Пояснительная записка к заданиям по неорганической химии. Тесты по неорганической химии
тест по химии (9, 10, 11 класс)

Кочарова Каринэ Сергеевна

Представлен комплект заданий по неорганической химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

   Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.  

  Данная  разработка рабочей тетради для учащихся заочной формы обучения предусматривает выполнение упражнений разнообразных по форме и степени сложности, что способствует глубокому и вдумчивому изучению предмета, а также позволяет сформировать у учеников практические навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

   Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни.

   Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

  В девятом классе учащиеся должны уметь:

  • характеризовать свойства классов химических элементов и их соединений в свете изученных теорий;
  • распознавать катионы, анионы;
  • решать расчётные задачи с использованием изученных теорий;
  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных химических соединений.

  С учётом формирования у учащихся ключевых компетенций:

  • учащимся необходимо уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • учащимся необходимо уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • учащиеся должны уметь систематизировать информации и представлять презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Теория электролитической диссоциации

Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращается атом или группа атомов в результате отдачи или присоединения электронов.

№ 1.  Распределите следующие ионы в соответствующие графы в таблице:

Na+, Mg2+, S2-, CL-, F-, NO3-, NH4+, SO42-, PO43-, CO32-, CaOH+, ZnOH+.

Простые ионы

Сложные ионы

Катионы

Анионы

Катионы

Анионы

№ 2.  Заполните таблицу:

Название вещества

Формула вещества

Тип химической связи

Электролит или неэлектролит

Азот

Азотная кислота

Нитрат натрия

Гидроксид натрия

Оксид углерода (II)

№ 3.  Сделайте вывод:

  Вещества с ионной и ковалентной полярной связью являются __________________________________________________________________

  Вещества с ковалентной неполярной связью и ковалентной наименее полярной связью являются ___________________________________________

  Дайте электронное строение атома Na и иона Na+, атома CL и иона CL-, атома Br и иона Br-, атома S и иона S2-.

Строение

Выводы

атома

иона

Если «α» больше 0,3 или 30 %  - сильный электролит

Если «α» меньше 0,03 % или 3 % - слабый электролит.

№ 4.  Сделайте вывод о силе электролитов.

Элемент

Высший оксид

Гидрат оксида

Уравнение диссоциации

Ba

Ca

S

N

C

B

Вывод:  ___________________________________________________________

 

№ 5.  Химический элемент бром входит в состав нескольких кислот:

                                   HBr, HBrO, HBrO2, HBrO3, HBrO4.

В растворе каких кислот можно обнаружить бромид-ион? Напишите уравнение диссоциации:

________________________________________________________________.

№ 6.  Впишите в таблицу молекулярные формулы электролитов, если при диссоциации они дают следующие ионы:

Катионы

Анионы

Формула вещества

Na+

CO32-

AL3+

CL-

H+

SeO42-

K+

MnO42-

Au3+

CL-

Ag+

NO3-

Fe3+

SO42-

№ 7.  Допишите схемы реакций и составьте уравнения в молекулярной форме  и ионной форме, закончив таблицу:

Молекулярное уравнение

Полное ионное уравнение

Сокращённое уравнение

NaCL + AgNO3

CaBr2  + Na2CO3

KOH + HCL →

CaCL2 + Na3 PO4 →

Al2(SO4)3 + KOH →

BaCL2 + AgNO3

Na2CO3 + HCL →

CaCO3 + HNO3 →

Вывод: реакции в растворах идут до конца, если образуется ______________

или ________________, или _________________.

Тема: «Химические свойства кислот»

1.  Реакция на индикатор: ____________________________________________

2.  Кислота + металлы, стоящие в ряду активности до водорода:

     Ca + HCL = ___________________________________________________

Полное ионное

уравнение _________________________________________________

Сокращённое ионное уравнение _____________________________________

     Zn + H2SO4 = ___________________________________________________

Полное ионное

уравнение ________________________________________________________

Сокращённое

ионное уравнение __________________________________________________

Запомните! При реакциях азотной кислоты с металлами никогда не выделяется водород.

3.  Кислота + основной оксид:

     CuO + HCL = ___________________________________________________

Полное ионное

уравнение ________________________________________________________

Сокращённое ионное

уравнение _________________________________________________________

       FeO + HNO3 = __________________________________________________

Полное ионное уравнение ___________________________________________
__________________________________________________________________

Сокращённое ионное уравнение _____________________________________

 

Запомните! Оксиды не являются электролитами

№ 4.  Кислота + Основание (реакция нейтрализации):

      HCL + NaOH = ________________________________________________

Полное ионное уравнение __________________________________________
__________________________________________________________________

Сокращённое ионное уравнение ______________________________________

№ 5.  Кислота + соль:

      HNO3 + Na2SO4 =  ______________________________________________

Полное ионное уравнение ___________________________________________

Сокращённое ионное уравнение ______________________________________

Химические свойства оснований

1. Реакции на индикатор:

2. Основание + кислотный оксид:

3. Основание + кислота (реакция нейтрализации):

4.Основание + соль: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Амфотерные оксиды и основания

1. Основание + кислота

       Zn(OH)2 + HCL = _______________________________________________

2. Основание + щёлочь

       Zn(OH)2 + KOH = _______________________________________________

Запомните! Амфотерные оксиды и гидроксиды одновременно способны к реакциям и с кислотами и со щелочами.

