Элективный учебный предмет «Химия: теория и практика», 10-11 класс
рабочая программа по химии (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа № 7»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от “30” августа 2017 г. | Утверждено приказом по школе №176 от “30” августа 2017 г.. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный учебный предмет
«Химия: теория и практика»
10-11 классы
Иванова Елена Михайловна
(Ф.И.О. разработчика)
2017
(год составления программы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный (элективный) курс «Химия: теория и практика» на уровне среднего общего образования является курсом по выбору обучающихся в предметной области «Естественные науки».
Программа учебного (элективного) курса «Химия: теория и практика» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее – Программа), разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
- 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 (с изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(далее – СанПиН), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями).
Программа учебного (элективного) курса обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных
возможностей и качества образования.
Содержание Программы строится с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель изучения учебного (элективного) курса «Химия: теория и практика»
формирование представлений о химической составляющей естественно-научной картины мира, овладение важнейшими химическими понятиями, законами и теориями.
Основные задачи:
овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО (ЭЛЕКТИВНОГО) КУРСА
Содержание учебного (элективного) курса «Химия: теория и практика» представлено линейным способом построения учебных программ. Учебный материал выстраивается в одной линии и состоит из последовательно связанных между собой глав и тем. Учебный материал каждой последующей главы является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущий главе. Это позволяет экономить время, поскольку исключается дублирование материала.
Программный материал отражает все современные запросы общества:
формирования фундаментальных представлений о мире, включающих наряду с физическими и биологическими знаниями, необходимый объем химических знаний;
формирование химических знаний важных как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно.
Химическое образование необходимо также для создания у обучающихся представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством.
Программа предусматривает обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки учащихся. Программа позволяет раскрыть ведущие идеи и теории химической науки, формирующие мировоззрение учащихся – Закон сохранения массы и энергии, Периодический закон Д. И. Менделеева, Теория химического строения органических веществ, Теория растворов. Полученные знания создают условия для понимания зависимости свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; возрастающей роли химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и возрастной психологии и направлено на решение задач по формированию у учащихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, практического применения полученных знаний, создание межпредметных связей с предметами областей математических и гуманитарных наук.
Программа учебного (элективного) курса «Химия: теория и практика» представлена следующими содержательными компонентами:
Введение;
Углеводороды;
Кислородсодержащие органические вещества;
Азотсодержащие органические вещества;
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева;
Строение вещества;
Химические реакции;
Вещества и их свойства;
Химия в жизни общества.
Принципы и особенности содержания Программы:
принцип систематичности и последовательности предполагает выделение в изучаемом материале ведущих идей и теорий, выстраивание логической системы курса и учебного материала внутри одной главы, темы. Принцип системности и последовательности позволяет сохранить соотношение между теоретическими положениями и практической составляющей курса. Реализуется в последовательности теории, практики, контроля и самоконтроля обучающихся;
принцип непрерывности позволяет организовывать обучение с опорой на знания химии, полученные на ступенях начального общего и основного общего образования, а также на жизненный опыт учащихся. Кроме того, большую роль играют знания, сформированные другим предметными областями;
принцип доступности и индивидуализации строится на учете учебных возможностей обучающихся. Позволяет выбрать оптимально учебный материал, соответствующий возрастным, физическим, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся. Обучение химическому содержанию остается доступным, но позволяет умственно и интеллектуально развивать обучающихся;
принцип вариативности в организации образовательной деятельности дает возможность для различных вариантов реализации теоретической и практической части курса, исходя из обеспеченности курса материально-
техническим, информационным, методическим обеспечением, особенностями разных групп учащихся в классе. Позволяет искать конструктивные пути организации учебной деятельности не только учителю, но и обучающимся;
принцип минимакса в организации образовательной деятельности позволяет обучающимся освоить обязательную часть реализуемой программы. В то же время программа дает возможность развитию творчества, интеллекта обучащихся через участие в проектной деятельности,
- исследовательской деятельности, в решении задач повышенного уровня сложности.
Системно – деятельностный подход, реализуемый в Программе, позволяет формировать личностные, метапредметные и предметные результаты, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом в предметной области «Естественные науки» с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования учебный (элективный) курс «Химия: теория и практика» является курсом по выбору обучающихся в предметной области «Естественные науки».
