки, содержащие одинаковый набор знаков химических элементов, и записать формулы соответствующих им высших оксидов. Выигрывает тот, кто раньше всех справится с заданием.
Химическая тайнопись
Цель игры: облегчить запоминание названий химических элементов и символов.
Атрибуты игры: карточки с названиями химических элементов и их символами.
Задание: как можно быстрее соединить линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими квадратами (химический знак).
В заключении хочу отметить, что игра – не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение которого в сочетании с другими средствами должно внести свой вклад в решение учебно – воспитательных задач общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника
Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...
Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога
Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога...
Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка"
Приемы и методы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся"...
Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы
Технология проблемного обучения (из практики учителя русского языка илитературы)...
Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"
Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...
Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"
Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...