план урока 7 класс Физические и химические явления
план-конспект урока по химии (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_yavleniya_i_priznaki_reaktsiy.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока.
Авторы: Емельянова Г.В., Кириллова О.В.
Предметы: химия, физика
Тема: «Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки» или «Путешествие Незнайки в мир физических и химических явлений».
Класс: 7 «Б»
Учебник: Химия: Вводный курс. 7 класс: учебник/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. – 2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2015.- 159, [1]с.:
Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, экспериментальный.
Тип урока: урок – исследование, приобретение новых знаний.
Цель урока: совершенствовать умения отличать физические процессы от химических, выяснение признаков и условий протекания химических реакций, формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Задачи урока:
обучающие:
- закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
- содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;
развивающие:
- развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи;
- вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ;
- продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
- развивать способность к само- и взаимоконтролю.
воспитывающие:
- воспитывать культуру общения через работу в группах;
- формировать культуру монологической и диалоговой речи.
содействовать развитию мотивации к обучению, управлению своей учебной деятельностью;
Предметные результаты:
- Выявлять признаки, называть признаки химических реакций, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта.
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с текстом – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Метапредметные:
- Развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные:
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
- Проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, формировать экологическую культуру.
Средства обучения: ПК, мультимедийная презентация, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, листы контроля, задания для самостоятельной работы, мини проекты учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Наш урок необычен. Вместе с Незнайкой мы будем путешествовать в мире физических и химических явлений.
Перед вами стоят сразу два учителя: учитель физики и учитель химии. Это не случайно, ведь обе науки описывают процессы, происходящие в окружающем нас мире, с двух сторон. И сегодня на знакомые вам процессы мы предлагаем посмотреть глазами двух тесно связанных наук: физики и химии. Я надеюсь, что наше путешествие будет интересным и полезным для вас.
2.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. (7 мин)
Учитель физики предлагает продолжить стихотворение
В природе с момента ее зарожденья: (слайд 3)
Все время с телами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А главное самое уметь различать.
Проверим себя знаем ли мы о этих явлениях и их отличая друг от друга.
Завершите предложение (слайд 4)
Химия и физика–науки, помогающие познать тайны природы. Но этому надо учиться.
Сегодня к нам пришел Незнайка у него проблема в школе он не знает, как оформить и защитить проект. Ребята покажем Незнайке, как подготовить проект к защите.
Вы распределились на четыре группы.
В течение урока каждой группе предстоит составить мини проект и защитить его в конце. Урок состоит из пяти этапов, на столах лежат папки в которых находятся рабочие листы, которые вы должны заполнять в течение урока, и текст с описанием одного дня из жизни Незнайки.
Достаньте из папки лист заданий прочитайте задание №1, прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки»
Ваша задача - определить, какие явления физические или химические описаны в тексте. Выберите картинки и приклейте их на картинку Незнайка.
1,2 группа на листе где нарисован Незнайка приклейте картинки -физических явлений;
3,4 группа приклейте картинки - химических явлений.
Учитель химии.
— Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?
- Достаточно ли ваших знаний для этого?
- Какой главный отличительный признак химической реакции? (образование новых веществ)
- Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ, в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Как называются эти наглядные изменения признаки. (слайд)
- изменение цвета;
- выделение газа;
- появление запаха;
- образование осадка;
- выделение тепла и света
запишите перечисленные признаки себе на лист ватмана (цветными фломастерами)
- Какой главный признак химической реакции?
Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны
Реализация деятельностного метода путем создания проблемной ситуация.
Практическая работа
Для проекта Незнайка решил провести опыты, но не знает, где прошла химическая реакция, а где просто физическое явление.
Давайте вместе с Незнайкой проведем исследования.
- В ходе исследования вы будете выступать в роли юных химиков - экспериментаторов. Вам предстоит работать с реактивами. Вспомним правила ТБ, которые необходимо знать при работе с веществами.
- Проводя практическое исследование, не забывайте записывать свои наблюдения на листе и делать выводы.
- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?
- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Работают учащиеся в группах, но одни - с веществами доказывающими физические явления (плавление парафина, растворение сахара, соли, изменение формы); другие– с химическими реактивами (сода, мел, лимонная, уксусная кислоты, йод, картофель, молоко. ). После проведения опытов записывают в лист контроля полученные результаты.
