Конспекты уроков по химии 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Тесты по химии 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Предмет химии. Вещества
Задачи:
- сформировать понятие о химии, как науке о веществах и их превращениях;
- обозначить понятие «вещество», «свойства веществ», «физическое тело», «физические свойства веществ»;
- способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы;
- показать значение химии в жизни человека
Мотивация и целеполагание:
Начинаем с вопроса «Что нам известно о химии». В процессе беседы выясняем, что же известно учащимся о химии. Другая часть беседы посвящена вопросу «Химия в нашей жизни».
Химия играет в жизни человека огромную роль. Мы не можем обойтись без того, что дает нам химия. Наша задача – выяснить, что является предметом изучения химии.
Изучение нового материала:
Вы знакомитесь с новым предметом – химией, которая играет огромную роль в жизни современного человека, как в его быту, так и в промышленности. Что же такое химия? Что является предметом изучения химии?
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Давайте посмотрим на рис. 3. Это – физические тела. Их объединяет одно свойство – все они сделаны из стекла. Стекло и является веществом. Поэтому можно сделать вывод, что вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Вам уже известно, что некоторые вещества состоят из молекул. Такие как молекула углекислого газа, молекула воды, а такие вещества как алмаз или песок, состоят из атомов.
Представьте, атомы настолько малы, что на человеческом волосе их поместиться несколько миллиардов. Однако видов атомов всего 114. Определенный вид атомов называется химическим элементом.
Из таких вот отдельных изолированных атомов состоят такие вещества как ксенон, аргон, неон, криптон, гелий. Их еще называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами другими химических элементов.
Посмотрите, атомы водорода могут существовать поодиночке (рис. 4а), могут соединяться в молекулы по два атома (рис. 4б), а могут соединяться с другими атомами, как в молекуле воды они соединены с кислородом (рис. 4в).
Таким образом, если вещество состоит из атомов одного вида, то оно называется простым. А если вещество состоит из атомов разных химических элементов, то оно называется сложным или химическим соединением. Вы уже знакомы – это молекула воды – Н2О.
Все вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Запомните, что свойства – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга.
Следует различать физические и химические свойства веществ. С химическими свойствами мы познакомимся позже. А сейчас необходимо запомнить, как описывать физические свойствам вещества: это
- Агрегатное состояние (вспомните, их три: газообразное, жидкое и твердое)
- Указать цвет
- Запах (есть или нет)
- Твердость (описывается по шкале Мооса)
- Плотность (больше или меньше единицы)
- Т кипения и плавления (эти данные указаны в таблицах в учебнике)
- Электропроводность и теплопроводность (в основном это свойство характерно для металлов)
- Растворимость в воде (т.е. растворяется вещество или не растворяется в воде)
- А также пластичность, ковкость (это свойство тоже характерно в основном для металлов)
Зная различные свойства веществ, человек может использовать их с пользой для себя. Рассмотрим пример использования алюминия.
Благодаря легкости и прочности его используют в самолето- и ракетостроении, легкость и хорошую электропроводность алюминия используют для изготовления электрических проводов, его теплопроводность и неядовитость – при изготовлении алюминиевой посуды, неядовитость и пластичность дает возможность применять алюминий для изготовления фольги, а такое его свойство, как способность гореть ослепительным пламенем позволят его использовать при производстве бенгальских огней.
Обобщение и систематизация знаний:
1. «Лови ошибку»
Прослушайте предложения и, если заметили ошибку, поднимите правую руку.
А. Вода – это вещество без цвета, запаха и со сладким вкусом.
Б. Сера – твердое, желтое вещество, притягивающееся магнитом.
В. Железо – это вещество темно-серого цвета, притягивающееся магнитом и не проводящее электрический ток.
2. «Дополни предложение»
Любой предмет, нас окружающий, это …, которое состоит из …, которое имеет …, которые бывают … и …. Химия – это наука о …, их … и …
Закрепление:
Тест-самоконтроль
- Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело; б) вещество.
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела; б) вещества.
3. Вещество – это:
а) то, и чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенных ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.
6. Укажите физическое свойство воды:
а) вода легко испаряется; б) вода разлагается на водород и кислород при пропускании через нее электрического тока.
7. Укажите вещество, которому соответствуют следующие свойства: серебристо-серое, электропроводное, притягивается магнитом.
а) железо; б) алюминий.
Решите кроссворд:
1 – любой предмет, нас окружающий;
2 – то, из чего состоят физические тела;
3 – признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
4 – свойства, которые мы можем описать сами у веществ;
5 – свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств;
6 – наука о веществах и их превращениях.
Ответы: 1 – физическое тело; 2 – вещество; 3 – свойства; 4 – физические; 5 – химические; 6 – химия.
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вы считаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?
Какова роль химии в нашей жизни?
Домашнее задание:
I уровень: § 2, упр. 6,8,9;
II уровень: тоже + изготовить газету-стенд «Химия в нашей жизни», сравнить серу и медь по всем физическим характеристикам.
Предварительный просмотр:
Тема: Роль химии в нашей жизни
Задачи:
- сформировать понятие о роли химии в нашей жизни;
- очертить круг проблем, связанных с различными химическими производствами и предложить методы их решения;
- показать необходимость применения экологических знаний для решения проблем химической технологии
Мотивация и целеполагание:
«Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук,
другая – умножение жизненных благ»
М.В. Ломоносов
Намечаются цели урока, план занятия и отправные точки.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое химия?
- Чем занимается экология?
- Что связывает эти предметы?
Изучение нового материала, закрепление и контроль:
Предварительная подготовка.
На доске плакат «Основные отрасли промышленности», «Физическая карта мира».