Химические свойства солей

1. Соль + кислота:

    AgNO3 + HCL = __________________________________________________

2.  Соль + основание:

     FeCL3 + NaOH = ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Соль + соль:

     MgCL2  +  AgNO3 = _______________________________________________

4.  Соль + металл (в ряду активности до водорода):

     CuSO4 + Fe =  ____________________________________________________

Гидролиз солей

 Термин «гидролиз солей» определяют как разложение солей водой. Некоторые соли при растворении в воде образуют нейтральные растворы, другие кислые и щелочные. В этом смысле существуют 4 типа солей

1 тип.  Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, т.е.

α > 0,3 или 30 %

Na

CL

                                                    I                 I

                                               NaOH          HCL

В водном растворе:

              Na+  +  CL-  +  H2O →

Равновесие такой реакции сильно смещено в сторону образования слабого электролита, т.е. H2O. Такие соли гидролизу не подвергаются. Раствор соли нейтральный.

2 тип.  Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой:

                                                α < 0,03 или 3 %

Na2

CO3

                                             NaOH              H2CO3

В водном растворе:

CO32-   +  Na+  +  H2O → Na+  +  HCO3 -  +  OH

CO32-  + H2O → HCO3-   +  OH

Равновесие такой реакции сопровождается образованием слабого электролита. Реакции среды раствора – щёлочная.

3 тип.  Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой:

 NH4

CL

                                                      I                    I

                                              NH4OH               HCL

NH4+  +  CL-  +  H2O → NH4OH  +  CL+  + H+

NH4+  +  H2O →  NH4 OH + H

Равновесие такой реакции сопровождается образованием слабого электролита NH4OH. Реакция раствора среды – кислотная.

4 тип.  Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой:

СH3COO

NH4

                                                       I                  I

В водном растворе:

   СH3COO-  +  NH4 +  +  H2O → CH3COOH + NH4OH

Такие соли разлагаются водой с образованием и слабой кислоты, и слабого основания. Реакция среды раствора подобной соли будет или нейтральной, или слабощёлочной, или слабокислой.

Растворы солей

Цвет индикатора

Уравнение реакции

гидролиза

лакмус

метилоранж

фенофталеин

ZnCL2

K2CO3

Na2SO4

Al2S3

Na3PO4

AL2(SO4)3

 

Впишите в таблицу, водные растворы каких из перечисленных ниже солей будут давать кислую, нейтральную или щелочную среду: KCL, K2SO4, Cu(NO3)2, Fe2(SO4)3, Ba(NO3)2.

Нейтральный раствор

Кислый раствор

Щелочной раствор

  Степень гидролиза различна и зависит от степени диссоциации кислоты.

 

  Степень гидролиза по аниону:

F-,  NO2, CH3COO-,  SO32- , SeO32- , CO3, PO4, S2.

________________________________________→

  увеличение

Степень гидролиза по катиону:

Zn2+, Cu2+, Fe2+, Pb2+, Al3+, Cr3+, Fe3+

_______________________________________→

  увеличение

Напишите молекулярные и ионные уравнения реакции взаимодействия раствора серной кислоты с:

1.  Алюминием:

2. Оксидом цинка:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 3.  Раствором гидроксида кальция:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Раствором  хлолорида бария:

__________________________________________________________________

Напишите молекулярные и ионные уравнения реакции между:

1. Гидроксидом алюминия и соляной кислотой:

2.  Раствором гидроксида калия и хлорида железа (III):

3.  Гидроксидом железа (III) и раствором азотной кислоты:

 4. Растворами гидроксида кальция и сульфата меди (II):

__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами:

1.  Сульфата магния и хлорида бария:

 2. Хлорида меди (II) и гидроксида калия:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Фосфата натрия и нитрата алюминия:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Карбоната калия и хлорида кальция:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Нитрата цинка и карбоната натрия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  Нитрата серебра и фосфата калия:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций получения всеми известными способами:

1.  Хлорида цинка:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сульфата цинка:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите уравнения всех возможных реакций между следующими веществами, взятыми попарно:

Оксид калия, оксид фосфора (V), гидроксид бария, серная кислота, йодид калия, нитрат свинца (II).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Даны формулы попарно взятых веществ:

а)   NaCL и  K2SO4                                                        б) СuCL2  и  NaNO3

в)   KOH  и  H2SO4                                                                            г)  FeCL3 и  KOH

д)  H2SO4 и  CuCL2                                                                                е)  Na2CO3 и BaCL2

Между какими веществами возможно взаимодействие? Напишите молекулярные уравнения реакций в полном и сокращённом ионном виде. Укажите признаки реакций.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

                    Na  → NaOH → Zn(OH)2 → K2ZnO2 → KCL

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии в 9 кл по программе О.С.Габриеляна

В пояснительной записке отражены требования к уровню подготовки учащихся - личностные,метапредметные, предметные.  Перед каждой темой указаны ключевые компетенции, которые нужно сформироват...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии по программе О.С.Габриелян 9 кл. на 2013-14 уч.год

Рабочая программа составлена на 2013-14 уч. год.  Перед каждой темой спланированы предметные и метапредетные результаты обучения. Имеется разбивка часов по неделям( с учетом 2 часа в неделю). Спа...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...

итоговый тест по неорганической химии 9 кл

итоговый тест по неорганической химии 9 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10 кл...

Пояснительная записка к заданиям по общей и органической химии. Тестовые задания по разделам.

Представлен тестовый материал по общей и органической химии....