Учитель физики. Незнайке дали для оформления проекта картинки и стихи с физическими, химическими явлениями, но пока он шел, растерял все листочки по дороге. Помогите Незнайке собрать листы в соответствии с заданием 4. Прочитайте в листе заданий.
По два представителя от группы соберите рисунки и стихи соответствующие:
1группа физические явления в картинках,
2 группа физические явления в стихах
3 группа химические явления в картинках.
4 группа химические явления в стихах.
- Молодцы, ребята! Вы помогли Незнайке собрать картинки, но у него возник вопрос, а зачем нужно знать явления физические и химические?
А, как вы думаете?
- Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими и физическими явлениями и наблюдать их в природе, быту, технике. Для этого приступаем к выполнению 5 задания.
Прочитайте задание №5. Стрелками соотнесите применение явлений в быту, технике, природе.
Вы очень хорошо потрудились и помогли Незнайке.
А сейчас вы должны оценить работу каждого участника вашей группы.
Пользуясь рекомендациями в виде листа - шаблона Представителям от каждой группы приготовится к защите проектов.
Рефлексия (2 мин)
- Вместе с Незнайкой вы научились работать с проектом, находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования, отстаивать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей в группе.
Без физических явлений и химических реакций невозможна жизнь. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
Продолжите предложение:
(Слайд 15)
1. Теперь я знаю, что …
2. Теперь я знаю, как …
3. Теперь я умею…
4. Меня удивило…
- В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество.
Дифференцированное домашние задание: (слайд 16)
Незнайке понравилось работать с проектом, и он решил продолжить. Но для работы еще нужна информация.
Соберите в конверт не достающую информацию.
Учащиеся выбирают домашнее задание по желанию:
- Примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей.
- Нарисуйте или подберите рисунки из книг журналов, которые бы иллюстрировали химические реакции в окружающем мире.
- Составить свой тест по изученной теме.
Один день из жизни Незнайки.
Незнайка решил, что он непременно должен быть полезен своим друзьям. Он проснулся к обеду за окном моросил мелкий дождик. Он зажег газ и поставил старый покрытый накипью чайник на плиту. А сам сел лепить из пластилина. Незнайка так увлеченно лепил маленьких человечков, что не заметил, как чайник закипел. Он все продолжал свое занятие, пока Шпунтик, сердито ворча, не убрал с плиты выкипевший чайник. Чай не получился. Незнайка вспомнил о булочках, которые приготовил Пончик открыл шкаф, но булочки были покрыты плесенью. Тогда Незнайка задумал приготовить кашу. Для этого достал из холодильника молоко и поставил его на стол. Делать ему больше ничего не хотелось, и он развлекал себя тем, что доставал кубики льда из холодильника и катал их по кухонному столу. Стол вскоре стал мокрым. А Незнайка, забыв о своем обещании, убежал гулять. Вернулся он поздно и вспомнил про молоко. Но в пакете на столе молоко стало кислым. Вот какой помощник!
Рабочий лист группы №1
Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков те, которые характеризуют физические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.
Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (фломастерами)
Задания 3. Практическая работа
- Какие опыты вы проводили и какие признаки наблюдали?
- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Задание 4. Каждая группа получает задание. Найдите картинки физических явлений. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это физические явления.
Задание 5. Стрелочками покажите, какие физические явления применяются в быту, а какие в природе. (это задание прикрепите к ватману)
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
В быту |
| В природе |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Рефлексия.
- Теперь я знаю, что …
2. Теперь я знаю, как …
3. Теперь я умею…
4. Меня удивило…
Рабочий лист группы №2
Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков те, которые характеризуют физические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.
Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (маркером)
Задание 3. Практическая работа
Задания для изучения химических явлений | Задания для изучения физических явлений |
Опыт №1. «Волшебная картошка» Крахмал в том или ином количестве имеется в большинстве продуктов, которые мы едим. Давайте вооружимся пипеткой и стаканчиком с иодной настойкой (разбавленной пополам кипяченой водой) и определим, есть ли крахмал в картофеле или хлебе. Инструкция: На срез картофеля нанесите одну каплю йодной настойки с помощью пипетки. Из хлеба сделайте мякиш и капните каплю разбавленной йодной настойки. Как узнать, где крахмала больше – в картофеле, хлебе? Наблюдения: При добавлении к крахмалу раствора йодной настойки наблюдаем изменение _____________. | Опыт №2 Растворение сахара. Растворите сахар в воде. Наблюдайте, что происходит с сахаром. Запишите свои наблюдения. Какое это явление?
|
- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?
- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Задание 4. Каждая группа получает задание. Выберите стихи известных поэтов о физических явлений. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это физические явления.
Задание 5. Стрелочками покажите, какие физические явления применяются в технике, а какие в повседневной жизни (это задание прикрепите к ватману)
Физические явления
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
В технике и производстве |
| В повседневной жизни |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Рефлексия.
- Теперь я знаю, что …
- Теперь я знаю, как …
3. Теперь я умею…
4. Меня удивило…
Рабочий лист группы №3
Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков те, которые характеризуют химические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.
Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (маркером)
Задания 3. Практическая работа
Задания для изучения химических явлений | Задания для изучения физических явлений |
Опыт №1. Вряд ли кто-то, намыливая руки, задумывается, как появилось мыло. А зря!!!!!!!! В том виде, в котором мы знаем мыло сейчас, оно появилось только в 8 веке нашей эры – его изобрели арабы. Долгое время мыло использовали лишь в лечебных целях Инструкция: Добавьте к жидкому мылу в пробирке каплю раствора фенолфталеина, определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление? Наблюдения: При добавлении к мылу раствора фенолфталеина наблюдаем изменение _____________. | Опыт №2 Деформация твердого тела Возьмите проволоку, намотайте ее на карандаш ( виток к витку). Уберите карандаш .Ответьте на вопросы: Изменились ли: а) объем ____________________ б) форма____________________ в) свойства _________________ Вывод: Это_________________ явление |
- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?
- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Задание 4. Каждая группа получает задание. Найдите картинки химических явлений. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это химические явления. Перечислите признаки химических реакций.
Задание 5. Стрелочками покажите, какие химические явления применяются в быту, а какие в природе это (задание прикрепите к ватману)
Химические явления
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
В быту |
| В природе |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Рефлексия.
1. Теперь я знаю, что …
2. Теперь я знаю, как …
3. Теперь я умею…
4. Меня удивило…
Рабочий лист группы №4
Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков те, которые характеризуют химические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.
Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (маркером)
Задания 3. Практическая работа
Задания для изучения химических явлений | Задания для изучения физических явлений |
Опыт №1 Большинство кислот находится в жидком агрегатном состоянии. Но есть кремниевая кислота, которая имеет твёрдое агрегатное состояние. Получить её можно из раствора силикатного клея, действуя на него сильной кислотой. Инструкция: В пробирку находится 10 мл силикатного клея (силикат натрия), добавьте 2-3 мл раствора соляной кислоты, перемешайте стеклянной палочкой. Наблюдения: При добавлении к силикатному клею кислоты наблюдаем выпадение ________________, ______________ цвета. | Опыт №1 Растворение соли. Растворите соли в воде. Наблюдайте, что происходит с солью. Запишите свои наблюдения. Какое это явление? 1.Растворяется ли соль в воде?_____________ 2.Теряет ли свой вкус соль________________ 3. Можно ли воду выпарить?______________ 3.Какое это явление? ______________________ |
- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?
- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Задание 4. Каждая группа получает задание. Выберите стихи известных поэтов о химических явлениях. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это химические явления.
Задание 5. Стрелочками покажите, какие химические явления применяются в технике, а какие в повседневной жизни (это задание прикрепите к ватману)
.
Химические явления
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
В технике и производстве |
| В повседневной жизни |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Рефлексия.
- Теперь я знаю, что …
2. Теперь я знаю, как …
3. Теперь я умею…
4. Меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Физические и химические явления"
Методическая разработка урока....
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...
Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)
Конспект урока представлен в форме технологической карты в свете требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...
Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"
Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"...
Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Физические и химические явления"
Урок открытия нового знания...
Урок химии "Физические и химические явления" 8 класс
Урок химии "Физические и химические явления" в 8 классе. Урок с с использованием местного материала. Проблемным вопросом к уроку является разрушение моста через реку Камелик. Через практичес...
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...