Урок проводится в виде семинара. Сначала работа в группах по ранее подготовленным заданиям, затем коллективная работа. Класс был разделен на 4 группы, у каждой было свое задание, им необходимо было подготовить сообщение. 1 группа: «Основные отрасли промышленности»; 2 группа: «Производство товаров народного потребления»; 3 группа: «Развитие химической промышленности в мире», 4 группа: «Экологические проблемы». После выступления каждой из групп, начинается коллективная работа в виде беседы на различные вопросы. Учитель задает вопросы и учащиеся друг другу задают вопросы. Затем выводы делают сами учащиеся:
- определен круг проблем, которые ставит перед промышленным производством;
- предложены методы решения этих проблем;
- роль химии для современного человека;
- показана невозможность решения технологических проблем без применения разных научных знаний (химии, физики, экономики, экологии, математики).
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вы думаете, часто ли приходится человеку сталкиваться с проблемами, которые мы затронули на уроке?
- Можете ли вы использовать полученные знания в дальнейшем?
- На уроке было: а) скучно; б) интересно; в) fifty-fifty.
Домашнее задание: § 3.
Предварительный просмотр:
Тема: Знаки химических элементов
Задачи:
- воспроизвести знания учащихся о строении вещества, познакомить со знаками химических элементов;
- развить умения обобщать, делать выводы;
- углубить межпредметные связи.
Мотивация и целеполагание:
Вспомнить понятия «вещества», «атом», «химический элемент».
Изучение нового материала:
Д.И. Менделеев разработал классификацию химических элементов в виде периодической системы.
Чтобы пользоваться Периодической системой, необходимо знать химический алфавит, т.е. знаки химических элементов.
Химический знак (символ) – условное обозначение химического элемента.
Например, фосфор находится в клетке №15, в которой помимо названия указывается и химический знак, или символ Р (см. рис. 20).
В качестве символов были приняты начальные буквы латинских названий.
Так, водород (латинское название Hydrogenium ) – обозначается буквой Н, читают «аш»; кислород (от лат. Oxygenium) – буквой О, читают «о»; углерод (от лат. Carboneum) – буквой С, читается «цэ».
На буку С начинаются латинские названия еще нескольких химических элементов, поэтому к начальной букве латинского названия добавляют еще одна из последующих букв. Так, химический знак кальция записывается символом Са (читают «кальций»), меди – Cu (читают «купрум).
В названиях некоторых элементов отражены важны свойства. Например, водород – рождающий воду, фосфор – несущий свет. Другие элементы названы в честь небесных тел или планет. Это такие, как теллур – в честь Земли (Теллурис от греч. Земля) или как селен – в честь Луны (Селена от греч. Луна) (см. рис. 21).
Некоторые названия заимствованы из мифологии. Тантал – так звали сына Зевса или прометий – в честь героя древнего мифа (см. рис. 22). Некоторые элементы названы в честь государств или частей света. Полоний – в честь Польши, галлий – в честь Франции, т.к. Галлия – старое название Франции. Некоторые названия содержат имена великих ученых: менделевий – по фамилии Менделеева, эйнштейний – Эйнштейна (см. рис. 24).
Давайте изучим некоторые названия химических элементов и запишем их в виде таблицы (см. с. 35). Остальные названия химических элементов, а также символы, вы найдете в учебнике.
Обобщение и систематизация знаний:
- Напишите шесть химических знаков элементов, содержащих одну и ту же букву.
- Написать названия химических элементов, оканчивающихся на букву «н».
- Записать из слогов названия элементов: «се», «тий», «дий», «ра», «лен», «ли».
Закрепление и контроль знаний:
- Назвать элементы: O, H, C, Si, S, Fe, Cu, Na, K, Mg.
- Написать символы: азот, марганец, ртуть, свинец, цинк, серебро
- §5, упр.2
- Составьте пары соответствия: к каждому химическому знаку подберите соответствующее ему название.
- Si а) хлор
- Mn б) медь
- Ba в) азот
- N г) кремний
- Pb д) сера
- Cl е) марганец
- Cu ж) свинец
- S з) барий
Ответы: 1 – г; 2 – е; 3 – з; 4 – в; 5 – ж; 6 – а; 7 – б; 8 – д.
- Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: C, S, Mn, Fe, Pb, Si.
е | |||||||
е | |||||||
е | |||||||
е | |||||||
е | |||||||
е |
Ответ:
с | е | р | а | ||||
ж | е | л | е | з | о | ||
к | р | е | м | н | и | й | |
у | г | л | е | р | о | д | |
с | в | и | н | е | ц | ||
м | а | р | г | а | н | е | ц |
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вы чувствовали себя на уроке? (изобразить на доске в виде смайликов)
Домашнее задание:
I уровень: §5, упр. 1,3;
II уровень: тоже + упр. 4.
Предварительный просмотр:
Тема: Химическая формула.
Относительная атомная и молекулярная масса
Задачи:
- сформировать знания о химической формуле как отражении качественного и количественного состава вещества; сформировать понятия «относительная атомная» и «относительная молекулярная масса;
- продолжить формировать знания о символах химических элементов, научить вычислять и определять относительную атомную и молекулярную массы, определять массовую долю элемента;
- начать формировать умения формулировать определения и разъяснять смысл изученного материала
Мотивация и целеполагание:
Учащимся необходимо сравнить запись реакции разложения воды с помощью слов и формул, приводя доводы в пользу записи уравнений реакций с помощью формул.
Изучение нового материала:
Демонстрируем модели молекул и составляем их химические формулы.
Химическая формула – это условная запись, выражающая количественный и качественный состав вещества.
Качественный состав показывается с помощью символов химических элементов, а количественный – с помощью индексов.
Индекс – число атомов данного химического элемента в формуле вещества (см. рис. 26).
