Факторы, влияющие на скорость химической реакции
план-конспект занятия по химии (11 класс) на тему

Ипатова Анастасия Николаевна

Конспект урока для 11 класса, изучающего химию по УМК О.С. Габриэляна, с авторской презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока450.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 8 классе

Учитель Ипатова Анастасия Николаевна

Тема Ионная связь.

Цели урока: объяснить учащимся смысл объединения атомов в молекулы, объяснить что такое ионы и механизм образования ионной связи.

Задачи урока: обобщить сведения о строении электронных оболочек атомов в связи с их положением в ПС, оценить валентные возможности атомов при ионном механизме образования ионной связи, научиться выводить формулы бинарных веществ с ионной связью.

Тип урока :Комбинированный урок (открытие нового знания).

Место проведения: кабинет химии

Оборудование: мультимедийная система, шаростержневые модели молекул, ПС с разделением металлов и неметаллов.

Ход урока.

  1. Организация класса,  формирование проблемы.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы узнаем важную «тайну» химических элементов: почему одни атомы могут быть в одиночном состоянии, а другие обязательно объединяются в многоатомные структуры. Какие вещества существуют в виде свободных атомов? (отвечают: благородные газы), а еще в каком виде? (дают определения простым и сложным веществам). Учитель демонстрирует для подсказки модели молекул. А давайте сами выдвинем гипотезу о том, что особенного в благородных газах. Где они находятся в ПС, какие выводы вы сделаете о строении их электронных оболочек? ( Ученики смотрят в ПС и предполагают, что у благородных газов 8 электронов на внешнем слое.). Так, интересно. А давайте-ка проверим вашу правоту, посмотрим в учебнике. (читают §9 учебника О.С. Габриэляна «Изменение числа ē на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов»). Итак, вы правы, а что особенного в таком строении электронной оболочки?

2)Объяснение нового материала.

Посмотрите на слайд №1, запишите определение химической связи, ее цель. Запоминаем: такая ē-оболочка из 8-ми ē дает возможный минимум энергии, это то, у чему стремится любая микросистема. А как вы думаете, что может измениться в атоме, если он не благородный газ, а «хочет» иметь такую же оболочку? ( ребята строят предположения, говорят, что скорее всего отдадут или примут ē-ны.) Верно, они действительно отдают или принимают электроны. А кто электроны отдаст, металлы или неметаллы? Почитайте §9, найдите ответ. Ученики говорят, что это атомы металлов. Верно, см. слайд №2. А что меняется тогда у атомов, они что, превращаются в благородные газы? Ученики говорят, что ядра атомов прежние, Значит, сам элемент не меняется, но что-то все-таки новое. Давайте посмотрим на слайд №3. Там изображены атом и ион бериллия. Проверьте, нет ли ошибки в левом рисунке? Ребята смотрят в ПС, изучают состав ядра и ē-оболочку, говорят, что все верно. А какому благородному газу будет «подражать» бериллий, что в нем особенного? ( Ответ: гелию, у него только 2 ē-на). Что же кроме числа ē-нов поменялось у бериллия (ответ: появился заряд).

Запишите определение: ион – это атом, у которого неодинаковое число протонов и электронов, сесть электрический заряд. Заряд иона называется степень окисления и равен разности числа протонов и электронов.

Давайте теперь оценим атом магния, какой ион он мог бы образовать. Прошу ученика диктовать «рассуждалку» : магний принадлежит 3 периоду 3-ē слоя; принадлежит 2 группе 2ē на внешнем слое  легче отдать 2ē до оболочки неона. Mg0-2ēMg+2 

Проверяем, смотрим слайд №4 Посмотрите на слайд №5. Что общее, а что разное у ионов? Ребята говорят, что атом водорода берет электроны, приобретает отрицательный заряд, общее то, что электронная оболочка как у гелия.

Теперь опишем ион азота. Снова ученик диктует рассуждалку, другие его если надо поправляют : азот принадлежит 2 периоду 2-ē слоя; принадлежит 5 группе 5ē на внешнем слое  легче взять 3ē до оболочки неона. N0+3ēN-3  Так, проверяем работу, смотрим слайд №6.

3)Самостоятельная работа на закрепление материала.

Теперь попробуйте, глядя в материал учебника, самостоятельно вывести формулу вещества, когда встречаются атомы кальция и хлора. Следуйте алгоритму на стр.37. Вызываю 2 учеников посильнее к доске, остальные работают в классе. Тем, кто в числе первых 5 учеников сделает работу верно, ставлю «5». ( время работы – 7 минут). Итак, проверяем: формула CaCl2. Демонстрация модели молекулы. Проверяем себя , смотрим слайды №7,8,9.

4) Выводы, рефлексия.

Сделаем, ребята, выводы: по какому принципу оцениваются валентные возможности атомов и объединяются ионы?  (По принципу «отдай-возьми электроны». Сколько отдано-принять ē-нов, столько химических связей образуется).Верно, смотрим слайд№ 10. Запишем, что ионная связь осуществляется за счет притяжения катионов металлов и анионов неметаллов.

А вы любите сухой материал учить или с юмором? ( С юмором!) Тогда учим и декламируем стишок мнемонику . Положительные ионы это катионы, а отрицательные – это анионы. Смотрят слайд №11. А теперь честно: что самое трудное в новом материале? (Наверняка ученики отметят, что главное быть внимательным при описании электронных оболочек атомов, не перепутать группу и период). Ну что ж, в следующий раз атомы нам поведают новые тайны. Учитель оценивает работу учеников во время урока, у доски, забирает тетради на проверку с прошлым Д.З.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.   ЦЕЛЬ:  Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...

Разработка урока по химии для 11 класса общеобразовательной школы по теме "Факторы, влияющие на скорость химической реакции".

Краткое описание урока Урок разработан для учащихся 11 класса общеобразовательной школы на базовом уровне, с использованием УМК О.С.Габриелян, при нагрузке 1 час в неделю.Данный урок  позволяет р...

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...