Периодический закон и система Д.И. Менделеева
опыты и эксперименты по химии (8 класс)
Внеклассное мероприятие "Периодический закон и система Д.И. Менделеева" познакомит учащихся с жизнью и деятельностью Д.И. Менделеева. Они совершат путешествие по периодической системе. Отгадают загадки, ребусы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_teme_d.i.mendeleev.docx | 148.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме:
«Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева».
Цели мероприятия:
образовательные:
- с помощью игровой формы проведения мероприятия закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме.
развивающие:
- развивать логические и аналитические способности мышления, умения быстро и четко высказывать свои мысли;
-формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
воспитательные:
-способствовать воспитанию сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-способствовать воспитанию положительного отношения и устойчивого интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, периодическая система, карточки со знаками химических элементов, конверты с названиями химических элементов, спиртовка, стеклянная палочка, химический стакан, тигельные щипцы. Реактивы: серная кислота, перманганат калия, этиловый спирт, сахарная пудра, фенолфталеин.
Ход мероприятия:
-презентация на тему «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»;
-« Что в имени тебе моем…» (Определить в честь кого или чего даны названия химическим элементам );
-химические загадки;
-математический фокус: «Загадай элемент» ( Проведя ряд математических операций определить загаданный элемент, дать ему характеристику, используя периодическую систему);
-юные лаборанты (показ учащимися занимательных опытов);
- «Заморочки из таблицы» (групповая работа учащихся с таблицей).
Ход мероприятия предполагает групповую работу учащихся, а также защиту индивидуальных самостоятельных работ таких, как презентация и выполнение практических опытов.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы собрались сегодня с вами, чтобы совершить путешествие в увлекательный мир химических элементов. В ходе этого путешествия каждый из вас сможет показать глубину своих знаний, проявить остроумие и находчивость. Пусть это мероприятие откроет для каждого из вас что-то новое и интересное, поможет расширить кругозор и повысить эрудицию. Итак мы начинаем…
Учащийся:
Мир сложен! Он полон событий, сомнений!
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как Чудо природы Является гений!
И в хаосе этом находит порядок…
Весь мир большой: Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари- Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри. Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит? Таблицу Менделеев строит.
Природа ищет Алфавит!
Презентация «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»
2. «Что в имени тебе моем…» Закон Д.И.Менделеева имеет графическое выражение в виде периодической системы. Основой периодической системы являются химические элементы. Элементы названы в честь небесных тел, заимствованы из мифологии, в честь государств и частей света или в честь великих ученых. Сейчас мы с вами попробуем определить откуда взяли свои имена химические элементы.
Каждая группа учащихся выбирает конверт с заданиями.
1 конверт - выбрать элементы, названные в честь ученых (слайд №1);
Химические элементы, названные в честь ученых:
- Кюрий-в честь супругов Кюри.
- Менделеевий- в честь Д.И.Менделеева.
- Резерфордий-в честь Эрнесте Резерфорда.
- Нобелий-в честь Альфреда Нобеля.
2 конверт – выбрать элементы, названные в честь стран ( слайд №2);
Химические элементы, названные в честь стран.
- Германий - в честь Германии.
- Рутений - в честь России.
- Франций - в честь Франции.
- Полоний - в честь Польши.
3 конверт – выбрать элементы, названные в честь планет (слайд №3);
Химические элементы, названные в честь планет.
- Уран - в честь планеты Уран.
- Плутоний - в честь планеты Плутон.
- Нептуний - в честь планеты Нептун.
- Гелий - в честь Солнца.
4 конверт – выбрать элементы, названные в честь мифологических героев (слайд №4)
Химические элементы, названные в честь мифологических героев.
- Титан - в честь детей богов титанов.
- Тантал - в честь царя, осужденного на вечные муки.
- Прометий - в честь Прометея, подарившего огонь людям.
- Селен - в честь богини луны Селены.
3. Химические загадки. А теперь проверим вашу смекалку и сообразительность. Попробуйте разгадать химические загадки.
( У каждой группы на столах карточки со знаками химических элементов, учащиеся, отгадав загадку, поднимают необходимую карточку).
1.В конце периода стоит,
В нем вода и та горит. (фтор)
2.Известно, что горит отлично
В нем сер, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает даже водород. (кислород)
3.Гость из космоса пришел,
И в воде приют нашел. (водород)
4.Он очень нужен всем растеньям,
И в удобреньях многих есть.
И спички без него не смогут,
Как не хотели бы, гореть. (фосфор)
5.Давно известно человеку,
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Известна в сплавах всем она. (медь)
6.Из меня состоит все живое:
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)
7.В технике сплавов нашел применение
Как стойкий и легкий металл
И наконец, в самолетостроении
Важное место занял. (алюминий)
4. Математический фокус. В древности химию называли алхимией, а людей, занимающихся, ею наделяли необычными знаниями и способностями. Сейчас я попробую вам доказать, что действительно все химики немного могут читать мысли на расстоянии.
( Учащиеся задумывают химический элемент и проводят с порядковым номером этого элемента вычисления по плану, находящемуся на столах, окончательный результат сообщают учителю, который отгадывает задуманный элемент).
План:
- Порядковый номер элемента удвоить.
- К произведению прибавить 5.
- Сумму умножить на 5.
Разгадка:
Кальций - №20 20*2=40 40+5=45 45*5=225
От 225 отбрасываем последнюю цифру и получаем 22. От полученного числа отнимаем 2, получаем 20. Это и есть номер задуманного элемента.
После того, как все элементы угаданы, учитель предлагает учащимся охарактеризовать эти элементы, используя таблицу Д.И.Менделеева.
5. Юные лаборанты. Химия невозможна без практического применения и сейчас наши юные лаборанты покажут, как можно использовать теоретические знания на практике.
