Пояснительная записка к заданиям по неорганической химии. Тесты по неорганической химии
тест по химии (9, 10, 11 класс)
Представлен комплект заданий по неорганической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_testovym_zadaniyam_po_neorganicheskoy_himii.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Данная разработка рабочей тетради для учащихся заочной формы обучения предусматривает выполнение упражнений разнообразных по форме и степени сложности, что способствует глубокому и вдумчивому изучению предмета, а также позволяет сформировать у учеников практические навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В девятом классе учащиеся должны уметь:
- характеризовать свойства классов химических элементов и их соединений в свете изученных теорий;
- распознавать катионы, анионы;
- решать расчётные задачи с использованием изученных теорий;
- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных химических соединений.
С учётом формирования у учащихся ключевых компетенций:
- учащимся необходимо уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- учащимся необходимо уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- учащиеся должны уметь систематизировать информации и представлять презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Теория электролитической диссоциации
Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращается атом или группа атомов в результате отдачи или присоединения электронов.
№ 1. Распределите следующие ионы в соответствующие графы в таблице:
Na+, Mg2+, S2-, CL-, F-, NO3-, NH4+, SO42-, PO43-, CO32-, CaOH+, ZnOH+.
Простые ионы | Сложные ионы | ||
Катионы | Анионы | Катионы | Анионы |
№ 2. Заполните таблицу:
Название вещества | Формула вещества | Тип химической связи | Электролит или неэлектролит |
Азот | |||
Азотная кислота | |||
Нитрат натрия | |||
Гидроксид натрия | |||
Оксид углерода (II) |
№ 3. Сделайте вывод:
Вещества с ионной и ковалентной полярной связью являются __________________________________________________________________
Вещества с ковалентной неполярной связью и ковалентной наименее полярной связью являются ___________________________________________
Дайте электронное строение атома Na и иона Na+, атома CL и иона CL-, атома Br и иона Br-, атома S и иона S2-.
Строение | Выводы | |
атома | иона | |
Если «α» больше 0,3 или 30 % - сильный электролит
Если «α» меньше 0,03 % или 3 % - слабый электролит.
№ 4. Сделайте вывод о силе электролитов.
Элемент | Высший оксид | Гидрат оксида | Уравнение диссоциации |
Ba | |||
Ca | |||
S | |||
N | |||
C | |||
B |
Вывод: ___________________________________________________________
№ 5. Химический элемент бром входит в состав нескольких кислот:
HBr, HBrO, HBrO2, HBrO3, HBrO4.
В растворе каких кислот можно обнаружить бромид-ион? Напишите уравнение диссоциации:
________________________________________________________________.
№ 6. Впишите в таблицу молекулярные формулы электролитов, если при диссоциации они дают следующие ионы:
Катионы | Анионы | Формула вещества |
Na+ | CO32- | |
AL3+ | CL- | |
H+ | SeO42- | |
K+ | MnO42- | |
Au3+ | CL- | |
Ag+ | NO3- | |
Fe3+ | SO42- |
№ 7. Допишите схемы реакций и составьте уравнения в молекулярной форме и ионной форме, закончив таблицу:
Молекулярное уравнение | Полное ионное уравнение | Сокращённое уравнение |
NaCL + AgNO3 → | ||
CaBr2 + Na2CO3 → | ||
KOH + HCL → | ||
CaCL2 + Na3 PO4 → | ||
Al2(SO4)3 + KOH → | ||
BaCL2 + AgNO3 → | ||
Na2CO3 + HCL → | ||
CaCO3 + HNO3 → |
Вывод: реакции в растворах идут до конца, если образуется ______________
или ________________, или _________________.
Тема: «Химические свойства кислот»
1. Реакция на индикатор: ____________________________________________
2. Кислота + металлы, стоящие в ряду активности до водорода:
Ca + HCL = ___________________________________________________
Полное ионное
уравнение _________________________________________________
Сокращённое ионное уравнение _____________________________________
Zn + H2SO4 = ___________________________________________________
Полное ионное
уравнение ________________________________________________________
Сокращённое
ионное уравнение __________________________________________________
Запомните! При реакциях азотной кислоты с металлами никогда не выделяется водород.
3. Кислота + основной оксид:
CuO + HCL = ___________________________________________________
Полное ионное
уравнение ________________________________________________________
Сокращённое ионное
уравнение _________________________________________________________
FeO + HNO3 = __________________________________________________
Полное ионное уравнение ___________________________________________
__________________________________________________________________
Сокращённое ионное уравнение _____________________________________
Запомните! Оксиды не являются электролитами
№ 4. Кислота + Основание (реакция нейтрализации):
HCL + NaOH = ________________________________________________
Полное ионное уравнение __________________________________________
__________________________________________________________________
Сокращённое ионное уравнение ______________________________________
№ 5. Кислота + соль:
HNO3 + Na2SO4 = ______________________________________________
Полное ионное уравнение ___________________________________________
Сокращённое ионное уравнение ______________________________________
Химические свойства оснований
1. Реакции на индикатор:
2. Основание + кислотный оксид:
3. Основание + кислота (реакция нейтрализации):
4.Основание + соль: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Амфотерные оксиды и основания
1. Основание + кислота
Zn(OH)2 + HCL = _______________________________________________
2. Основание + щёлочь
Zn(OH)2 + KOH = _______________________________________________
Запомните! Амфотерные оксиды и гидроксиды одновременно способны к реакциям и с кислотами и со щелочами.
