"Факторы, влияющие на скорость химической реакции."
план-конспект урока по химии по теме

Разработка урока:

 "Факторы, влияющие на скорость химической реакции."

Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции; уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понятия «катализ», «индгибиторы»; продолжить обработку навыков работы с лабораторным оборудованием, реактивами; продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, умение делать выводы; формировать у учащихся интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, анализировать; умение слышать партнера, уважать чужое мнение.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=65&source=&block=0&capping=0&cb=1b8c92a52b92c2338976164b58f394d1

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

- Что изучает химия? Что такое химическая реакция?

Химическая реакция – вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете –и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию – реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример моментально протекающего химического процесса, например, взрыв динамита. Эта реакция – «молния». Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде смешаем два газа – Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, но только очень медленно.

II. Изучение нового материала.

- Что необходимо для того, чтобы прошла химическая реакция?

Учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы, которые могут ускорить процесс столкновения и взаимодействия молекул (например, при более высокой температуре молекулы начинают двигаться быстрее, а значит и скорость должна быть быстрее).

Класс делится на группы (постоянные или вновь сформированные).

Каждая группа получает задание и набор реактивов для проверки каждой гипотезы (заранее скорректированное учителем).

I группа.

Карточка. Природа реагирующих веществ.

Налейте в 2 стакана воды. В один стакан поместите стружку железа. Во второй стакан – кусочек Na (натрия).

-Что вы наблюдаете? Найдите элементы Na и Fe в периодической системе, сравните их по активности в вытеснительном ряду. Сделайте выводы.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=66&source=&block=0&capping=0&cb=85a93b070f78862606cd3d1d82401dac

II группа.

Карточка. Концентрация реагирующих веществ.

Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы. Расплавьте на пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Внесите горящую серу в пробирку с О2 . Сделайте выводы. Где сера сгорит быстрей? Почему?

III группа.

Карточка. Площадь соприкосновения.

Возьмите два одинаковых кусочка мела, один измельчите, положите на руку порошок и кусочек. в каком случае контакт с рукой больше? Почему? Поместите мел в две чашки. Прилейте кислоты. Где процесс закончился раньше? Объясните.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon faktory_vliyayushchie_na_skorost_himicheskoy_reakcii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока:

 "Факторы, влияющие на скорость химической реакции."

Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции; уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понятия «катализ», «индгибиторы»; продолжить обработку навыков работы с лабораторным оборудованием, реактивами; продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, умение делать выводы; формировать у учащихся интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, анализировать; умение слышать партнера, уважать чужое мнение.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

- Что изучает химия? Что такое химическая реакция?

Химическая реакция – вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете –и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию – реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример моментально протекающего химического процесса, например, взрыв динамита. Эта реакция – «молния». Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде смешаем два газа – Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, но только очень медленно.

II. Изучение нового материала.

- Что необходимо для того, чтобы прошла химическая реакция?

Учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы, которые могут ускорить процесс столкновения и взаимодействия молекул (например, при более высокой температуре молекулы начинают двигаться быстрее, а значит и скорость должна быть быстрее).

Класс делится на группы (постоянные или вновь сформированные).

Каждая группа получает задание и набор реактивов для проверки каждой гипотезы (заранее скорректированное учителем).

I группа.

Карточка. Природа реагирующих веществ.

Налейте в 2 стакана воды. В один стакан поместите стружку железа. Во второй стакан – кусочек Na (натрия).

-Что вы наблюдаете? Найдите элементы Na и Fe в периодической системе, сравните их по активности в вытеснительном ряду. Сделайте выводы.

II группа.

Карточка. Концентрация реагирующих веществ.

Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы. Расплавьте на пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Внесите горящую серу в пробирку с О2 . Сделайте выводы. Где сера сгорит быстрей? Почему?

III группа.

Карточка. Площадь соприкосновения.

Возьмите два одинаковых кусочка мела, один измельчите, положите на руку порошок и кусочек. в каком случае контакт с рукой больше? Почему? Поместите мел в две чашки. Прилейте кислоты. Где процесс закончился раньше? Объясните.

IV группа.

Карточка. Температура.

В две пробирки с Zn прилейте разбавленную серную кислоту. Одну пробирку осторожно подогрейте. Что наблюдаете? Объясните.

V группа.

Карточка. Добавление специальных веществ.

В две пробирки налейте перекись водорода H2О2. В одну добавьте MnO2. Что наблюдаете? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Какова его роль? Сделайте вывод.

После обсуждения в группах, сделав выводы, учащиеся сообщают о своем решении всему классу. Учитель добавляет сведения о каждом факторе (энергия активации, образование промежуточного соединения с катализатором, имеющим меньшую энергию активации, ингибиторах).

Как измерить скорость химической реакции?

учащиеся записывают формулу.

Vxp= , где ? С = С1-С2

? t = t2 - t2

III. Тренировочные упражнения.

1. Решение задачи из учебника стр. 43, зад.№ 1.

2. Как увеличить скорость химических реакций

2 Hg ===2Рg +O2 – Q

S+ O2 ===SO2 + Q

IV. Организация домашнего задания.

§ 14, стр. 43, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.   ЦЕЛЬ:  Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...

Разработка урока по химии для 11 класса общеобразовательной школы по теме "Факторы, влияющие на скорость химической реакции".

Краткое описание урока Урок разработан для учащихся 11 класса общеобразовательной школы на базовом уровне, с использованием УМК О.С.Габриелян, при нагрузке 1 час в неделю.Данный урок  позволяет р...

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...