Программа учебного (элективного) курса «Химия: теория и практика» рассчитана на 68 (70) учебных часов, на изучение курса в каждом
классе предполагается выделить по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО (ЭЛЕКТИВНОГО) КУРС «Химия: теория и практика» Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного)
курса «Химия: теория и практика» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны отражать:
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся,
их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению
ключевыми компетентностями, составляющими основу умения:
самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
российскую гражданскую идентичность (идентификация себя в качестве гражданина России, гордость за достижения русских учѐных, за русскую науку, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; индивидуальная и коллективная безопасность в чрезвычайных ситуациях;
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
- нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные деиствия̆
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные деиствия̆
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
- результате обучения по Программе учебного (элективного) курса
«Химия: теория и практика» обучающийся научится:
пониманию предмета, ключевых теорий и положений, составляющих предмет «Химия», что обеспечивается посредством моделирования и постановки проблемных вопросов, характерных для предметной области «Естественные науки»;
умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария предмета «Химия»;
формирование межпредметных связей с другими областями знания.
Обучающийся получит возможность научиться:
овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится наука химия, распознавание соответствующих ей признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой науки химии;
умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария химии;
наличие представлений о химии как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- КЛАСС
- ВВЕДЕНИЕ – 6 ч
Тема 1. Роль органических веществ в окружающем мире. Практическая работа №1 (по выбору) «Качественное определение углерода и водорода в упаковочных материалах», «Получение симпатических чернил из пищевых продуктов».
Тема 2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Роль А. М. Бутлерова в развитие российской науки.
Тема 3. Классификация органических соединений. Классификация химических реакций в органической химии.
Тема 4. Изомерия органических соединений. Основы номенклатуры.
Тема 5-6. Вывод простейших и молекулярных формул органических веществ.
Практикум по решению задач.
- УГЛЕВОДОРОДЫ – 10 ч
Тема 1 (7). Предельные углеводороды. Практикум по составлению структурных изомеров и основам номенклатуры.
Тема 2 (8). Характеристика предельных углеводородов.
Тема 3 (9). Практикум по решению задач. Вывод молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания.
Тема 4-5 (10-11). Сравнительная характеристика непредельных углеводородов. Роль М.И. Кучерова и В.В. Марковникова в изучении свойств непредельных углеводородов.
Тема 6 (12). Области применения непредельных углеводородов. История природного каучука. Сергей Васильевич Лебедев и его вклад в создание синтетического каучука.
Тема 7 (13). Практическая работа № 2 «Получение углеводородов изучение
их свойств (метана, этилена, ацетилена на выбор, с учѐтом оснащѐнности
кабинета реактивами)»
Тема 8 (14). Сравнительная характеристика циклических углеводородов. Тема 9 (15). Практикум по осуществлению цепочек превращений с участием углеводородов.
Тема 10 (16). Природные источники углеводородов.
- КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА –13 ч
Тема 1 (17). Характеристика спиртов.
Тема 2 (18). Практическая работа № 3 «Качественные реакции на спирты»
Тема 3 (19). Сравнительная характеристика спиртов и фенолов.
Тема 4 (20). Сравнительная характеристика альдегидов и кетонов Тема 5 (21). Характеристика карбоновых кислот.
Тема 6 (22). Практическая работа № 4 «Свойства карбоновых кислот» Тема 7 (23). Характеристика сложных эфиров. Жиры и масла.
Тема 8 (24). Практическая работа № 5 «Оценка степени непредельности жиров».
Тема 9 (25). Синтетические моющие средства. Практическая работа № 6 «Удаление жировых загрязнений различными способами»
Тема 10 (26). Характеристика углеводов. Практическая работа № 6 «Обнаружение глюкозы в ягодах, фруктах и овощах»
Тема 11 (27). Искусственные и синтетические волокна. Практическая работа
№ 5 «Распознавание волокон»
Тема 12 (28). Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ. Практикум по осуществлению цепочек превращений. Тема 13 (29). Решение задач на вывод формул кислородсодержащих органических веществ.
- АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – 6 ч
Тема 1 (30). Характеристика аминов.
Тема 2 (31). Ароматические амины. Роль Н.Н. Зинина в открытии новых лекарственных веществ и красителей.
Тема 3 (32). Аминокислоты – амфотерные органические вещества. Искусственная и синтетическая пища.
