Особенности подготовки к уроку химии
методическая разработка по химии (8 класс)

В материале представлено краткое описание построение учебного материала при подготовке к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_k_uroku_himii.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки

ученики 12-13 лет обладают повышенным стремлением к самореализации, они с удовольствием принимают участие в играх, выполняют творческие задания

Эмоциональный настрой: 

предмет химии всегда вызывал определенный интерес у учеников младших классов, он носит элемент новизны, некоторой загадочности, поддержать этот интерес – задача учителя.

Так, в 8 классе, у ребят, впервые пришедших на урок химии, глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные задания. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого и легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение ребят в учебный предмет. Главное не упустить в данный момент ребят.

В 8 классе мои ребята ведут записную книжечку, где записывают все, что нужно знать наизусть, опорные сигналы, опорные конспекты, памятки.

 Требовательность и контроль за выполнением посильных, нарастающих по мере изучения заданий – главный успех в данном направлении. У ребят в первой четверти оценки очень хорошие, это большой стимул для всех, даже для слабоуспевающих.  

Игровые формы организации и обобщения знаний дают положительные результаты. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний

ПРИМЕР

Понятие «химический элемент» начинает формироваться с первых уроков изучения химии в 8 классе и является основополагающим звеном успешности изучения предмета на протяжении всего периода обучения.

Хочу предложить систему заданий ,которую использую при изучении темы «Хим.элементы» в 8 классе. Это задания на обобщение, классификацию, поиск закономерностей, развитие памяти и внимания.

Задания на обобщение и конкретизацию позволяют формировать умение объединять однородные предметы, выделять признаки, выяснять роль этих признаков у группы объектов и установливать сходства и различия этих объектов с другими.

Третий лишний

Среди трех символов химических элементов, названия которых указаны в задании, оставьте только два, которые сходны по какому-либо признаку. Один из символов, который не обладает этим признаком,

Десять элементов

Дан список химических элементов: олово, фосфор, водород, рутений, ртуть, селен, кислород, кальций, мышьяк, хлор

Внимательно прочитайте следующие утверждения и после каждого утверждения вычеркивайте из списка один элемент. Какой останется?

Если сделно все верно, то в ответе будет самый распространенный в космосе элемент, образующий самый легкий газ - водород

 

Задания на классификацию и группировку создают условия для того, чтобы учащиеся сами продумывали связи, которые существуют в изучаемом материале. При их выполнении формируется умение сравнивать, находить черты сходства и отличия

Крестики – нолики

Задание: найти ряд, в котором все элементы объединены одним признаком, каким?

А) элементы неметаллы

Б) произношение символа и название элемента совпадают

 Сколько будет групп?

Дан список

  1. названий химических элементов: водород, менделевий, плутоний, уран, селен, кислород, тантал, эйнштейний, рутений, фосфор, скандий, кюрий.
  2. Символов химических элементов: N, Al, H, Fe, K, Ca, O, Si, Mg, Cu, Na, S, Ag, C, P, Cl, Zn

Составьте из названий элементов или химических символов, похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы и дайте им названия. Сколько групп получилось?

 Дерево знаний

Даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить схемуклассификации, используя категории «металл-неметалл», «Элементы одной группы», «Элементы одного периода»

 

 Задание на поиск закономерностей, решение которых логически обусловлено регулярностью меняющихся признаков. Среди них можно выделить задачи на определение последовательности, и задачи на умозаключение по аналогии, в них учащиеся сравнивают предметы и понятия не только по внешним признакам, но и по смыслу, их внутренним признакам

 

Дополни по аналогии

  1. Продолжи ряд химических элементов:

А) Be Mg Ca … … … (элементы одной группы)

Б) H He В С … … … (элементы- неметаллы в порядке увеличения порядкового номера)

В) At Br C Dy … … … (элементы по латинскому алфавиту их знаков)

Г) Pu Np Se U … … (элементы, названные в честь астрономических объектов)

Д) Po Os Co … … (элементы, в химических символах которых встречается буква О)

 Задания на развитие памяти и внимания формируют навыки запоминания названий и символов химических элементов, развивают все виды памяти, умение ориентироваться в ПСХЭ.

Большинство из представленных заданий может быть использовано не только при изучении темы «Химические элементы», но и на уроках по другим темам

Шифровка

1. Дополните предложенную запись (слева или справа) так, чтобы получился символ химического элемента (правильных ответов может быть несколько).

Назовите этот химический элемент (эти химические элементы) и прочитайте его (их) символ.