Если ищешь новый яд
И рецепт взрывчатки,
Нужно надевать халат и еще перчатки.
Чтоб не стало никогда на душе нам пусто
Будем магии всегда постигать искусство.
Опыт №1: «Волшебная палочка»
а) В стакан со щелочью опускаем стеклянную палочку, смоченную фенолфталеином, раствор приобретает малиновую окраску.
б) К спиртовке подносим стеклянную палочку, смоченную раствором перманганата калия и концентрированной серной кислоты, спиртовка зажигается.
Опыт №2: «Секретные чернила»
На листке бумаги делаем надпись серной кислотой, бумагу подсушиваем и аккуратно подносим надпись к пламени спиртовки так, чтобы бумага не загорелась, надпись проявляется черным цветом.
Опыт №3: «Несгораемый платок»
Платок смочить водой, отжать, затем смочить спиртом, взять тигельными щипцами и поджечь. Спирт сгорает, а платок остается целым.
Опыт №4: «Эскимо в стакане»
Сахарную пудру насыпать в стакан, влить в него концентрированную серную кислоту и перемешать палочкой. Через 1-2минуты смесь потемнеет, вспенится в виде рыхлой массы и поднимется над краями стакана.
Учащиеся завершают показ опытов стихотворением:
Что химия – волшебница, Знают все на свете.
Ждут многого от химиков И взрослые и дети,
Но, чтоб волшебниками стать, Нужно очень много знать.
Запомни раз и навсегда: Не стоит слишком торопиться
Свершать опасные дела. Смешать две жидкости – прикольно,
Но если свойства их не знать, то будет очень даже больно
И инвалидом можно стать.
Мы вывод сделаем простой – Сначала думай головой.
Таблицу Менделеева учить Пора настала,
Химические формулы – они всему начало.
- Вступительное слово.
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета писал учебник для студентов…
Задумался невольно он: «Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути,
бросали. Мучило сомненье: «А можно ли закон найти?»
Мир состоит из Элементов. (В то время их знали шестьдесят).
А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он. «Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье. Был труд, надежда и терпенье,
и вера в то, что он найдет! Он так работал целый год.
Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй, но всё ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражён, лёг на диван и видит сон…
То кружились, то мелькали, то водили хоровод,
то взрывались, то пылали, то шипели, то сверкали,
то в покое пребывали: Алюминий, Натрий, Калий,
Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства, недалеко до беды.
Вдруг команда: — Стройся, войска! –
Стали строиться в ряды. По закону, по порядку элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне все похожие стоят!
- Приветствие команд.
- КВН
2. Конкурс «Кто быстрее?»
Какая команда назовет больше элементов, начинающихся на букву «а»?
Время – 2 мин.
(Ответ: азот, аргон, астат, актиний, алюминий, америций).
4. Конкурс «Не ошибись!»
Участвуют по одному человеку от команды. Учитель называет элемент, а ребята по очереди отвечают: металл или неметалл. Кто ответил неправильно – выбывает. Остается победитель, его команде – карточка.
(калий, кислород, алюминий, бор, медь, железо, неон, фосфор, углерод, водород, хлор, кальций, аргон, хром, мышьяк, магний, ртуть).
5. Конкурс капитанов.
1) Какие химические элементы названы в честь ученых? (Ответ: кюрий, менделевий, нобелий, фермий, борий, резерфордий, эйнштеиний)
2) Какие элементы названы в честь планет?
(Ответ: нептуний, уран, плутоний)
3) Какому металлу можно поставить в вину уничтожение целого племени?
(Ответ: золото)
4) Какие элементы названы в честь стан и континентов?
(Ответ: полоний, америций, франций, европий).
5) В названии какого элемента два слога и каждый означает название животного?
(Ответ: мышьяк)
6. Конкурс «Узнай меня?»
«Первый слог – предлог известный. Слог второй – трудней найти:
Часть его составят цифра, К ней добавьте букву «И».
Чтобы целое узнать, Нужно вам металл назвать».
(Ответ: натрий).
Я – газ, простое вещество, Двузначен номер мой.
А слог мой первый – божество, Река – вот слог второй.
(Ответ: радон).
Двенадцать пар – не забывай! У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край, Так учат в школе дети.
Если «СЕ» ко мне прибавить, Вмиг в металл я превращусь.
А к тому могу добавить – В I группе окажусь.
(Ответ: серебро).
Едва ли, знаете, свободным бывает этот элемент,
Скрывается от ваших взоров в стекле, песке и хрустале.
И без сомненья вы найдете его повсюду на земле.
(Ответ: кремний).
7) Конкурс «Разгадай ребусы».
Можно сделать кубик и на каждую грань наклеить ребус.
(Ответ: 1. Вольфрам. 2. Марганец. 3. Цинк. 4. Купрум. 5. Мышьяк. 6. Кремний. 7.Йод. 8. Дальтон. 9.Неон. 10. Натрий.)
4. Подведение итогов. Определяются победители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.
Обощающий урок по данной теме проводится в виде игры, с использованием элементов технологии педагогических мастерских....
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...
Обобщайщий урок- путешествие по теме "Значение Периодического закона и ПСХЭ Д.И. Менделеева".
Интерактивная доска SMART Notebook/...
Обобщайщий урок- путешествие по теме "Значение Периодического закона и ПСХЭ Д.И. Менделеева".
Интерактивная доска SMART Notebook/...
Строение атома. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева
Зачетный урок по химии 8 класс по типу "Вертушка" - педагогическая технология КСО...
Контрольная работа по теме «Периодический закон и система Д.И.Менделеева" 9 кл
проверка ЗУН по данной теме...
Разработка урока по химии к 150- летию открытия Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева
1 марта 2019 г. исполняется 150 лет со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закона.Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения....