Разработка урока по теме "Алкены"
учебно-методический материал по химии (10 класс)

Балацкая Татьяна Алексеевна

Представленная разработка относится к органической химии, которую обучающиеся изучают в 10 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_alkeny.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

 с использованием технологии разноуровневого обучения

Тема «Алкены»

Балацкая Татьяна Алексеевна, учитель химии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Предгорного муниципального района Ставропольского края  

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания по теме, осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов, создать на уроке атмосферу поиска и успешности.

Задачи:

Обучающие:

  • Проверить глубину, прочность и осознанность полученных знаний об алкенах.
  • Повторить строение, изомерию и номенклатуру, свойства, получение и применение в промышленности.
  • Закрепить представление о связи между строением, свойствами и областями применения

Развивающие:

  • Развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.
  • Способствовать развитию умений классифицировать и обобщать изучаемые строения и свойства.
  • Иллюстрировать уравнения химических реакций.
  • Приобщать учащихся к исследовательской работе.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к учению.
  • Содействовать развитию воли учащихся, создавая на уроке особое эмоциональное состояние: ситуации проблемности, занимательности, интереса.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний учащихся в форме урока открытых мыслей.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: таблица Менделеева, транспаранты с химическими понятиями, шаро-стержневые модели молекул, учебные таблицы, портрет А.М. Бутлерова, раздаточный материал для рефлексии и оценки знаний, ПК, интерактивная доска.

Ход урока

Ι Организационный момент: проверка посещаемости и готовности к уроку.

ΙΙ Этап обоснования значения изучаемой темы и цели урока.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Алкены» и  рассмотрим следующие вопросы:

  1. Строение алкенов
  2. Изомерия и номенклатура
  3. Химические свойства
  4. Получение
  5. Применение алкенов.

По этим вопросам вы подготовились, и я думаю, что вы сегодня покажете:

  • свои знания по теме урока,
  • то, что вам не ясно -  поймёте,
  • и самое главное – покажете свои умения обобщать, анализировать и систематизировать учебный материал.

И не случайно девиз урока: «Величие человека в его способности мыслить»

   Для оценки знаний на столах имеются жетоны: красный – полный ответ, жёлтый – неполный ответ, синий – дополнение к ответу. В течение урока вы накапливаете жетоны, и по общему их количеству я оцениваю вашу работу. Я надеюсь, что получится хороший конструктивный разговор, желающие отвечать -  поднимают руки.  Приветствуются дополнения, исправления к ответам. Я жду от вас открытых и верных мыслей, и желаю всем успеха!

    Мы не сможем начать разговор, если не вспомним фундаментальное учение в области органической химии – теорию химического строения органических веществ А. М. Бутлерова (портрет). Бутлеров – русский химик, академик Петербургской Академии Наук. Несмотря на то, что теории 145 лет, она жива и используется.

    Ваша задача – установить связь между строением и свойствами, что и было сделано в своё время Бутлеровым. А поможет нам моделирование.

Чтобы построить дом, что сначала закладывается? Фундамент, затем стены и крыша. Это основные составляющие дома.     (Используется бумажная модель дома).  

Органическая химия – это тоже большой дом, а в нём миллионы органических веществ. Этот дом имеет свои особенности, которые связаны со строением,  свойствами и применением. Что можно принять в органической химии за фундамент (строение), стены (свойства), крышу (применение)?

     Наша цель – на конкретных примерах проиллюстрировать эту связь: строение, свойства, применение.

 

     III Этап обобщения и углубления знаний по следующим заданиям.                                                                                                                     

    1.Строение

     А сейчас вы порадуете меня вашими мыслями по строению алкенов. Алкены, они же непредельные, они же этиленовые, они же олефины – многочисленный класс, который образует свой гомологический ряд.Этот ряд имеет свою визитную карточку – общую формулу.

   Задание 1.      

  По общей формуле алкенов составить молекулярную, структурную и электронную формулы, если n = 2 и n=3.Объяснить, что показывают эти формулы. Дать определение алкенам.

   Задание 2.

«Ручеёк» - назвать по порядку формулы и названия гомологического ряда алкенов.

     Чтобы сохранить свой род, алкены  запаслись дополнительными связями между атомами «С» - эти связи представлены сигма и пи.            

     Задание 3. Дать характеристику сигма и пи связей в молекуле этена по схеме.

   

 Задание 4 . «Кто внимательнее?»

По формуле изомера алкена составить название.        

       

 

     Задание 5. Построить шаростержневую модель молекулы этена, доказать, что он непредельный углеводород.

      2. Свойства

А сейчас переходим к свойствам. Если алканы – это химические ленивцы, которые вступают в реакции только в жёстких условиях (температура, катализатор, солнечный свет), т. к. до предела насытились атомами водорода, то алкены – прямая противоположность и слывут, как химические трудоголики, вступая в реакции присоединения и окисления.

      Задание 6. Звуковой вопрос – сказка «О роде алкенов».

Внимательно выслушайте сказку и запишите её содержание в виде уравнений реакций (с водородом, кислородом, хлором, полимеризация).

       В далёком государстве, в губернии химической      

       Жил – был род Алкенов гомологический

       Хочу сказать вам всем,

       Что самым знаменитым был Этен.