Тема 4 (33). Белки и ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Нуклеиновые кислоты и жизнь.
Тема 5 (34). Взаимосвязь органических веществ. Практикум по осуществлению цепочек превращений.
Тема 6 (35). Решение задач на вывод формул азотсодержащих органических веществ.
- КЛАСС
- СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА - 3 ч
Тема 1 (36). Атом – сложная частица. Состав атомного ядра
Тема 2 (37) Электронная оболочка атома. Практикум по составлению электронных и электронно-графических формул атомов элементов побочных подгрупп
Тема 3 (38) Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева. Практикум по установлению зависимости свойств элементов от строения их атомов
- СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА – 8 ч
Тема 1 (39) Понятие о химической связи. Ковалентная и ионная связи.
Тема 2 (40) Металлическая и водородная связи. Архитектура молекул. Лабораторная работа «Конструирование моделей молекул (с использованием шаростержневых моделей или компьютерных программ).
Тема 3 (41) Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические решѐтки. Представление электронных презентаций.
Тема 4 (42) Неорганические и органические полимеры. Биополимеры.
Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон».
Тема 5 (43) Агрегатные состояния веществ: газообразные, жидкие и твердые вещества Оценка влияния химического загрязнения атмосферы на организм человека и другие живые организмы.
Тема 6 (44) Практическая работа №7 «Получение, собирание и распознавание газов» (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака).
Тема 7 (45) Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели). Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей.
Тема 8 (46) Практикум по расчету массовой и объемной долей компонентов смеси.
- ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ – 11 ч
Тема 1 (47) Причины многообразия веществ. Аллотропия. Изомерия.
Практикум по составлению изомеров органических соединений.
Тема 2 (48) Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций.
Тема 3 (49) Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. Практикум по расстановке коэффициентов методом электронного баланса.
Тема 4 (50) Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Лабораторная работа «Зависимость скорости гетерогенных химических реакций от концентрации раствора, температуры, площади поверхности твердого вещества».
Тема 5 (51) Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Возможности применения принципа Ле Шателье в различных сферах жизни. Лабораторная работа «Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ» (на примере реакции между растворами роданида калия и хлорида железа (III).
Тема 6 (52) Теория электролитической диссоциации. Лабораторная работа «Электропроводность растворов кислот, щелочей и солей».
Тема 7 (53) Кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации.
Тема 8 (54) Практическая работа №8 «Ионные реакции в растворах электролитов. Экспериментальное решение задач».
Тема 9 (55) Вода как диполь. Особенности физических и химических свойств воды. Роль воды в химических реакциях и жизнедеятельности живых организмов.
Тема 10 (56) Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов. Промышленное значение процессов гидролиза. Лабораторная работа «Определение среды растворов с помощью универсальной индикаторной бумаги, растворов лакмуса и фенолфталеина».
Тема 11 (57) Химические источники тока. Электролиз. Промышленное значение процессов электролиза.
- ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА – 9 ч
Тема 1 (58) Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Способы получения металлов. Представление электронных презентаций по теме «Металлы».
Тема 2 (59) Физические и химические свойства металлов. Коррозия металлов. Гальваностегия, ее использование для защиты металлов от коррозии.
Тема 3 (60) Неметаллы. Свойства неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Представление электронных презентаций по теме «Неметаллы».
Тема 4 (61) Органические и неорганические кислоты. Применение кислот.
Тема 5 (62) Практическая работа №9 «Сравнение химических свойств соляной и уксусной кислот».
Тема 6 (63) Органические и неорганические основания. Применение оснований.
Тема 7 (64) Практическая работа №10 «Сравнение способов получения и химических свойств гидроксида натрия и гидроксида меди (II)».
Тема 8 (65) Амфотерные органические и неорганические соединения. Лабораторная работа «Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности».
Тема 9 (66) Практическая работа № 11 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».
- ХИМИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Тема 1 (67) Препараты бытовой химии. Охрана окружающей среды, соблюдение правил использования.
Тема 2 (68) Химические вещества в медицине. Лабораторная работа «Исследование лекарственных препаратов» (определение химических веществ «Глицине», Пургене», «Уротропине», «Ацетилсалициловой кислоте», «Аскорбиновой кислоте» и т.д.).