Чтобы отразить число молекул используют коэффициенты. Например: 3СО2, что означает 3 молекулы углекислого газа или 5Н, это означает пять атомов водорода. Коэффициенты всегда ставятся перед химической формулой, а индексы внизу, справа от символа элемента, причем индекс 1 не ставится.
Вы знаете, что массы атомов очень малы. И для простоты расчетов ввели относительную величину. За эталон сравнения взяли 1/12 часть массы атома углерода. Разделив массы атомов химических элементов на 1/12 часть массы атома углерода, получили значения относительных атомных масс, относительная атомная масса обозначается буквой Ar, где r означает «относительный» в переводе с английского. И раз эта величина относительная, то она не имеет единиц измерения. Значения относительных атомных масс приведены в периодической системе и при расчетах округляются до целого значения. Например, относительная атомная масса фосфора 31, т.к. после 30 идет цифра 9.
Давайте рассмотрим, как определяется относительная молекулярная масса. Она обозначается буквой Mr, (М, потому что молекулярная, r означает, что она относительная и также не имеет единиц измерения. Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс химических элементов, образующих данную молекулу. Например, вам необходимо рассчитать относительную молекулярную массу воды. В ее состав входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода, относительная молекулярная масса воды вычисляется как сумма относительных атомных масс водорода и кислорода с учетом индексов.
Mr(H2O) = Ar(H) ∙ 2 + Ar(O) ∙ 1 = 1 ∙ 2 + 16 ∙ 1 = 18
Зная химическую формулу вещества можно рассчитать и массовые доли элементов в веществе с помощью следующей формулы:
ω(э) =
ω(э) – массовая доля элемента Э в веществе;
n – число атомов элемента Э в веществе;
Ar(Э) – относительная атомная масса элемента Э;
Mr(в-ва) – относительная молекулярная масса вещества.
Рассчитаем массовые доли водорода и кислорода в молекуле воды:
относительную молекулярную массу мы находили ранее, она равна 18.
Массовая доля водорода равна
ω(Н) = = 0,1111, или 11,11%
ω(О) = = 0,8889, или 88,89%
Сумма долей должна быть равна 1, а процентов 100, у нас эти показатели совпадают, значит, решение верно.
Обобщение и систематизация знаний:
- Написать химические формулы: а) 1 атом магния, 1 атом серы, 4 атома кислорода; б) 2 атома азота, 5 атомов кислорода; в) 1 атом серебра, 1 атом хлора; г) 1 атом углерода, 2 атома кислорода; д) 1 атом натрия, 1 атом азота, 3 атома кислорода.
- Определить относительные атомные массы элементов: N, Fe, Si, Mn, Hg, Pb, Zn, Li, Ag. Расположить их в порядке увеличения относительных атомных масс.
Закрепление и контроль знаний:
- Упражнения 1,4,5.
- Определить относительную молекулярную массу веществ: N2, Ca(NO3)2, Ca3(PO4)2.
- Определить массовые доли элементов в последних двух веществах.
- Какое из веществ легче: кислород (О2), гелий (Не) или углекислый газ (СО2)? Расположите их относительные молекулярные массы в порядке увеличения.
Ответ:
Мr(О2) = 32
Мr(He) = 4
Mr(CO2) = 44
Следовательно, самый легкий газ гелий.
Гелий – кислород – углекислый газ
- Как показывает качественный состав, вещество состоит из элементов водорода и кислорода, его атомный состав 2:2, а относительная молекулярная масса равна 34. Определите формулу вещества.
Ответ:
2:2 , следовательно, формула Н2О2, Mr(Н2О2) = 2 + 32 = 34
- Руда содержит пиролюзит MnO2 и манганозит MnO. Определите, в каком из веществ массовая доля Mn больше.
Ответ:
Мr1(MnO) = 55 + 16 = 71
Мr2(MnO2) = 55 + 32 = 87
ω1 (Mn) = = 0,7746, или 77,46%
ω2 (Mn) = = 0,6322, или 63,22%
В первом случае массовая доля марганца больше.
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вам кажется, вы поняли, зачем нужно знать, что такое относительная атомная и молекулярная масса, для чего в химии используются химические формулы? Можно ли вычислить массовые доли элементов, не зная этих величин?
Домашнее задание:
I уровень: §6, упр. 2, 3, 6;
II уровень: тоже + упр. 7, 8.
Предварительный просмотр:
Тема: Основные сведения о строении атома.
Состав атомных ядер
Задачи:
- сформировать представление о строении атома, составе атомных ядер на основе привлечения экспериментальных данных;
- познакомить учащихся с определением числа протонов и нейтронов в ядре атома;
- продолжить развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Мотивация и целеполагание:
«Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».
А.М. Горький
Вспоминаем, что такое атом. Подводим учащихся к тому, что атом имеет более сложное строение, чем мы думаем.
Изучение нового материала:
Наиболее точную и полную модель строения атома предложил Эрнест Резерфорд, хотя понятие «атом» было известно еще в античном мире. Свою модель строения атома ученый назвал планетарной, потому что атом как крошечная Солнечная система, в центре которого ядро, а вокруг ядра вращаются электроны (см. рис. 30).
Оказывается, что само крошечное ядро состоит из элементарных частиц – протонов и нейтронов. Рассмотрим таблицу, в которой указан символ этой частицы, ее масса и заряд.
Из таблицы видно, что протон имеет заряд +1, масса протона равна 1, как и у водорода, поэтому он имеет символ р (пэ). Нейтроны тоже имеют массу равную 1, не имеют заряда, он равен 0 и обозначаются буквой n (эн). Электроны обозначаются буквой е, заряд их равен -1, т.к. масса их ничтожна мала, то ей можно пренебречь.
