Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
статья по теме
В условиях современного обучения перед педагогами всё чаще встает вопрос: как мотивировать познавательную деятельность обучающихся? Ведь устойчивый познавательный интерес обучающихся, их мотивация - один из критериев успешности образования.
Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить обучающимся стремление к активной творческой деятельности. Поэтому нестандартные уроки рассматриваются мной как один из способов повышения познавательной активности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_uroki.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Костанайская область
Мендыкаринский район
Тенизовская основная школа.
Нестандартные уроки
как средство активизация
познавательной деятельности
обучающихся
на уроках русского языка
и литературы.
Выполнила: Иванова Н.Н.
учитель русского языка и литературы
2 категории.
2013год.
В условиях современной модернизации образования, переход на 12-летнее образование предполагает обновление всей системы образования, приведение её в соответствие с возрастными, индивидуально-психологическими и творческими способностями обучающихся, их социальными притязаниями. Сегодняшние требования к образованию диктуют необходимость поиска таких способов организации образования, которые гарантировали бы право детей на выбор индивидуальных образовательных траекторий, формирование у них необходимых в жизни способов и технологий деятельности, преодоление отчужденности ученика от школьного образования. (слайд 1)
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Нельзя ничему научить – можно только научиться.
Сегодняшнее образование ориентировано на конечный результат. На современный урок работает множество наук. (слайд 2)
В условиях современного обучения перед педагогами всё чаще встает вопрос: как мотивировать познавательную деятельность обучающихся? Ведь устойчивый познавательный интерес обучающихся, их мотивация - один из критериев успешности образования.
Методическая тема, над которой я работаю, взята мной не случайно. Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила их использовать в своей работе. Такие формы уроков обнаруживают не только результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. Именно нетрадиционные уроки расширяют кругозор, активизируют мыслительную деятельность учащихся. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие функции как внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи. Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить обучающимся стремление к активной творческой деятельности. Поэтому нестандартные уроки рассматриваются мной как один из способов повышения познавательной активности обучающихся.
В своих трудах Седова О.О. акцентирует внимание на том, (слайд 3) что нестандартный урок – это урок, не удовлетворяющий по своей форме, общепринятому стандарту, трафарету, традиции. Это урок нетипового, нетрадиционного вида, обязательно заключающий в себе что – то оригинальное, творческое, особо – организованный, требующий эмоциональных и умственных сил. Подласый И. П. в своем учебнике по педагогике отмечает, что нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой.
В настоящее время все больше педагогов в процессе своей практики используют уроки с нетрадиционной структурой. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, главная из которых – наличие специфических возрастных и психологических особенностей школьников: неустойчивого внимания, преобладания наглядно – образного мышления, наличие стремления к игровой деятельности и стремления к разнообразию познавательных интересов.
Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной деятельности. В процессе проведения нестандартных уроков используется большое количество наглядного материала. Ведь принцип наглядности является одним из базовых методических принципов обучения любому предмету. Чем больше каналов восприятия задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения.
Нестандартные уроки позволяют сочетать в себе большинство методов, приемов и средств, используемых для активизации познавательной деятельности. Они способствуют прочному усвоению знаний, умений, навыков и их закреплению.
(слайд 4) Нестандартные уроки отличают:
- активность учащихся;
- сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения;
- связь педагогического руководства и самостоятельности учащихся;
- развитие коммуникативных способностей;
- атмосфера сотрудничества на занятиях.
Эти формы создают наилучшие условия для выработки у учащихся компетенций, для их закрепления на практике.
Существует несколько классификаций нестандартных видов уроков. Рассмотрим некоторые из них.
- уроки – соревнования (конкурсы, турниры, викторины, кроссворды, КВН – уроки и т.д.);
- уроки имитации деятельности (путешествия, заочные экскурсии, репортажи, суды, игры в «магазин», «больницу», «школу» и т.д.);
- уроки в форме внеклассных дел (праздники, концерты, инсценировки, диспуты, конференции и т.д.);
- интегрированные уроки, уроки – исследования (алгоритм, «мозговая атака», анализ первоисточников, рецензия и т.д.);
- уроки по типу телепередач (аукционы, диалоги, пресс – конференция, ток – шоу и т.д.)
В центре практически всех нестандартных уроков присутствует игра. Учебная игра – это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она представляет собой небольшую ситуацию со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общая и/или особенная роль, специфическая цель в конкретной ситуации общения.
Нестандартные уроки мы можем подразделить на группы: (слайд 5)
1 группа: объединяются уроки с нестандартным подходом к отбору содержания урока, учебного материала (интегрированный урок, урок – устный журнал, урок – живая газета и т.д.).
2 группа: нестандартный подход к методам и средствам (урок – исследование, урок – комментарий, урок – фантазия и т.д.).
3 группа: уроки, использующие нестандартные формы деятельности детей (урок – концерт, читательская конференция и т.д.).
4 группа: нестандартные формы проверки и оценки знаний ( КВН, брейн – ринг, викторина и т.д.).
5 группа: нетрадиционность проявляется во внешнем его оформлении (урок – путешествие, урок – посиделки, урок – чаепитие, литературная гостиная, урок – сказка и т.д.) Все виды уроков интересны для учащихся, пользуются успехом у них.
Данные уроки могут служить не только для систематизации и закрепления знаний, но и могут с успехом применяться и на этапе знакомства с новым материалом. Поставленные учителем задачи успешно реализуются на таких нестандартных уроках, как уроки – путешествия, интегрированные уроки, коллективные уроки и т.д.
Для меня лично важнейшим приемом активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы и русского языка является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения. В практике своей работы я активно использую такие формы урока, как уроки-суды, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, урок-игра, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-семинары, уроки-диспуты.
Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от авторитарности, и эмоциональность и организация творческих работ обучающихся – всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности обучающихся.
Стимулируя работу учащихся, учитывая интерес и склонность детей к необычному и занимательному, мы побуждаем учащихся к активным действиям, к раскрытию творческих способностей ребенка. Включение в процесс обучения нестандартных видов уроков способствует активизации познавательной деятельности школьников. Умственному развитию ученика с учетом его индивидуальных особенностей, развивает умение работать индивидуально и коллективно. Доказано, что включение нестандартных уроков в педагогическую практику на определенных этапах обучения является неотъемлемым условием положительной работы всех участников образовательного процесса.
(слайд 6)
«Есть множество методов привести лошадь к водопою, но нет ни одного, чтобы заставить её напиться.» (Восточная мудрость)
(слайд 7)
Информация ! Знания
Необходимо для обучающихся создавать ситуацию, когда ученик понимает разрыв между старыми знаниями и новыми знаниями, так называемый эффект «инсайт» - т.е. озарение.
Учебный труд