Химические свойства солей
1. Соль + кислота:
AgNO3 + HCL = __________________________________________________
2. Соль + основание:
FeCL3 + NaOH = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соль + соль:
MgCL2 + AgNO3 = _______________________________________________
4. Соль + металл (в ряду активности до водорода):
CuSO4 + Fe = ____________________________________________________
Гидролиз солей
Термин «гидролиз солей» определяют как разложение солей водой. Некоторые соли при растворении в воде образуют нейтральные растворы, другие кислые и щелочные. В этом смысле существуют 4 типа солей
1 тип. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, т.е.
α > 0,3 или 30 %
Na | CL |
I I
NaOH HCL
В водном растворе:
Na+ + CL- + H2O →
Равновесие такой реакции сильно смещено в сторону образования слабого электролита, т.е. H2O. Такие соли гидролизу не подвергаются. Раствор соли нейтральный.
2 тип. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой:
α < 0,03 или 3 %
Na2 | CO3 |
NaOH H2CO3
В водном растворе:
CO32- + Na+ + H2O → Na+ + HCO3 - + OH
CO32- + H2O → HCO3- + OH
Равновесие такой реакции сопровождается образованием слабого электролита. Реакции среды раствора – щёлочная.
3 тип. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой:
NH4 | CL |
I I
NH4OH HCL
NH4+ + CL- + H2O → NH4OH + CL+ + H+
NH4+ + H2O → NH4 OH + H
Равновесие такой реакции сопровождается образованием слабого электролита NH4OH. Реакция раствора среды – кислотная.
4 тип. Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой:
СH3COO | NH4 |
I I
В водном растворе:
СH3COO- + NH4 + + H2O → CH3COOH + NH4OH
Такие соли разлагаются водой с образованием и слабой кислоты, и слабого основания. Реакция среды раствора подобной соли будет или нейтральной, или слабощёлочной, или слабокислой.
Растворы солей | Цвет индикатора | Уравнение реакции гидролиза | ||
лакмус | метилоранж | фенофталеин | ||
ZnCL2 | ||||
K2CO3 | ||||
Na2SO4 | ||||
Al2S3 | ||||
Na3PO4 | ||||
AL2(SO4)3 |
Впишите в таблицу, водные растворы каких из перечисленных ниже солей будут давать кислую, нейтральную или щелочную среду: KCL, K2SO4, Cu(NO3)2, Fe2(SO4)3, Ba(NO3)2.
Нейтральный раствор | Кислый раствор | Щелочной раствор |
Степень гидролиза различна и зависит от степени диссоциации кислоты.
Степень гидролиза по аниону:
F-, NO2, CH3COO-, SO32- , SeO32- , CO3, PO4, S2.
________________________________________→
увеличение
Степень гидролиза по катиону:
Zn2+, Cu2+, Fe2+, Pb2+, Al3+, Cr3+, Fe3+
_______________________________________→
увеличение
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакции взаимодействия раствора серной кислоты с:
1. Алюминием:
2. Оксидом цинка:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Раствором гидроксида кальция:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Раствором хлолорида бария:
__________________________________________________________________
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакции между:
1. Гидроксидом алюминия и соляной кислотой:
2. Раствором гидроксида калия и хлорида железа (III):
3. Гидроксидом железа (III) и раствором азотной кислоты:
4. Растворами гидроксида кальция и сульфата меди (II):
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами:
1. Сульфата магния и хлорида бария:
2. Хлорида меди (II) и гидроксида калия:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Фосфата натрия и нитрата алюминия:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Карбоната калия и хлорида кальция:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Нитрата цинка и карбоната натрия:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Нитрата серебра и фосфата калия:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций получения всеми известными способами:
1. Хлорида цинка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сульфата цинка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите уравнения всех возможных реакций между следующими веществами, взятыми попарно:
Оксид калия, оксид фосфора (V), гидроксид бария, серная кислота, йодид калия, нитрат свинца (II).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даны формулы попарно взятых веществ:
а) NaCL и K2SO4 б) СuCL2 и NaNO3
в) KOH и H2SO4 г) FeCL3 и KOH
д) H2SO4 и CuCL2 е) Na2CO3 и BaCL2
Между какими веществами возможно взаимодействие? Напишите молекулярные уравнения реакций в полном и сокращённом ионном виде. Укажите признаки реакций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Na → NaOH → Zn(OH)2 → K2ZnO2 → KCL
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии в 9 кл по программе О.С.Габриеляна
В пояснительной записке отражены требования к уровню подготовки учащихся - личностные,метапредметные, предметные. Перед каждой темой указаны ключевые компетенции, которые нужно сформироват...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии по программе О.С.Габриелян 9 кл. на 2013-14 уч.год
Рабочая программа составлена на 2013-14 уч. год. Перед каждой темой спланированы предметные и метапредетные результаты обучения. Имеется разбивка часов по неделям( с учетом 2 часа в неделю). Спа...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...
итоговый тест по неорганической химии 9 кл
итоговый тест по неорганической химии 9 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10 кл
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10 кл...
Пояснительная записка к заданиям по общей и органической химии. Тестовые задания по разделам.
Представлен тестовый материал по общей и органической химии....