Сумма чисел протонов и нейтронов называется массовым числом и обозначается буквой А, которая численно равна относительной атомной массе, округленной до целого значения. Для того чтобы определить число протонов и электронов, достаточно знать порядковый номер элемента (см. рис. 31). Давайте вспомним как. Например, у атома фосфора порядковый номер 15, значит у него 15 протонов в ядре, 15 электронов в атоме. А для нахождения числа нейтронов можно использовать формулу N = A - Z, т.к A = Z + N, где N – число нейтронов, а Z – число протонов.
Несмотря на то, что атом очень малы, швейцарские ученые Биннинг и Рорер с помощью сканирующего микроскопа смогли увидеть реальные молекулы и атомы, в последствие им дали Нобелевскую премию за это достижение. Представьте, сканирующие микроскопы могут увеличивать объект в 100 млн. раз, т.е. позволяет увидеть частицы размером всего 10-9 м. Такие частицы называются наночастицами (см. рис. 32 – 34).
Обобщение и систематизация знаний:
- §7, упр. 1, 5, 6, 7.
- Что показывает порядковый номер химического элемента?
- Как вычислить число нейтронов в ядре?
Закрепление и первичный контроль:
- Отметьте правильные утверждения:
а) порядковый номер элемента равен числу протонов в ядре атома;
б) порядковый номер элемента равен числу электронов в атоме;
в) порядковый номер совпадает с величиной заряда ядра атома;
г) порядковый номер равен числу нейтронов в ядре атома.
2. Образуйте из нижеприведенных величин 6 численно соответствующих пар;
а) заряд ядра;
б) число нейтронов в ядре;
в) число протонов в ядре;
г) число электронов в атоме;
д) порядковый номер.
3. Укажите состав ядер 32S, 52Cr, 127I.
Ответ:
Находим порядковые номера этих элементов, порядковый номер равен
заряду ядра атома и равен числу протонов в ядре. Поэтому: S, Cr, I.
- Заполните таблицу:
Химический элемент | Порядковый номер | Массовое число | Заряд ядра | Число электронов | Число протонов | Число нейтронов |
B | ||||||
P | ||||||
Ca | ||||||
Fe | ||||||
Se |
Ответ:
Порядковый номер элемента равен численно заряду ядра, числу
протонов и числу электронов. Массовое число численно рано
относительной атомной массе. Число нейтронов: от массового числа
отнимаем число протонов.
Химический элемент | Порядковый номер | Массовое число | Заряд ядра | Число электронов | Число протонов | Число нейтронов |
B | 5 | 11 | +5 | 5 | 5 | 6 |
P | 15 | 31 | +15 | 15 | 15 | 16 |
Ca | 20 | 40 | +20 | 20 | 20 | 20 |
Fe | 26 | 56 | +26 | 26 | 26 | 30 |
Se | 34 | 79 | +34 | 34 | 34 | 45 |
Рефлексия и подведение итогов:
- Что нового вы узнали сегодня о строении атомов?
- Что оказалось наиболее сложным для понимания?
Домашнее задание:
I уровень: §7, упр. 2, 4;
II уровень: тоже + упр.3.
Предварительный просмотр:
Тема: Порядковый номер элемента. Изотопы
Задачи:
- сформировать представления о ядерных процессах;
- дать понятие «изотопы», на основании чего уточнить понятие «химический элемент»;
- продолжить развитие умений применения таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение.
Мотивация и целеполагание:
Рассказываем о Чернобыльской трагедии и ядерном оружии, об атомоходах, о раковых заболеваниях и методах их лечения облучением, о применении радиоактивных изотопов.
Затем повторяем состав атомных ядер, характеризуем элементарные частицы. Вспоминаем, что показывает порядковый номер химического элемента, как вычислять число нейтронов в ядре. Подводим учащихся к формулировке целей урока.
Изучение нового материала:
Итак, мы с вами помним, что положение химического элемента зависит от заряда ядра атома, или от числа протонов. И, если изменить число протонов в ядре, то будет образовываться совсем другой химический элемент. Эти процессы называются ядерными.
Ядерные процессы протекают с выделением большого количества энергии, как, например, на Солнце, когда ядра атомов водорода соединяются и образуют ядра атомов гелия. Но если не изменять число протонов, т.е. заряд ядра, а только число нейтронов, то другого химического элемента не образуется, образуется тот же элемент, но с другой массой. Эти разновидности элементов с разной массой называют изотопами.
Запомните, что изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число. Слово изотоп состоит из двух греческих слов: изос – «одинаковый» и топос – «место».
Химические элементы, встречающиеся в природе, являются смесью изотопов. Например, у водорода есть три изотопа, каждый из которых отличается не только массовым числом, но и имеет свое название. Давайте их рассмотрим (рис. 37). Первый изотоп – это протий, с массовым числом равным единице, второй изотоп – это дейтерий, у которое массовое число равно двум, третий называется тритием и массовое число его равно трем. Но число протонов, как вы могли заметить одинаково, т.е. в ядре каждого из них содержится один протон.
Теперь, давайте выясним, на основании полученных знаний, почему же относительная атомная масса имеет дробное значение? Мы с вами уже знаем, что в природе один и тот же химический элемент представляет собой смесь изотопов, тогда относительная атомная масса является средним значением атомных масс природной смеси изотопов данного химического элемента с учетом содержания их в природе. Разберем это на примере. Атомы хлора состоят из смеси двух изотопов с массовым числом 35, их в природе 75% и с массовым числом 37, которых в природе встречается 25%. Следовательно, относительная атомная масса хлора вычисляется таким образом:
На основании знаний о строении атома, существования изотопов, мы можем дать более точное определение химического элемента – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Обобщение и систематизация знаний:
- Упражнения 1, 2, 4.
- Чему равны заряд ядер, число электронов в атоме, число протонов и нейтронов в ядре атомов He, Be, N, Al?
Закрепление и контроль знаний:
- §8, упражнение 6.
- Каков состав ядер следующих изотопов: 16O, 17O, 3He, 4He?
- Приведите символы изотопов никеля, атомы которых содержат 31 и 35 нейтронов.
- Каков состав ядер атомов с порядковыми номерами 5, 8, 12, 14?
Ответ: массовое число численно равно относительной атомной массе, значит, 5 – порядковый номер у бора, 8 – у кислорода, 12 – у магния, 14 – у кремния. У B 5 протонов, 5 электронов, нейтронов 6; у О 8 протонов, 8 электронов, 8 нейтронов; у Mg 12 протонов, 12 электронов и 12 нейтронов; у Si 14 протонов, 14 электронов и 14 нейтронов.
- Определите порядковый номер элемента, массовое число одного из изотопов которого 39, а число нейтронов в атоме 19.
Ответ: определяем число протонов по формуле: Z = A – N, значит, 39 - 19 = 20. Следовательно, и порядковый номер равен 20, а это кальций.
- Химический элемент состоит из двух изотопов. Ядро первого изотопа содержит 10 протонов и 10 нейтронов. В ядре второго на 2 нейтрона больше. О изотопах какого химического элемента идет речь? Напишите формулы изотопов.
Ответ: у изотопов число протонов и порядковые номера одинаковы. Они лишь отличаются массовым числом, а, следовательно, и числом нейтронов. Значит, у первого и второго будет по 10 протонов и порядковый номер 10. Этот химический элемент неон – Ne. Массовое число первого равно 20 (10+10), у второго 12 нейтронов, значит массовое число равно 22 (10+12). Запишем формулы изотопов: Ne, Nе.
Рефлексия и подведение итогов:
- Зачем нужно в курсе школьной химии изучать эту тему?
- Какие трудности возникли у вас на уроке?
Домашнее задание:
I уровень: §8 (ответить на вопросы);
II уровень: тоже + упр. 5.
Предварительный просмотр:
Тема: Структура периодической таблицы элементов
Задачи:
- дать понятие о структуре периодической системы, группах, периодах;
- продолжить развитие навыков и умений сопоставлять, работать самостоятельно;
- воспитывать чувство национальной гордости.
Мотивация и целеполагание:
«У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза».
Д.И. Менделеев
Изучение нового материала:
Д.И. Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы. Эту таблицу можно представить в виде дома, где «живут» все химические элементы. Каждому химическому элементу отведена своя «квартира», т.е. клетка с определенным номером. Например, кальций «живет» в «квартире» №20, т.е. в клетке №20.
По горизонтали дома располагаются «этажи». Их всего семь. В химии они называются периоды. На первом этаже «живут» всего 2 химических элемента, на втором и третьем – по 8. Эти периоды, или «этажи» называются малыми. Подумайте, почему?
Начиная с 4-го периода на каждом «этаже» появляется больше «жителей». Итак, на 4-ом и 5-ом – их 18, на 6-ом – 32, а на 7-ой пока все «жители» не заехали. Эти периоды уже называют большими, ведь здесь так много химических элементов, расположенных в два ряда.
Если вы были внимательны, то заметили, что в «подвальных этажах» «живут» по 14 элементов-близнецов, похожих по своим свойствам. Одни похожи на лантан и называются, поэтому лантаноиды, другие похожи на актиний и называются актиноиды.
По вертикали химические элементы тоже «живут» друг под другом. Эти вертикальные ряды называются группами. В этих вертикальных группах химические элементы имеют сходные свойства. Этих групп всего 8.
Каждая группа состоит из двух подгрупп: главной и побочной. Главную подгруппу еще называют группой А, в нее входят элементы малых и больших периодов. Побочную подгруппу называют еще группой В, в нее входят элементы только больших периодов.
Давайте рассмотрим главную подгруппу I группы, в нее входят Li, Na, K, Rb, Cs, Fr. Это подгруппа лития, ведь литий в ней первый. Побочная подгруппа этой группы образована Cu, Ag, Au, поэтому ее называют подгруппой меди.
Кроме короткопериодной таблицы Д.И. Менделеева, которая у вас в учебнике, есть еще и длиннопериодный вариант (см. рис. 25)
Всего в таблице 114 химических элементов и подобно тому, как 33 буквы алфавита образует множество слов, так и 114 химических элемента образует множество веществ.
Обобщение и систематизация знаний:
- Что называется периодом? Сколько химических элементов включают 1, 2 и 3 периоды? Сколько элементов в больших периодах?
- Что называется группой периодической системы? Что говорят буквы А и В после номера группы?
- Чем отличаются большие периоды от малых?
Закрепление и контроль знаний:
- Назовите элементы IVA и VIB групп.
- Прямыми линиями выделите ряды, где находятся: а) элементы одного и того же периода; б) элементы одной и той же группы.
Be Al Cl N O Ne
Mg P Ar P Be Na
Ca Li H As He S
- Найдите в каждом ряду один из элементов, который отличается от остальных по положению в периодической системе химических элементов.
а) H, He, Ne, Ar
б) H, Li, Be, B
в) Fe, Co, Ni, Ar
г) F, Cl, Mn, Br
Ответы: а) H; б) H; в) Ar; г) Mn.
- Выберите группы сходных элементов:
а) Na, Ca, O
б) Ne, Ar, He
в) F, Cl, Br
г) P, В, Li
Ответы: б; в.
Рефлексия и подведение итогов:
Игра «Ярче всех!».
Учащимся раздаются листочки с набором «звезд» разной величины по количеству изученных понятий и предлагается вписать то, что больше всего запомнилось, в «звезду» соответствующе величины; то, что меньше – соответственно, меньшей величины.
Затем данные листочков обрабатываются несколькими учащимися и выявляется «самая ярка звезда» этого урока, самое усвоенное понятие.
Домашнее задание:
I уровень: §5, упр. 5;
II уровень: тоже + доклад «Открытие периодической таблицы элементов».
Предварительный просмотр:
Тема: Строение электронных оболочек атома
Задачи:
- дать основные представления об электроне, электронном строении атома;
- сформировать представление об энергетическом уровне и электронном облаке;
- продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Мотивация и целеполагание:
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусство, знания, войны, троны
И память сорока веков.
Изучение нового материала:
Прежде, чем мы узнаем, что такое электронная оболочка атома, давайте вспомним, из чего состоит атом. Помните планетарную модель строения атома, согласно которой, в центре атома расположено положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны, подобно тому, как вращаются планеты вокруг Солнца.
Электроны, двигаясь вокруг ядра, в совокупности образуют электронную оболочку атома. Сколько электронов в атоме, столько их и образует электронную оболочку. Вы помните, что число электронов в атоме равно числу протонов в ядре и соответствует порядковому номеру элемента.
Запомните, что электроны двигаются в определенном порядке и различаются своей энергией. Электроны с маленьким запасом энергии расположены ближе к ядру, они связаны крепко с ядром и их тяжелее вырвать из электронной оболочки. А вот электроны с большим запасом энергии, напротив, находятся дальше от ядра, слабо с ним связаны, поэтому их легче оторвать (см. рис. 38).
Не смотря на это, в атоме находятся электроны, которые имеют близкие значения энергии. Эти электроны образуют электронные слои или еще их называют энергетические уровни.
Чтобы определить число энергетических уровней, достаточно знать номер периода, в котором находится данный элемент. Например, у азота семь электронов в атоме, и два энергетических уровня. Теперь распределим эти семь электронов по уровням. Получается на первом их 2, а на втором – оставшиеся 5.
Максимальное число электронов на энергетическом уровне определяется по формуле: 2n2, где n – номер периода. Если подставить значения первых трех периодов, то у нас получится, что максимально на первом энергетическом уровне возможно только 2 электрона, на втором – 8, на третьем – 18.
Нужно запомнить, что число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главных подгрупп равно номеру группы.
Попробуем разобраться со всем этим на примере атома натрия.
Ядро атома натрия имеет заряд +11, т.е. и электронов в атоме тоже 11. Натрий находится в третьем периоде, значит, у него три энергетических уровня, которые мы будем изображать в виде скобки ). Это записывают с помощью электронной формулы следующим образом: 11Na 2ē, 8ē, 1ē. И так, мы видим, на первом уровне 2 электрона (это максимально), на втором – 8 (больше быть не может), а на третий остается один электрон. Вот этот электрон и будет электроном внешнего энергетического уровня. Натрий – элемент главной подгруппы I группы, поэтому число электронов на внешнем уровне равно номеру группы, т.е. единице.
Двигаясь, электроны образуют своеобразный рисунок, так называемое электронное облако, которое можно еще назвать орбиталью. Запомните, что электронное облако, или орбиталь – пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение данного электрона.
На всех энергетических уровнях есть s-орбитали, они сферической формы и она только одна, на втором уровне уже появляются p-орбитали, которые имеют форму гантели, их всего три. На каждой орбитали максимально может находится не более двух электронов, следовательно на s-орбитали – их два, на р-орбитали – шесть (см. рис. 39).
Для того чтобы записать электронную формулу атома, для обозначения уровня используют арабские цифры, орбитали соответственно буквами s и р, а число электронов данной орбитали – арабской цифрой сверху справа над буквой орбитали.
Например, азот будет иметь электронную формулу 1s22s22p3.
Надо понимать, что если элементы имеют одинаковое число электронов на внешнем уровне, значит, у них будут схожие свойства. Вспомните, благородные газы – инертны, не вступают в химические реакции, ведь у них, кроме гелия, восемь электронов на внешнем уровне, который считается завершенным. Вот почему они все инертны.
Обобщение и систематизация знаний:
- §9, упр. 3, 5.
- Как электроны движутся в атомах? Каков смысл понятия «электронное облако»?
- В чем физический смысл номера периода?
- Какое максимальное число электронов может находиться на внешнем электронном слое атома
Закрепление и первичный контроль:
- Укажите, какие элементы имеют следующее распределение электронов по электронным слоям:
2ē, 3ē; 2ē, 6ē; 2ē, 8ē, 8ē.
- Сколько электронов на внешнем слое атомов элементов, атомные номера которых 4, 15, 18? У кого из этих элементов электронный слой завершен?
- Изобразите электронные схемы атомов: а) лития; б) натрия; в) алюминия; г) кремния. В чем различие в строении атомов данных элементов?
- Атом химического элемента имеет три электронных слоя и во внешнем слое пять электронов. Какой это элемент? Изобразите распределение электронов по электронным слоям у этого атома.
Ответ: т.к. у атома три электронных слоя, значит, он находится в третьем периоде, т.к. пять электронов на внешнем уровне, значит, он находится в пятой группе. Находим его по Периодической таблице – это фосфор (Р). Распределение электронов по слоям: 2ē, 8ē, 5ē.
- Элемент №19 имеет следующее строение: заряд ядра ___; общее число электронов ___; число электронных слоев _____; электроны распределены по электронным слоям так ____________________.
Ответы: +19; 19; 4; 2ē, 8ē, 8ē, 1ē.
Рефлексия и подведение итогов:
- Какой ваш уровень знаний изученного?
