Повышение эффективности обучения химии через создание целостного представления о мире.
материал по химии
В основе моей педагогической философии, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу. Как этого достичь?
На сегодняшний день мой «золотой ключик» - это знаменитое «со»:
со – трудничество,
со – творчество, со – понимание,
со – переживание, со – чувствие, и главное – совместный поиск и взаимоуважение.
И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_kontseptsiya.doc | 85 КБ |
prezentatsiya_yakovlevoy_n.v._-_chast_1.ppt | 2.67 МБ |
prezentatsiya_yakovlevoy_n.v._-_chast_2.ppt | 2.9 МБ |
prezentatsiya_yakovlevoy_n.v._-_chast_3.ppt | 1.7 МБ |
prezentatsiya_yakovlevoy_n.v._-_chast_4.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
1. Моя педагогическая философия
СЛАЙД 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте представиться: Яковлева Надежда Валентиновна – учитель химии школы № 422 Кронштадтского района.
25 лет прошло с тех пор, как я в качестве учителя переступила порог класса.
С тех пор каждый день передо мной встают вопросы – Чему учить? Как учить?
СЛАЙД 2.
В основе моей педагогической философии, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу. Как этого достичь?
На сегодняшний день мой «золотой ключик» - это знаменитое «со»:
со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – переживание, со – чувствие, и главное – совместный поиск и взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
2. Педагогическая концепция
СЛАЙД 3.
Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
СЛАЙД 4.
В своей работе я сталкиваюсь с проблемой: с одной стороны, многие учащиеся выбирают химию как профильный предмет при поступлении в ВУЗы на ряд специальностей, а с другой стороны в классах есть учащиеся, которым знания по химии (биологии, физике, математике…) не нужны. Как формировать и развивать интерес к предмету? Мы хотим видеть наших воспитанников образованными людьми не только в традиционном понимании, но и способными адаптироваться в условиях конкуренции и стремительно прогрессирующей жизни.
Как повысить эффективность обучения химии? Как поддержать интерес у того, у кого он есть, и пробудить интерес, у того, у кого его нет.
СЛАЙД 5.
Свою педагогическую концепцию я назвала: «Повышение эффективности обучения химии через создание целостного представления о мире».
3. Научная основа:
Педагогическая концепция заключается в организации процесса обучения химии на основе семи этапов. Повышение эффективности обучения достигает технологического уровня, строится в соответствии с системой ожидаемых целей и задач, имеющих форму конкретного ожидаемого результата.
СЛАЙД 6.
В основе системы моей работы лежат дифференциация и индивидуализация обучения, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального их развития в соответствии с познавательными и профессиональными намерениями.
СЛАЙД 7.
4. Цель: Повысить эффективность обучения химии.
Задачи:
- Повысить уровень обученности и качества знаний.
- Формировать и развивать интерес к предмету.
- Повысить уровень самостоятельности.
- Развивать познавательную активность.
СЛАЙД 8.
К способам реализации моей концепции относятся (через что реализовать?):
- Формирование и развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;
- Расширение кругозора и практическая значимость полученных знаний;
- Интеграция знаний;
- Активизация творческой деятельности учащихся;
- Обеспечение сотрудничества учителя и учеников в процессе обучения;
- Применение активных методов обучения;
- Обеспечение душевного, физического и эмоционального здоровья ребенка.
В итоге: создание у школьника целостного представления об окружающем мире.
Когда я знакомлюсь с ребенком, то мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.
Выбирая разные методы и формы работы, понимаю, что прежде всего обязана работать во благо развития ребенка.
СЛАЙД 9.
5. Система работы по повышению эффективности обучения химии проходит следующие этапы:
- Этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности по предмету;
- Диагностико-прогностический этап;
- Этап целеполагания;
- Этап планирования;
СЛАЙД 10.
- Этап конструирования и реализации учебных занятий;
- Контрольно-регулировочный этап;
- Этап рефлексии.
Главное условие эффективности функционирования системы – соблюдение последовательности этапов деятельности учителя и школьников, так как каждый этап является подготовительным для последующего.
Я не буду останавливаться конкретно на каждом этапе, и рассматривать подробно технологии, элементы которых я использую во время работы. Я остановлюсь подробно на Этапе конструирования и реализации учебной деятельности. От продуманных и правильно организованных уроков зависит результат всей деятельности учителя и ученика!
СЛАЙД 11.