Тема 3 (69) Химические вещества в сельском хозяйстве и строительстве. Применение минеральных удобрений. Использование строительных смесей, растворителей, красок, сплавов и т.п.
Тема 4 (70) Химическая промышленность и проблема охраны окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тематическое планирование | Количества | Форма | ||
п/п | часов | контроля | |||
практическая | |||||
1 | ВВЕДЕНИЕ | 6 ч | работа, | ||
самостоятельная | |||||
работа | |||||
практическая | |||||
работа, | |||||
проектная | |||||
2. | УГЛЕВОДОРОДЫ | 10 ч | работа, | ||
самостоятельная | |||||
работа | |||||
тестирование | |||||
практическая | |||||
работа, | |||||
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ | проектная | ||||
3. | 13 ч | работа, | |||
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА | |||||
тестирование, | |||||
контрольная | |||||
работа | |||||
4. | АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ | ОРГАНИЧЕСКИЕ | 6 ч | самостоятельная | |
ВЕЩЕСТВА | работа, проектная | ||||
работа, | |||||
тестирование. | |||||
5. | СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ | 3 ч | самостоятельная | ||
ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА | работа | ||||
тестирование | |||||
самостоятельная | |||||
работа, | |||||
6. | СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА | 8 ч | практическая | ||
работа, | |||||
тестирование | |||||
практическая | |||||
работа, | |||||
7. | ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ | 11 ч | самостоятельная | ||
работа | |||||
тестирование | |||||
практическая | |||||
работа, | |||||
проектная | |||||
8. | ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА | 9 ч | работа, | ||
самостоятельная | |||||
работа | |||||
тестирование | |||||
проектная | |||||
9. | ХИМИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | 4 ч | работа, | ||
самостоятельная | |||||
работа | |||||
ИТОГ | 70 |
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по Программе учебного (элективного) курса «Химия: теория и
практика».
Оценка | Требования | ||||
зачтено | 5 | Выполнение | заданий | текущего | контроля |
(отлично) | (тестовые проверочные работы) - ответ содержит | ||||
90–100% элементов знаний. | |||||
Оценка устного ответа, письменной контрольной | |||||
работы (задания со свободно конструируемым | |||||
ответом): | |||||
в ответе присутствуют все понятия, составляющие | |||||
содержание данной темы (основные законы и теории | |||||
химии, закономерности протекания химических | |||||
реакций, общие | научные | принципы | производства |
неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню,
который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Оценка умений решать расчетные задачи:
- логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
4 | Выполнение | заданий | текущего | контроля |
(хорошо) | (тестовые проверочные | работы) ответ содержит | ||
70–89% элементов знаний. | ||||
Оценка устного ответа, письменной контрольной | ||||
работы (задания со свободно конструируемым | ||||
ответом): | ||||
в ответе присутствуют все понятия, составляющие | ||||
основу содержания темы, но при их раскрытии | ||||
допущены неточности, которые свидетельствуют о | ||||
недостаточном | уровне | овладения | отдельными | |
ключевыми умениями (ошибки при определении | ||||
классификационных | признаков | веществ, | ||
использовании номенклатуры, написании уравнений | ||||
химических реакций и т.п.). | ||||
Оценка умений решать расчетные задачи: | ||||
в логическом рассуждении и решении нет | ||||
существенныхошибок,нозадачарешена | ||||
нерациональным способом или допущено не более | ||||
двух несущественных ошибок. | ||||
3 | Выполнение | заданий | текущего | контроля |
(удовлетв | (тестовые проверочные работы) ответ содержит |
- 50–69% элементов знаний.