а) высокий; б) средний; в) низкий. Почему?
Домашнее задание:
I уровень: §9, упр. 1, 2, 4;
II уровень: тоже + упр. 7.
Предварительный просмотр:
Тема: Ионная связь
Задачи:
- сформировать представления об ионах, ионной связи, формульной единице;
- рассмотреть периодичность изменения свойств по периодам и группам, на основе закономерностей изменения радиуса атома;
- развитие умений размышлять, делать выводы;
- воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Мы с вами побываем в одной удивительной стране, где вы сможете найти некоторые подсказки этой темы.
Народ этой страны был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а «валюта» в этой стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрон, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одолжали, и, наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще.
Давайте теперь с вами разберемся, кто же такие были «простые жители», а кем бала «знать».
Изучение нового материала:
Как вы уже могли догадаться, речь в нашей истории шла об элементах металлах и неметаллах. Разберемся почему. У атомов металлов на внешнем уровне всегда мало электронов (от одного до трех), естественно, что им легче отдать электроны для завершения энергетического уровня, а для неметаллов, у которых более трех электронов, легче присоединить электроны для завершения энергетического уровня.
Разберемся почему. Если мы вспомним предыдущие уроки, то мы убедимся в том, что главной характеристикой атома является заряд его ядра, от которого зависит и радиус атома. Напоминаю, чтобы определить число электронов на внешнем уровне достаточно знать номер группы.
Теперь, составим логическую цепочку: радиус атома зависит от заряда ядра, числа электронов на внешнем уровне, числа электронных слоев.
Посмотрим, как же изменяются металлические и неметаллические свойства по периодам и группам периодической системы.
В периодах слева направо увеличивается заряд ядра, радиус атома постепенно уменьшается, увеличивается число электронов на внешнем уровне, которые сильнее притягиваются к положительно заряженному ядру и атомам становится легче присоединить электроны до завершения уровня, чем отдать их, поэтому металлические свойства ослабевают, а увеличиваются неметаллические. Если мы посмотрим в Периодическую таблицу, то убедимся в этом, каждый период начинается металлом IA группы (это типичные металлы) и заканчивается неметаллом, в VIIA группе уже находятся типичные неметаллы.
В пределах одной группы главной подгруппы, сверху вниз увеличивается заряд ядра атома, увеличиваются радиусы атомов, число электронов на внешнем уровне остается постоянным, но увеличивается число энергетических уровней, и электроны будут удаляться от ядра, поэтому атомам их легче отдать, чем присоединить до завершения внешнего уровня, следовательно, металлические свойства будут увеличиваться, а неметаллические ослабевать. Поэтому атомы элементов, расположенные внизу в пределах одной группы будут проявлять более металлические свойства, нежели которые находятся вверху.
А как же VIIIА группа? Вспомним, что элементы этой группы называют благородными или инертными газами. Почему? У всех этих атомов завершен энергетический уровень, для любого атома – это устойчивое состояние. Поэтому они не отдают и не присоединяют электроны. Они практически не соединяются с другими атомами и друг с другом, т.е. они инертны.
Представьте себе, встречается элемент IA группы, у которого 1 электрон, и элемент VIIA группы, у которого 7 электронов. Пусть это будут Na и Cl. У натрия один единственный электрон, а хлору как раз не хватает одного электрона для завершения внешнего уровня. Если натрий отдаст свой электрон, то он приобретет положительный заряд, а когда атом хлора заберет этот электрон, он превратится в отрицательно заряженную частицу. Эти заряженные частицы, называются ионами. Что же будет дальше с ними? Из курса физики вам известно, что разноименные заряды притягиваются, поэтому ион натрия и хлора тоже соединиться и между ними возникнет химическая связь. Эта связь и будет называться ионной. В результате этого взаимодействия образуется ионное соединение. Для выражения этих ионных соединений пользуются формульными единицами, т.е. говорят не молекула NaCl, а формульная единица NaCl. Запомните, что ионная связь образуется между типичным металлом и типичным неметаллом.
Рассмотрим схему образования ионной связи между атомами кальция и хлора. Кальций расположен во IIA группе, значит, на внешнем энергетическом уровне у него два электрона, которые легче отдать, чем присоединить шесть до завершения энергетического уровня. После чего он становится положительным ионом.
Са0 - 2ē → Са2+
Атому хлора, у которого на внешнем уровне 7 электронов, легче присоединить 1 электрон до завершения уровня, чем отдать 7 электронов. После присоединения 1 электрона, атом хлора становится отрицательным ионом.
Cl0 + 1ē → Cl-
Найдем наименьшее общее кратное между образовавшимися ионами. Оно равно двум. Следовательно, нужно взять 1 атом кальция и 2 атома хлора. Это схематично можно показать так:
Ca0 + 2Cl0 → Ca2+Cl2-.
Цифра 2, стоящая перед атомом хлора, называется коэффициентом. Коэффициент обычно показывает число атомов, молекул или формульных единиц, а цифра 2 после иона хлора, называется индексом. Индекс показывает число атомов в молекуле или ионов в формульной единице.
Возвращаясь к нашей истории, нетрудно догадаться теперь, почему «простыми» жителями были металлы, а «знатью» неметаллы.
Обобщение и систематизация знаний:
- В каком случае происходит образование ионной связи?
- В чем сущность образования ионной связи?
- Что такое ион?
- Что такое формульная единица?
- Что показывает коэффициент и индекс при образовании ионной связи?
Закрепление и первичный контроль:
- Укажите лишнее в каждом нижеприведенном ряду:
а) NaCl, P4, NH3, CO2, Cl2, P2O5;
б) CaCl2, Na2O, NaBr, K2SO4, BaCl2.