6. педагогические технологии
Добиться конкретных результатов и развивать компетентности (коммуникативные, исследовательские, проектные и др.), которые обозначены в стандартах нового поколения, практически невозможно средствами одной педагогической технологии. Поэтому мне видится решение поставленных перед учителем и учащимися задач в комплексном, системном использовании исследовательских, информационно-коммуникативных, проектных, игровых, разноуровневых, здоровьесберегающих технологий и технологий критического мышления.
СЛАЙД 12.
В основе этих технологий лежит компетентностный подход, интеграция и социализация в обучении.
Как повысить интерес? Я это делаю через практически значимые, жизненные вопросы.
СЛАЙД 13.
Наиболее ценным является то, что ученики сами на уроке формулируют его цель. Используя элементы технологии «Развитие критического мышления», я создаю проблемную ситуацию. В поиске выхода из нее, ученики определяют тему и цель урока. Для того, чтобы создать проблемную ситуацию, я часто использую информацию из телевизионных передач, которые проходят накануне: «Среда обитания», выступление Антона Привольного в программе «Утро» или «Контрольная закупка», «Жить здорово» с Еленой Малышевой (например, о пищевых добавках, или как определить по внешнему виду качество продукта) и др.
Так, при изучении темы «Галогены», мы произносим, что фтор должен входить в состав зубных паст, так как укрепляет эмаль зубов. И мы покупаем зубную пасту со фтором. В программе Елены Малышевой прозвучало, что в переводе фтор обозначает «разрушающий». Он приводит к раку костной ткани. Так кто же прав?
СЛАЙД 14.
СЛАЙД 15.
На этапе изучения нового материала также используются проблемные вопросы и создаются проблемные ситуации, на которые ученики ищут ответы в течение урока-исследования.
Например, при изучении темы «Мыла» в 10 классе, мы задаем вопрос «Почему при попадании мыла в глаза, мы испытываем неприятные ощущения?»
При изучении темы «Многоатомные спирты» можно поставить проблемный вопрос: «Почему часть кремов можно хранить при комнатной температуре, а часть – только в холодильнике?»
СЛАЙД 16.
На этапе закрепления знаний я предлагаю ребятам решать всевозможные практические вопросы, с которыми встречаемся в повседневной жизни.
При изучении альдегидов и кетонов в 10 классе, при закреплении можно обратиться к вопросу. «Каков вред ацетона, который входит в состав жидкостей для снятия лака», «Возможно ли купить жидкость для снятия лака, не содержащую ацетон?» А при изучении темы «Спирты» учащимся предлагается вопрос: «Почему косметологи рекомендуют использовать тоники, не содержащие этиловый спирт?» (вопросом можно заинтересовать девочек), в это время вопрос мальчикам: «Почему в программе «Утро» прозвучал призыв «Не покупать стеклоочиститель на трассах»?»
СЛАЙД 17.
Некоторые темы, рассматриваемые на уроках, сложны и интересны. Если Я вижу проявление особого интереса ученика к теме, то предлагаю ему провести исследование и самостоятельно найти ответы на возникшие вопросы.
Если школьник успешно справился с исследовательской деятельностью, он может выступить со своей работой на научно-практической конференции, на Дне дублера.
СЛАЙД 18.
При изучении в 11 классе темы «Пищевые добавки» я использую технологию «Дебаты». Ребята изучают состав предлагаемых продуктов, выясняют содержание в них Е…, находят положительные и отрицательные стороны использования этих добавок, в обсуждении этих моментов, решается вопрос, использовать данные продукты или нет.
СЛАЙД 19.
Кроме умения решать экспериментальные задачи на уроках-практикумах, у учащихся должны сформироваться умения решать расчетные задачи (это поможет справиться в дальнейшем с заданиями уровня В и С на экзамене в форме ЕГЭ). Для этого провожу уроки-практикумы по решению расчетных задач, но для привлечения к этой форме деятельности не только учащихся с математическими задатками, но и так называемых «слабых» учеников, подбираю задачи практической направленности.
Например, на уроке по изучению щелочных металлов, ребята, изучая текст параграфа, обращают внимание на вопрос о значении калия в организме человека. Им предлагается расчетная задача из учебника: стр. 59 задача 5: «В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?» Ребята снова обращаются к тексту параграфа, где дана суточная норма калия, а также можно задать вопрос «Какие продукты могут заменить курагу? Сколько необходимо их съесть?» Тогда ребята дома находят информацию о содержании калия в других продуктах».