рительно) Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
ответ полный, но при этом допущена существенная
ошибка | или | ответ | неполный, | несвязный | ||||
(отсутствуют некоторые понятия, необходимые для | ||||||||
раскрытия основного содержания темы); в ответе | ||||||||
проявляется недостаточная системность знаний или | ||||||||
недостаточный уровень владения соответствующими | ||||||||
ключевыми умениями. | ||||||||
Оценка умений решать расчетные задачи: | ||||||||
в логическом рассуждении нет существенных | ||||||||
ошибок, но допущена существенная ошибка в | ||||||||
математических расчетах. | ||||||||
не | 2 | Выполнение | заданий | текущего | контроля | |||
зачтено | (неудовлетворительно) | (тестовые проверочные работы) ответ содержит | ||||||
менее 50% элементов знаний. | ||||||||
Оценка устного ответа, письменной контрольной | ||||||||
работы (задания со свободно конструируемым | ||||||||
ответом): | ||||||||
при ответе обнаружено непонимание учащимся | ||||||||
основного содержания учебного материала или | ||||||||
допущены | существенные | ошибки, | которые | |||||
учащийся не может исправить при наводящих | ||||||||
вопросах учителя, при отсутствии ответа. | ||||||||
Оценка умений решать расчетные задачи: | ||||||||
имеются существенные ошибки в логическом | ||||||||
рассуждении и решении; задача не решена. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обязательная литература
Химия. 10 класс (базовый уровень): учебник для общеобразовательных
учреждений / О.С. Габриелян, М.: «Дрофа», 2013. - 192 с
1. Химия. 11 класс (базовый уровень): учебник для
общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, М.: «Дрофа», 2013. -
- с
Дополнительная литература
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия. Материалы для подготовки
- единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы»
– М.: Дрофа, 2008 – 703 с
- Габриелян О.С. «Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие/ О.С. Габриелян, Л.П. Ватлина. – М.: Дрофа,
2005. – 208 с
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009 – 216 с
- Гаршин А.П. «Органическая химия в таблицах и схемах» – ХИМИЗДАТ, 2006. – 184 с
- Кузнецова Н.В., Левкин А.Н. «Задачник по химии. 10 класс» – М.:«ВЕНТАНА-ГРАФ», 2013. – 144 с
- Левкин А.Н., Кузнецова Н.В. «Задачник по химии. 11 класс» – М.:«ВЕНТАНА-ГРАФ», 2014. – 236 с
- Пичугина Г.В. «Химия и повседневная жизнь человека» - 2-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2006. – 252 с
- Электронные формы учебников из федерального перечня (см. обязательная литература)
Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://orgchem.ru/chem2/index2.htm Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия»
http://alhimikov.net/organikbook/menu.html Электронный учебник по органической химии
http://orgchem.ru/ Интерактивный учебник Органическая химия http://www.hemi.nsu.ru/ Основы химии. Интернет учебник http://www.chem.msu.su Электронная библиотека учебных материалов
по химии
http://himiya-video.com/ Видеоуроки по химии https://chem-ege.sdamgia.ru/ Решу ЕГЭ http://www.fipi.ru ФИПИ
Материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Для реализации Программы «Химия: теория и практика» необходимо создать систему учебного оборудования. Современные требования к системе учебного оборудования представлены в приказе Министерства образования и науки Российской федерации № 336 от 30.03.2016 года «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах российской федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных
организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»,
Примерные темы проектов:
- История получения и применение уксуса.
- Органические вещества – консерванты для пищевых продуктов.
- Технология молочнокислой закваски овощей.
- Исследование состава различных сортов сливочного масла.
- Изготовление масляных красок.
- Выбираем средство для мытья жирной посуды.
- Изготовление мыла ручной работы.
- Анализ различных сортов хозяйственного мыла.
- Исследование моющей способности мыла в отношении различных загрязнителей.
- Исследование качества мѐда.
- Как сохранить свежесть молока?
- Определение порога чувствительности реакции крахмала с йодом.
- Изучение зависимости появления (и исчезновения) сладкого привкуса картофеля от температуры.
- Исследование содержания аскорбиновой кислоты в различных соках.
- История хлебопечения.
- История чернил.
- Исследование содержания кофеина в различных марках чая и кофе.
- Изготовление темперных красок.
- Влияние этилового спирта на развитие растений.
- Получение и применение желатина.
- Разделение растительных пигментов зелѐного листа.
- Изготовление акварельных красок из растительных пигментов.
- Исследование химической стойкости пластмасс – упаковочных материалов для пищевых продуктов.
- Сомнения и триумф великого открытия.
- Амфоры, амфибии и… амфотерность.
- Водная оболочка планеты.
- Имеет ли вода память?
- Влажность воздуха и здоровье человека.
- Экологические проблемы химического производства.
- Химические вещества в повседневной жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Рабочая учебная программа по элективному учебному предмету «Химия в повседневной жизни человека»
Электив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3074921) учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 8 – 9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3075382) учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», треб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 8 – 9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Химия. Базовый уровень»для обучающихся 8 – 9 классов...