2.Используя только первые буквы русских названий химических элементов, имеющих следующие порядковые номера, расшифруйте фразу

 

Химический алфавит

1.Расположите символы химических элементов в алфавитном порядке их русских названий:

N, C, Zn, Ba, Fe, Na, K, Cu, Ag, Ca, S

2.Расположите символы химических элементов в алфавитном порядке их латинских названий

(Слайд17)Найди пару. Найти пары – знаки химических элементов и их названия

Добавь букву-получи металл

«Построй фигуры»

С целью проверки знания химических знаков и их изображения, провожу химические диктанты. Каждому ученику выдаю лист бумаги с беспорядочно расставленными точками, каждой из которых соответствует знак химического элемента

Затем в определенной последовательности называю химические элементы (фосфор, калий, азот, сера, фтор, кислород, магний, кальций, натрий, водород, ртуть, железо, фосфор), а учащиеся соединяют знаки этих элементов прямыми линиями в той же последовательности. Правильность выполнения задания проверяют сами учащиеся: у них должны получиться вот такие фигурки животных

 

 Игра «Химическая тайнопись»

Карточки с названиями химических элементов и их символами.

Задание. Как можно быстрее соедините линией прямоугольники с названием элемента и изображением соответствующего химического знака. Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках полиэтиленовой пленки соответствующего размера.

 

Можно - проверить знания химических элементов и с помощью «Стихотворного химического диктанта», прочитав поэтические строки С.Щипачева «Читая Менделеева»

 

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь это магний, медь или гранит –

Всю страшную космическую силу,

Закованную в атомы хранит».

 

В чем горят дрова и газ,

фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без ……

(учащиеся: «кислорода»)

Его формула – О2,

Окисляет вещества,

Кальций, серу, углерод –

Вот какой он – кислород!

 

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро….

Дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец….

Сын мой, сера – их отец.

И еще ты должен знать

Всем им ртуть родная – мать.

 

 

Один учащийся записывает знаки химических элементов, о которых идет речь в стихотворении, на оборотной стороне доски, остальные учащиеся - в рабочих тетрадях.

В результате выборочного диктанта у учащихся на доске и в тетрадях должна получиться запись:Fe, Ag, Sb, Br, Mg, Cu, P, H, O, Ca, S, C, Au, Sn, Pb, Hg

 

 

 

Внимательный химик

Также часто использую магнитную доску и карточки со знаками химических элементов на магнитной основе.

На магнитной доске карточки располагаются в разброс. Называя знаки химических элементов, ученик должен как можно быстрее найти и показать их. Число карточек и расположение их на доске может варьироваться в зависимости от уровня развития детей данного класса.

Практика показывает, что эти задания становятся любимыми для учащихся и даже после прохождения темы они с удовольствием обращаются к ним

 

9 класс

Наблюдая за учебной деятельностью старших классов (кроме профильных), я сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация.

Причин здесь много:

во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют. И тогда уже возникает не только негативное отношение к предмету. И с этим проявлением думаю, что вы также сталкиваетесь часто.
Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены».

Как в таких условиях повысить мотивацию? Конечно, разнообразием форм, методов, приемов.

Например, использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий.
Например: 9 класс тема « Азот» расскажите о физических свойствах азота, используя опорную схему

Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя)

 

Например:- Запишите эти уравнения реакции (работа у доски)
-Расставьте коэффициенты использованием электронного баланса.
-Что можно сказать о химической активности азота? Почему?
-В каких реакциях азот-окислитель, в каких - восстановитель.
-Запишите самостоятельно реакции взаимодействие азота с водородом и кислородом. Укажите условия, при которых происходят эти реакции.
-Классифицируйте реакцию получения аммиака и оксида азота(II) .

Возможность сделать выводы и найти причинно-следственные связи, дается учащимся высоким уровнем мотивации.

Опорные конспекты

НА уроках часто использую обучающие опорные конспекты.

 

Так в программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом, не “спугнув” ученика сложностью материала, используется таблица “Органика в твоих руках”, (подсмотрела у коллеги),которая позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.

Учащиеся очень быстро и легко усваивают большой объём материала, сразу называют различные вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию веществ. В дальнейшем при заучивании наизусть названий по “пальцам” возникает невольная ассоциация, позволяющая эффективно воспроизводить необходимые приставки и общие формулы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

Алгоритм подготовки к уроку химии.

В данном материале даются советы по организации подготовки к уроку....

развитие индивидуальных особенностей ученика на уроках химии.

Я работаю в МКОУ СОШ№12 около 5 лет. Моя тема по самообразованию-это развитие индивидуальных способностей ученика на уроках химии.Высокий темп реализации учебной программы по химии, уровень сложности ...

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

Совершенствование структуры и содержания углублённого курса химии, поиск эффективных средств и методов организации учебного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Особенности подготовки к ЕГЭ по химии для выпускников школ

Особенности подготовки к ЕГЭ по химии для выпускников школ...