СЛАЙД 20.
В 9 классе при поиске ответа на вопрос: «Почему для укрепления костной ткани, необходимо есть творог, массовая доля жира в котором составляет не менее 5 %?» При решении задач у учащихся продолжают развиваться информационно-коммуникативные компетенции.
На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаются задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации.
Особенно эффективны тренинги с использованием компьютера, позволяющие ученику работать с посильной для него скоростью и выполнять задания разного уровня сложности (используем при проверке знаний). Очень нравятся ребятам уроки в разновозрастных группах, когда старшеклассники имеют возможность проявить себя при передаче знаний по предмету ученикам среднего звена. Этой же цели служат уроки в День дублера, когда в качестве учителя выступают учащиеся среднего и старшего возраста.
На обобщающих уроках ребятам особенно нравится такая форма работы, как создание проекта. Вместе мы обсуждаем предстоящую деятельность. Идей обычно бывает очень много.
Если при обсуждении вопроса, мы удаляемся от темы урока, то я обращаю внимание учащихся на то, что они сами пришли к выводу, что жить без химии невозможно. Знания о веществах и их значении просто жизненно необходимо!
Во время подготовки к уроку-защите проектов или презентации проекта на конференции происходит наиболее глубокое усвоение материала. По окончании работы проводится рефлексия и саморефлексия.
СЛАЙД 21.
В качестве домашнего задания я предлагаю не только задания из учебника, но и прошу детей самих составлять задания, тесты, кроссворды, сочинять загадки в стихотворной форме, составлять условия химических задач по изученной теме. В дальнейшем учащиеся обмениваются ими, выполняют задания и анализируют тесты. В своей работе ученики используют сеть Интернет при подготовке к урокам и на уроке для поиска информации, создания мультимедийных презентаций, тестирования, отработки общеучебных навыков при подготовке к ЕГЭ.
В качестве домашнего задания, например, в 11 классе рассказать о том, что жизнь без кислот невозможна: бензойная кислота входит в состав брусники и морошки, что позволяет хранить эти плоды без сахара, что при заболевании мы используем аспирин, аскорбиновую кислоту. Почему? Как иначе называется аспирин? Какие кислоты имеют значение в жизни животных и растений, в хозяйственной деятельности человека?»
СЛАЙД 22.
В 11 классе звучит вопрос: «Почему вся Европа отказалась от посуды, покрытой тефлоном?» Работа в творческих группах позволяет разрешать вопросы охраны окружающей среды и сохранения здоровья человека.
Во внеурочной деятельности я также использую такие развивающие технологии, как «Проекты», «Развитие критического мышления», «Дебаты», «Дискуссии».
СЛАЙД 23.
Новизной своей концепции я считаю то, что учащиеся создают проекты сборников «Демонстрационные контрольно-измерительные материалы» по темам, подбирают материалы, связанные с жизнью, имеющих практическую направленность и развивающих интерес к предмету, а также в ведении тетради самоконтроля при подготовке к ЕГЭ.
СЛАЙД 24.
Несколько слов об Этае рефлексии.
По окончании учебного года на одном из последних занятий я предлагаю учащимся закончить предложения, например, такие, как:
1). Наиболее трудным для меня было…
2). Не вызывали трудности задания по темам…
3). Хотелось бы, чтобы на уроке больше уделялось внимания…
4). В дальнейшем я хотел(а) бы углубить свои знания…
Ответы детей на эти вопросы помогают мне в дальнейшем корректировать свою работу по предмету в целом и по подготовке к ЕГЭ, сделать ее более полезной и интересной для учеников.
СЛАЙД 25.
Таким образом, в своей работе я интегрирую элементы различных технологий, что позволяет добиваться позитивных результатов.
Кроме того, одним из важных условий повышения эффективности обучения является подход к преподаванию химии как единой системы учебной и внеурочной деятельности.
- Результативность
Различают внутренние и внешние показатели результативности.
К внешним показателям относятся, например, степень обученности и качество знаний.
СЛАЙД 25.
Эти показатели в нашей школе по химии стабильны. Предмет находится на 1 месте по сложности в 8 – 9 классах, на 2 месте – в 10 – 11 классах (по санпину).
СЛАЙД 26.