       Всё бы хорошо, да только стали        

       Разные вояки нападать

       И алкенов притеснять,

       Но сражаться с ними все страшились,

       Только Этилены и решились.

     

        Вот напал на них Водород – Кощей,

        А за ним – вслед Галоген-Злодей,

        А могучий Кислород Горыныч-Змей

        Вовсе их не пожалел:

        Бедный Этилен весь дотла сгорел.

        Стали они думать и гадать,

        Как им армию собрать-

        На защиту рода встать.

     

        И мудрец катализатор,

        Ускоритель всех реакций,

        Указал им путь полимеризации.  

        И когда соединился каждый мономер,

        То образовался могучий полимер.

        Теперь понятно вам, надеюсь всем,

         Как появился там Полиэтилен.

 3.Получение

       Теория без практики ничего не значит.  

Задание 7. «Оживи опыт» - видео вопрос.

К демонстрационному опыту составить уравнение реакций, если исходные продукты – этанол и серная кислота.

С2Н5ОНС2Н4 + Н2О

  Задание 8. Блиц – турнир на знание химических понятий.

Дать определения: гомологи, изомеры, алкены, гибридизация, полимеризация, сигма и пи связь (транспаранты).

Задание 9. «Приятная неожиданность» - звуковой вопрос-загадка.    

         Вам интересно узнать кто я, тогда слушайте. Я появился на земле путём синтеза всего лишь полвека назад. И за этот короткий срок успел завоевать весь мир. Я необходим в медицине, в машиностроении, в транспортной отрасли. Вхожу в состав товаров бытовой необходимости. Выигрываю в сравнении с природными материалами: дешёвый, лёгкий для переработки, безвредный для человека.

       Есть у меня ещё одно достоинство, связанное с моим характером. Из-за жёсткости меня трудно повредить.

А ещё представьте длинную-длинную цепь из 5-6 тысяч звеньев, представили?! Так это, тоже я. Имея такую молекулу, я могу противостоять не только воде , но и кислотам.

       Ну, а если дорогие друзья меня не правильно использовать, я выделяю токсичные вещества, и ваша нервная, кровеносная системы, печень обязательно пострадают.      Узнали, кто же я?

Чтобы перейти к индивидуальной работе, немного отдохнём и послушаем стихи о применении полимеров.    

 Задание10. Поэтическая пауза (стихи о применении полимеров).

       Не знает нынче лишь невежда

       Для книг обложки и одежда,

       Линолеум, пенал, портфель

        Игрушек ярких карусель.

        Кожзаменитель и тефлон

        В диванах, креслах - паралон

        В машинах разные детали

        В квартирах окна ими стали.

        На стенах и на потолках

        Панели, плитка – просто - ах!

        И упаковкой людям служат

        Имея их, врачи не тужат.

Задание11. Индивидуальная работа. Химический диктант- утверждение.

Если согласен с утверждением, то рядом с порядковым номером

поставь знак «+», если нет, то «-».  

       1. Общая формула алкенов Сn Н2n +2.

       2. В молекулах алкенов две двойные связи.

       3. Этен - важнейший представитель алкенов.

       4. Для алкенов характерны реакции замещения.

       5. Алкены - ненасыщенные углеводороды.

       6. Алкены – сырьё для получения полимеров.

       7. Формула этена – C2H4.

       8. Алкены применяют для сварки металлов.

       9. Этен получают дегидратацией этанола.

       10. Названия алкенов образуют с помощью суффикса – ан.

       11. Для алкенов характерны реакции присоединения.

       12. Алкены горят с образованием СО2 и H2O.

       13. Общая формула алкенов СnН2n.

       14. Формула этена C2H2.

       15. Алкены – предельные углеводороды.

       16. В молеклах алкенов одна двойная связь.

       17. Алкены обесцвечивают раствор КМnО4 и иода.  

       18. Атомы углерода в молекулах алкенов находятся в  sр3 – гибридном  состоянии.

 

Критерии оценок:        

        «5» - 1-2 ошибок

        «4» - 3-6 ошибок

        «3» - 7-9 ошибок

        4. Подведение итогов, оценки за работу     

 Подводя итоги, хочется сказать, что в целом с задачей урока вы справились. По оценочному листу видна работа каждого, чьи мысли были открыты для всех, а чьи нет. Мы говорим спасибо и ставим «5» и «4» следующим учащимся (фамилии учащихся).

         Карточка оценки ответов.

Ф.И.О.

Количество жетонов:

- красный

-жёлтый

-синий    

         5.Домашнее задание- сочинение «Настоящее и будущее полимеров».

          6.Рефлексия

Оценим нашу общую работу на уроке.

 Предлагаю выбрать одну из мордашек и тем самым выразить своё отношение к уроку (одна мордашка грустит - не всё получилось, что- то осталось непонятным, другая улыбается- её мысли были открыты и понятны для всех, третья- была безразлична к происходящему на уроке).

        Все выбрали разные мордашки, т.к. кто-то остался довольным своей работой, у кого-то не всё получилось. Но, поверните мордашки и громко прочитайте - «спасибо от алкенов».  

       Я тоже говорю вам спасибо за знания и взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...