2. С помощью электронных формул составьте схемы образования ионных соединений: NaCl, LiBr, K2O, CaF2.
3. Укажите, какая из схем, приведенных ниже, соответствует иону Cl- в NaCl.
а) 17Cl 2ē, 8ē, 8ē;
б) 17Cl 2ē, 8ē, 7ē;
в) 17Cl 2ē, 8ē, 6ē;
г) 17Cl 2ē, 8ē, 3ē.
Ответ: т.к. у атома хлора на внешнем уровне 7 электронов, а для того, чтобы стать ионом Cl- ему нужно присоединить 1 электрон, т.е. завершить уровень, то у него будет не 7 электронов, а 8, что соответствует ответу а).
4. Выберите электронные формулы соединений с ионным типом связи, если порядковые номера: а) 19 и 35; б) 7 и 7; в) 11 и 9.
Ответ: с ионным типом связи будут элементы с порядковыми номерами 19 и 35, т.к. это типичный металл – К и типичный неметалл Br.
Рефлексия и подведение итогов:
- Ваша самооценка усвоения нового материала?
- Чему вы научились на уроке?
Домашнее задание:
I уровень: §10, упр. 1, 2;
II уровень: тоже + упр. 3, 4.
Предварительный просмотр:
Тема: Ковалентная неполярная связь
Задачи:
- сформировать представление о ковалентной связи, в частности ковалентной неполярной связи;
- показать механизм образования ковалентной неполярной связи;
- продолжить развитие умений анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Почему азот или водород существует в виде двухатомных молекул? В процессе беседы осуществляем совместное целеполагание и определяем тему урока.
Изучение нового материала:
Давайте рассмотрим, как образуется химическая связь в молекуле Cl2.
Атом хлора находится в VIIA группе Периодической системы, значит, у него семь электронов на внешнем энергетическом уровне и ему не хватает всего одного электрона для его завершения. Шесть электронов внешнего уровня образуют пары, а один неспаренный. Два атома хлора, у которых есть по одному неспаренному электрону, сближаются, эти электроны «объединяются» и становятся общими для обоих атомов, уровень при этом становится завершенным – восьмиэлектронным. Общую пару электронов можно обозначить просто черточкой.
Поэтому, ковалентная связь, или атомная – это химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар.
Эта химическая связь образуется между атомами одного и того же неметалла, при этом общие электронные пары, которые образовались, принадлежат обоим атомам в равной степени и ни на одном из них не будет ни избытка, ни недостатка отрицательного заряда, поэтому эта ковалентная связь называется неполярной.
Аналогично, образуется и молекула Н2. Однако атом водорода находится в IA группе, поэтому у каждого атома водорода только один электрон и до завершения внешнего энергетического уровня ему не хватает всего одного электрона (напомню, что для атомов водорода и гелия уровень считается завершенным, если на нем 2 электрона). Каждый атом водорода имеет по одному электрону и эти неспаренные электроны объединяются, образуя общую электронную пару, которую также можно обозначить в виде черточки.
Кроме того, при сближении двух атомов водорода, каждый из которых имеет по одному s-электронному облаку сферической формы, происходит перекрывание этих электронных облаков. При этом образуется область, где плотность отрицательного заряда велика, положительно заряженные ядра притягиваются к ней, и образуется молекула.
Давайте рассмотрим механизм образования более сложной молекулы О2.
Кислород находится в VIA группе, следовательно, у него 6 электронов на внешнем уровне. А для того чтобы определить число неспаренных электронов, можно использовать формулу 8 – N, где N – номер группы. Поэтому у каждого атома кислорода будет по 2 неспаренных электрона, которые и будут участвовать в образовании химической связи. Эти два неспаренных электрона объединяются с двумя другими неспаренными электронами другого атома и образуется две общие электронные пары, что условно можно изобразить в виде двух черточек.
Так как, связь в молекуле кислорода состоит из двух электронных пар, ее называют еще двойной, она будет буде более прочной, чем одинарная, как в молекуле водорода. Но нужно понимать, чем прочнее связь между атомами в молекуле, тем меньше расстояние между ядрами атомов. Это расстояние называется длиной связи. Тройная связь еще короче двойной, но гораздо прочнее. Например, в молекуле азота тройная связь, для того чтобы разделить молекулу на два атома необходимо затратить в семь раз больше энергии, чем для разрыва одинарной связи в молекуле хлора.
Обобщение и систематизация знаний:
- Какая химическая связь называется ковалентной?
- Между атомами каких элементов образуется ковалентная неполярная связь?
- В чем сущность образования ковалентной связи?
- Чем одинарная связь отличается от двойной и тройной?
- Что показывает длина связи и от чего она зависит?
Закрепление и контроль знаний:
- Составьте схемы образования молекул веществ: а) брома; б) фтора; в) азота.
- Исключите лишнее из каждого ряда:
а) CO2, NH3, P4, P2O5;
б) Cl2, S, N2, CO2.
Ответ:
а) P4; б) Cl2, S, N2. Это вещества с ковалентной неполярной связью.
- Выберите вещества с ковалентной неполярной связью:
P4, H2S, NH3, P2O3, S, N2, O2, H2O, HCl, H2.
Ответ: вещества с ковалентной неполярной связью образованы одинаковыми атомами неметаллов, поэтому это будут P4, S, N2, O2, H2.
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вы считаете, как усвоен материал урока? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) не усвоен.
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока?
Домашнее задание:
I уровень: §11, упр. 1 – 3;
II уровень: тоже + упр. 4, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Конспект урока для 8 класса " Соблюдение техники безопасности на уроках химии"
Подробный конспект урока химии для 8 класса в игровой форме....
Конспект урока по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений - оксиды"
Урок изучения нового материала...