Прослеживается положительная динамика показателей ЕГЭ по химии: рост среднего, низшего и высшего баллов, а также процент учащихся, выбирающих этот экзамен.
СЛАЙД 27.
О развитии общеучебных и специальных умений и навыков говорят данные таблицы, где отражены успехи учащихся при выполнении заданий базового, повышенного и высокого уровня на ЕГЭ.
СЛАЙД 28.
Учащиеся 9 классов выбирают экзамен по химии и уже два года сдают в формате ГИА. В этом году ученики школы будут сдавать экзамен в формате ГИА.
СЛАЙД 29.
Увеличивается общее число учащихся 9 и 11 классов, которые выбирают экзамен по химии.
СЛАЙД 30.
Наблюдается рост числа участников олимпиады по химии.
Внутренними показателями можно считать такие, как:
СЛАЙД 32.
Высокий уровень значимости предмета для развития личности. Этот уровень подразумевает то, что благодаря изучаемому материалу ученик начинает лучше понимать окружающий мир, происходящие в нем события и явления, лучше разбираться в людях и самом себе, строить отношения с окружающими.
СЛАЙД 33.
Отмечается высокий уровень познавательной активности, что говорит о стремлении учеников к познанию нового и учеба является важной внутренней потребностью этих людей.
Вывод: Все выше перечисленные показатели являются доказательством повышения эффективности обучения.
СЛАЙД 34.
Мною обобщен опыт работы по теме «Система работы по повышению эффективности обучения химии» и заложен в банк педагогических данных г. Вологды, имею печатные статьи по вопросам интеграции и социализации знаний учащихся («На ты с наукой», «Система работы по повышению эффективности обучения химии», «Работа с кейсами»). Неотъемлемой частью педагогической деятельности считаю рефлексию и обмен опытом с коллегами в рамках районных педагогических чтений, семинаров, методических объединений.
СЛАЙД 35.
Таким образом, я считаю, что одним из путей повышения эффективности обучения химии является организация учебного процесса на основе последовательно сменяющих друг друга этапов. Система этапной деятельности направлена на развитие способностей, самостоятельности и творчества учащихся, она предоставляет каждому ученику возможность индивидуального выбора сложности программного материала, способа познавательной деятельности и степени продвижения в учебно-познавательной работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование должно стать более Индивидуализированным Функциональным Эффективным
Проблемы: Единый государственный экзамен Формирование и развитие интереса
Педагогическая концепция
Когнитивная практика Знания, умения, навыки Практика самореализации Реализованность задатков ребенка Креативная практика Способность к творчеству и творческой деятельности
формирование и развитие познавательного интереса к предмету; расширение кругозора, практическая значимость полученных знаний; обеспечение сотрудничества учителя и учеников; активизация творческой деятельности; повышение уровня самостоятельности; применение активных методов обучения; интеграция знаний.
Исследовательские технологии Традиционные классно-урочные технологии Технология критического мышления Проектные технологии Игровые технологии Технология «Дебаты»
Личностно-ориентированное обучение Информационно-коммуникационные технологии Технология проблемного обучения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
10 класс
10 класс
10 класс
10 класс
11 класс
9 класс
9 класс
11 класс
11 класс
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Болотов В., Шаулин В., Шмелев А. Единый государственный экзамен как средство повышения качества образования. // Лучшие страницы педагогической прессы – ИФ «Сентябрь», 2002, с. 9. 2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.– 240 с. 3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значения учебных предметов для развития личности // Педдиагностика. – 2004. - №2. – с.104 – 114. 4. Лизинский В.М. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч. – 1999. - № 5. – с.109 – 126. 5. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995. – 256 с.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВК. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. 7. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методологическое пособие / Под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с. 8. Шамова Т.И., Белова С.Н, Ильина И.В. , Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с. 9. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....
Повышение эффективности обучения химии
Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из путей ...
«Повышение эффективности обучения на уроках математики через создание проблемных ситуаций»
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у ...
Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире
В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"...
Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...
Технологическая карта урока как современное средство повышения эффективности обучения химии в соответствии с требованиями ФГОС
Основой образовательных стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности образованной, работоспособной, коммуникабельной, умеющей формулирова...
Повышение эффективности обучения химии. Обобщение опыта 2018-2020
Одним из путей повышения эффективности обучения учащихся химии является организация учебного процесса на основе этапов, выделенных Шамовой Т.И. Он обеспечивает эффективное сочетание урочных и вн...