статья "Использование мультимедийных технологий на уроках
статья по химии

В статье  выделены  несколько направлений использования информационных технологий на уроках химии. При этом также учла, что эффективность восприятия химических знаний очень зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедиатехнологий в преподавании химии

Селиванова Татьяна Михайловна,

учитель химии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»

Данная работа  показывает возможные пути применения современных мультимедийных технологий в обучении химии. Особое внимание при этом уделено способам включения учащихся в урок, организации познавательной деятельности учащихся. Опыт может быть интересен учителям химии.

Сегодня компьютеры становятся непременным атрибутом нашей жизни, информационные технологии создают новые возможности получения человеком знаний. Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный,  кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.         Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицуруют процесс обучения и т.д.

Внедрение электронных средств учебного назначения  в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний.

Я выделила для себя несколько направлений использования информационных технологий на уроках химии. При этом также учла, что эффективность восприятия химических знаний очень зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учеников.

Первое направление – это программная поддержка курса.

• Моделирование химических явлений и процессов, особенно таких, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с помощью компьютера. Так, в этом направлении я использую анимации, например, по таким темам, как: «Строение атома», «Образование молекул», «Типы химической связи», «Полимеры.»

В этой работе принимают посильное участие и учащиеся, естественно, при направляющем и контролирующем действии учителя.

•  Моделирование на компьютере таких химических процессов, которые нельзя продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ или их токсичности.

Невозможны в кабинете химии лабораторные опыты и практические работы с взрывчатыми, дурно-пахнущими, горючими, ядовитыми веществами, хотя изучение химических свойств многих из них входит в школьную программу. Трудно также представить себе учащимся реальный химический промышленный технологический процесс, когда объяснение темы проводится учителем в виде лекции.

Реальную помощь при решении вышеназванных проблем дает использование готовых материалов учебных дисков. Так, по моему мнению, интерес представляют следующие электронные издания: «Химия (8-11класс). Виртуальная лаборатория», включающая более 150 химических опытов, «Химия для всех - 2000», «1С: Химия. Репетитор». Так, при изучении процесса переработки нефти (10 класс) используется «1C: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10-11 классы», где представлена виртуальная модель нефтеперерабатывающего завода.

Второе направление - контроль и оценка знаний.

Здесь компьютерные технологии незаменимы. Актуальная сейчас форма опроса учеников в виде тестов, предусматривала как использование готовых тестовых материалов и образовательных программ, так и создание своих собственных.

Третье направление - использование ресурсов Интернет.

Ресурсы Интернет учащимися используются для поиска информации, например, при подготовке к ЕГЭ, централизованному тестированию, при написании рефератов и подготовке научно-исследовательских работ.

Также учащиеся принимают активное участие в различных проектах по химии, что, несомненно, значительно расширяет их кругозор, способствует повышению интереса к предмету и, как следствие этого, происходит повышение уровня знаний по предмету.

Использование компьютерных технологий на уроках химии дает возможность:

• индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

• осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;

• визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса, зачастую скрытого в реальном мире;

• проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального химического эксперимента;

• организовать управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала;

• наладить межпредметную связь между химией и информатикой.

Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации. О правильности выбранного пути говорят возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими уроков химии, их успехи на олимпиадах, НПК и при поступлении в Вузы.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под редакцией Е.С.Полат, М., Академия, 2000.
  2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005, № 6
  3. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.
  4. Васильева П.Д., Кузнецова  Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003.

7. Платонова Т.И.Об использовании электронных презентаций. //Химия в  Школе, 2007, №9

8. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения.

Химия  в школе, 2008, №5

9. Нечитайлова Е.В. Информационные технологии, Химия в школе, 2005, №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Использование мультимедийных технологий на уроках.

Использование современных мультимедиа и гипермедиа - технологий в преподавании позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (му...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Обучение школьников навыкам компьютерных технологий протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, но и на уроках учителей-предметников. Существуют методы реализации т...

Статья "Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения мотивации обучающихся" - 2013 г.

Статья создана как выпускная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...

Использование мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной работе говорится о важности использования мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, о правильном применении мультимедийных  презентаций в учебном...

Применение мультимедийных технологий на уроках математики

материал используется для подготовки к урокам...